РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории
для 10 класса А
(профильный уровень)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Основной общеобразовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №5. (ФГОС)
Программа по истории разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования
Рабочая программа соответствует структуре учебников:
А.В.Торкунов. История России (ч.1-3): Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. (базовый и углубленный уровни) - М. «Просвещение» 2020.
А.В.Шубин .Всеобщая история: Новейшая история. 10 класс; учебник (базовый и углубленный уровни) , -М.: Дрофа, 2020
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение истории в 10 классе согласно учебному плану отводится 4 часа в неделю, всего 133 часа (из них 5 часов резерва). Из них всеобщая история 25 часов, история России – 107 часов. В связи с тем, что в мае начинаются военные сборы, количество часов сокращено на 4 часа.
Цели:
Изучение истории на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитывать гражданственность, национальную идентичность, развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоить систематизированные знания об истории человечества и элементы философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
овладеть умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формировать историческое мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
При изучении предмета решаются следующие задачи:
1) формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
2) овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
3) овладение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) формирование умений оценивать различные исторические версии
Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные
• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;
• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
• применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;
• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
• конструктивно применять исторические и историкокультурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
Выпускник на профильном уровне научится:
владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;
обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно- популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;
применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить
временной и пространственный анализ.
Выпускник на профильном уровне получит возможность научиться:
- использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
- анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
- устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
- определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
- целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
- знать основные подходы (концепции) в изучении истории;
- знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
- работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
- исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;
- корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Содержание учебного материала
Тема I. Россия в годы «великих потрясений» Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы .командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.
Тема 1. Всеобщая история. Первая мировая война и ее последствия Мир накануне Первой мировой войны. Индустриальная цивилизация в ряде стран Европы и Северной Америки в начале XX в. Создание машинного производства. Массовое производство продукции. Жесткая специализация. Демографический взрыв. Переход от аграрного общества к индустриальному обществу среднеразвитых стран мира. Империализм. Слияние капиталов и образование крупных финансовых и промышленных монополий. Господство над миром стран Западной Европы и США. Политическое оформление раздела мира в виде создания колониальных империй. Жестокая эксплуатация порабощенных народов. Разрушение традиционной культуры колониальных стран и одновременное приобщение народов Азии и Африки к европейской цивилизации. Пробуждение Азии. Перемены в Иране, Османской империи, Китае, Индии. Технологический рывок. Массовое внедрение технических средств в жизнь. Разработка и испытание средств уничтожения людей. Рабочее движение и социализм. Профессиональные союзы. Требования социал-демократов. Анархо-синдикалисты. Успехи рабочего движения. Национализм, шовинизм и пацифизм. Складывание в Европе военно-политических блоков — Антанты (в составе Великобритании, Франции и России) и Тройственного союза (в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии). Причины острых противоречий, переросших в мировую войну. Первая мировая война. Начало войны. Повод для мировой войны. Объявление Германией войны России, затем Франции. Вступление в войну против Германии Великобритании. План Шлиффена. Капитуляция Германии. Революционная война после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств. Распад четырех империй. Подъем национальных движений. Ноябрьская революция в Германии и Веймарская республика. О. Эрерт. К. Каутский. К. Либкнехт и Р. Люксембург. Итоги революции в Германии. Советская власть в Венгрии. Советское правительство Венгрии. Антикоммунистическая диктатура М. Хорти. Революционное движение и создание Коммунистического интернационала (Коминтерна). Оппортунизм. Образование Турецкой Республики. М. Кемаль и его реформы. Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг. Катастрофические последствия Первой мировой и
Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
Тема 2. Всеобщая история. Мир после мировой войны Версальско-Вашингтонская система. Планы послевоенного устройства мира. Позиция России. Требования Антанты. «14 пунктов» президента США В. Вильсона. Парижская мирная конференция и ее итоги. Версальская система. Обязательства Германии. Подмандатные территории. Лига Наций. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Попытка ограничить гонку вооружений в мировом масштабе. Изменение Версальской системы. Создание Версальско-Вашингтонской системы для регулирования отношений между сильнейшими державами мира. Унижение национальных чувств немцев обусловило стремление Германии к реваншу. Попытки стран-победительниц уступками ослабить протест побежденных. План Ч. Дауса. Локарнские соглашения. Страны Запада в 1920-х годах. Послевоенная стабилизация. Кейнсианство. Экономический бум. Быстрое развитие капиталистического хозяйства. Фордизм. Возникновение массового общества. Использование средств массовой информации. Господство индивидуализма. Демократизация общества в странах Европы. Влияние социалистических партий и профсоюзов, их успехи в борьбе за власть. Развитие культуры. Функционализм французского архитектора Ле Корбюзье. Кинематограф как общедоступное развлечение. Теория относительности А. Эйнштейна. Авангардизм в искусстве. П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали. Критика капиталистического общества в литературе
Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.
