Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Семейкинская средняя общеобразовательная школа –
детский сад № 31»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_________/Осипенко Е. М./
« 31» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Отечества
(базовый уровень)
10 - 11 классы
Составитель рабочей программы:
Огиенко Яна Викторовна
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Отечества для 10-11 классов базового уровня обучения составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
2. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике»;
Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики».
Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики».
Закон от 29.04.2016 г. № 90-II «О государственном гимне Луганской Народной Республики».
Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.10.2016 г. № 532 «Об утверждении Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи на 2016-2020 годы».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Указ Главы Луганской Народной Республики от 27.10.2016 г. № 706/01/10/16 «Об утверждении Концепции государственной политики в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан».
11. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.11.2016 № 420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, организациях и учреждениях интернатного типа Луганской Народной Республики».
12. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
13. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018г. №495-ОД «Об утверждении государственных стандартов Луганской Народной Республики»
14. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
15. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
16. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.05.2018 № 445-од «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2018-2019 учебный год».
17. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.05.2018 № 138-ОД «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2018-2019 учебный год».
18. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 29.06.2018г. №652-ОД «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
19. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.08.2018г. № 772-ОД «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2018-201 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
20. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017г. №505 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики.
21. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, за регистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 203/1847.
22.Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 14.2.2018г. №139-ОД «Об утверждении Методических рекомендаций по оцениванию учащихся общеобразовательных организаций (учреждений) в системе общего образования Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.07.2018г. «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы»
ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса».
Учебный план Государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Семейкинская средняя общеобразовательная школа-детский сад № 31».
Предлагаемая программа по истории для 6-11 классов общеобразовательных учебных учреждений ЛНР представлена курсом «История Отечества». Программа отвечает современным методологическим подходам к трактовке и анализу исторических фактов; новым требованиям, предъявляемым к школьному историческому образованию, ориентированных на обеспечение его качества, повышение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения учащихся основной школы.
Данный курс содержит систематизированный исторический материал с древнейших времен до современности, устанавливающий хронологическую последовательную линейную структуру его изучения.
Содержание курса построено на основе синтеза историко-культурологического, культурно-антропологического и многофакторного подходов к освещению истории.
Учебный материал подается в контексте всемирной и европейской истории как их неотъемлемая часть, что определяет тесную взаимосвязь курса «Истории Отечества» и курса всеобщей истории, а также обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о ходе исторических событий. Содержание курса демонстрирует тесную взаимосвязь всех сфер общественной жизни; интегрирует политическую, экономическую, социальную, духовную составляющие истории. Особый акцент делается на изучении истории «малой родины» Луганщины. При планировании учебного процесса учитель самостоятельно определяет последовательность подачи регионального и локального материала, опираясь на проблемно-хронологический подход, руководствуясь при этом исторической целесообразностью, логикой изложения учебного содержания, строящейся на соблюдении баланса между историей Отечества и локальной историей.
Изучение истории Отечества в основной школе направлено на достижение следующей цели:
Основной целью изучения курса «История Отечества» является формирование развитой личности, способной к самоидентификации, определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта «малой родины», своей страны и человечества в целом, осознающей себя субъектом исторического развития, гражданином-патриотом, владеющей способностью активно и творчески применять исторические знания в учебной и практической деятельности.
Приоритетная функция курса «История Отечества» состоит в создании оптимальных психолого-педагогических условий для приобретения учащимися личностных, предметных и метапредметных достижений.
Изучение истории Отечества в основной школе направлено на достижение следующих задач:
формирование у учащихся общечеловеческих и социальных ценностей; овладение учащимися системными базовыми знаниями об основных этапах развития отечественной истории с древнейших времен до наших дней, а также о важнейших достижениях в социальной, экономической, общественно-политической, духовной сферах общества на разных этапах его исторического развития в контексте мировой истории; формирование у учащихся патриотических качеств, любви к Родине, уважения к истории своего народа; религиозной толерантности, гуманизма; правопослушности и политической культуры;
развитие активной гражданской позиции, социальной, культурной самоидентификации; развитие регионального самосознания путем формирования образа «малой родины», Отечества, воспитания у учащихся стремления преумножать ее исторические традиции; развитие умений и навыков анализировать различные источники информации, систематизировать и классифицировать основные исторические понятия, выявлять причинно-следственные связи;
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, а также в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, прогнозировать возможные последствия исторических событий и явлений.
Место предмета в базисном учебном плане:
Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений ЛНР отводит 68 часов обязательного обучения учебного предмета «История Отечества» на этапе основного общего образования 10-11 классах 34 часа в год по 1 учебному часу в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знание хронологии; работа с хронологией
Сформированность умений и навыков:
− соотносить хронологические показатели (год с веком, столетие с тысячелетием);
− указывать хронологические рамки и периоды основных процессов, даты важнейших событий отечественной истории;
− устанавливать последовательность и синхронность исторических событий отечественной истории;
− выделять существенные признаки и особенности исторических периодов отечественной истории;
− соотносить события отечественной и всемирной истории;
− использовать периодизацию как способ познания исторического процесса;
− пользоваться линией времени;
− составлять хронологические таблицы.
