муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 г. Горно-Алтайска»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ _____/М.В. Лыжина по УВР №13 г. Горно-Алтайска»
______/Н.В. Боронкина _______/И.Д. Шнайдер
Протокол №1 Приказ №
от «» 08 2019 г. «» 08 2019 г. от «» 08 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | История Горного Алтая |
Класс | 7 |
Учебный год | 2019-2020 |
Срок реализации рабочей программы | 1 год |
Учитель ФИО | Лыжина Мария Владимировна |
Горно-Алтайск, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Горного Алтая для 7 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
-Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации на текущий учебный год;
-Учебный план МБОУ «СОШ № 13 г. Горно-Алтайска» (основное общее образование) на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом директора от 30.08.2019 №194
-Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО, утвержденное приказом директора от 21.05.2018 №100/1
Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного предмета «История и культура Горного Алтая» для общеобразовательных организаций (6-9 классы). Автор - составитель А.А. Иркитова, Г-А., 2017; учебника История и культура Горного Алтая. 7 класс. Учеб. пособие / Г.П. Самаев – Горно-Алтайск, 2017. – 144 с.
Количество часов, отведенных на изучение учебного предмета, курса: всего 35, из них 1 час в неделю.
Цель и задачи учебного предмета:
Цель - развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, на основе осмысления исторического опыта своей малой родины – Республики Алтай, интеграции в поликультурное общество при сохранении региональных и национальных особенностей личности, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
• формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• освоить знания об основных этапах развития народов Горного Алтая с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
• воспитать обучающихся в духе патриотизма, уважения к своей малой Родине, своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развивать у обучающихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ФГОС)
ЛИЧНОСТНЫЕ
• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, историческое прошлое своей малой Родины;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общероссийского и общемирового культурного наследия;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Горного Алтая, России и мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
-планировать пути достижения целей;
-устанавливать целевые приоритеты;
-адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные УУД:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-владение умениями работать с учебной и другой информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Коммуникативные УУД:
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству со сверстниками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:
-локализовывать во времени (на основе знания хронологии) события региональной истории, характеризовать ее основные этапы; соотносить хронологию истории России и истории Горного Алтая.
-применять знания фактов для характеристики отдельных эпох и периодов региональной истории, ее процессов, явлений, ключевых событий.
-использовать историческую карту как источник информации о территории Горного Алтая и других регионов в различное историческое время, значительных социально-экономических процессах и изменениях, местах крупнейших событий.
-анализировать информацию из исторических источников – текстов, материальных и художественных памятников.
-представлять в различных формах описания, рассказа: а)условия и образ жизни людей различного социального положения в регионе; б)ключевые события и их участников; в)памятники материальной и художественной культуры.
-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе.
Ученик получит возможность научиться:
-используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Горного Алтая, других регионов в разное время;
-применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и т.д.)
-осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.;
-проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, села, города, района в разные периоды развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел III. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ (34 ч.)
Введение (1ч).
Тема 1: Хронология и сущность нового этапа истории Горного Алтая (1ч.)
Алтай в составе Джунгарского государства (8ч).
Тема 2-4: Этнический состав, численность и расселение алтайцев в нач. XVII в (3ч).Телеуты. Русско-телеутские отношения. Князь Абак и его преемники. Понятие «подданство». Присоединение ВерхнегоПриобья к России. Двоеданничество. Жизнь и быт северных алтайцев.
Тема 5-6: Образование Джунгарского ханства (2ч). Политическая история 17-начала 18 вв. Государственное и социальное устройство Джунгарии. Внешня политика. Взаимоотношения с Цинской империей.
Тема 7-8: Отношения России и Джунгарии.Телеутские князья и их политика во второй половине 17 в. Алтайские племена в составе Джунгарии: управление, подати.
Тема 9: Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Алтай в составе Джунгарского государства (1ч).
Присоединение Горного Алтая к России (9ч).
Тема 10-11: Падение Джунгарского ханства (2 ч). Международное положение. Междоусобицы в Джунгарии. Причины и повод к войне Джунгарии и Китая. Ход войны. Причины поражения Джунгарии. Восстание Амыр-Саны.
Борьба алтайцев с цинско-монгольскими войсками и казахскими отрядами.
Тема 12-13. Принятие алтайцами российского подданства (2ч).Переселение алтайцев в Нижнее Поволжье. Омбо, Буктуш, Номкы, Менко и другие алтайские зайсаны. Прекращение системы двоеданничества северо-алтайских родов. Политический статус чуйских теленгитов. Пограничный вопрос на Алтае в российско-китайских отношениях второй пол. XVIII - первой пол. XIX в. Меры России для защиты населения Горного Алтая.
Тема 14-15: Пекинский договор 1860 г. и его значение (2ч).Переговоры в Чугучаке. Демаркация российско-китайской границы на Алтае и решение вопроса о чуйских теленгитах. Акт принятия населения Чуйских волостей в российское подданство.
Тема 16: Историческое значение и последствия присоединения Горного Алтая к России (1ч).
Тема17-18: Повторение и обобщение изученного материала (2ч).
Культура населения Горного Алтая в XVII-XVIII вв. (13ч).
Тема 19-20: Материальная культура алтайцев в XVII-XVIII вв.(2ч).Особенности обустройства быта: жилище, одежда, пища.
Тема 21-22. Традиционные занятия алтайцев (2ч).Скотоводство, охота, рыболовство и др. промыслы.
Тема 23-24: Семейно-брачные отношения алтайцев (2ч). Роль мужчины и женщины. Отношение к детям. Особенности родственных отношений алтайцев.
Тема 25-26: Духовная культура алтайцев (2ч). Верования, обычаи алтайцев.
