СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для обучающихся 6х классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для обучающихся 6х классов»

Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»




Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

Руководитель ШМО

________________С. А. Попова

Протокол заседания ШМО

от «29» августа 2022 г. №____

Учитель_______Е.П. Холмова

Зам. директора по УВР

____________Л.В.Глухова

Курирующий замдиректора____________Л.В. Глухова

«___» августа2022 г.

Директор ЛГ МАОУ «СОШ №4»

_______________ Т.А.Панферова

Приказ от 31.08.2022 г. №161у







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по истории для 6 В,Г классов

на 2022-2023 учебный год




Количество часов: 68 (2ч. в неделю)

Составитель:Холмова Елена Павловна, учитель истории и обществознания






Рабочая программа составлена на основании программы курса История России. 6-10 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М. : Просвещение, 2020. Программы Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. М.: Просвещение, 2014.










г.Лангепас, 2022г.


Пояснительная записка

Нормативные документы. Рабочая программа по истории для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ;Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе; Основной образовательной программой основного общего образования ЛГ МАОУ «СОШ № 4»; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189),годовым календарным графиком на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа составленана основании программы курса «История России». 6—10 классы (основная школа) : учеб. пособиедля общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2020. — 128 с. (Оно ориентировано на работу с предметной линией учебников«История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—10 классы).Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. М.: Просвещение, 2014. – 144 с.

Количество учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком (2 часа в неделю). В случае перехода на дистанционную форму обучения будет использоватьсяZoom — платформа для проведения онлайн-занятий. 

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диало. Специфика учебного предмета.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно-развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

- личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Главная (сквозная) содержательная линия предмета — че­ловек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в истори­ческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение.

Знакомство обучающихся на уровне основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.

Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.

В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.

Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены сле­дующие ключевые аспекты данной деятельности:

- экономическая история России, развитие материально­го производства, эволюция трудовой и хозяйственной дея­тельности, изменение характера экономических отношений;

- социальная история России, формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

- политическая история России, зарождение и эволю­ция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;

- история внешней политики России, динамика стату­са страны в системе международных отношений; особенно­сти взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов;

- социокультурная история России, развитие и важней­шие особенности культуры многонационального российско­го народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение и творческое развитие традиционных ре­лигий народов России; вклад народов России в мировую куль­туру; история повседневной жизни и быта представителей раз­личных слоёв российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.Изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации. Отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Учебный предмет «История» способствуетразвитию способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма. У учащихся формируется умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Индивидуализация

Обучающиеся классов имеют средний уровень подготовки, есть и слабые дети , а также дети , включенные в инклюзивное пространство.Учитывая индивидуальные особенности классов, при повторении и закреплении материала, творческие задания давать детям по желанию. Для более слабых можно предлагать задания тестового характера и индивидуальные задания..

Учебно-методический комплекс.

Список основной литературы:

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение» 2013

2.Торкунов А.В., Арсентьев Н.М., Гареев М.А., Лазебникова А.Ю. История России.6 класс. / М.: «Просвещение» 2016

3.Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Стандарты второго поколения/М.: Просвещение, 2011. – 342 с.;

4.Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – 94 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение»,2011- стр.48;

6. Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией

А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы)., 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов,

О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. М.: Просвещение, 2016. – 77 с

Список дополнительной литературы:

1.Балязин В. ''Занимательная история России с древнейших времен до середины ХVI века» Первое сентября; М., 2007

2.Балязин В. ''Занимательная история России.  Середина ХVI – конец ХVII века''. Первое сентября; М., 2007

3.Балязин В. ''Занимательная история России.  1700 -1762 годы''. Первое сентября; М., 2007

4.Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012-43с.

5.Кадневский В.М. ''Тесты. История России с древнейших времен до конца Х V I I I века 6 -7 и 10 классы''. Дрофа; М., 2008

6.Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 320с.

7. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009

8..Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос -Пресс, 2008-272 с

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

Электронные пособия:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

  2. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

  3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». -  «Интерактивный мир». АО Коминфо.

  4. Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009

  5. Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2008

  6. Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»

  7. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».

8. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.     

9. «Интерактивный курс подготовки ЕГЭ. История»,  2007                       

10.Кадневский В. «История России. Тестовый комплекс», 2007

Интернет ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  3. http://museum.ru/  Портал «Музеи России».


Педагогический инструментарий.ИКТ- технология, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.

Формы учебных занятий. Делова игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, соревнование, решение проблемных задач, викторина, практикумы, дискуссия.

В целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатамиизучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результатыизучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект;

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результатыизучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Мо-

сковской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя

из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV н.XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси.

