СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России 10 класс для профильного класса 4 часа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по истории разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования

Рабочая программа соответствует структуре учебников:

А.В.Торкунов. История России (ч.1-3): Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. (базовый и углубленный уровни) - М. «Просвещение» 2020.

 А.В.Шубин .Всеобщая история: Новейшая история. 10 класс; учебник (базовый и углубленный уровни) , -М.: Дрофа, 2020

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России 10 класс для профильного класса 4 часа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По истории

для 10 класса А

(профильный уровень)


Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе:

- Основной общеобразовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №5. (ФГОС)

Программа по истории разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования

Рабочая программа соответствует структуре учебников:

А.В.Торкунов. История России (ч.1-3): Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. (базовый и углубленный уровни) - М. «Просвещение» 2020.

А.В.Шубин .Всеобщая история: Новейшая история. 10 класс; учебник (базовый и углубленный уровни) , -М.: Дрофа, 2020


Место предмета в базисном учебном плане.

На изучение истории в 10 классе согласно учебному плану отводится 4 часа в неделю, всего 133 часа (из них 5 часов резерва). Из них всеобщая история 25 часов, история России – 107 часов. В связи с тем, что в мае начинаются военные сборы, количество часов сокращено на 4 часа.



Цели:

Изучение истории на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитывать гражданственность, национальную идентичность, развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

  • развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоить систематизированные знания об истории человечества и элементы философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

  • овладеть умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формировать историческое мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.


При изучении предмета решаются следующие задачи:

1) формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;

2) овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;

3) овладение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

4) формирование умений оценивать различные исторические версии



Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса

Личностные

• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;

• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;

• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;

• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;

• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;

• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.

Метапредметные

• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;

• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные

• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;

• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;

• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;

• применять различные методы исторического анализа;

• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;

• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;

• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;

• критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;

• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;

• применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;

• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;

• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;

• конструктивно применять исторические и историкокультурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

Выпускник на профильном уровне научится:

владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;

использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;

презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков

раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;

обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно- популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;

применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;

изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить

временной и пространственный анализ.

Выпускник на профильном уровне получит возможность научиться:

- использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

- анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

- устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;

- определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

- целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

- знать основные подходы (концепции) в изучении истории;

- знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;

- работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;

- исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;

- корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;

- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Содержание учебного материала

Тема I. Россия в годы «великих потрясений» Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы .командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.

Тема 1. Всеобщая история. Первая мировая война и ее последствия Мир накануне Первой мировой войны. Индустриальная цивилизация в ряде стран Европы и Северной Америки в начале XX  в. Создание машинного производства. Массовое производство продукции. Жесткая специализация. Демографический взрыв. Переход от аграрного общества к индустриальному обществу среднеразвитых стран мира. Империализм. Слияние капиталов и образование крупных финансовых и промышленных монополий. Господство над миром стран Западной Европы и США. Политическое оформление раздела мира в виде создания колониальных империй. Жестокая эксплуатация порабощенных народов. Разрушение традиционной культуры колониальных стран и одновременное приобщение народов Азии и Африки к европейской цивилизации. Пробуждение Азии. Перемены в Иране, Османской империи, Китае, Индии. Технологический рывок. Массовое внедрение технических средств в жизнь. Разработка и испытание средств уничтожения людей. Рабочее движение и социализм. Профессиональные союзы. Требования социал-демократов. Анархо-синдикалисты. Успехи рабочего движения. Национализм, шовинизм и пацифизм. Складывание в Европе военно-политических блоков — Антанты (в составе Великобритании, Франции и России) и Тройственного союза (в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии). Причины острых противоречий, переросших в мировую войну. Первая мировая война. Начало войны. Повод для мировой войны. Объявление Германией войны России, затем Франции. Вступление в войну против Германии Великобритании. План Шлиффена. Капитуляция Германии. Революционная война после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств. Распад четырех империй. Подъем национальных движений. Ноябрьская революция в Германии и Веймарская республика. О.  Эрерт. К.  Каутский. К.  Либкнехт и Р.  Люксембург. Итоги революции в Германии. Советская власть в Венгрии. Советское правительство Венгрии. Антикоммунистическая диктатура М.  Хорти. Революционное движение и создание Коммунистического интернационала (Коминтерна). Оппортунизм. Образование Турецкой Республики. М. Кемаль и его реформы. Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг. Катастрофические последствия Первой мировой и

Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.

Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.

Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны

Тема 2. Всеобщая история. Мир после мировой войны Версальско-Вашингтонская система. Планы послевоенного устройства мира. Позиция России. Требования Антанты. «14  пунктов» президента США В. Вильсона. Парижская мирная конференция и ее итоги. Версальская система. Обязательства Германии. Подмандатные территории. Лига Наций. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Попытка ограничить гонку вооружений в мировом масштабе. Изменение Версальской системы. Создание Версальско-Вашингтонской системы для регулирования отношений между сильнейшими державами мира. Унижение национальных чувств немцев обусловило стремление Германии к реваншу. Попытки стран-победительниц уступками ослабить протест побежденных. План Ч. Дауса. Локарнские соглашения. Страны Запада в 1920-х годах. Послевоенная стабилизация. Кейнсианство. Экономический бум. Быстрое развитие капиталистического хозяйства. Фордизм. Возникновение массового общества. Использование средств массовой информации. Господство индивидуализма. Демократизация общества в странах Европы. Влияние социалистических партий и профсоюзов, их успехи в борьбе за власть. Развитие культуры. Функционализм французского архитектора Ле Корбюзье. Кинематограф как общедоступное развлечение. Теория относительности А.  Эйнштейна. Авангардизм в искусстве. П.  Пикассо. Сюрреализм С. Дали. Критика капиталистического общества в литературе

Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.

Тема 3 Всеобщая история. Вторая мировая война Причины нового мирового конфликта. Стремление фашизма к мировому господству. Разгром Польши, объявление Великобританией и Францией войны Германии. Начало Второй мировой войны. Блицкриг. Решение И. В. Сталиным «польского вопроса». Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Странная война». Захват Германией Дании и Норвегии. У.  Черчилль  — сторонник решительной борьбы с фашизмом. Оккупация Германией значительной территории Франции. Создание зависимого от Германии государства на юге Франции во главе с маршалом А. Ф. Петеном и антифашистского комитета 62 «Свободная Франция» во главе с генералом Ш. де Голлем в Англии. Германо-британская борьба («Битва за Англию») и захват гитлеровцами Балкан. Вступление советских войск на территорию Финляндии. Взятие Выборга. Включение Эстонии, Латвии и Литвы в состав СССР, присоединение Бессарабии и Северной Буковины. Рост советско-германских противоречий. Вторая мировая война: СССР и союзники. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. Гитлеровский план «Барбаросса». Разгром советского Западного фронта. Контрнаступление Красной армии под Москвой. Срыв плана «Барбаросса».

Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.

И.В. Сталин в оценках современников и историков. Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат. Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С. Горбачев в оценках современников и историков.

Тема 4. Всеобщая история. «Холодная война» Начало «холодной войны». Формирование биполярного мира. Борьба государственно-социалистического (коммунистического) и государственно-монополистического (капиталистического) вариантов индустриального общества получила название «холодная война». Раскол мира на два лагеря. План Маршалла. Доктрина Трумэна. Создание Организации Североатлантического договора (НАТО) в составе США, Канады и большинства стран Западной Европы и Организации Варшавского договора в составе СССР и стран Восточной Европы. Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы. Режимы «народной демократии», допускавшие существование реальной многопартийности и многосекторной экономики. Установление 63 во всех странах Восточной Европы власти коммунистов и их союзников. Раскол Германии на Федеративную Республику Германии, объединившую земли западной зоны оккупации, и Германскую Демократическую Республику, созданную в советской зоне оккупации, где власть получила Социалистическая единая партии Германии (СЕПГ). Советско-югославский конфликт и террор в Восточной Европе. Создание Коминформа для согласования деятельности коммунистов разных стран. Лидер югославских коммунистов И. Броз Тито. Позиция СССР в отношении Югославии. Сталинские репрессии. «Охота на ведьм» — репрессии, направленные против инакомыслящих в странах Запада и США. Сенатор Дж. Маккарти. Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Наращивание вооружений. Создание военно-промышленных комплексов (ВПК). Массовые демонстрации в разных странах мира против применения атомного оружия. Картина П. Пикассо.«Голубь мира». Ракетно-космическое соперничество. Успехи в освоении космоса. Ю. Гагарин — первый космонавт планеты. Исследования с помощью космических станций Луны, Венеры, Марса. Международные отношения в 1950-е годы. Улучшение международных отношений после смерти И.  Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н.  С.  Хрущева в США. Ухудшение советскоамериканских отношений в 1960 г. Президент США Дж. Кеннеди. Берлинский кризис. Берлинская стена  — символ раздела Европы и символ «холодной войны». Карибский кризис. Размещение советским правительством ядерных ракет на Кубе.