Знание исторических фактов; работа с фактами
Сформированность умений и навыков:
− характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
− группировать и классифицировать факты по различным признакам;
− строить критическую оценку факта, опираясь на собственную систему ценностей
Работа с историческими источниками
Сформированность умений и навыков:
− читать историческую карту с опорой на легенду;
− выполнять задания на контурной карте;
− проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
− сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия;
− самостоятельно интерпретировать содержание исторических источников;
− критически анализировать и оценивать исторические источники.
Описание (реконструкция)
Сформированность умений и навыков:
− строить рассказ (устный или письменный)
Анализ, объяснение
Сформированность умений и навыков:
− распознавать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
− соотносить единичные исторические факты и общие явления;
− называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений и процессов;
− раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
− анализировать, синтезировать усвоенную информацию;
− давать сравнительную и обобщающую характеристику явлений и процессов;
− излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
− оценивать исторические события, делать критические выводы.
Работа с версиями, оценками
Сформированность умений и навыков:
− оценивать события и деятельность исторических личностей в историческом процессе;
− определять роль личности в истории, выявлять мотивы деятельности исторических деятелей;
− выявлять тенденциозную информацию и объяснять ее необъективность;
− определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, давать им оценку, формулировать эмоционально-ценностную оценку исторических событий и деятельности исторических личностей
Применение знаний и умений в общении и социальной среде
Сформированность умений и навыков:
− применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
− использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
− способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
− участвовать в дискуссиях, аргументируя и отстаивая в них собственную позицию.
Содержание программы
Учебно-тематический план
Курс: «История Отечества» (базовый уровень)
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Содержание программного материала | Количество часов |
10 класс | 11 класс |
История Отечества в ХХ-начале ХХІ века(1939г.- начало ХХІ века) | | |
Введение | 1 | 1 |
Тема 1. Первая мировая война 1914–1918 гг. Революция в Российской империи и гражданская война (1917 – 1921 гг.). | 6 | |
Тема 2. УССР в 20-е гг. ХХ в. | 3 | |
Тема 3. УССР в годы «сталинского социализма» (1929–1941 гг.) | 5 | |
Тема 4. УССР в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.). Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) (5 ч.). | 5 | |
Тема 5. УССР в период послевоенного восстановления (1945–1953 гг.) и «хрущевской оттепели» (1953–1964 гг.). | 4 | |
Тема 6. «УССР в период обострения кризиса советской системы (середина 1960-х – начале 1980-х гг.) | 4 | |
Тема 7. «Перестройка» в УССР и распад Советского Союза (1985–1991 гг.) | 2 | |
Тема 8. Украина конца XX – начала XXI в. Военно-политические события в Донбассе 2014–2015 гг. | 3 | |
Итоговое обобщение | 1 | 1 |
Итого | 34 | |
Тема 1. Украинская Советская Социалистическая Республика накануне и в годы Великой Отечественной войны | | 5 |
Тема 2. УССР в первое послевоенное десятилетие | | 2 |
Тема 3. УССР в период либерализации общественно-политической жизни общества (1953–1964 гг.) | | 2 |
Тема 4. Советская Украина в середине 1960-х – начале 1980-х гг. | | 2 |
Тема 5. УССР в 1985–1991 гг. | | 2 |
Тема 6. Украина в период государственной независимости (конец ХХ – ХХI ст.) | | 2 |
Тема 7. Луганщина во второй половине XX – начале XXI в. | | 3 |
Повторительно-обобщающие уроки | | 5 |
Резерв | 1 | 9 |
Итого | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 10 класс (базовый уровень)
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№/ п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание (д/з) История России ч.2,3 под ред. А.В.Торкунова |
По плану | По факту |
| Раздел II. История Отечеств в ХХ-начале ХХ1в. (1939-начале ХХ1в.). | | | | |
1 | Введение. История Отечества в период Новейшей истории. | 1 | 06.09 | | |
| Тема 1 Первая мировая война 1914–1918 гг. Революция в Российской империи и гражданская война (1917 – 1921 гг.), (6 ч). | 8 | | | |