Уроки 27-28. Устное народное творчество (2ч).Героический эпос, мифы, легенды, предания.
Уроки 29-30. Народные знания и медицина (2ч).
Урок 31. Повторение и обобщение изученного материала (1ч).
Повторение (3ч).
Тема 32-34: Презентация результатов проектной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся (3ч).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе контрольные работы |
7 класс | 7 класс |
1 | Раздел III. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ (34 ч.) | 34 | 3 |
2 | Резерв | 1 | |
| ИТОГО | 35 | 3 |
Перечень проверочных работ
(промежуточная аттестация)
№ | № урока | День недели | Тема | Дата проведения |
7 А класс | 7 Б класс | 7 В класс |
1 | 8 | | Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Алтай в составе Джунгарского государства | | | |
2 | 17-18 | | Повторение и обобщение изученного материала Присоединение Горного Алтая к России | | | |
3 | 31 | | Повторение и обобщение изученного материала Культура населения Горного Алтая в XVII-XVIII вв. | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды учебной деятельности | Оборудование | Домашнее задание |
Раздел III. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ. XVII-XVIII вв. (34) |
1 | 1 | Хронология и сущность нового этапа истории Горного Алтая. | 1 | | | Объяснять сущность нового этапа региональной истории. | Учебник, мультимедийная презентация | П.1 |
Алтай в составе Джунгарского государства (8) |
2 | 2-4 | Этнический состав, численность и расселение алтайцев в нач. XVII в. | 3 | | | Использовать историческую карту при характеристике расселения алтайцев в указанный период. Объяснять смысл понятия «подданство». Обсуждать причины и последствия двоеданничества. | Учебник, мультимедийная презентация | П.2,3 |
3 | 5-6 | Образование Джунгарского ханства. | 2 | | | Представлять схематически систему управления Джунгарского ханства. | Учебник, мультимедийная презентация | П.4-5,6 |
4 | 7 | Отношения России и Джунгарии | 1 | | | Излагать сущность российской и джунгарской политики в отношении Горного Алтая. Работать с картой показывая направления внешней политики России. | Учебник, мультимедийная презентация | П.7-8 |
5 | 8 | Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Алтай в составе Джунгарского государства» | 1 | | | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные явления данного периода истории. | | |
Присоединение Горного Алтая к России (9) |
6 | 9-11 | Падение Джунгарского ханства. | 3 | | | Характеризовать политическую ситуацию в данный период. Объяснять основные причины падения Джунгарского ханства. | Учебник, мультимедийная презентация | П.9,10, 11 |
7 | 12-13 | Принятие алтайцами российского подданства. | 2 | | | Излагать этапы присоединения Горного Алтая к России. Давать оценку деятельности алтайскихзайсанов. Приводить факты добровольного присоединения алтайских племен к Российскому государству. | Учебник, мультимедийная презентация | П.12-13 |
8 | 14-15 | Пекинский договор 1860 г. и его значение. | 2 | | | Анализировать исторические документы по данному вопросу. Объяснять статус чуйскихтеленгитов. Сравнивать процесс присоединения Горного Алтая с подобными процессами из курса истории России. | Учебник, мультимедийная презентация | П.14 |
9 | 16 | Историческое значение и последствия присоединения Горного Алтая к России. | 1 | | | Осмыслить значение присоединения Горного Алтая к России. Разрабатывать проекты, составлять прогнозы, проводить мини-исследования по изученной теме | Учебник, мультимедийная презентация | П.15 |
10 | 17-18 | Повторительно-обобщающий урок «Присоединение или добровольное вхождение Горного Алтая в состав России» | 2 | | | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные явления данного периода истории. | | |
Культура населения Горного Алтая в XVII-XVIII вв. (13) |
11 | 19-20 | Материальная культура алтайцев в XVII-XVIII вв. | 2 | | | Составлять описание элементов материальной культуры алтайцев. Сопоставлять и сравнивать элементы материальной культуры алтайцев с культурой народов сопредельных территорий. Разъяснять смысл обустройства жилища, особенности питания, одежды. | Учебник, мультимедийная презентация | П.16-17,18 |
12 | 21-22 | Традиционные занятия алтайцев | 2 | | | Осмысливать значение традиционных занятий в жизни алтайцев. | Учебник, мультимедийная презентация | П.19-20 |
13 | 23-24 | Семейно-брачные отношения алтайцев. | 2 | | | Раскрывать сущность родственных отношений в алтайской семье. | Учебник, мультимедийная презентация | П.21 |
14 | 25-26 | Духовная культура алтайцев. | 2 | | | Характеризовать основные черты духовной культуры алтайцев. | Учебник, мультимедийная презентация | П.22-23 |
15 | 27-28 | Устное народное творчество. | 2 | | | Приводить примеры устного народного творчества. | Учебник, мультимедийная презентация | П.24-25 |
16 | 29-30 | Народные знания и медицина. | 2 | | | Раскрывать роль народных знаний в жизни алтайцев. Объяснять смысл и значение обрядов и обычаев алтайцев. | Учебник, мультимедийная презентация | П.26-27 |
17 | 31 | Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Культура населения Горного Алтая в XVII-XVIII вв». | 1 | | | Обобщать и систематизировать исторический материал. | мультимедийная презентация | |
18 | 32-34 | Презентация результатов проектной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся. | 3 | | | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные явления данного периода истории. | мультимедийная презентация | |
19 | 35 | Резерв | 1 | | | | | |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 г. Горно-Алтайска»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Н.В Боронкина/ «____»__________20__ г. | | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 13 г. Горно-Алтайска» _________/ И.Д. Шнайдер/ Приказ № __ от «___» _______20__ г. |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет | |
Класс | |
Учебный год | |
Учитель (ФИО) | |
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | факт |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |