ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по истории для 7 класса создана на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29/12/2012 №273-ФЗ;
2.САНПиН 2.4.2 №2821-10 зарегистрированные в Министерстве России 29.12.2010г. регистрационный номер №189;
4.Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования,Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010г. №1897;
5.Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализции имеющих государственную аккредитацию образоваельных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 15 от 26.01.2017 г
6. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО второго поколения примерной программы основного общего образования по по истории: И.Л. Андреев и И.Н. Федоров. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений. изд. – М.:ДРОФА, 2018 и Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2017.
7.Авторского тематического планирования учебного материала.
8.Учебного плана МБОУ Спиридоновобудской ООШ на 2018-2019 уч.г.
На историю России отводится 41 час, а на историю Нового времени -29 часов.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв.
и истории России с XVI по XVIII вв. учащимися 7 класса.
Цели: учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.
Задачи:
- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы.
Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с примерной программой, в том, что она составлена в соответствии со структурой учебника, предполагает проведение повторительно-обобщающих уроков по четвертям.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 29 часов и на историю России – 41 часа. В рабочей программе сокращены темы 3 и 5 в части 1 за счет блочной выдачи материала.
В Рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы (при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана), видеометод. Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.
Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год:
Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2017.
И.Л. Андреев и И.Н. Федоров. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений. изд. – М.:ДРОФА, 2018
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы: в разработках уроков используются различные методики проведения уроков с учетом возрастных особенностей учащихся; большое внимание уделено системе работы по формированию сложных понятий, самостоятельной работе учащихся; контрольные задания, разноуровневые тесты, разнообразные кроссворды помогают оперативно осуществлять проверку знаний учащихся; материал подобран таким образом, чтобы учитель мог дифференцированно выбрать соответствующие задания с учетом уровня подготовленности учащихся.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования имеет следующие особенности:
- знакомство со спецификой культур изучаемых стран используется для формирования толерантного отношения обучающихся к другим народам, адекватного восприятия поликультурной картины мира;
- при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности учащихся.
Планируемые результаты освоения курса «История Нового времени»
Личностные результаты:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• формирование и развитие компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, реализации собственного лидерского потенциала;
• способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• формирование и развитие основ художественной культуры, эстетическое, эмоциональноценностное видение окружающего мира.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные УУД— формирование и развитие навыков и умений:
• сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
•делать сравнение, систематизировать, выявлять признаки, особенности;
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки выполнения заданий; • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
2) познавательные УУД формирование и развитие навыков и умений:
•устанавливать причинноследственные связи;
• строить логические рассуждения, умозаключения;
• сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• работать с электронными поисковыми системами, словарями;
• развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
3) коммуникативные УУД формирование и развитие навыков и умений:
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• организовывать учебное взаимодействие в группе;
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач, с помощью средств И КТ;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
Предметные результаты.
Изучая Историю Нового времени учащиеся научатся:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социальноэкономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний,
колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественныхценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействиймежду народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Учащиеся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Контроль уровня обученности: (7кл.)
Контрольно-обобщающий -5 Итоговая контрольная работа -1
Дополнительная литература:
Для учителя:
Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. М., 1999.
Емельян Пугачёв на следствии. Сборник документов и материалов. М., 1997.
Еремян В. В. , Фёдоров М. В. История местного самоуправления в России. М., 1999.
Для ученика:
Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997.
Соловьёв С .А. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
Учебно – методическое обеспечение:
Для учащихся:
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина Новая история 1500 – 1800. 7 кл. – М., «Просвещение» 2018.
2. И.Л. Андреев и И.Н. Федоров. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений. изд. – М.:ДРОФА, 2018
3. Атлас по Новой истории + контурная карта. Рабочая тетрадь
Для учителя:
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина Новая история 1500 – 1800. 7 кл. – М., «Просвещение» 2008.
Н. С. Кочетов Поурочные планы по учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной. 7 кл. - Волгоград «Учитель» 2006.