Тема 5. Всеобщая история. Развитые индустриальные страны в середине ХХ — начале XXI века Возникновение «общества потребления». Социальное государство  — государство благоденствия. Изменение положения женщин. Рост численности среднего класса. Цель жизни людей  — потребление жизненных благ, позиция деятелей искусства в этом вопросе. Новый образ жизни и новые лидеры. Президент США Дж. Кеннеди. Возникновение Европейского экономического сообщества. Создание Совета Европы. Европейское объединение угля и стали. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Западногерманское «экономическое чудо». К. Аденауэр. Концепция социального рыночного хозяйства. Возникновение Пятой республики во Франции. Президент Ш. де Голль и его политика. Консервативная и трудовая Великобритания. Соперничество консерваторов и либералов. Положение страны после распада британской колониальной системы. Массовые народные движения 1960-х годов

Тема 6. Всеобщая история. Страны социалистического блока в 1950—1980-х годах. Пути их развития на рубеже ХХ—ХХI веков Достижения и кризисы «реального социализма». Возникновение мировой системы социализма. Диссиденты. Страны Восточной Европы: неэффективная бюрократическая экономика, директивное планирование, дефицит товаров, тяжелое положение сельского хозяйства. Недовольство населения существующим положением. Движения за восстановление демократии в некоторых странах Восточной Европы. Кризисы в Польше и Венгрии. И. Надь. «Пражская весна» 1968 г. А. Дубчек. «Программа действий» КПЧ, провозглашение лозунга построения «социализма с человеческим лицом». Оккупация Чехословакии войсками стран Варшавского договора, ее итоги. Положение польской экономики. Волнения рабочих. Создание правозащитной организации «Комитет общественной самообороны  — Комитет защиты рабочих». Независимый профсоюз «Солидарность». Л. Валенса. В. Ярузельский. Югославский социализм. И.  Броз Тито. Усиление автономии союзных республик в составе Югославии. Выход Албании из состава СЭВ. Рост националистических настроений в республиках Югославии. Коммунистические режимы в Азии. Строительство социализма в Китае. Приход к власти коммунистической партии и ее деятельность. Мао Цзэдун. Маоизм. Политика «большого скачка». Крах экономики страны. «Культурная революция». Создание отрядов «красных охранников» (хунвэйбинов). Рыночные реформы в Китае после смерти Мао Цзэдуна. Дэн Сяопин. Курс «четырех модернизаций». Коммунистический режим в Северной Корее. Ким Ир Сен. Ким Чен Ир. Полпотовский режим в Камбодже. «Красные кхмеры». Пол Пот — руководитель коммунистической партии. Возвращение к власти в стране принца Нородом Сианука. Крушение социалистической системы и конфликты на Балканах. Политика перестройки и «новое мышление» в СССР. Генеральный секретарь ЦК КПССС М. С. Горбачев. Улучшение отношений со странами Запада. Экономические и политические последствия реформ в Китае. Преодоление кризиса и достижение страной первого места в мире по объему промышленного производства. Китай — член Всемирной торговой организации,

Тема 7.Всеобщая история Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX — начале XXI века Проблемы стран Латинской Америки, революционное движение и реформы. Страны Латинской Америки в середине ХХ в.: сельскохозяйственное производство, основное население — крестьяне, основа экспорта  — один-два сырьевых или сельскохозяйственных ресурса, собственность и власть в руках крупных латифундистов и ставленников иностранных компаний. Контроль США политической жизни в странах Латинской Америки. Два пути выхода из этого положения. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Ф. Кастро. «Движение 26 июля». Победа революционеров. Переход Кубы к социалистическому развитию. Помощь СССР молодому государству. Кризис 1990-х годов. Че Гевара. Революции и гражданские войны в Центральной Америке: Никарагуа, Сальвадор, Гватемала. Реформы в странах Латинской Америки 68 в 1950—1970-х годах. Власть военных в Перу и Панаме. Чили: победа на выборах левого блока «Народное единство» и его политика. С. Альенде. Кризис реформ и военный переворот в Чили. Генерал А. Пиночет. Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Реформы в Чили. Переход власти от военных диктатур к гражданскому правлению во второй половине ХХ  в. в государствах Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай). Успехи и проблемы правительств левых сил. Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор пути развития. Крушение колониальной системы. Культурное воздействие метрополий на колонии способствовало подъему освободительной борьбы. 1960-й  — Год Африки. Создание Организации африканского единства (ОАЕ). Развивающиеся страны.

Тема V. Российская Федерация

Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.

От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора



Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.

Контроль уровня обученности:

  1. Контроль по теме: ПМВ и ее последствия

  2. Контроль по теме: Советский союз в 1920-30 гг.

