МБОУ «Шеровичская школа»
«Рассмотрено» на заседании педсовета Протокол №___________ от «___» ___________2019 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Шеровичская школа» от «___»__________2019 | «Утверждаю» Директор МБОУ «Шеровичская школа» от «___» __________2019 |
Рабочая программа
по предмету:
Всеобщая история. История Средних веков
для 6 класса
Разработал:
учитель истории
Макаренков С.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6класса составлена на основе:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».
Приказ Минобрнауки РФ ОТ 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 №1577 ( п. п. 11.1,11.2; п.11.3(п 4), п. 18.3.1).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru ).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345».
Авторская программа «История средних веков 6 класс», Бойцов М.А., Петрова Н.Г. М., « Русское слово» 2011 г
Место курса «Всеобщая история. История Средних веков» в учебном плане
Примерные учебные планы предлагают отводить на изучение истории в 6 классе 2 часа в неделю, то есть 70 часов за учебный год. Эти часы распределяются между курсами истории России и всеобщей истории в соотношении: 60% - на историю России, 40% - на всеобщую историю. Таким образом курс «Всеобщая история. История Средних веков» должен быть освоен за 28-30 часов. Курс может изучаться целиком, последовательно в первом полугодии учебного года. Данная рабочая программа предполагает 30 часов на изучение Истории Средних веков
( 2 часа в неделю).
«История средних веков» продолжает начатое школьниками в 5 классе изучение систематического курса Всеобщей истории. Теперь шестиклассникам предстоит знакомство только с одним тысячелетием (5 – 15 века),
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией М.А.Бойцова, Р.М Шукурова, издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников и рекомендован МО РФ.
1) История Средних веков: учеб. для общеобразоват. учреждений Бойцов М. А., Шукуров Р. М. – М.: Русское слово, 2016;
2) Программа курса «История средних веков\ 6 класс», Бойцов М. А., Петрова Н. Г., «Русское слово» 2011г.
3) Петрова Н. Г. Рабочая тетрадь к учебнику М. А. Бойцова, Р. М. Шукурова Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс, «Русское слово» 2014 г.
4) Мультимедийные приложения к учебнику М. А. Бойцова, Р. М. Шукурова «Всеобщая история. История Средних веков», 6 класс и к учебнику Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6 класс (Инновационная школа, ФГОС)
Цель курса «Истории Средних веков»:
исторического опыта своей страны и человечества в целом. Продолжить образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
Задачи курса:
-сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории средних веков как части общемирового исторического процесса;
-овладеть историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения предмета: «Всеобщая история. История Средних веков».
Предметные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:
• целостное представление об историческом этапе развития человечества в V – XV вв. как важном и оригинальном периоде Всеобщей истории, в котором в разных частях планеты существовали яркие и самобытные культуры, круг цивилизаций стал намного шире, чем в древности, и они уже занимали большую часть обитаемой суши;
• понимание, почему именно христианская Европа, будучи на протяжении всего Средневековья только одной из нескольких крупных цивилизаций, к XV веку набрала силы для рывка вперед, будущих открытий и завоевания «остального мира»;
• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важных научных открытий в эпоху Средневековья;
• способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Средних веков, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов средневекового прошлого;
• представление об исторических легендах как органичной форме реконструкции прошлого в эпоху Средневековья и специфическом историческом источнике;
• умения датировать важнейшие события и процессы в истории Средних веков, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировых цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств эпохи Средневековья;
• умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Средневековья, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
• умения выделять и объяснять отличия средневековых географических карт от современных аналогов, изучать их как средства отражения картины мира в средневековом обществе на разных этапах его развития, прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей в V – XV вв.;
• умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории Средних веков (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни и др.);
• умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из истории Средних веков, как в рамках одной цивилизации (к примеру, христианской цивилизации), так и относящихся к разным цивилизациям (Восток – Запад, христианство – ислам и т.д.), объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
• умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп средневекового европейского общества (сословия, цехи, гильдии), описывать памятники истории и культуры Средневековья, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого;
• умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средних веков;
• умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении;
• умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Средневековья, почерпнутыми из анализа документов;
• готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Средних веков, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России. Метапредметные результаты :
• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
• готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);
• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Личностные результаты :
• расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
• приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в эпоху Средневековья, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых продолжалось в Средние века, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Содержание тем учебного предмета
История Средних веков.
Введение 1ч.
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел I. Раннее Средневековье 9 ч.
Византийская империя.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Западная и Центральная Европа в VI – XI вв.
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Арабы в VI – XI вв.
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел II. Расцвет Средневековья.14 ч
Средневековый город в Западной и Центральной Европы. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Образование централизованных государств в Западной Европе.
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Феодальная раздробленность в Центральной Европе.
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Гуситское движение в Чехии.
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Османская империя в XIV – XVI вв.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Культура Западной Европы в XI – XV вв.
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян.
Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Африка и особенности ее развития
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство,.политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
ЕВРОПА НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ Представления европейцев о мире и «других» народах в XV в. Предпосылки Великих географических открытий: психологические, экономические, политические, научные технические и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план 6 класс
Наименование раздела | Количество часов |
Введение | 1 |
Глава 1. В центре ойкумены | 2 |
Глава 2. Бури на окраинах | 3 |
Глава 3. Держава франков | 2 |
Глава 4. Северные ветры | 3 |
Глава 5. Крестьяне и рыцари | 2 |
Глава 6. «Так хочет Бог!» | 2 |
Глава 7. Лики города | 2 |
Глава 8. Вершина Средневековья | 5 |
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло | 4 |
Заключение. Перед сменой времен | 4 |
Всего | 30 |
Приложение
Тематическое планирование предмета «История Средних веков» 6 класс.
№ п./п. | Кол-во часов | Тема урока |
1 | 1 | Введение. Новый Рим. |
2 | 1 | Расцвет Византии. |
3 | 1 | Варвары – завоеватели. |
4 | 1 | Возникновение и распространение ислама. |
5 | 1 | Мир ислама |
6 | 1 | Рождение королевства франков |
7 | 1 | Император Карл. |
8 | 1 | «Люди Севера»- норманны |
9 | 1 | Сколько раз завоёвывали Англию? |
10 | 1 | Повторение: «Начало Средневековья». |
11 | 1 | Земля и власть. |
12 | 1 | Вечные труженики. |
13 | 1 | За стенами замков. |
14 | 1 | Империя и церковь. |
15 | 1 | Крестовые походы. |
16 | 1 | «Возвращение» городов. |
17 | 1 | В сердце средневекового города |
18 | 1 | В поисках знаний |
19 | 1 | Во главе христианского мира. |
20 | 1 | Страны и государи. |
21 | 1 | Тяжкие времена. |
22 | 1 | На востоке Европы |
23 | 1 | Повторение: «Средневековая Европа» |
24 | 1 | Во владениях Великого хана. |
25 | 1 | Индия: раджи и султаны. |
26 | 1 | Поднебесная империя. В стране Сипанго. |
27 | 1 | Очень разная Африка |
28 | 1 | Мир совсем неизвестный. |
29 | 1 | Европа в XV в. |
30 | 1 | Итоговое занятие |