Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Тувы для 9 класса разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023);
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101);
Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. решением Министерства просвещения РФ, протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);
Приказ МО РТ от 29 августа 2012 года № 953/д-1 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Тыва, реализующих программы общего образования»;
Учебный план и расписание МБОУ «Туранская СОШ № 1» на 2023–2024 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель курса истории Тувы – дать учащимся знания об основах исторической науки, достоверное и целостное представление об истории Тувы с древнейших времен до наших дней на основе правдивых и достоверных документальных источников, и данных археологических исследований.
Изучение курса по истории Тувы позволит учащимся лучше понять и осознать, что тувинцы имеют богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, и самобытную культуру. Они, как и другие народы мира, были творцами собственной истории и внесли свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры. При изучении истории, у учащихся формируется историческое сознание, чувство причастности к истории, прежде всего к истории родного края.
В настоящем курсе истории также ставится цель знакомить учащихся с богатейшими и разнообразными памятниками археологии, хозяйством, бытом, материальной и духовной культурой тувинского народа. Учащиеся получат практические знания о традиционных верованиях, обычаях, обрядах и этикете, истоки которых таятся в глубинах истории и в корнях самобытной культуры. Учащиеся знакомятся с вопросами о происхождении тувинского народа и сложении его в единый народ.
Необходимым элементом изучения курса истории Тувы является наглядность: карты, схемы, фотографии, слайды, кинофильмы о Туве. На каждом уроке умело использовать музейные материалы и организовать экскурсии в школьные музеи, а также Тувинский республиканский краеведческий музей и его филиалы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса истории Тувы в 9 классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа) из регионального компонента.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
хронологические рамки древнего, средневекового, нового и новейшего периодов в истории Тувы;
даты важнейших событий периодов истории Тувы;
называть и кратко охарактеризовать основные периоды истории Тувы с древности до современности и соотнести их с периодизацией всемирной истории и истории России;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность важнейших событий истории Тувы;
место, обстоятельства, участников, результата важнейших событий истории Тувы;
представителей тувинской власти: нойонов, чиновников, лам Тувы ( с середины XVIII в. до 1921 г.);
представителей местной русской власти Тувы (с XIX в. до 1921 г.): комиссаров, чиновников;
представителей торгово-промышленных кругов Тувы: торговцев, золотопромышленников;
основные идеи, организации и участников общественных движений Тувы;
государственных, политических, религиозных и общественных деятелей Тувы XX-начала XXI вв.;
предводителей и участников военных событий, социальных и национально-освободительных движений в истории Тувы;
известных деятелей и достижения науки и культуры Тувы XX- начала XXI вв.;
систематизировать и обобщать факты, составлять сравнительные таблицы по важнейшим событиям истории Тувы;
находить и использовать отрывки из исторических документов о важнейших политических событиях, социальных отношениях, экономическом развитии, культуре Тувы;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
показывать на исторической карте Тувы, Сибири территорию расселения тувинских племен;
рассказывать об исторических событиях истории Тувы, их участниках;
давать описание исторических памятников Тувы разных эпох на основе иллюстративного материала, дополнительной литературы, непосредственного наблюдения;
составлять описание жизни и деятельности исторических личностей;
называть характерные черты исторических событий и явлений разных эпох;
классифицировать исторические события;
объяснять смысл, значение основных понятий и терминов;
высказывать свое отношение к событиям, личностям и аргументировать свою оценку.
Основные виды деятельности учащихся, формы контроля успеваемости, критерии оценки
Основные виды деятельности обучающихся:
Индивидуальная форма предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Примерами индивидуальной формы деятельности могут быть: работа с учебником, написание эссе и докладов, выполнение проектов и т. д.;
Групповая форма работы обучающихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, при изучении текстов и т. д. исключительно эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов. Видами групповой формы деятельности являются: работа в парах и иных группах, мозговой штурм и т.д.;
Фронтальная форма может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
Формы контроля успеваемости обучающихся:
устный (индивидуальный или фронтальный опрос, защита рефератов, докладов, проектов, собеседование, зачет, устная взаимопроверка.);
письменный (домашние работы, проверочные работы, практические работы, тестовые задания, сочинения, диктанты, письменная взаимопроверка.)
накопительная система оценки и др.
