СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для детей с ОВЗ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для детей с ОВЗ»









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемая рабочая программа по истории для 5класса построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. Рабочая программа по истории предполагает последовательное изучение «Введение в историю» и Историю «Древнего мира» предполагает детальное изучение истории, понимание ее процессов, различных точек зрения и трактовок. Программа по истории адаптирована для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения исторического учебного материала данными учащимися. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. УМК по истории для 5-х классов позволяет строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной образовательной программы по истории для учащихся с ОВЗ и интеллектуальными трудностями очевидна. Значимость её заключается в том, что она позволит в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории, где каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получит доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.

Основная цель - построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ и интеллектуальными трудностями в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и интеллектуальными трудностями в процесс обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Коррекционно – развивающие задачи курса «История»:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти, анализа и синтеза;

развитие временных представлений;

  • совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков;

  • совершенствование речевого развития;

  • развитие словесно - логического мышления;

  • развитие навыков самоконтроля и самооценки;

  • развитие оперативной памяти;

  • коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей;

  • выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику, а не только с ОВЗ и интеллектуальными трудностями, добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе;

  • предоставить каждому ребёнку с ОВЗ и интеллектуальными трудностями возможность включения в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

  • развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

  • развитие общеучебных умений и навыков.

Рабочая программа по истории рассчитана на учащихся, имеющих ОВЗ и интеллектуальными трудностями, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти. Учет особенностей таких учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь с жизнью. Для эффективного усвоения учащимися с ОВЗ и интеллектуальными трудностями учебного материала по истории для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе.

При составлении рабочей программы по истории учитывались следующие особенности детей: задержка школьных навыков,

- быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность;

- низкая произвольная регуляция;

- вербальный интеллектуальный показатель – низкий, невербальный – хорошая норма, общий интеллектуальный показатель – норма;

- нарушение запоминания и произвольного воспроизведения учебной информации; - невнимательность, неорганизованность, несформированность учебной деятельности; Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы, исключены из рассмотрения.

В ходе преподавания истории по адаптированной программе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

 планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

 решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

 ясного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;

 поиска информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО второго поколения и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа спланирована в соответствии с основными положениями системно – деятельностного подхода в обучении обществознания, конкретизирует содержание тем Стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Принцип работы с учащимися с ОВЗ и интеллектуальными трудностями по адаптированным программам - это речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4. 4. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Ключевская сош»

5. Учебного плана МБОУ «Ключевская сош» на 2020 -2021 учебный год.

6. Положения о рабочей программе по ФГОС НОО, ООО МБОУ «Ключевская сош»

7. Программы к учебнику «История древнего мира» издательства «Вентана – Граф»,

созданного авторским коллективом (Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э. В

Ванина Год издания -2014.)

8. Программы к учебнику «История» издательства «Вентана – Граф», созданного

автором А.Н. Майковым. Год издания - 2016 г.


Программа составлена и адаптирована для учащихся 5 класса Якунина Виктора и Ислюкова Дмитрия. Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 часа в неделю)


Цели и задачи:

Основной целью курса «Введения в историю» и «Истории Древнего мира» в 5 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии общества, государства и культуры в эпоху древнего мира, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно- ориентированной личности».

Эта общая цель определяет задачи курса:

  1. формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;

  2. овладение знаниями об особенностях развития человеческого обществ;

  3. воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

  4. развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;

  5. развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

  6. развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.



Планируемые результаты освоения курса



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».


Учащиеся с ОВЗ и интеллектуальными трудностями из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по истории в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционно - развивающая работа». В данном блоке указаны коррекционные задачи решаемые педагогом в процессе обучения, целью которых является на основе решения развивающих заданий развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного.

Для учащихся с ОВЗ и интеллектуальными трудностями характерны недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому при изучении обществознания требуется интенсивное интеллектуальное развитие на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся. Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

 обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

 урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

 адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

 одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

 использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

 формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

 взаимообучение, диалогические методики;

 оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.