Расписание учебного времени:

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Всего по учебному плану

68


5

2

Количество часов в неделю

2



3

Запланировано на 1 четверть

16


1

4

Запланировано на 2 четверть

16


1

5

Запланировано на 3 четверть

21


1

6

Запланировано на 4 четверть

15


2

История Средних веков

пп

Название темы

(раздела, подраздела)

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Становление Средневековой Европы (VI – XI века)

5

3

Византийская империя и славяне в VI – XI в

2

4

Арабы в VI – IX веках

1

5

Феодалы и крестьяне

2

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3

7

Католическая церковь в XI – XIII века. Крестовые походы

2

8

Образование централизованных государств в Западной Европе

(XI –XV вв.)

4

9

Германия и Италия в XII – XV вв.

1

10

Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.

2

11

Культура Западной Европы в XI – XV вв.

2

12

Народы Азии, Америки в Средние века

2

13

Итоговое повторение

1


Итого:

28

История России

п/п

Раздел

Кол-во

часов

1

Наша Родина -Россия

1

2

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Русь в IX – первой половине XIIв

12

4

Русь в середине XII – начале XIII в.

7

5

Русские земли в середине XIII-XIV веках

9

6

Формирование единого Русского государства

5

7

Итоговое повторение

1


Итого:

40


Содержание учебного предмета.

История Средних веков

Введение (1 ч.)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VIXI века) (5 ч.)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники.

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VIXI в (2 ч.)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культурное наследие Византии.Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Раздел 3. Арабы в VIIX веках (1 ч.)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм.Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (3 ч.)

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Раздел 6. Католическая церковь в XIXIII века. Крестовые походы (2 ч.)

Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV вв.) (4 ч.)

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Кризис европейского сословного общества в XIVXV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера.Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Раздел 8. Германия и Италия в XIIXV вв. (1 ч)

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV – XV вв.

Раздел 9. Славянские государства и Византия в XIVXV вв. (2 ч.)

Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Раздел 10. Культура Западной Европы в XIXV вв. (2 ч.)

Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Раздел 11. Народы Азии, Америки в Средние века (2 ч.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сунн. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Повторение (1 ч.)


История России.

Введение (1ч.).Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности(5ч)

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования

Раздел 2. Русь в конце IX – первой половине XII в. (12 ч.)

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство.Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Раздел 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (7 ч.)

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Раздел 4. Русские земли в середине XIII - XIV в.(9 ч.)

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство.Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Раздел 5. Формирование единого Русского государства в XV веке. (5 ч.)

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство.Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Итоговое повторение(1ч.)



Информационно-творческие проекты.

1.Археологические находки-свидетели истории.

2.История городов Древней Руси.

3.Грозило ли ордынское владычество странам Западной Европы?

4.Герои российской истории: Князь Александр Невский на перекрёстке мнений.

5.Иван Калита; оправдывает ли цель средства.

6.Загадка герба России.

7.Иван III- создатель Российского государства.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:

1. Определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету.

2. Установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

3. Осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов.
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания.

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)


1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предл и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ

распадается на отдельные

фрагменты или

фразы


2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство

важных фактов отсутствует,

выводов нет; факты

не соответствуют проблеме, нет их сопоставления; неумение

выделить

ключевую

проблему и задать вопрос даже с помощью учителя;

нет понимания противоречий


3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический

материал, между

ними нет

соответствия


4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактич. ошибки; детали подразд-ся на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподоб., вымышленные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать

детали, даже если

они

подсказываются учителем; факты и мнения

смешиваются и

нет понимания их разницы


5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но другие упускаются; опред-ся не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстеп. понятия; определ-ся, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение

выделить понятия,

нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-след. связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-сл.

связи даже при наводящих вопр.,

нарушения последоват-ности


Система оценки достижений учащихся:

Оценка «5»  - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4»  - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3»  - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Критерии оценки работы на уроке:

1.Активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами; 2. Активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя; 3. Неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя балл; 4. Полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

1.Глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью бал;

2.Привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

3.Выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

4.Полное отсутствие работы - отметка «2»

Формы проверки степени сформированности УУД учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки учащихся сформированности УУД учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт. Домашние задания, указанные ниже, в разделе «Тематическое планирование», могут варьироваться учителем в зависимости от уровня подготовки конкретного ученика или группы учащихся, могут дополняться творческими и проектными заданиями, перспективными заданиями для отдельных учеников, групп или всего класса

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы.


Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории


% выполнения

0-27

28-52


53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5



Минимальное количество – 10 слайдов

10



Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15



Вставка графиков и таблиц

10



Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



Слайды представлены в логической последовательности

5



Красивое оформление презентации

10



Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90





Календарно-тематическое планирование


урока

Класс

Наименование разделов и тем


Формы организации учебных занятий

Домашнее задание

план

факт

1



Что изучает история Средних веков.

изучение нового материала

Введение

с. 5-11

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов)

2



Входная контрольная работа.Образование варварских королевств.

изучение нового материала

§ 1

3



Христианская церковь в раннее Средневековье.

ком­бинированный


§ 2

4



Возникновение и распад империи Карла Великого.

комбинированный

§ 3



5



Феодальная раздробленность.