Атлас по Новой истории + контурная карта.
Мультимедийные пособия.
Энциклопедии и справочники.
Контроль уровня обученности:
Контрольная работа «Первый период Нового времени»-1; Практикум «Высокое Возрождение»-1; Итоговая контрольная работа – 1 час
Содержание курса. (7кл.) Россия
Введение (1час) Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй.
Раздел 1. Смута (5часов)
Смутное время. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Смута на Брянщине.
Раздел 2. Россия в XVIIв. (9часов)
Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Фёдорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине 17 века. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649г. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движение второй половины 17 века. Медный бунт. Восстание С. Разина.
Основные направления внешней политики России во второй половине 17 века. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине 17 века.
Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве 17в. Московское барокко. Парсуна.
Брянский край в 17в.
Раздел 3. Россия при Петре Первом. (9часов)
Предпосылки реформ первой четверти 18в. Стрелецкие восстания.
Воцарение Петра Первого. Создание флота и регулярной армии. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.
Раздел 4. Россия в 1725-1762гг. ( 6 часов)
Причины дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне.
Брянский край в первой половине 18в.
Раздел 5. Россия в 1762-1801гг. (10часов)
Екатерина II. Просвещённый абсолютизм. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины 18в. Е. Пугачёв.
Павел1. Указ о наследовании престола. Манифест о трёхдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца 18в. И присоединение Крыма. Разделы Польши. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуре.
Наш край во второй половине 18в.
Итоговая контрольная работа (1час)
Содержание курса. (7 кл.) Новая история
Раздел 1. Европа и мир в начале Нового времени. (12 часов)
Понятие «Новая история», хронологические рамки Нового времени.
Путешествия Васка Да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Начало создания колониальных империй.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наёмные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола.
Европейские государства в 16-17 вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции.
Тридцатилетняя война и Вестфальский мир.
Раздел 2. Ранние буржуазные революции. (5часов)
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов.
Английская революция середины 17 века. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии. «Славная революция».
Раздел 3. Эпоха Возрождения. (8 часов).
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. Английское Просвещение. Французское Просвещение. Художественная культура 17-18 вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещённый абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в 18 веке.
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Конституция 1787г.
Кризис абсолютизма во Франции. Великая Французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «Жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт.
Раздел 4. Колониальный период в Латинской Америке. (1 час)
Складывание латиноамериканского общества.
Раздел 5. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (2 часа)
Османская империя. Индия. Китай. Япония.
Итоговая контрольная работа (1 час)
Учебно-тематический план 7 класс (41 час)
№ п/н | Раздел | Тема раздела | Количество часов | Изучение нового | Контроль |
1. | | Вводный урок | 1 | 1 | |
| Создание Московского государства | | 11 | 10 | 1 |
2 | Василий 3 и его время | 2 | | |
3 | Русское государство и общество: трудности роста | 1 | | |
4 | Начало реформ. Избранная рада | 1 | | |
5 | Строительство царства | 2 | | |
6 | Внешняя политика Ивана 4 | 1 | | |
7 | Опричнина. Итоги правления Ивана 4 | 2 | | |
8 | Русская культура | 1 | | |
9 | Контрольно- обобщающий урок | 1 | | |
| Смута в России | | 5 | 4 | 1 |
10 | | Кризис власти на рубеже веков | 1 | | |
11 | | Начало Смуты. Самозванец на престоле. | 1 | | |
12 | | разгар Смуты. Власть и народ | 1 | | |