  3. Контроль по теме: ВМВ и ВОВ

  4. Контроль по теме: Апогей и кризис советской системы

  5. Итоговая контрольная работа


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Технические и электронные средства обучения, фильмы, согласно перечня паспорта кабинета истории.


Учебное оборудование и компьютерная техника.

Учебное оборудование, методические и учебные пособия, цифровые и образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, медиаресурсы согласно перечня паспорта кабинета истории.


Список литературы и интернет ресурсов:

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Алексашкина Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории: для учителей, Л.Н .Алексашкина. – М.: Просвещение,2015.

  2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2017

  3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. – М.: «ТЦ Сфера», 2015.

  4. Кириллов В.В. «Отечественная история в схемах и таблицах», М.: Эксмо, 2018г.

  5. Энциклопедия истории России 862-1917. CD-ROМ

  6. Чернова М.Н. Работа с документами на уроках истории. 10 класс  (Серия «Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор»). – М.: Айрис-пресс, 2017.

  7. Варианты ЕГЭ по истории России разных лет.

  8. Контрольно-обобщающие тесты по разделам курса.

  9. Кадневский В.М. Тесты по истории Отечества. – М.: «Школа -Пресс», 2017  

  10. История. 5-11 классы:технологии современного урока. Авт- сост.                 В.В.Гукова. – Волгоград: Учитель, 2015

  11. Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 9-11 классы 6 пособие для учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,2016

        Дополнительная литература  для учителя:

  1. Буганов В.И. Очерки истории классовой борьбы в России 11-18 вв.: книга для учителя. М.: Просвещение, 2016

  2. История России.10-11 классы. История России в лицах Герои и изгои революции. элективные курсы. Сост Н.И. Чеботырева. – Волгоград: Учитель,2017

  3. Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10-11 классы.сот. Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова. – Волгоград: Учитель,2014

Дополнительная литература для учащихся:

1.Барабанов В.В. История России с древнейших времён до к. ХХ в.

2.Справочник школьника. – М.: «Астрель», 2014. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Уч. пособие. – М.: Изд-во «Проспект», 2015.






3.Захаров В.Ю. История России. Трудные вопросы на экзамене: уч. пособие для школьников старш. кл. и поступающих в вузы. – М.: «Дрофа», 2016.

4.Семеникова Л.И. Отечественная история: Конспект лекций. – М.: «Айрис-пресс», 2014.

5. История мировой культуры: справочник школьника. –М,2018

6. Сто великих битв -  М.: Вече,2017

 Интернет-ресурсы:

– http://fipi.ru/view/sections/203/docs/404.html

– www.history.standart.edu.ru

– www.history.ru

– http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838

– www.en.edu.ru. www.openclass.ru. www.pedsovet.org

– www.humanities.edu.ru




Учебный план

№ п\п



Наименование разделов и тем

Всего часов (проф.)

1

Вводные уроки

2

2.

Россия в годы «великих потрясений»

11

3.

Советский союз в 1920—1930-х гг.

18

4

Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

15

5

Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.

35

6

Российская Федерация

26


Итого истории России:

107

1.

ПМВ и ее последствия (ВИ)

2

2.

Мир после ПМВ

6

3.

Вторая мировая война.

3

4.

«Холодная война»


2

5

Развитые индустриальные страны в середине 20-н21вв.

3

6

Страны социалистического блока в 1950-1980-х гг.

5

7

Латинская Америка, Азия и Африка в середине 20-н.21вв. (

3

8

Заключение

1


Итого по всеобщей (Новейшей) истории:

25


Всего:

132






Календарно-тематическое планирование.

урок

Тема урока

Кол – во часов

1

Вводные уроки. Повторение темы «Россия в 19 - начале ХХ века».


1

2

Входной контроль. Тест.


1


Тема I. Россия в годы «великих потрясений» (ИР). ПМВ и ее последствия (ВИ)

13

3

Россия и мир накануне Первой мировой войны.

1

4

Первая мировая война (ВИ)

1

5

Российская империя в ПМВ

1

6

Революционная волна после ПМВ (ВИ)

1

7

Великая российская революция: февраль 1917 г.

1

8

Великая российская революция: октябрь 1917 г

1

9

Первые революционные преобразования большевиков.

1

10

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм.

1

11

Гражданская война.

1

12

Идеология и культура периода Гражданской войны.

1

13

Наш край в годы революции и Гражданской войны

1

14

Повторительно-обобщающий урок «ПМВ и ее последствия».

1

15

Тестирование.