Критерии оценки устных ответов учащихся. Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию обществознания как учебной дисциплины;
правильно выполнил схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна–две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
100-90 % и более | отлично |
89%- 70% | хорошо |
69-51% | удовлетворительно |
менее 51% | неудовлетворительно |
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Содержание учебного предмета «История Тувы»
Глава I. Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы.
Начало заселения территории Тувы. Древний и средний палеолит. Памятники, которые свидетельствуют о заселении первобытными людьми территории Тувы.
Поздний палеолит. Позднепалеолитические стоянки и местонахождения. Каменные орудия. Основное занятие, орудие труда. Общая собственность на средства производства, коллективный труд, уравнительное распределение продуктов, одежды и жилища.
Неолит – последний важнейший историко-культурный этап каменного века. Неолитические памятники на территории Тувы. Достижения неолитических племен. Изготовление и применение глиняных сосудов. Изготовление лука со стрелами. Начало приручения домашних животных. Освоение ранее нетронутых территорий.
Бронзовый век. Начало освоения первого металла. Древние рудники и медеплавильные печи. Развитие скотоводства и ремесла. Резьба по дереву, кости, литье металла, выделка кожи и шкуры. Охота рыболовство и собирательство.
Глава II. Тува в период разложения первобытного строя и возникновения племенных союзов.
Скифское время, или ранний железный век, который охватывает период с VIII по III в.в. до н.э. Уровень развития хозяйственной деятельности в жизни племен Тувы. Переход к кочевому скотоводству. Дальнейшее развитие горного дела, металлургии, ремесла, земледелия. Антропологический тип племен Тувы. Разложение первобытнообщинных отношений и вызревание предпосылок классового общества. Своеобразное и самобытное искусство племен Тувы. Роль племен Тувы в создании оригинального скифо-сибирского искусства.
Звериный стиль. Торговые и этнические связи.
I. Урок обобщения: первобытнообщинный строй – общая ступень в развитии человечества.
Экскурсия в музей.
Племена Тувы во II в. До н.э. – V в н.э. Образование государства Хунну в Центральной Азии. Завоевание территории Тувы Хунну. Хозяйство. Скотоводство. Земледелие. Охота и собирательство.
Дальнейшее развитие металлургии, появление изделий из железа. Изменение облика материальной культуры и антропологического типа населения Тувы. Разложение родовых отношений и складывание институтов государственности.
Глава III. Наш край в эпоху раннего средневековья.
Тува в составе древнетюркского каганата.
Образование древнетюркского каганата. Археологические памятники. Курганы, каменные изваяния, памятники письменности. Развитие скотоводства, земледелия, ремесла. Горное дело и обработка металла. Жилище. Одежда. Быт. Формирование раннефеодальных отношений. Изобразительно-прикладное искусство. Орхоно-енисейская руническая письменность тюрков – высшее достижение их культуры. Религиозное верование. Обмен и торговля. Роль древних тюрков в сложении и формировании тувинского народа.
Тува в составе уйгурского каганата.
Разгром тюрков уйгурами. Создание уйгурского каганата. Городища и крепости уйгуров, как центр оседлости, земледелия, ремесла и торговли. Хозяйство. Культура и быт. Религия. Обмен и торговля. Роль уйгуров в формировании тувинского народа.
Тува в составе государства древних кыргызов.
Падение государства уйгуров. Древнекыргызское государство и его территория. Развитие скотоводства и земледелия. Ирригационные сооружения. Социональные отношения. Кузнечное, гончарное, литейное, ювелирно-декоративные ремесла. Религия. Культура и быт. Древнетюркская руническая письменность местных племен Тувы. Обмен и торговля. Население. Роль древних кыргызов в сложении тувинского народа.
Глава IV. Тува под игом монгольских феодалов.
Образование раннемонгольского государства. Тува в составе монгольской империи. Иго монгольских феодалов местного населения. Города и военные поселения – центры земледелия, горного дела, металлургии и ремесла. Хозяйства и культура населения Тувы. Горное дело и металлургия. Ремесла. Декоративно-прикладное искусство. Религиозное верование. Распад монгольской империи.
Глава V. Наш край в XVII – первой половине XVIII в.
Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии. Население Тувы и его расселение. Родоплеменной состав. Хозяйство. Промыслы и ремесла. Жилище и одежда. Общественный строй. Дани, поборы и повинности в пользу монгольских феодалов. Культура и быт. Декоративно-прикладное искусство. Устное поэтическое и музыкальное творчество. Религия. Обычаи, традиции и обряды.
Глава VI. Тува под игом маньчжурской династии.
Захват Тувы маньчжурской династией Китая. Административно-территориальное деление. Создание в Туве военно-феодального и административного аппарата. Амбын-ноян и правители кожуунов. Тувинские племена и их расселение. Положение аратов. Налоги, поборы и повинности скотом, пушниной и др. в пользу маньчжурских захватчиков. Скотоводство, земледелие, охота, собирательство. Кузнечное, литейное, столярное, шорное, портняжное, катание войлока и другие виды ремесла.
Классовая борьба и национально-освободительное движение. Восстание Алдан-Дургун и его историческое значение.
Этнический состав, происхождение и формирование тувинского народа как единый этнос.
Быт и культура.
Жилище, одежда, пища. Декоративно-прикладное искусство. Художественная обработка металлов, аппликация и теснение кожи, орнаментация войлака и тканей. Резьба по камню, кости, дереву. Устное поэтическое творчество: героический эпос, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни, частушки, мифы, легенды и предания. Сыгыт и хоомей. Музыкальные инструменты: игил, бызанчы, чадаган, дошпулуур, лимби, хомус и другие.
Праздники: шагаа, оваа дагыыры, суг бажы дагыыры, от дагыыры, уруг бажы кыргыыры и др. Различные обряды. Национальные виды игр: хуреш, стрельба из лука и стрелы, конская скачка, домино, шахматы, кажык, баг кагары, тевек, и др.
Шаманство – древняя форма религии тувинцев. Проникновение и распространение буддизма в Туве. Построение ламаистских монастырей.
Русско-тувинские связи. Роль русских ученных и путешественников в изучении Тувы. Торговый обмен между тувинцами и населением русской пограничной полосы. Открытие русских факторий в Туве и их хищнический характер. Появление в Туве русской золотопромышленности. Значение русской крестьянской колонизации.
Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Борьба тувинского народа против ига маньчжурской династии за свободу и независимость. Изгнание китайских купцов с территории Тувы.
Участие тувинских аратов в освобождении монгольского города-крепости Кобдо. Историческое значение национально-освободительного движения тувинского народа.
Глава VII. Присоединение Тувы к России в 1914 г.
Социальная экономическая и политическая обстановка в Туве. Вопрос о дальнейшей судьбе Тувы и его решение. Объявление протектората России над Тувой. Прогрессивное значение присоединения Тувы к России.
Повторительно-обобщающий урок – 1
Экскурсия или игры – 1
Глава VIII. Особенность развития Тувы в начале ХХ в.
Состояние хозяйства, культуры и быта. Создание Урянхайского краевого Совета и местных Советов и их деятельность. Созыв тувинского съезда, принятие на совместном заседании тувинского и русского съездов Договора о самоопределении Тувы в июне 1918 г.
Военная интервенция и гражданская война в Туве. Оккупация Тувы белогвардейцами и отрядами китайских милитаристов и монгольских феодалов. Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев.
Глава IX. Создание и становление Тувинской Народной Республики.
Подготовка и созыв Всетувинского учредительного хурала. Провозглашение независимой народной Республики Танну-Тыва – первого суверенного государства тувинского народа. Принятие первой конституции Танну-Тыва. Герб и флаг республики. Создание органов народной власти.
Ликвидация феодалов, как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств.
Начало культурного строительства. Создание тувинской национальной письменности – новый этап в развитии культурного строительства. Развитие народного образования. Тувинская национальная литература и театр. Культурно-просветительская работа и народное здравоохранение. Вытеснение старых верований, обрядов, обычаев и праздников. Разрушение и уничтожение монастырей и других объектов религиозного культа. Репрессии 30-40-х гг. и их тяжкие последствия.
Глава Х. Тува в годы Великой Отечественной войны.
Реорганизация народного хозяйства на военный лад. Культурное строительство в годы войны. Всенародная помощь фронту. Участие тувинских танкистов и кавалеристов в Великой Отечественной войне. Героизм и отвага тувинских добровольцев на фронтах Отечественной войны.