Личностными результатами изучения курса истории в 5 классе являются:

 первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

 изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

 формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

 уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

 соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;

 следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

 обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога;

 расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

 формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;

 планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

 работать с учебной и дополнительной информацией;

 собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность с помощью педагога;

 использовать современные источники информации – на электронных носителях; находить информацию в индивидуальной информационной среде и Интернете (под руководством педагога);

 использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

 ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

 определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать;

 логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

 применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

 решать творческие задачи, представлять результаты в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности, а также в форме письменных работ;

 использовать ИКТ-технологии;

 планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать и контролировать качество выполнение работы;

 выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты работы;

 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

 определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

 применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

 установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии;

 составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

 определение и использование исторических понятий и терминов;

 использование сведений из исторической карты как источника информации;

 формирование представлений об историческом пути России и судьбах народов мира;

 описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, памятников культуры;

 использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе данного периода;

 высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

 поиск и анализ информации о событиях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

 сравнение различных исторических источников, выявление сходства и различия с помощью учителя;

 понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предществующих эпох, оценивание результатов жизнедеятельности;







Содержание курса

(17 часов)


Пропедевтический курс «История» - 9 часов

  1. Что изучает история.

История – наука о прошлом. Как работают историки. Геродот – «отец истории».

  1. Источники знаний о прошлом.

Как гибнут памятники старины. Исторические источники: вещественные источники, письменные источники. Архивы, музеи, библиотеки. Разновидности музеев.

Термины и понятия: истории, факт, событие. источники, архив, музей, библиотека.

  1. Измерение времени.

Хронология – наука о времени. Измеритель времени – год. Что называется датой. Точка отсчёта времени. Измерение времени по векам и тысячелетиям. Счёт лет от Рождества Христова.

4. Исторические карты.

Прошлое на карте. Легенда карты. План – карта. Карта – схема. Контурные карты. Значение исторических карт при изучении истории.

Термины и понятия: карта, схема, масштаб, план, картография , контурная карта

5. Археология – помощница истории.

Археология – помощница истории. Что изучает археология. Полевая разведка. Археологические раскопки. Археологические находки

6. Наука о народах – наука о прошлом

Наука изучающая жизнь народов в прошлом. Что изучает этнография. «Преданья старины глубокой..» История в песнях.

Термины и понятия: археология, раскопки, находки, этнос, этнография, мифы.

7. Знать своих предков – знать свою историю.

Что изучает родословие. Генеалогия. Из истории имени. Отчество – составная часть

родового имени. История в фамилиях.

8. Географические названия – свидетели прошлого.

Всё имеет своё название. Как возникают названия. Названия стран мира. Названия

населённых пунктов. Названия улиц.

Термины и понятия: родословная, генеалогия, имя, отчество, фамилия, топонимика.

9. О чём могут поведать герб, флаг, гимн.

Герб нашей страны. Герб нашей республики, нашего района, нашего посёлка. Из истории знамён. Флаг – символ независимости. Флаг России. Флаг Республики Бурятия. Флаг Заиграевского района. Песнь во славу Отечества. Из истории Гимна нашей страны. Гимн Республики Бурятия. Гимн Заиграевского района, гимн посёлка Татарский Ключ.

Термины и понятия: герб, флаг, гимн.


История Древнего мира - 8 часов


Раздел I. Первобытный мир. 1 час

Возникновение человека. Появление современного человека.

Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного человека. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Орудия каменного века. Присваивающее хозяйство: собирательство, охота, рыболовство. Значение охоты в жизни людей. Великое оледенение. Потепление на Земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота, лодки.

Термины и понятия: первобытные люди, человеческое стадо, «человек разумный».

способы охоты, гарпун, лук и стрелы, присваивающее хозяйство.

Зарождение искусства и религии первобытных людей. Человечество на пути к новому обществу.

Зарождение веры в сверхъестественные силы. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Связь между занятиями древних людей и их верованиями. Мифы. Первобытное искусство: наскальная живопись, скульптура. Признаки родовой общины. Племя. Переход от охоты к скотоводству. Первые одомашненные животные. Переход от собирательства к земледелию. Мотыжное земледелие. Изобретение плуга. Оседлый образ жизни. Ткачество. Гончарное дело. Возникновение ремесла. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Термины и понятия: искусство, религиозные верования, миф, соседская община, знать, вождь, старейшина, ремесло, бронзовый век, торговый обмен, неравенство.


Раздел II. Древний Восток. 3 часа

Образование государства в долине Нила. Религиозные верования в Древнем Египте.