13 | | Окончание Смуты. Новая династия. | 1 | | |
14 | | Контрольно- обобщающий урок | 1 | | |
| «Богатырский век» | | 5 | 4 | 1 |
15 | | Социально-экономическое развитие России в 17 веке | 1 | | |
16 | | Сословие в 17 веке.: «верхи» общества | 1 | | |
17 | | Сословие в 17 веке.: «низы» общества | 1 | | |
18 | | Государственное устройство России | 1 | | |
19 | | Контрольно- обобщающий урок | 1 | | |
| «Бунташный век» | | 6 | 5 | 1 |
20 | | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | 1 | | |
21 | | Формирование абсолютизма | 1 | | |
22 | | Церковный раскол | 2 | | |
23 | | Народный ответ | 1 | | |
24 | | Контрольно- обобщающий урок | 1 | | |
| Россия на новых рубежах | | 3 | | |
25 | | Внешняя политика России в 17 веке | 2 | | |
26 | | Освоение сибири и Дальнего востока | 1 | | |
27 | | Контрольно- обобщающий урок | 1 | | |
| В канун великих реформ | | 5 | 4 | 1 |
28 | | Политика Федора Алексеевича Романова | 1 | | |
29 | | Борьба за власть в конце 17 века | 1 | | |
30 | | Культура России в 17 веке | 1 | | |
31 | | Мир человека в 17 веке | 1 | | |
32 | | Контрольно- обобщающий урок | 1 | | |
| Заключительные уроки | | 4 | 3 | 1 |
33 | | Контрольно- обобщающие уроки | 2 | | |
34 | | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
35 | | Заключительный урок | 1 | | |
| | Всего: | 41 | | |
Учебно-тематический 7 класс(29 часов)
№ п/н | Раздел | Тема раздела | Количество часов | Изучение нового | Контроль |
| Введение. Европа и мир в начале нового времени | | 12 | 12 | |
1 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | | |
2 | Великие географические открытия и их последствия | 1 | | |
3 | Усиление королевской власти вXVI- XVIIвв. | 1 | | |
4 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | | |
5 | Новые ценности преобразуют общество | 1 | | |
6 | Повседневная жизнь | 1 | | |
7 | Высокое Возрождение | 1 | | |
8 | Рождение новой европейской науки | 1 | | |
9 | Начало Реформации в Европе | 1 | | |
10 | Распространение Реформации в Европе | 1 | | |
11 | Королевская власть и Реформация | 1 | | |
12 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | | |
| Ранние буржуазные революции. Международные отношения | | 5 | 4 | 1 |
13 | Нидерландская революция | 1 | | |
14 | Парламент против короля. Начало революции в Англии | 1 | | |
15 | Революция в Англии. Путь к парламентской республике | 1 | | |
16 | Международные отношения в XVI-XVIIвв. | 1 | | |
17 | Контрольно-обобщающий урок. Первый период Нового времени | 1 | | |
| | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 8 | 8 | |
18 | Век Просвещения. Стремление к царству разума. | 1 | | |
19 | Художественная культура Европы эпохи Просвещения | 1 | | |
20 | Промышленный переворот в Англии | 1 | | |
21 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | | |
22 | Война за независимость. Создание США | 1 | | |
23 | Причины и начало Великой Французской революции | 1 | | |
24 | От монархии к республике | 1 | | |
25 | | От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта | 1 | | |
| Колониальный период в Латинской Америке | | 1 | 1 | |
26 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание Латиноамериканского общества | 1 | | |
| Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | | 2 | 2 | |
27 | Государства Востока в раннее Новое время | 1 | | |
28 | Государства Востока. Начало европейской колонизации | 1 | | |
29 | | Итоговая контрольная работа. « Мир в первый период Нового времени» | 1 | | |
Всего | | | 29 | | |
Календарно-тематическое планирование по курсу «История Нового времени» 7 класс (30 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока планируемая/фактическая. |
1 | От средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к мировому океану. | 1 | 12.02 | |
2 | Великие географические открытия и их последствия. | 1 | 13.02 | |
3 | Усиление королевской власти в 16-17 веках | 1 | 19.02 | |
4 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | 20.02 | |
5 | Новые ценности преобразуют общество | 1 | 26.02 | |
6 | Повседневная жизнь | 1 | 27.02 | |
7 | Высокое Возрождение | 1 | 05.03 | |