Глава ХI. Вхождение ТНР в состав СССР 11 октября 1944 г.
Вхождение Тувы в состав СССР – важный этап в социально-экономическом и культурном развитии Тувы. Декларация малого Хурала ТНР о вхождении ТНР в состав СССР на правах автономной области. Политическая оценка ее с современных позиций.
Реконструкция народного хозяйства и реорганизация органов власти. Завершение коллективизации сельского хозяйства. Переход аратов-колхозников на оседлость. Административно-командный метод проведения коллективизации.
Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Успехи культурной революции. Развитие народного образования, здравоохранения, литературы и искусства, научных и культурно-просветительных учреждений.
Глава ХII. Преобразование Тувинской автономной области в Тувинскую АССР.
Преобразование органов государственной власти и органов управления. Герб, флаг республики. Социально-экономическое развитие Тувинской АССР в условиях командно-административной системы советского общества.
Дальнейшее развитие промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства. Развитие культуры и искусства тувинского народа. Подготовка высококвалифицированных кадров.
Глава ХIII. Тува на этапе перехода к рыночной экономике.
Распад СССР. Образование суверенной Республики Тыва в составе Российской Федерации. Общественная и политическая жизнь. Переход экономики на рыночные отношения. Принятие новой Конституции Республики Тыва. Новый герб и флаг. Усилие эконмических торговых и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Возрождение традиционного хозяйства, самобытной культуры, традиций, обычаев и праздников, религиозных верований народа.
Учебно-методический комплекс
Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы 9 класс / М.Х. Маннай-оол, И. А. Достай. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.;
Примерная программа М.С. Байыр-оола // «Башкы». – 1993г. № 3.
Салчак О.М. Тесты по истории Тувы: учебное пособие. – Кызыл, 2013.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема / раздел | Количество часов |
1 | Введение в Истории Тувы | 1 |
2 | Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы | 1 |
3 | Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов | 4 |
4 | Наш край в эпоху раннего средневековья (VI-VIII вв.) | 6 |
5 | Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.) | 1 |
6 | Наш край в XVII-первой половине XVIII в. | 1 |
7 | Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.) | 4 |
8 | Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России (1911-1917 гг.) | 1 |
9 | Особенности развития Тувы в начале XX в. | 1 |
10 | Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве | 2 |
11 | Создание и развитие Тувинской Народной Республики (1924-1944 гг.) | 4 |
12 | Тува в годы Великой Отечественной войны | 2 |
13 | Тува в составе СССР | 2 |
14 | Развитие Тувы в период с 1961 по 1991 гг. | 3 |
Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Вводное занятие | 1 | 06.09.2023 г. | |
1. Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы |
2 | Начало заселения территории Тувы. Поздний палеолит. Неолит. Бронзовый век. | 1 | 13.09.2023 г. | |
2. Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов |
3 | Начало производства железных орудий. Хозяйство. Общественный строй. | 1 | 20.09.2023 г. | |
4 | Искусство скифского времени. | 1 | 27.09.2023 г. | |
5 | Племена Тувы во II в. до н.э. – V в. н.э. Хозяйство. Общественные отношения | 1 | 04.10.2023 г. | |
6 | Обобщающий урок по разделу. | 1 | 11.10.2023 г. | |
3. Наш край в эпоху раннего средневековья (VI-VIII вв.) |
7 | Тува в составе тюркского каганата (VI-VIII вв.) Хозяйство. Быт и культура. Общественные отношения. Обмен и торговля. | 1 | 12.10.2023 г. | |
8 | Религия. Письменность. | 1 | 19.10.2023 г. | |
9 | Роль древних тюрков в формировании тувинского народа. Контрольная работа | 1 | 26.10.2023 г. | |
10 | Тува в составе уйгурского каганата. Города уйгуров. Хозяйство и общественные отношения. Культура. | 1 | 09.11.2023 г. | |
11 | Тува в составе государства древних кыргызов (IX-XII вв.) Хозяйство. Общественный строй. Население и его культура. | 1 | 16.11.2023 г. | |
12 | Обобщающий урок по разделу. | 1 | 23.11.2023 г. | |
4. Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.) |
13 | Хозяйство и культура населения Тувы. Население Тувы. | 1 | 30.11.2023 г. | |
5. Наш край в XVII-первой половине XVIII в. |