Тема 3 Всеобщая история. Вторая мировая война Причины нового мирового конфликта. Стремление фашизма к мировому господству. Разгром Польши, объявление Великобританией и Францией войны Германии. Начало Второй мировой войны. Блицкриг. Решение И. В. Сталиным «польского вопроса». Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Странная война». Захват Германией Дании и Норвегии. У. Черчилль — сторонник решительной борьбы с фашизмом. Оккупация Германией значительной территории Франции. Создание зависимого от Германии государства на юге Франции во главе с маршалом А. Ф. Петеном и антифашистского комитета 62 «Свободная Франция» во главе с генералом Ш. де Голлем в Англии. Германо-британская борьба («Битва за Англию») и захват гитлеровцами Балкан. Вступление советских войск на территорию Финляндии. Взятие Выборга. Включение Эстонии, Латвии и Литвы в состав СССР, присоединение Бессарабии и Северной Буковины. Рост советско-германских противоречий. Вторая мировая война: СССР и союзники. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. Гитлеровский план «Барбаросса». Разгром советского Западного фронта. Контрнаступление Красной армии под Москвой. Срыв плана «Барбаросса».
Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков. Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат. Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Тема 4. Всеобщая история. «Холодная война» Начало «холодной войны». Формирование биполярного мира. Борьба государственно-социалистического (коммунистического) и государственно-монополистического (капиталистического) вариантов индустриального общества получила название «холодная война». Раскол мира на два лагеря. План Маршалла. Доктрина Трумэна. Создание Организации Североатлантического договора (НАТО) в составе США, Канады и большинства стран Западной Европы и Организации Варшавского договора в составе СССР и стран Восточной Европы. Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы. Режимы «народной демократии», допускавшие существование реальной многопартийности и многосекторной экономики. Установление 63 во всех странах Восточной Европы власти коммунистов и их союзников. Раскол Германии на Федеративную Республику Германии, объединившую земли западной зоны оккупации, и Германскую Демократическую Республику, созданную в советской зоне оккупации, где власть получила Социалистическая единая партии Германии (СЕПГ). Советско-югославский конфликт и террор в Восточной Европе. Создание Коминформа для согласования деятельности коммунистов разных стран. Лидер югославских коммунистов И. Броз Тито. Позиция СССР в отношении Югославии. Сталинские репрессии. «Охота на ведьм» — репрессии, направленные против инакомыслящих в странах Запада и США. Сенатор Дж. Маккарти. Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Наращивание вооружений. Создание военно-промышленных комплексов (ВПК). Массовые демонстрации в разных странах мира против применения атомного оружия. Картина П. Пикассо.«Голубь мира». Ракетно-космическое соперничество. Успехи в освоении космоса. Ю. Гагарин — первый космонавт планеты. Исследования с помощью космических станций Луны, Венеры, Марса. Международные отношения в 1950-е годы. Улучшение международных отношений после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. С. Хрущева в США. Ухудшение советскоамериканских отношений в 1960 г. Президент США Дж. Кеннеди. Берлинский кризис. Берлинская стена — символ раздела Европы и символ «холодной войны». Карибский кризис. Размещение советским правительством ядерных ракет на Кубе.