8 | Рождение новой европейской науки | 1 | 06.03 | |
9 | Начало Реформации в Европе | 1 | 12.03 | |
10 | Распространение Реформации в Европе. | 1 | 13.03 | |
11 | Королевская власть и Реформация. | 1 | 19.03 | |
12 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | 20.03 | |
13 | Нидерландская революция | 1 | 02.04 | |
14 | Парламент против короля. Начало революции в Англии. | 1 | 03.04 | |
15 | Революция в Англии. Путь к парламентской республике. | 1 | 09.04 | |
16 | Международные отношения в 16-17вв. | 1 | 10.04 | |
17 | Первый период Нового времени | 1 | 16.04 | |
18 | Век Просвещения. Стремление к царству разума. | 1 | 17.04 | |
19 | Художественная культура Европы эпохи Просвещения. | 1 | 23.04 | |
20 | Промышленный переворот в Англии. | 1 | 24.04 | |
21 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | 30.04 | |
22 | Война за независимость. Создание США. | 1 | 01.05 | |
23 | Причины и начало Великой французской революции | 1 | 07.05 | |
24 | От монархии к республике | 1 | 08.05 | |
25 | От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта | 1 | 14.05 | |
26 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. | 1 | 15.05 | |
27 | Государства Востока в раннее Новое время. | 1 | 21.05 | |
28 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | 1 | 22.05 | |
29 | Итоговая контрольная работа «Мир в первый период Нового времени» | 1 | 28.05 | |
30 | Обобщающий урок | 1 | 29.05 | |
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с 16в. по 18 в.» (7 класс) 40 час
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока планируемая/фактическая. |
1 | Вводный урок | 1 | 04.09 | |
2 | Василий 3 и его время | 1 | 05.09 | |
3 | Василий 3 и его время | 1 | 11.09 | |
4 | Русское государство и общество: трудности роста | 1 | 12.09 | |
5 | Начало реформ. Избранная рада | 1 | 18.09 | |
6 | Строительство царства | 1 | 19.09 | |
7 | Строительство царства | 1 | 25.09 | |
8 | Внешняя политика Ивана 4 | 1 | 26.09 | |
9 | Опричнина. | 1 | 02.10 | |
10 | Итоги правления Ивана 4 | 1 | 03.10 | |
11 | Русская культура | 1 | 09.10 | |
12 | Контрольно- обобщающий урок | 1 | 10.10 | |
13 | Кризис власти на рубеже веков | 1 | 16.10 | |
14 | Начало Смуты. Самозванец на престоле. | 1 | 17.10 | |
15 | Разгар Смуты. Власть и народ | 1 | 23.10 | |
16 | Окончание Смуты. Новая династия. | 1 | 24.10 | |
17 | Контрольно- обобщающий урок | 1 | 30.10 | |
18 | Социально-экономическое развитие России в 17 веке | 1 | 13.11 | |
19 | Сословие в 17 веке.: «верхи» общества | 1 | 14.11 | |
20 | Сословие в 17 веке.: «низы» общества | 1 | 20.11 | |
21 | Государственное устройство России | 1 | 21.11 | |
22 | Контрольно- обобщающий урок | 1 | 27.11 | |
23 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | 1 | 28.11 | |
24 | Формирование абсолютизма | 1 | 04.12 | |
25 | Церковный раскол | 1 | 05.12 | |
26 | Церковный раскол | 1 | 11.12 | |
27 | Народный ответ | 1 | 12.12 | |
28 | Контрольно- обобщающий урок | 1 | 18.12 | |
29 | Внешняя политика России в 17 веке | 1 | 19.12 | |
30 | Внешняя политика России в 17 веке | 1 | 25.12 | |
31 | Освоение сибири и Дальнего востока | 1 | 26.12 | |
32 | Контрольно- обобщающий урок | 1 | 09.01 | |
33 | Политика Федора Алексеевича Романова | 1 | 15.01 | |
34 | Борьба за власть в конце 17 века | 1 | 16.01 | |
35 | Культура России в 17 веке | 1 | 22.01 | |
36 | Мир человека в 17 веке | 1 | 23.01 | |
37 | Повторно- обобщающие уроки | 1 | 29.01 | |
38 | Повторно- обобщающие уроки | 1 | 30.01 | |
39 | Итоговая контрольная работа | 1 | 05.02 | |
40 | Заключительный урок | 1 | 06.02 | |
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по курсу «Брянский край. Археология Брянского края» составлена на основе регионального (национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край». К данному курсу рекомендуется учебное пособие «Археология Брянского края», 2013 год издания, подготовленная Г.П.Поляковым, А.А.Чубур, «Издательство Курсив»; «Брянские археологи- школьникам об археологии», авторы Г. П. Поляков, А. А. Чубур, Издательство «Курсив»2012;
