Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по истории (2010), приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253", авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С. Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2017.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах, в 5 классе по 1 час в неделю 34 часа.
Раздел 1. Планируемые результаты обучения истории в 5 классе.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Раздел 2. Содержание предмета.
Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества- часть Всемирной истории.
Всеобщая история .
История Древнего мира
Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства
Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.
Древняя Греция. Легенды о людях и богах Полис - город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.
Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
Раздел 3.Тематическое планирование
учитель Никитина А.В.
кол-во часов за год: всего 34 час, в неделю 1час. Письменных работ: 3
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по истории (2010), авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С. Учебники: Учебник Годер Г.И., Вигасин История Древнего мира. учебник для 5 класса: учеб. для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2017.
Всеобщая история. История Древнего мира 34 часа
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего час | Контрольные работы | Количество планируемых самостоятельных работ |
|
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия | 4 | | |
| Раздел 2. Древний Восток | 10 | 1 | |
| Раздел 3. Древняя Греция | 10 | | 1 |
| Раздел 4. Древний Рим | 10 | 1 | |
Итого 34 2 1 |
|
Раздел 4.Календарно-тематическое планирование
учитель Никитина А.В.
кол-во часов за год: всего 34 час, в неделю 1час. Письменных работ: 3
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по истории (2010), авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С. Учебники: Учебник Годер Г.И., Вигасин История Древнего мира. учебник для 5 класса: учеб. для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2017.
№ | Наименование разделов и тем | Дата план | Фактическая дата | Примечание |
История Древнего мира 34 ч. |
Раздел I. Введение. Глава I-III. Жизнь первобытных людей и их открытия 4ч. |
| Первобытные охотники и собиратели | 02.09 | | |
| Первобытные земледельцы и скотоводы | 09.09 | | |
| Счет лет в истории. | 17.09 | | |
| Повторение и обобщение: Жизнь первобытных людей. | 24.09 | | |
Раздел II. Древний Восток 10 ч. |
Глава IV. Древний Египет 3ч. |
| Государство на берегах Нила. Занятия египтян. | 01.10 | | |
| Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараона. | 08.10 | | |
| Культура, искусство, религия древнего Египта. | 15.10 | | |
Глава V. Западная Азия в древности. 4 ч. |
| Древнее Двуречье. Вавилон. Финикия. | 22.10 | | |
| Библейские сказания. Древнееврейское царство. | 29.10 | | |
| Ассирийская держава. Персидская держава. | 12.11 | | |
| Повторение и обобщение. Защита инфомационно-творческих проектов. | 19.11 | | |
Глава VI. Индия и Китай в древности. 3 часа. |
| Древняя Индия: природа, люди. Индийские касты. | 26.11 | | |
| Древний Китай: учение Конфуция. Первый властитель Китая. | 03.12 | | |
| Повторение и обобщение. Контрольная работа по разделам I-II. | 10.12 | | |
Раздел III. Древняя Греция. 10 ч. |
Глава VII. Древнейшая Греция. 3 ч. |
| Греки и критяне. Микены и Троя. | 17.12 | | |
| Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». | 24.12 | | |
| Религия древних греков. | | | |
Глава VIII. Полисы Греции. Борьба с персидским нашествием. 3 часа. |
| Зарождение демократии. Афины. Спарта. | | | |
| Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | | | |
| Греко-персидские войны. | | | |
Глава IX. Возвышение Афин и расцвет демократии. 2 ч. |
| Город Афины. Порт Пирей. | | | |
| Афинская школа и театр. Демократия в правление Перикла. | | | |
Глава X. Македонские завоевания. Эпоха эллинизма. 2 ч. |
| Завоевание Греции Македонией. Походы Александра Македонского. | | | |
| Защита информационно-творческих проектов. Письменная работа. | | | |
Раздел IV. Древний Рим. 10 час. |
Глава XI. Рим от его возникновения до установления господства над Италией. 2 ч. |
| Основание Рима. Завоевание Италии. | | | |
| Устройство римской республики. | | | |
Глава XII. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 1 ч. |
| Пунические войны. Установление римского господства в Средиземноморье. Рабство. | | | |
Глава XIII. Гражданские войны в Риме. 3 ч. |
| Земельный закон братьев Гракхов. | | | |
| Восстание Спартака. | | | |
| Единовластие Цезаря. Установление империи. | | | |
Глава XIV. Римская империя в первые века нашей эры. 2 ч. |
| Соседи римской империи. Император Нерон. Первые христиане. | | | |
| Расцвет империи. Граждане Рима. | | | |
Глава XV. Разгром Рима германцами. Падения Западной римской империи. 2 ч. |
| Император Константин Великий. Взятие Рима варварами. | | | |
| Повторение и обобщение. Письменная работа. | | | |