Тема 5. Всеобщая история. Развитые индустриальные страны в середине ХХ — начале XXI века Возникновение «общества потребления». Социальное государство — государство благоденствия. Изменение положения женщин. Рост численности среднего класса. Цель жизни людей — потребление жизненных благ, позиция деятелей искусства в этом вопросе. Новый образ жизни и новые лидеры. Президент США Дж. Кеннеди. Возникновение Европейского экономического сообщества. Создание Совета Европы. Европейское объединение угля и стали. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Западногерманское «экономическое чудо». К. Аденауэр. Концепция социального рыночного хозяйства. Возникновение Пятой республики во Франции. Президент Ш. де Голль и его политика. Консервативная и трудовая Великобритания. Соперничество консерваторов и либералов. Положение страны после распада британской колониальной системы. Массовые народные движения 1960-х годов
Тема 6. Всеобщая история. Страны социалистического блока в 1950—1980-х годах. Пути их развития на рубеже ХХ—ХХI веков Достижения и кризисы «реального социализма». Возникновение мировой системы социализма. Диссиденты. Страны Восточной Европы: неэффективная бюрократическая экономика, директивное планирование, дефицит товаров, тяжелое положение сельского хозяйства. Недовольство населения существующим положением. Движения за восстановление демократии в некоторых странах Восточной Европы. Кризисы в Польше и Венгрии. И. Надь. «Пражская весна» 1968 г. А. Дубчек. «Программа действий» КПЧ, провозглашение лозунга построения «социализма с человеческим лицом». Оккупация Чехословакии войсками стран Варшавского договора, ее итоги. Положение польской экономики. Волнения рабочих. Создание правозащитной организации «Комитет общественной самообороны — Комитет защиты рабочих». Независимый профсоюз «Солидарность». Л. Валенса. В. Ярузельский. Югославский социализм. И. Броз Тито. Усиление автономии союзных республик в составе Югославии. Выход Албании из состава СЭВ. Рост националистических настроений в республиках Югославии. Коммунистические режимы в Азии. Строительство социализма в Китае. Приход к власти коммунистической партии и ее деятельность. Мао Цзэдун. Маоизм. Политика «большого скачка». Крах экономики страны. «Культурная революция». Создание отрядов «красных охранников» (хунвэйбинов). Рыночные реформы в Китае после смерти Мао Цзэдуна. Дэн Сяопин. Курс «четырех модернизаций». Коммунистический режим в Северной Корее. Ким Ир Сен. Ким Чен Ир. Полпотовский режим в Камбодже. «Красные кхмеры». Пол Пот — руководитель коммунистической партии. Возвращение к власти в стране принца Нородом Сианука. Крушение социалистической системы и конфликты на Балканах. Политика перестройки и «новое мышление» в СССР. Генеральный секретарь ЦК КПССС М. С. Горбачев. Улучшение отношений со странами Запада. Экономические и политические последствия реформ в Китае. Преодоление кризиса и достижение страной первого места в мире по объему промышленного производства. Китай — член Всемирной торговой организации,
Тема 7.Всеобщая история Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX — начале XXI века Проблемы стран Латинской Америки, революционное движение и реформы. Страны Латинской Америки в середине ХХ в.: сельскохозяйственное производство, основное население — крестьяне, основа экспорта — один-два сырьевых или сельскохозяйственных ресурса, собственность и власть в руках крупных латифундистов и ставленников иностранных компаний. Контроль США политической жизни в странах Латинской Америки. Два пути выхода из этого положения. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Ф. Кастро. «Движение 26 июля». Победа революционеров. Переход Кубы к социалистическому развитию. Помощь СССР молодому государству. Кризис 1990-х годов. Че Гевара. Революции и гражданские войны в Центральной Америке: Никарагуа, Сальвадор, Гватемала. Реформы в странах Латинской Америки 68 в 1950—1970-х годах. Власть военных в Перу и Панаме. Чили: победа на выборах левого блока «Народное единство» и его политика. С. Альенде. Кризис реформ и военный переворот в Чили. Генерал А. Пиночет. Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Реформы в Чили. Переход власти от военных диктатур к гражданскому правлению во второй половине ХХ в. в государствах Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай). Успехи и проблемы правительств левых сил. Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор пути развития. Крушение колониальной системы. Культурное воздействие метрополий на колонии способствовало подъему освободительной борьбы. 1960-й — Год Африки. Создание Организации африканского единства (ОАЕ). Развивающиеся страны.
Тема V. Российская Федерация
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора
Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
Контроль уровня обученности:
Контроль по теме: ПМВ и ее последствия
Контроль по теме: Советский союз в 1920-30 гг.
Контроль по теме: ВМВ и ВОВ
Контроль по теме: Апогей и кризис советской системы
Итоговая контрольная работа
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические и электронные средства обучения, фильмы, согласно перечня паспорта кабинета истории.
Учебное оборудование и компьютерная техника.
Учебное оборудование, методические и учебные пособия, цифровые и образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, медиаресурсы согласно перечня паспорта кабинета истории.
Список литературы и интернет ресурсов:
Учебно-методическое обеспечение:
Алексашкина Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории: для учителей, Л.Н .Алексашкина. – М.: Просвещение,2015.
Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2017
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. – М.: «ТЦ Сфера», 2015.
Кириллов В.В. «Отечественная история в схемах и таблицах», М.: Эксмо, 2018г.
Энциклопедия истории России 862-1917. CD-ROМ
Чернова М.Н. Работа с документами на уроках истории. 10 класс (Серия «Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор»). – М.: Айрис-пресс, 2017.