Материалы рабочей программы составлены на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29/12/2012 №273-ФЗ;
2.САНПиН 2.4.2 №2821-10 зарегистрированные в Министерстве России 29.12.2010г. регистрационный номер №189;
4.Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования,Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010г. №1897;
5.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию при реализции образоваельных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденного приказом № 253 от 31. 03. 2014 г с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта основного общего образования.
6. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО второго поколения примерной программы основного общего образования по истории: авторской программы «Брянские археологи школьникам об археологии» для 7 класса общеобразовательных учреждений Брянской области 2012 года Поляков Г.П, Чубур А.А.
7.Авторского тематического планирования учебного материала.
8.Учебного плана МБОУ Спиридоновобудской ООШ на 2018-2019 уч.г.
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.
Место предмета в учебном плане
Региональный компонент предусматривает изучение дисциплины в 7 классе 1 час в неделю в течение года – 35 часов в год. Курс «Брянский край» для семиклассников состоит из самостоятельного модуля: «Археология» Построение программы на местном материале способствует воспитанию уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию.
Цель курса - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Учебно-методическое обеспечение
Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:
Историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;
Региональную специфику социальной жизни общества
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной. Политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.
Важным является формирование проектно- ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившееся ситуации.
С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего( полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов регионального компонента :
Краеведческий подход- выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;
Содержательно-деятельностный подход- включение учащихся в активную творческую проектно- исследовательскую деятельность;
Личностно-ориентированный подход- создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;
Практико-ориентированный подход с учётом условий местности;
Интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи.В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.
На занятиях курса учащиеся должны не только усвоить основы, элементы демократической, политической и правовой культуры и правосознания личности:
Получить дальнейшее развитие нравственных качеств, заложенных в начальной школе;
Продолжить процесс формирования элементарных правовых знаний(право, права, ответственность)
Закладываются представления о статусе гражданина, о государстве и обществе;
Знания полученные, при изучении этого курса способствуют становлению общественно-активной личности , обладающей гражданскими качествами.
Содержание модуля «Археология. Брянский край»
Введение. История археологических находок в Брянском крае
Древние курганы. Первое документальное упоминание археологического памятника. Первые любительские раскопки памятника. Первые любительские раскопки археологических древностей. Знакомство с руководителями первых раскопок.
Первые профессиональные археологические исследования конца XIX – начала XX веков
Первые шаги археологии. Деятельность первого профессионального ученого-археолога Д.М Самоквасова. Первые краеведческие общества. Краткая летопись. Деятельность пионеров Брянской археологии.
1920-е годы – «Золотое десятилетие» краеведческой археологии.
Деятельность археологов-краеведов: С.С Деева; Н.И. Лелянова; Г.М. Поршнякова, А.М. Романова и др.
Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.
Годы «великого перелома». Экспедиции археологов- краеведов К.М Поликарповича, В.А. Городцова, Е.А. Калитиной. Предприятие «Десна» профессора М.В. Воеводского. Деснинская экспедиция – как кузница археологических кадров.
