СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Средних веков. 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Средних веков. 6 класс»

МБОУ «Шеровичская школа»



«Рассмотрено»

на заседании педсовета

Протокол №___________

от «___» ___________2019


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Шеровичская школа» от «___»__________2019

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Шеровичская школа»

от «___» __________2019








Рабочая программа

по предмету:

Всеобщая история. История Средних веков

для 6 класса







Разработал:

учитель истории

Макаренков С.А.

















Пояснительная записка



Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6класса составлена на основе:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».

  • Приказ Минобрнауки РФ ОТ 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 №1577 ( п. п. 11.1,11.2; п.11.3(п 4), п. 18.3.1).

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru ).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»

  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345».

  • Авторская программа «История средних веков 6 класс», Бойцов М.А., Петрова Н.Г. М., « Русское слово» 2011 г

  • Учебный план МБОУ «Шеровичская школа»

Место курса «Всеобщая история. История Средних веков» в учебном плане

Примерные учебные планы предлагают отводить на изучение истории в 6 классе 2 часа в неделю, то есть 70 часов за учебный год. Эти часы распределяются между курсами истории России и всеобщей истории в соотношении: 60% - на историю России, 40% - на всеобщую историю. Таким образом курс «Всеобщая история. История Средних веков» должен быть освоен за 28-30 часов. Курс может изучаться целиком, последовательно в первом полугодии учебного года. Данная рабочая программа предполагает 30 часов на изучение Истории Средних веков

( 2 часа в неделю).



«История средних веков» продолжает начатое школьниками в 5 классе изучение систематического курса Всеобщей истории. Теперь шестиклассникам предстоит знакомство только с одним тысячелетием (5 – 15 века),

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией М.А.Бойцова, Р.М Шукурова, издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников и рекомендован МО РФ.

1) История Средних веков: учеб. для общеобразоват. учреждений Бойцов М. А., Шукуров Р. М. – М.: Русское слово, 2016;

2) Программа курса «История средних веков\ 6 класс», Бойцов М. А., Петрова Н. Г., «Русское слово» 2011г.

3) Петрова Н. Г. Рабочая тетрадь к учебнику М. А. Бойцова, Р. М. Шукурова Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс, «Русское слово» 2014 г.

4) Мультимедийные приложения к учебнику М. А. Бойцова, Р. М. Шукурова «Всеобщая история. История Средних веков», 6 класс и к учебнику Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6 класс (Инновационная школа, ФГОС)

Цель курса «Истории Средних веков»:

исторического опыта своей страны и человечества в целом. Продолжить образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления

Задачи курса:

      -сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и       культуре;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  

 -формирование представлений об истории средних веков как части общемирового исторического процесса;

-овладеть историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.









































Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения предмета: «Всеобщая история. История Средних веков».

Предметные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:

• целостное представление об историческом этапе развития человечества в V – XV вв. как важном и оригинальном периоде Всеобщей истории, в котором в разных частях планеты существовали яркие и самобытные культуры, круг цивилизаций стал намного шире, чем в древности, и они уже занимали большую часть обитаемой суши;

• понимание, почему именно христианская Европа, будучи на протяжении всего Средневековья только одной из нескольких крупных цивилизаций, к XV веку набрала силы для рывка вперед, будущих открытий и завоевания «остального мира»;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важных научных открытий в эпоху Средневековья;

• способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Средних веков, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов средневекового прошлого;

• представление об исторических легендах как органичной форме реконструкции прошлого в эпоху Средневековья и специфическом историческом источнике;

• умения датировать важнейшие события и процессы в истории Средних веков, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировых цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств эпохи Средневековья;

• умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Средневековья, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

• умения выделять и объяснять отличия средневековых географических карт от современных аналогов, изучать их как средства отражения картины мира в средневековом обществе на разных этапах его развития, прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей в V – XV вв.;

• умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории Средних веков (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни и др.);

• умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из истории Средних веков, как в рамках одной цивилизации (к примеру, христианской цивилизации), так и относящихся к разным цивилизациям (Восток – Запад, христианство – ислам и т.д.), объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

• умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп средневекового европейского общества (сословия, цехи, гильдии), описывать памятники истории и культуры Средневековья, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого;

• умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средних веков;

• умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении;

• умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Средневековья, почерпнутыми из анализа документов;

• готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Средних веков, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России. Метапредметные результаты :

• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);

• готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);

• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Личностные результаты :

• расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;

• приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в эпоху Средневековья, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых продолжалось в Средние века, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.



Содержание тем учебного предмета

История Средних веков.

Введение 1ч.

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел I. Раннее Средневековье 9 ч.

Византийская империя.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Западная и Центральная Европа в VI – XI вв.

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Арабы в VI – XI вв.

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира. 

Раздел II. Расцвет Средневековья.14 ч

Средневековый город в Западной и Центральной Европы. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Феодальная раздробленность в Центральной Европе.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Гуситское движение в Чехии.

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Османская империя в XIV – XVI вв.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Культура Западной Европы в XI – XV вв.



Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян.

Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Африка и особенности ее развития

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство,.политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

ЕВРОПА НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ Представления европейцев о мире и «других» народах в XV в. Предпосылки Великих географических открытий: психологические, экономические, политические, научные технические и др.























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план 6 класс

Наименование раздела

Количество часов

Введение

1

Глава 1. В центре ойкумены

2

Глава 2.  Бури на окраинах

3

Глава 3. Держава франков

2

Глава 4.  Северные ветры

3

Глава 5. Крестьяне и рыцари

2

Глава 6. «Так хочет Бог!»

2

Глава 7. Лики города

2

Глава 8. Вершина Средневековья

5

Глава 9. Где был и где не был Марко Поло

4

Заключение. Перед сменой времен

4

Всего

30































Приложение

Тематическое планирование предмета «История Средних веков» 6 класс.


№ п./п.

Кол-во часов



Тема урока

1

1

Введение. Новый Рим.

2

1

Расцвет Византии.

3

1

Варвары – завоеватели.

4

1

Возникновение и распространение ислама.

5

1

Мир ислама

6

1

Рождение королевства франков

7

1

Император Карл.

8

1

«Люди Севера»- норманны

9

1

Сколько раз завоёвывали Англию?

10

1

Повторение: «Начало Средневековья».

11

1

Земля и власть.

12

1

Вечные труженики.

13

1

За стенами замков.

14

1

Империя и церковь.

15

1

Крестовые походы.

16

1

«Возвращение» городов.

17

1

В сердце средневекового города

18

1

В поисках знаний

19

1

Во главе христианского мира.

20

1

Страны и государи.

21

1

Тяжкие времена.

22

1

На востоке Европы

23

1

Повторение: «Средневековая Европа»

24

1

Во владениях Великого хана.

25

1

Индия: раджи и султаны.

26

1

Поднебесная империя. В стране Сипанго.

27

1

Очень разная Африка

28

1

Мир совсем неизвестный.

29

1

Европа в XV в.

30

1

Итоговое занятие


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!