1


Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг (ИР). Тема 2

Мир после ПМВ (ВИ)

24

16

Версальско -Вашингтонская система (ВИ)

1

17

Страны Запада в 1920-х годах

1

18

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.Переход к нэпу.

1

19

Экономика нэпа.

1

20

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

1

21

Политическое развитие в 1920-е гг.

1

22

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

1

23

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1

24

«Великий перелом». Индустриализация.

1

25

Коллективизация сельского хозяйства.

1

26

Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм. (ВИ)

1

27

Национально-освободительное движение в странах Востока (ВИ)

1

28

Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США. (ВИ)

1

29

Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм. (ВИ)

1

30

Рост международной напряженности. Гражданская война Испании. (ВИ).

1

31

Политическая система СССР в 1930-е гг. Советская национальная политика в 1930-е гг.

1

32

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.

1

33

СССР и мировое сообщество в 1929-1939гг

1

34

РК. Наш край в 1920–1930-е гг.

1

35-36

Практикум по «трудным вопросам истории». Разбор заданий 21-24 ЕГЭ.

2

37

Повторительно- обобщающий урок

1

38-39

Тестирование в форме ЕГЭ.

2


Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.(ИР)

Тема 3. Вторая мировая война. (ВИ )

18

40

Начало ВМВ. (ВИ)

1

41

СССР накануне Великой Отечественной войны.

1

42

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.).

1

43

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.

1

44

Человек и война: единство фронта и тыла.

1

45-46

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.).

2

47-48

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.

2

49

ВМВ: СССР и союзники (ВИ)

1

50

Разгром Германии и Японии (ВИ)

1

51

РК. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

1

52-53

Проектная деятельность: «Народы СССР в борьбе с фашизом», «Советская разведка и контрразведка в годы Вов» и др.

2

54-55

«Трудные вопросы истории»: «Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны», «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

2

56-57

Тестирование: «ВМВ и ВОВ»

2


Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. (ИР).

Тема 4. «Холодная война» (ВИ)

Тема 5 . Развитые индустриальные страны в середине 20-н21вв. (ВИ)

Тема 6. Страны социалистического блока в 1950-1980-х гг. (ВИ)

Тема 7. Латинская Америка, Азия и Африка в середине 20-н.21вв. (ВИ)

48

58

Начало «холодной войны» (ВИ)

1

59

Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики.

1

60-61

Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы.

2

62

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.

1

63-64

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».

2

65

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. (ВИ)

1

66

Смена политического курса.

1

67

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

1

68

Возникновение «общества потребления» (ВИ)

1

69

Массовые социальные движения 1960-хгг (ВИ)

1

70-71

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

2

72-73

Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг.

2

74

Восточная и Юго-Восточная Азия в 1940-1970-хгг. (ВИ).

1

75-76

Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг.

2

77-78

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг.

2

79-80

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.

2

81

«Разрядка». (ВИ)

1

82

Политика разрядки международной напряжённости.

1

83

Достижения и кризисы «реального социализма» (ВИ)

1

84

Коммунистические режимы в Азии (ВИ)

1

85

Проблемы стран Латинской Америки (ВИ)

1

86

Страны Тропической и южной Азии(ВИ)

1

87

Ближний и Средний Восток(ВИ)

1

88

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

1

89-90

Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг.

2

91-92

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Реформа политической системы.

2

93-94

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.

2

95

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР.

1

96

Изменения в жизни стран Запада во 2п 20-н21вв. (ВИ)

1

97

Страны Южной и Восточной Азии (ВИ)

1

98

Наш край в 1953–1964 гг.

1

99

Наш край в 1964–1985 гг.

1

100

Наш край в 1985–1991 гг.

1

101

Повторение.

1

102-103

Проектная деятельность

2

104-105

Тестирование в форме ЕГЭ

2


Тема V. Российская Федерация(ИР)

Заключение (ВИ)


27

106

Российская экономика на пути к рынку.

1

107-108

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

2

109-110

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

2

111

Мир в условиях глобализации и перспективы 21 века(ВИ)

1

112

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.

1

113-114

Политическая жизнь России в начале XXI в. Экономика России в начале XXI в.

2

115-116

Повседневная и духовная жизнь. Внешняя политика России в начале XXI в. Россия в 2008— 2014 гг.

2

117

Наш край в 1992–1999 гг.

1

118

Наш край в 2000-е гг.

1

119-122

Повторительно-обобщающий урок по теме 1-5

4

123

Заключение(ВИ)


124-126

Разбор сложных заданий ГИА

3

127

Итоговая контрольная работа

1

128-133

Резерв. Решение заданий ГИА.

Практикумы


5










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!