Известные брянские археологи.
Константин Михайлович Поликарпович, Всеволод Протасьевич Левенок, Федор Михайлович Заверняев, Василий Андреевич Падин.
Повторительно-обобщающий урок: археология, устремленная в будущее.
Систематизация накопленной информации об археологии Брянского края. Возобновление раскопок палеолита в Юдиново, возрождения Брянской региональной археологии.
Повторительно-обобщающий урок. Проблемы сохранения историко-культурного наследия
Археологические памятники Брянской области Общая характеристика археологических памятников края, их значимость.
Посещение краеведческого (областного, районного, школьного) музея.
Изучение материалов школьного краеведческого музея, помощь в оформлении экспозиций.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс «Брянские археологи школьникам об археологии»
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Самостоятельная работа учащихся
1. Выполнения заданий в конце урока
2. Составление кроссвордов
3. Подготовка письменных учебных работ (эссе)
4. Составление тематических словариков
5. Посещение вернисажей, выставочных залов.
6. Поисковая работа в сети Интернет в целях ознакомления с сайтами на которых размещены биографические сведения о Брянских художниках и б изобразительном искусстве в частности.
Учебно- тематический план:
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение. | 1 час |
2. | Археологи Брянского края | 10 часов |
3. | Природа Брянского края в древности и в средневековье и её влияние на жизнь людей | 3 часа |
4. | Каменный век | 4 часа |
5. | Бронзовый век | 2 часа |
6. | Железный век. | 3 часа |
7. | Древнерусская эпоха (X-XIIIв.в.) | 10 |
8. | Заключение | 2час |
Итого: 35 часов |
Учебно-методический комплект
Поляков Г. П., Чубур А. А. Брянские археологи школьникам об археологии. – Брянск: Изд-во «Курсив», 2012.
Резникова О.И. Памятники культуры земли Брянской (архитектура). – Брянск. Изд-во «Курсив», 2012
Тематическое планирование уроков по курсу «Брянский край»7 класс.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | До науки | 1 | | |
2. | Первые шаги | 1 | | |
3. | «Золотое десятилетие» краеведческой археологии | 1 | | |
4. | В годы «Великого перелома» | 1 | | |
5. | «Предприятие Десна» профессора Воеводского | 1 | | |
6. | Очарованный наукой: Константин Михайлович Поликарпович | 1 | | |
7. | Трубчевский самородок: Всеволод Протасьевич Левенок. | 1 | | |
8. | От мамонтов до Дебрянска: Фёдор Михайлович Заверняев. | 1 | | |
9. | Хранитель седой старины: Василий Андреевич Падин. | 1 | | |
10. | Вместо послесловия, или Археология, устремлённая в будущее | 1 | | |
11. | Природа ледникового периода. | 1 | | |
12. | Эпоха Потопа | 1 | | |
13. | Природная среда послеледниковой эпохи. | 1 | | |
14. | Ранний палеолит | 1 | | |
15. | Поздний палеолит. | 1 | | |
16. | Финальный палеолит и мезолит: Охотники на северного оленя. | 1 | | |
17. | Неолит. Лесные охотники и рыболовы. | 1 | | |
18. | Культуры шнуровой керамики и боевых топоров. | 1 | | |
19. | Восточные соседи | 1 | | |
20. | Ранний железный век. Строители городищ. | 1 | | |
21. | Праславяне, древние славяне и их соседи. | 2 | | |
22. | Неукреплённые поселения | 1 | | |
23. | Укреплённые поселения | 1 | | |
24. | Города. | 1 | | |
25. | Жилища и хозяйственные сооружения. | 1 | | |
26. | Погребальные памятники и обряды. | 2 | | |
27. | Ремёсла и некоторые производящие промыслы. | 2 | | |
28. | Предметы вооружения и снаряжения всадника и коня. | 2 | | |
29. | Заключение. | 1 | | |
30. | Итоговый урок по курсу «Брянский край» | 1. | | |