комбинированный

§4

6



Англия в раннее средневековье

комбинированный

§ 5

Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕVI -XI (2 часа)


7



Византийская империя при Юстиниане.

.Культура Византии

комбинированный

§6

§7


8



Образование славянских государств.

изучение нового материала

§8

Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (1 часа)

9



Возникновение ислама. Арабский ха­лифат и его распад. Культура стран халифата

комбинированный

§ 9


§ 10


Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)

10



Средневеко­вая деревня и ее обитатели..

комбинированный

§ 11

11



В рыцарском замке


комбинированный

§ 12

Глава V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД в Западной и Центральной Европе (3 часа)

12



Формирование средневековых городов.

комбинированный

§ 13

13



Торговля в средние века.

комбинированный

§ 14

14



Горожане и их образ жизни

комбинированный

§ 15

Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в XIXIII века. Крестовые походы(2 часа)

15



Могущество папской власти

комбинированный

§ 16

16



Крестовые походы

изучение нового материала

§ 17

Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (4 часов)


17



Как происходило объединение Франции

комбинированный

§ 18

18



Что англичане считают нача­лом своих свобод. Столетняя война.

комбинированный

§ 19

§ 20

19



Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии

комбинированный

§ 21

20



Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове Государства, оставшиеся раздробленными.

изучение нового материала

§ 22




§ 23

Глава VIII. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)

21



Гуситское движение в Чехии

комбинированный

§ 24

22



Завоевание турками- османами Бал­канского по­луострова

изучение нового материала

§ 25

Глава IXКУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (3 часа)

23



Образование и философия,

изучение нового материала

§ 26

24



Средневековая литература и искусство


§ 27,28

25



Культура Ран­него Возрож­дения. Науч­ные открытия и изобретения


комбинированный

§ 29

§ 30

Глава X. НАРОДЫ АЗИИ ,АМЕРИКИ и Африки в СРЕДНИЕ ВЕКА (2 часа)


26

27



Средневековая Азия :Китай,Индия,Япония

изучение нового материала

§ 31

§ 32

28



Итоговое повторение по курсу «Средние ве­ка»

примене­ние знаний и умений, урок-турнир

Подготов­ка к к/р


История России (40 ч)


29



Наша Родина - Россия

Урок изучения нового материала

введение

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов)

30



Древние люди и их стоянки на территории современной Росси.

Комбинированный урок

§ 1


31



Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Урок изучения нового материала

с. 15-19

32



Образование первых государств

Комбинированный урок

§ 2


33



Восточные славяне и их соседи

Урок изучения нового материала

§ 3


34



Повторение

Комбинированный урок

Записи в тетради

Глава 2. Тема 2. Русь в IX – первой половине XIIв (12 часов)

35



Первые известия о Руси.

Урок усвоения новых знаний

§ 4

36

37



Становление Древнерусского государства

Комбинированный урок

§ 5

38



Правление князя Владимира. Крещение Руси

Применение знаний и умений

§ 6

39



Русское государство при Ярославе Мудром

Урок изучения нового материала

§ 7

40



Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Комбинированный

§ 8

41



Общественный строй и церковная организация на Руси

Комбинированный

§ 9

42-43



Культурное пространство Европы и культура Руси

Комбинированный

§ 10

44-45



Повседневная жизнь населения

Комбинированный

§ 11

46



Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок

Урок систематизации и обобщения


Глава 3. Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (7 часов)

47

48



Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Урок усвоения новых знаний

§ 12

49



Владимиро-Суздальское княжество

Урок усвоения новых знаний

§ 13

50



Новгородская республика

Урок изучения нового материала

§ 14

51

52



Южные и юго-западные русские княжества

Комбинированный урок

С.123-128

53



Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

Обобщающее повторение

Повт. 114-130

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (9 часов)

54



Монгольская империя и изменение политической картины мира

Комбинированный урок

§ 15

55



Батыево нашествие на Русь

Комбинированный урок

§ 16

56



Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Комбинированный урок

§ 17

57



Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Комбинированный урок

§ 18

58



Литовское государство и Русь

Комбинированный

§ 19

59



Усиление Московского княжества

Комбинированный урок

§ 20

60



Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Комбинированный урок

§ 21

61



Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVвв

Комбинированный урок

§ 22

62



Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIVвв» .Итоговая контрольная работа за курс История России 6 кл.

Урок применения знаний и умений

Повторение стр.

Тема 5. Формирование единого Русского государства (5 часов)

63



Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Урок усвоения новых знаний

§ 23

64



Московское княжество в первой половине XV в.

Комбинированный урок

§ 24

65



Распад Золотой Орды и его последствия.

Комбинированный

§ 25

66



Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Комбинированный

§ 26-27

67

68



Информационно-творческие проекты.

Урок комплексного применения знаний и умений




Образовательные события

Урока. дата

Тема

Корректировка

Причины

Обоснование

(№ приказа)


















Корректировка программы.

Урока. дата

Тема

Корректировка

Причины

Обоснование

(№ приказа)





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!