2 | Первая мировая война 1914–1918 годов и ее влияние на развитие общества. Луганщина в годы Первой мировой войны. | 1 | 13.09 | | §20 |
3 | Российская революция 1917 года. Национальные движения в Российской империи. | 1 | 20.09 | | §21 |
4 | Установление большевистской власти в октябре 1917 года. | 1 | 27.09 | | §23 |
5 | Гражданская война и военная интервенция. Луганский край в годы революционных событий и гражданской войны. | 2 | 04.10 | | |
6 | Политика советского правительства в 1919 году. | 1 | 11.10 | | §24 |
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1 «Первая мировая война 1914–1918 гг. Революция в Российской империи и гражданская война» (1917 – 1921 гг.), | 1 | 18.10 | | тема |
| Тема 2. УССР в 20-е гг. ХХ в. (3 ч) | 2 | | | |
8 | Образование СССР и вхождение в него советских социалистических | 1 | 25.10 | | §26 |
9 | Социально-экономическое развитие УССР в период новой экономической политики. Политическое развитие УССР в 1920-е годы. | 1 | 01.11 | | §27 |
10 | Международное положение и внешняя политика УССР в 1920-е годы. Культурная и религиозная жизнь советского общества в 1920-е годы. | 1 | 15.11 | | §28 |
| Тема 3. УССР в годы «сталинского социализма» (1929–1941 гг.) (5 ч.). | 4 | | | |
11 | Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства в УССР. Луганщина в годы советской модернизации. Луганщина – родина стахановского движения. | 1 | 22.11 | | §30 |
12 | Политическое развитие УССР в 1930-е годы. | 1 | 29.11 | | §32 |
13 | Советская культура в 1930-е годы. Культурное развитие Луганщины первой половины XX века. | 1 | 06.12 | | §33 |
14 | Внешняя политика СССР в 1930-е годы и украинские земли. | 1 | 13.12 | | §34 |
15 | Повторительно-обобщающий урок по темам 2-3 «УССР в 20-е гг. ХХ в.», «УССР в годы «сталинского социализма». | | 20.12 | | тема |
| Тема 4. УССР в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.). Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) (5 ч.). | 3 | | | |
16 | УССР накануне и в начале Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны. | 1 | 27.12 | | 3) §35 |
17 | Нацистский «новый порядок». Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. | 1 | 17.01 | | 3) §36 |
18 | Завершающий этап Великой Отечественной войны. | 1 | 24.01 | | §37 |
19 | Луганщина в годы Великой Отечественной войны. Освобождение Луганского края от нацистских оккупантов. | 1 | 31.01 | | |
20 | Итоги и историческое значение Великой Отечественной войны. | 1 | 07.02 | | |
| Тема 5. УССР в период послевоенного восстановления (1945–1953 гг.) и «хрущевской оттепели» (1953–1964 гг.) (4 ч.). | 4 | | | )История России ч.3 под ред. А.В.Торкунова |
21 | Послевоенное политическое развитие УССР и выход на международную арену. Сложности экономического развития УССР в послевоенные годы. | 1 | 14.02 | | §40 |
22 | Особенности развития культуры в послевоенное десятилетие. | 1 | 21.02 | | §41 |
23 | Особенности общественно-политической жизни УССР в 1950-х–1960-х годах. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х годов. | 1 | 28.02 | | §42 |
24 | Особенности развития культуры 1950-х – начала 1960-х годов. | 1 | 07.03 | | §44 тема |
| Тема 6. «УССР в период обострения кризиса советской системы (середина 1960-х – начале 1980-х гг.) (4 ч) | 3 | | | |
25 | Политико-идеологический кризис советского общества 1960-х – начала 1980-х годов. | 1 | 14.03 | | 1) §32-33 |
26 | Экономическое положение УССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов. Луганщина в послевоенный период. | 1 | 21.03 | | 4) §50 |
27 | Культурная жизнь в УССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов. | 1 | 04.04 | | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по темам 5-6 «УССР в период послевоенного восстановления (1945–1953 гг.) и «хрущевской оттепели» (1953–1964 гг.) «УССР в период обострения кризиса советской системы» | 1 | 11.04 | | |
| Тема 7. «Перестройка» в УССР и распад Советского Союза (1985–1991 гг.) (2 ч.). | 3 | | | |
29 | Процессы перестройки в СССР и их особенности в Украине. | 1 | 18.04 | | сообщение |
30 | «Новое политическое мышление» и его значение для развития общественно-политической жизни УССР. Обострение политического кризиса и распад СССР. | 1 | 25.04 | | |
| Тема 8. Украина конца XX – начала XXI в. Военно-политические события в Донбассе 2014–2015 гг. (3 ч.). | | | | |
31 | Украина в условиях обретения независимости. Основные векторы украинской внешней политики. | 1 | 02.05 | | |