14 | Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии. Население Тувы. Хозяйство и общественный строй. Культура и быт. | 1 | 07.12.2023 г. | |
6. Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.) |
15 | Захват Тувы маньчжурской династией Китая. Население. Хозяйство. Общественный строй. Культура и быт | 1 | 14.12.2023 г. | |
16 | Религиозное верование. Происхождение тувинцев. | 1 | 21.12.2023 г. | |
17 | Национально-освободительная борьба. Восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей) | 1 | 28.12.2023 г. | |
18 | Экономические связи с русским населением. Значение русской крестьянской колонизации Тувы. | 1 | 11.01.2024 г. | |
7. Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России (1911-1917 гг.) |
19 | Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Присоединение Тувы к России. (1914 г.) | 1 | 18.01.2024 г. | |
8. Особенности развития Тувы в начале XX в. |
20 | Социально-экономическое развитие Тувы в начале XX в. Создание Урянхайского краевого совета. Созыв Всетувинского Хурала. | 1 | 25.01.2024 г. | |
9. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве |
21 | Борьба трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев. Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда. Оттук-Дашский бой. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев. | 1 | 01.02.2024 г. | |
22 | Обобщающий урок по разделу. | 1 | 08.02.2024 г. | |
10. Создание и развитие Тувинской Народной Республики (1924-1944 гг.) |
23 | Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала. Русская самоуправляющаяся трудовая колония (РСТК) Создание революционной партии аратов. Образование и деятельность общественных организаций. | 1 | 15.02.2024 г. | |
24 | Конфискация собственности феодалов и ликвидация их как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств. Зарождение рабочего класса в ТНР. | 1 | 22.02.2024 г. | |
25 | Начало культурного строительства. Национальная литература и театр. Живопись, музыка. Культурно-просветительская работа и народное здравоохранение. Разрушение и уничтожение монастырей. Репрессии 1930-1940-х и их последствия. | 1 | 29.02.2024 г. | |
26 | Обобщающий урок по разделу. | 1 | 07.03.2024 г. | |
11. Тува в годы Великой Отечественной войны |
27 | Перевод народного хозяйства на военный лад. Всенародная помощь фронту. Культурное строительство в годы войны. | 1 | 14.03.2024 г. | |
28 | Участие тувинских танкистов и кавалеристов в Великой Отечественной войне. | 1 | 21.03.2024 г. | |
12. Тува в составе СССР |
29 | Вступление ТНР в состав СССР. Реорганизация органов власти. Реконструкция народного хозяйства Тувинской автономной области. Завершение коллективизации сельского хозяйства. Переход аратов –колхозников на оседлость. | 1 | 04.04.2024 г | |
30 | Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Успехи культурной революции. Театр, музыка, искусство. Улучшение условий жизни и быта населения. | 1 | 11.04.2024 г. | |
13. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991 гг. |
31 | Образование тувинской АССР Социально-экономическое развитие Тувинской АССР. Достижения сельского хозяйства. Развитие промышленности, транспорта и связи. | 1 | 18.04.2024 г. | |
32 | Развитие культуры и искусства. | 1 | 25.04.2024 г. | |
33 | Распад СССР как унитарного государства. Образование Республики Тыва. Политическая жизнь республики в 1990-е гг. | 1 | 02.05.2024 г. | |
34 | Повторительно-обобщающий урок по курсу Истории Тувы | 1 | 16.05.2024 г. | |
Лист корректировки рабочей программы
в 2023-2024 учебном году
по _______________________________
в______ классе/классах
Часов по плану – _________
Дано фактически – ________
Корректировка рабочей программы произведена за счёт
__________________________________________________________________
в______ классе/классах
Часов по плану – ________
Дано фактически – ________
Корректировка рабочей программы произведена за счёт
_________________________________________________________________
в______ классе/классах
Часов по плану – _________
Дано фактически – ________
Корректировка рабочей программы произведена за счёт
__________________________________________________________________
в______ классе/классах
Часов по плану – ________
Дано фактически – ________
Корректировка рабочей программы произведена за счёт
_________________________________________________________________
Учитель _________ /_____________________________ 31.05.2024 г.