Варианты ЕГЭ по истории России разных лет.
Контрольно-обобщающие тесты по разделам курса.
Кадневский В.М. Тесты по истории Отечества. – М.: «Школа -Пресс», 2017
История. 5-11 классы:технологии современного урока. Авт- сост. В.В.Гукова. – Волгоград: Учитель, 2015
Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 9-11 классы 6 пособие для учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,2016
Дополнительная литература для учителя:
Буганов В.И. Очерки истории классовой борьбы в России 11-18 вв.: книга для учителя. М.: Просвещение, 2016
История России.10-11 классы. История России в лицах Герои и изгои революции. элективные курсы. Сост Н.И. Чеботырева. – Волгоград: Учитель,2017
Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10-11 классы.сот. Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова. – Волгоград: Учитель,2014
Дополнительная литература для учащихся:
1.Барабанов В.В. История России с древнейших времён до к. ХХ в.
2.Справочник школьника. – М.: «Астрель», 2014. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Уч. пособие. – М.: Изд-во «Проспект», 2015.
3.Захаров В.Ю. История России. Трудные вопросы на экзамене: уч. пособие для школьников старш. кл. и поступающих в вузы. – М.: «Дрофа», 2016.
4.Семеникова Л.И. Отечественная история: Конспект лекций. – М.: «Айрис-пресс», 2014.
5. История мировой культуры: справочник школьника. –М,2018
6. Сто великих битв - М.: Вече,2017
Интернет-ресурсы:
– http://fipi.ru/view/sections/203/docs/404.html
– www.history.standart.edu.ru
– www.history.ru
– http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838
– www.en.edu.ru. www.openclass.ru. www.pedsovet.org
– www.humanities.edu.ru
Учебный план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов (проф.) |
1 | Вводные уроки | 2 |
2. | Россия в годы «великих потрясений» | 11 |
3. | Советский союз в 1920—1930-х гг. | 18 |
4 | Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. | 15 |
5 | Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. | 35 |
6 | Российская Федерация | 26 |
| Итого истории России: | 107 |
1. | ПМВ и ее последствия (ВИ) | 2 |
2. | Мир после ПМВ | 6 |
3. | Вторая мировая война. | 3 |
4. | «Холодная война» | 2 |
5 | Развитые индустриальные страны в середине 20-н21вв. | 3 |
6 | Страны социалистического блока в 1950-1980-х гг. | 5 |
7 | Латинская Америка, Азия и Африка в середине 20-н.21вв. ( | 3 |
8 | Заключение | 1 |
| Итого по всеобщей (Новейшей) истории: | 25 |
| Всего: | 132 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урок | Тема урока | Кол – во часов |
1 | Вводные уроки. Повторение темы «Россия в 19 - начале ХХ века». | 1 |
2 | Входной контроль. Тест. | 1 |
| Тема I. Россия в годы «великих потрясений» (ИР). ПМВ и ее последствия (ВИ) | 13 |
3 | Россия и мир накануне Первой мировой войны. | 1 |
4 | Первая мировая война (ВИ) | 1 |
5 | Российская империя в ПМВ | 1 |
6 | Революционная волна после ПМВ (ВИ) | 1 |
7 | Великая российская революция: февраль 1917 г. | 1 |
8 | Великая российская революция: октябрь 1917 г | 1 |
9 | Первые революционные преобразования большевиков. | 1 |
10 | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. | 1 |
11 | Гражданская война. | 1 |
12 | Идеология и культура периода Гражданской войны. | 1 |
13 | Наш край в годы революции и Гражданской войны | 1 |
14 | Повторительно-обобщающий урок «ПМВ и ее последствия». | 1 |
15 | Тестирование. | 1 |
| Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг (ИР). Тема 2 Мир после ПМВ (ВИ) | 24 |
16 | Версальско -Вашингтонская система (ВИ) | 1 |
17 | Страны Запада в 1920-х годах | 1 |
18 | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.Переход к нэпу. | 1 |
19 | Экономика нэпа. | 1 |
20 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. | 1 |
21 | Политическое развитие в 1920-е гг. | 1 |
22 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. | 1 |
23 | Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. | 1 |
24 | «Великий перелом». Индустриализация. | 1 |
25 | Коллективизация сельского хозяйства. | 1 |
26 | Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм. (ВИ) | 1 |
27 | Национально-освободительное движение в странах Востока (ВИ) | 1 |
28 | Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США. (ВИ) | 1 |
29 | Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм. (ВИ) | 1 |
30 | Рост международной напряженности. Гражданская война Испании. (ВИ). | 1 |
31 | Политическая система СССР в 1930-е гг. Советская национальная политика в 1930-е гг. | 1 |