32 | Луганщина в 1980-х – 1990-х годах. Политическая ситуация на Луганщине в начале XXI века. Экономические, социокультурные и этнические процессы в развитии региона. | 1 | 16.05 | | |
33 | Повторительно-обобщающий урок по темам 7-8 ««Перестройка» в УССР и распад Советского Союза (1985–1991 гг.)», «Украина конца XX – начала XXI в. Военно-политические события в Донбассе 2014–2015 гг.» | 1 | | | |
34 | Итоговый урок «История Отечеств в ХХ-начале ХХ1в. (1939-начале ХХ1в.)». | 1 | 23.05 | | |
Календарно-тематическое планирование
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 11кл (базовый уровень)
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№/ п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание (д/з) 1)Е.И.Пометун, Н.Н.Гупан История Украины К «Освита» 2011 2) Мой родной край-Луганщина 3)История России ч.2 под ред. А.В.Торкунова |
по плану | по факту |
| Раздел II. История Отечества в ХХ-начале ХХ1в.(1939- н. ХХ1в) | | | | |
1 | Введение. История Отечества в ХХ-начале ХХ1в. | 1 | 06.09 | | |
| Тема 1. УССР накануне и в годы Великой Отечественной Войны | 5 | | | |
2 | Внешнеполитическая стратегия СССР и Германии. Советско-германские договоры | 1 | 13.09 | | 1)§3 Стр54-63 3)§20 |
3 | Советский Союз и УССР в годы Вели-кой Отечественной войны. Оккупация Украины. Нацистский «новый порядок». Движение Сопротивления | 1 | 20.09 | | 1)§4-5 3) §21 |
4 | Жизнь в тылу и оккупации | 1 | 27.09 | | |
5 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 1 | 04.10 | | 3) §24 |
6 | Луганщина в годы Великой Отечественной войны | 1 | 11.10 | | |
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1 «УССР накануне и в годы Великой Отечественной Войны». | 1 | 18.10 | | тема |
| Тема 2. УССР в первое послевоенное десятилетие | 2 | | | |
8 | Послевоенное политическое развитие УССР | 1 | 25.10 | | 3) §26 |
9 | Послевоенное восстановление. Луганщина в послевоенные годы | 1 | 01.11 | | 3)§27 2)Стр.63-65 |
| Тема 3. УССР в период либера-лизации общественно-политической жизни общества (1953-1964) | 2 | | | |
10 | Смена политического курса | 1 | 15.11 | | 3) §31 |
11 | Экономическое и социальное развитие | 1 | 22.11 | | 3) §32 |
12 | Повторительно-обобщающий урок по темам 2-3 «УССР в первое послевоенное десятилетие», «УССР в период либерализации общественно-политической жизни общества(1953-1964)». | 1 | 29.11 | | |
| Тема 4. УССР в середине 1960-начале 1980-хгг | 3 | | | |
13 | Политическое развитие в 1960-1980 гг. | 1 | 06.12 | | 3) §35 |
14 | Социально-экономическое развитие страны | 1 | 13.12 | | 3) §36 |
15 | Национальная политика и национальные движения | 1 | 20.12 | | |
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме 4 «УССР в середине 1960-начале1980-х гг.». | 1 | 27.12 | | тема |
| Тема 5. УССР в 1985-1991 | 2 | | | |
17 | Социально-экономическое развитие в 1985-1991гг. | 1 | 17.01 | | 4) §40 |
18 | Реформа политической системы. Подъём национального движения | 1 | 24.01 | | 4) §42, 44 |
| Тема 6. Украина в период государственной независимости в (концец ХХ-начало ХХ1в) | 2 | | | |
19 | Государственное строительство | 1 | 31.01 | | 1) §32-33 |
20 | Экономическое развитие | 1 | 07.02 | | 4) §50 |
21 | Повторительно-обобщающий урок по темам 5-6 | 1 | 14.02 | | |
| Тема 7. Луганщина во второй половине ХХ-начале ХХ1века | 2 | | | |
22 | Луганщина в конце ХХ в. | 1 | 21.02 | | Стр.68-70 |
23 | Сложности и перспективы развития ЛНР | 1 | 28.02 | | сообщение |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме 7 | 1 | 07.03 | | |
25 | Итоговое обобщение | 1 | 14.03 | | тема |
| Резерв (используется для подготовки учащихся к ГИА) | 9 | | | |
26 | | | 21.03 | | |
27 | | | 04.04 | | |
28 | | | 11.04 | | |
29 | | | 18.04 | | |
30 | | | 25.04 | | |
31 | | | 02.05 | | |
32 | | | 16.05 | | |
33 | | | 23.05 | | |
34 | | | | | |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно – методическое обеспечение | |
Программы | Программа курса «История Отечества» для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2015. Программа курса «История Отечества» для общеобразовательных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2016. |
Учебная литература | История Луганского края: Учебное пособие/Ефременков А.С.,Курило В.С.,Бровченко И.Ю.,Климов А.А.,Красильников К.И.,Семистяга В.Ф.,Подов В.И. - Луганск: Альма-матер, 2003. – 432 с., 16 цв. ил. |
Дополни-тельная литература | История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов,А.А. Левандовский и др.; под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. |