Географическое положение и природа Египта. Разливы Нила. Труд земледельцев на берегах Нила. Папирус. Оросительные сооружения. Путь к объединению Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Религиозные верования египтян. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины.

Термины и понятия: речные цивилизации, дельта, государство, царь, папирус, культура, искусство, живопись, скульптура, иероглиф, астрономия, миф, боги, храм, жрецы.

Правитель Древнего Египта. Подданные фараона.

Фараон-повелитель Египта. Почитание фараона как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида фараона Хеопса – первое из семи чудес света. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Управление государством. Жизнь простого египтянина и вельможи. Быт, жилища, одежда, еда. Семья. Праздники и развлечения древних египтян. Египетские храмы и жрецы.

Термины и понятия: пирамиды, жрец, гробница, мумия, саркофаг, фараон, дамба, шадуф, налоги, повинности.

Повседневная жизнь древних египтян. . Культура Древнего Египта.

Жизнь простого египтянина и вельможи. Быт, жилища, одежда, еда. Семья. Праздники и развлечения. Искусство Древнего Египта. Рельеф. Архитектура. Религиозные верования египтян. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины.

Термины и понятия: семья, быт, праздники, культура, искусство, живопись, скульптура, иероглиф, астрономия, миф.

Древнее Междуречье.

Страна двух рек. Местоположение, природа, ландшафт. Земледельцы Шумера. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города-государства. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше Возвышение Вавилона и образование Вавилонского царства. Законы царя Хаммурапи -важнейший исторический источник. Понятие «закон». Представления о справедливости и порядке, установленного богами. Долговое рабство. Значение законов Хаммурапи.

Термины и понятия: Шумер, Аккад, зиккурат, клинопись, «Висячие сады Семирамиды», «Вавилонская башня», законы, Хаммурапи, Вавилон.

Индия и Китай в древности.

Жизнь в долине Ганга. Брахманизм и индийиские варны. Брахманизм и индийские варны. Легенда о Будде. Учение о ценности личных достоинств человека. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы.

Термины и понятия: джунгли, Инд, Ганг, варны, брахманизм, варны, буддизм.

Начало железного века в Китае. Расширение территории древне -китайской цивилизации. Объединение Китая. Первая Китайская империя, ее император Цинь Шихуан. Завоевания Цинь Шихуанди. Учение Конфуция. Великая Китайская стена и мир китайцев. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев (шелк, бумага, компас, фарфор и др.).

Термины и понятия: наместники, гунны, Великая Китайская стена, Великий шелковый путь.


Раздел III. Древняя Греция - 2 часа

Природа Греции и занятия древних греков. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены.

Природа и население Греции. Государство на Крите. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Троянская война (легенды и реальность). Вторжение дорийцев.

Термины и понятия: Крит, мифы, «нить Ариадны», «яблоко раздора».

Верования древних греков. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел.

Обожествление древними греками явлений природы. Боги Древней Греции. Герои греков. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла. Легендарный Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и Троянский конь. «Одиссея». Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе. Мораль поэмы.

Термины и понятия: мифы, боги, г.Олимп, олимпийские боги, сатиры, нимфы, герои, «авгиевы конюшни», Гомер, «ахиллесова пята», «Троянский конь».

Олимпийские игры. Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Священное перемирие. Виды состязаний. Знаменитые греческие атлеты. Олимпионики.

Термины и понятия: Олимпийские игры, г. Олимпия, атлеты.

при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.

Термины и понятия: македонская фаланга, филиппик, битва при Херонее, Коринфский съезд.


Раздел IV. Древний Рим – 2 часа

Древня Италия и начало города Рима. . Рим в эпоху царей.

Природные особенности и древние жители Италии. Занятия населения. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари. Римские цари. 509 год до н.э. – изгнание царя из Рима, установление республики в Риме.

Термины и понятия: римляне, латины, Палатинский холм, ликторы, сенат, народное собрание, патриции, плебеи, республика, ликторы, сенат, народное собрание, патриции, плебеи, республика.

Организация римской армии. Обычаи и традиции в римской армии. Римский военный лагерь. Поощрения и наказания в армии. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Карфагенский флот и наемная армия.