32 | Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. | 1 |
33 | СССР и мировое сообщество в 1929-1939гг | 1 |
34 | РК. Наш край в 1920–1930-е гг. | 1 |
35-36 | Практикум по «трудным вопросам истории». Разбор заданий 21-24 ЕГЭ. | 2 |
37 | Повторительно- обобщающий урок | 1 |
38-39 | Тестирование в форме ЕГЭ. | 2 |
| Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.(ИР) Тема 3. Вторая мировая война. (ВИ ) | 18 |
40 | Начало ВМВ. (ВИ) | 1 |
41 | СССР накануне Великой Отечественной войны. | 1 |
42 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.). | 1 |
43 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | 1 |
44 | Человек и война: единство фронта и тыла. | 1 |
45-46 | Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.). | 2 |
47-48 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. | 2 |
49 | ВМВ: СССР и союзники (ВИ) | 1 |
50 | Разгром Германии и Японии (ВИ) | 1 |
51 | РК. Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
52-53 | Проектная деятельность: «Народы СССР в борьбе с фашизом», «Советская разведка и контрразведка в годы Вов» и др. | 2 |
54-55 | «Трудные вопросы истории»: «Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны», «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне» | 2 |
56-57 | Тестирование: «ВМВ и ВОВ» | 2 |
| Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. (ИР). Тема 4. «Холодная война» (ВИ) Тема 5 . Развитые индустриальные страны в середине 20-н21вв. (ВИ) Тема 6. Страны социалистического блока в 1950-1980-х гг. (ВИ) Тема 7. Латинская Америка, Азия и Африка в середине 20-н.21вв. (ВИ) | 48 |
58 | Начало «холодной войны» (ВИ) | 1 |
59 | Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики. | 1 |
60-61 | Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы. | 2 |
62 | Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. | 1 |
63-64 | Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». | 2 |
65 | Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. (ВИ) | 1 |
66 | Смена политического курса. | 1 |
67 | Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | 1 |
68 | Возникновение «общества потребления» (ВИ) | 1 |
69 | Массовые социальные движения 1960-хгг (ВИ) | 1 |
70-71 | Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | 2 |
72-73 | Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг. | 2 |
74 | Восточная и Юго-Восточная Азия в 1940-1970-хгг. (ВИ). | 1 |
75-76 | Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. | 2 |
77-78 | Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. | 2 |
79-80 | Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. | 2 |
81 | «Разрядка». (ВИ) | 1 |
82 | Политика разрядки международной напряжённости. | 1 |
83 | Достижения и кризисы «реального социализма» (ВИ) | 1 |
84 | Коммунистические режимы в Азии (ВИ) | 1 |
85 | Проблемы стран Латинской Америки (ВИ) | 1 |
86 | Страны Тропической и южной Азии(ВИ) | 1 |
87 | Ближний и Средний Восток(ВИ) | 1 |
88 | СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. | 1 |
89-90 | Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. | 2 |
91-92 | Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Реформа политической системы. | 2 |
93-94 | Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. | 2 |
95 | Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. | 1 |
96 | Изменения в жизни стран Запада во 2п 20-н21вв. (ВИ) | 1 |
97 | Страны Южной и Восточной Азии (ВИ) | 1 |
98 | Наш край в 1953–1964 гг. | 1 |
99 | Наш край в 1964–1985 гг. | 1 |
100 | Наш край в 1985–1991 гг. | 1 |
101 | Повторение. | 1 |
102-103 | Проектная деятельность | 2 |
104-105 | Тестирование в форме ЕГЭ | 2 |
| Тема V. Российская Федерация(ИР) Заключение (ВИ) | 27 |
106 | Российская экономика на пути к рынку. | 1 |
107-108 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. | 2 |
109-110 | Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | 2 |
111 | Мир в условиях глобализации и перспективы 21 века(ВИ) | 1 |
112 | Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. | 1 |
113-114 | Политическая жизнь России в начале XXI в. Экономика России в начале XXI в. | 2 |
115-116 | Повседневная и духовная жизнь. Внешняя политика России в начале XXI в. Россия в 2008— 2014 гг. | 2 |
117 | Наш край в 1992–1999 гг. | 1 |
118 | Наш край в 2000-е гг. | 1 |
119-122 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1-5 | 4 |
123 | Заключение(ВИ) | |
124-126 | Разбор сложных заданий ГИА | 3 |
127 | Итоговая контрольная работа | 1 |
128-133 | Резерв. Решение заданий ГИА. Практикумы | 5 |