Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Карлинская средняя школа имени им И.С. Полбина»
УТВЕРЖДАНА
приказом № …… от «……» ………. 2016 года
Директор
_____________ Р.Н. Горячев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 7 класса
коррекционная (7 вид)
срок реализации 2016 – 2017 учебный год
Разработчик программы Патрикеева Ольга Алексеевна,
учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
на МО учителей ___________ Зам.директора по УВР
протокол № 1 от «…..» августа 2016 г ___________
Руководитель _____/______________ «……» ………….. 2016 года
Введение
Рабочая программа по истории для 7-го класса коррекционного обучения 7 вида составлена на основе Федерального и национально-регионального компонентов государственного стандарта (основного) общего образования, Предлагаемая программа адаптирована к классам коррекционного обучения. Она выдерживает содержание предметных тем образовательного стандарта и выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Рабочая программа по истории для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», Примерной программы основного общего образования по истории для 6-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А.Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е.Барыкина «История России»
Программа предполагает использование учебников «История России. 7 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунов . - М.: Просвещение, 2015. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
Задачи курса истории 7 класса
Образовательные: познакомить обучающихся с хронологическими рамками и основными событиями Нового времени, особенностями социаль-но-экономического, политического, культурного развития народов России и других государств в данный период; охарактеризовать наиболее яркие лич-ности данной эпохи, показать их роль в истории и культуре.
Развивающие: формирование умения обучающихся сравнивать исто-рические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и разли-чия; умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений; умения анализировать материал, оп-ределять предпосылки, сущность и последовательность исторических явлений и событий.
Воспитательные: воспитание патриотизма, познавательного интереса к изучаемому материалу, культуре речи, мотивации к обучению.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.
Считаем целесообразным изучение истории России и всеобщей истории отдельным самостоятельным курсом, так как обучающиеся в большинстве имеют отклонения в развитии высших психических функций. Изучение интегрированным курсом вызывает у обучающихся трудности в усвоении исторического материала.
В программе также учтены различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра, использование информационно-коммуникативных техно-логий, Данный вид работы является наиболее эффективным при изучении нового материала, а также для выполнения пробелов в знаниях обучающихся с задержкой психического развития.
Данная программа рассчитана на 35 часа (из расчёта 1 учебный час в неделю), выделяемых на изучение истории в 7 классе КО индивидуального обучения в соответствии с примерным региональным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида, разработанным на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразова-тельных учреждений Российской Федерации.
Обращаем внимание на то, что курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Поэтому соотношение содержания материала определяется с учётом принципа преемственности основного и полного общего образования.
Рабочая программа охватывает период истории с начала XVI по конец XVIII веков. Основные содержательные линии рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух самостоятельных курсов – «История России» и «Всеобщая история».
Содержание курса
История нового времени
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Великие географические открытия и их последствия
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Света. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй.
Эпоха Возрождения
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства.
Реформация. Утверждение абсолютизма
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.
Первые буржуазные революции
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.
Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об- разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса истории 7 класса обучающиеся должны
знать:
хронологические рамки нового времени, даты важнейших событий, со-циальных выступлений отечественной и всеобщей истории;
имена крупнейших государственных деятелей России и мира, воена-чальников, учёных, представителей культуры в период с XVI по XVIII век;
основные достижения науки и культуры изучаемого материала;
уметь;
раскрывать смысл и значение основополагающих понятий курса;
читать историческую карту, показывать места важнейших событий, военных походов и компаний;
проводить поиск необходимой информации в учебнике и других и источниках, выделять главную мысль, идею в учебнике;
описывать положение и образ жизни основных сословий населения в России и Европе;
составлять описание памятников (орудий труда, жилых зданий, технических сооружений, произведений искусства);
излагать собственные суждения о причинах и последствиях событий нового времени;
сравнивать социально-экономическое развитие стран, результаты войн, крестьянских выступлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
передачи своих впечатлений об изученном материале, истории родного края в устных рассказах, рисунках, поделках;
выбора моделей поведения в общении со сверстниками и взрослыми.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов |
1 | Великие географические открытия. | 1ч |
2 | Великие географические открытия. | 1ч |
3 | Эпоха Возрождения. | 1ч |
4 | Эпоха Возрождения | 1ч |