Рабство в Риме. Источники рабства. Положение рабов. Значение рабства для городского и сельского хозяйства. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Красс во главе римской армии. Расправа с восставшими. Спартак.





Тематическое планирование:


п/п

Название темы

(раздела)

Кол-во

часов

Кол-во

контрол.

работ

Дата

проведе-

ния

Планируемые

предметные

результаты


Пропедевтический курс «История» 9 часов


1


Что изучает история.


1




Показывать место истории в системе других научных знаний. Составлять устный рассказ о прошлом нашей страны. Высказывать и обосновывать свое суждение по вопросу о роли истории и человека в истории.


2


Источники знаний о прошлом.


1



Раскрывать значение терминов и понятий: Объяснять значение исторических источников при изучении истории-ческих событий. Давать сравнительную характеристику вещественным и письменным историческим источникам.


3


Измерение времени.


1




Объяснять значение дат при изучении истории.

Характеризовать современное летоисчис-ление. Сравнивать счёт лет до нашей эры и счёт лет нашей эры.


4


Исторические карты.


1




Устанавливать взаимосвязь историчесих событий с историической картой.

Объяснять легенду карты

Применять карту при характеристике историчес- кого события

Устанавливать различия между картой, планом и схемой Сравнивать карты разного масштаба


5


Археология – помощница истории.


1




Устанавливать связь между археологией и историей

Характеризовать науку археологию как помощ- ницу истории. Рассказы- вать о проведении раско-

пок


6








Наука о народах – наука о прошлом.







1




Составлять описание

внешнего вида, жилища, одежды различных народов

Раскрывать основные

достижения народов, их уклад жизни и вклад в мировую историю

Высказывать суждения о вкладе народов в мировую культуру.


7


Знать своих предков – знать свою историю.


1




Объяснять значение ге-неалогии при изучении истории Находить информацию о своём имени, отчестве и фамилии

Описывать свою родос-ловную Знать своих предков. Характеризовать различ-ные источники при изучении темы


8


Географические названия - свидетели прошлого



1




Составлять рассказы от имени жителя города. улицы.

9


О чём могут поведать герб, флаг, гимн.


1


1



Объяснять значение герба, флага и гимна Находить информацию о гербах городов Сравнивать гербы и флаги разных стран

Знать символы своей республики


10


Первобытная эпоха.


1




Показывать на карте места расселения древнейших людей. Составлять устный рассказ об условиях жизни, занятиях первобытных людей на основе текста учебника и иллюстратив- ного материала.Раскрывать значение терминов и понятий: первобытные люди, человеческое стадо, «человек разумный».


11


Древний Египет.


1



Используя карту, давать характеристику природных условий Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат и др.).

Устанавливать связь между занятиями людей и их положением в обществе.

Характеризовать устрой- ство государства в Древнем Египте, порядок управле- ния страной. Объяснять особенности власти фараона.


12


Древнее Междуречье.


1




Участвовать в обсуждении вопроса о достижениях Вавилона, используя названия «Висячие сады Семирамиды», «Вавилон- ская башня»


13


Индия и Китай в древности.


1




Показывать на карте расположение Циньской империи, раскрывать особенности управления страной.


14


Древняя Греция.


1




Показывать на истори-

ческой карте местополо- жение Древней Греции; исторические области: Аттика, Лаконика, Пело -понесс. Устанавливать на основе картографических сведений связь между природными условиями и образе жизни, занятиями людей населения Древней Греции.


15


Древняя Греция.


1




Объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Извлекать историческую информацию из текстов «Илиады» и «Одиссеи».

Рассказывать об основных героях и событиях поэмы «Илиада», «Одиссея».

Характеризовать афинскую демократию при Перикле.


16


Древний Рим.


1



Показывать на карте местоположение древней- ших государств на террито- рии Италии. Рассказывать о природных условиях и занятиях населения Древней Италии.

Характеризовать государс- твенный строй в Риме.

Рассказывать о воо- ружении и организации Римского войска Показы -вать на исторической карте походы Римской армии.


17


Древний Рим.


1




Описывать повседневную жизнь римлян. Составлять рассказ о структуре римс-кого общества. О борьбе патрициев и плебеев.

Объяснять особенности римской семьи и идеалы гражданина в Риме.

Описывать восстание рабов в Риме. Раскрывать причины, ход, результат восстания.





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!