5 | Реформация и контрреформация. | 1ч |
6 | Реформация и контрреформация. | 1ч |
7 | Реформация и контрреформация. | 1ч |
8 | Ранние буржуазные революции. | 1ч |
9 | Ранние буржуазные революции. | 1ч |
10 | Век Просвещения и перемен. | 1ч |
11 | Век Просвещения и перемен. | 1ч |
12 | Век Просвещения и перемен. | 1ч |
13 | Американский континент и государства Востока в новое время. | 1ч |
14 | Американский континент и государства Востока в новое время. | 1ч |
15 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI века. Формирование единых государств в Европе и России | 1ч |
16 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 1ч |
17 | . Внешняя политика России во второй половине XVI века. | 1ч |
18 | Российское общество в XVI веке.: "служилые" и "тяглые". | 1ч |
19 | Опричнина. | 1ч |
20 | Церковь и государство в XVI веке. | 1ч |
21 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке. | 1ч |
22 | Смута в Российском государстве | 1ч |
23 | Экономическое развитие России в XVII веке | 1ч |
24 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. | 1ч |
25 | Изменения в социальной структуре российского общества. | 1ч |
26 | Народные движения в XVII веке. | 1ч |
27 | Россия в системе международных отношений. | 1ч |
28 | "Под рукой" российского государя: вхождение Украины в состав России. | 1ч |
29 | Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол. | 1ч |
30 | Русские путешественники и первопроходцы XVII века. | 1ч |
31 | Культура народов России в XVII веке. | 1ч |
32 | Народы России в XVII веке. Сословный быт и картина мира русского человека. | 1ч |
33 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. | 1ч |
34 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. | 1ч |
35 | Обобщающий урок по теме «Россия в XVII веке» | 1ч |
| Итого35ч | 1ч |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Повторение | Словарь (основные понятия) | Коррекционная работа | Дата |
План | Факт |
|
1 | Всеобщая история.14ч Великие географические открытия. | | | Развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения | | |
2 | Великие географические открытия. | | Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. | Развитие памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. | | |
3 | Эпоха Возрождения. | | Возрождение. | Расширять лексический запас. | | |
4 | Эпоха Возрождения | | | | | |
5 | Реформация и контрреформация. | | Реформация | Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости | | |
6 | Реформация и контрреформация. | | Контрреформация | | | |
7 | Реформация и контрреформация. | | | | | |
8 | Ранние буржуазные революции. | | Революция. | Развивать связную речь. | | |
9 | Ранние буржуазные революции. | | Реформы | | | |
10 | Век Просвещения и перемен. | | | Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. | | |
11 | Век Просвещения и перемен. | | Просвещение | Развитие и коррекция внимания | | |
12 | Век Просвещения и перемен. | | | | | |
13 | Американский континент и государства Востока в новое время. | | Колония | Развитие и коррекция воображения; | | |
14 | Американский континент и государства Востока в новое время. | | | Развитие и коррекция речи | | |
15 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI века. Формирование единых государств в Европе и России | | Местничество. Челобитная. Самодержавие.. Земские соборы. Приказы. . Соборное уложение. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак. | | | |
16 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | | Избранная рада. Реформы. Сословно-представительная монархия | Развитие и коррекция мышления; | | |
17 | . Внешняя политика России во второй половине XVI века. | | Государев двор. | развитие зрительно-пространственных представлений по карте | | |
18 | Российское общество в XVI веке.: "служилые" и "тяглые". | | «Заповедные лета», «урочные лета». Крепостное право | | | |
19 | Опричнина. | | Опричнина. | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | | |
20 | Церковь и государство в XVI веке. | | | | | |
21 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке. | | | корригировать и развивать коммуникативные навыки | | |
22 | Смута в Российском государстве | | Самозванство. | Развитие и коррекция восприятия; | | |
23 | Экономическое развитие России в XVII веке | | Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка.. | корригировать навыки самостоятельной работы с учебником; | | |
24 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. | | | Развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения | | |
25 | Изменения в социальной структуре российского общества. | | | развивать кругозор и словарный запас учащихся; | | |
26 | Народные движения в XVII веке. | | | Развитие и коррекция памяти; | | |
27 | Россия в системе международных отношений. | | | развивать представления на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения; | | |
28 | "Под рукой" российского государя: вхождение Украины в состав России. | | Казачество, гетман. Засечная черта. | развивать творческое воображение, логическое мышление; | | |
29 | Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол. | | Старообрядчество. Раскол | обучение свободному изложению текста на основе алгоритма; | | |
30 | Русские путешественники и первопроходцы XVII века. | | | Развитие и коррекция восприятия; | | |
31 | Культура народов России в XVII веке. | | Парсуна. | развивать творческое воображение, логическое мышление | | |
32 | Народы России в XVII веке. Сословный быт и картина мира русского человека. | | | развитие мыслительных операций: логики, памяти | | |
33 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. | | | развитие зрительно-пространственных представлений (по карте и таблице); | | |
34 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. | | | | | |
35 | Обобщающий урок по теме «Россия в XVII веке» | | | | | |