Пояснительная записка
Образовательная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» начального общего образования разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
основной образовательной программы МКОУ Шрамовская ООШ,
учебным планом МКОУ Шрамовская ООШ,
положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности МКОУ Шрамовская ООШ.
Список учебников: Неменская Л.А. Изобразительное искусство М. Просвещение,2015(1 класс); Неменская Л.А. Изобразительное искусство М. Просвещение,2014(2 класс); Неменская Л.А. Изобразительное искусство М. Просвещение,2016(3класс); Неменская Л.А. Изобразительное искусство М. Просвещение,2015(4 класс).
На основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч) Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (6 ч) Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали
люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 ч) Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила
природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6ч) Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна».
Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1класс. ., М.: Просвещение, 2012г.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Изображения всюду вокруг нас. | 1 |
2. | Мастер Изображения учит видеть. | 1 |
3. | Изображать можно пятном. | 1 |
4. | Изображать можно в объеме. | 1 |
5. | Изображать можно линией. | 1 |
6. | Разноцветные краски. | 1 |
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 |
8. | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 |
9. | Мир полон украшений. Цветы. | 1 |
10. | Красоту надо уметь замечать | 1 |
11. | Узоры на крыльях. | 1 |
12. | Красивые рыбы. | 1 |
13. | Украшение птиц. | 1 |
14. | Узоры, которые создали люди. | 1 |
15. | Как украшает себя человек. | 1 |
16. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 |
17. | Постройки в нашей жизни. | 1 |
18. | Дома бывают разными | 1 |
19. | Домики, которые построила природа. | 1 |
20. | Какие можно придумать дома. | 1 |
21. | Дом снаружи и внутри. | 1 |
7 | Строим город | 1 |
22. | Все имеет свое строение. | 1 |
23. | Строим вещи. | 1 |
24. | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Памятники архитектуры. Образ города | 1 |
25. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение. Постройка | 1 |
26. | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 |
27. | Разноцветные жуки | 1 |
28. | Времена года. Весенний пейзаж | 1 |
29. | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Чем и как работают художники (8 ч) | |
1. | Три основных краски, строящие многоцветие мира. | 1 |
2. | Пять красок – все богатство цвета и тона. | 1 |
3. | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 |
4. | Выразительные возможности аппликации. | 1 |
5. | Выразительные возможности графических материалов. | 1 |
6. | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 |
7. | Выразительные возможности бумаги. | 1 |
8. | Для художника любой материал может стать выразительным. | 1 |
| Реальность и фантазия (10 ч) | |
9. | Изображение и реальность. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. | 1 |
10. | Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантази-ровать. | 1 |
11. | Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у приро-ды. | 1 |
12. | Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. | 1 |
13. | Постройка и реальность. Мастер Постро-йки учится у природы. | 1 |
14. | Постройка и фантазия. Мастер Постройки учи-тся у природы. | 1 |
15. | Постройка и фантазия. Мастер Постройки учи-тся у природы. | 1 |
16. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. (обобщение темы) | 1 |
17. | Изображение природы в различных состояниях. | 1 |
18. | Изображение природы в различных состояниях. | 1 |
| О чём говорит искусство (10 ч) | |
19. | Выражение характера животных. | 1 |
20. | Выражение характера человека: женский образ. | 1 |
21. | Изображение характера человека: мужской образ. | 1 |
22. | Образ человека в скульптуре. | 1 |
23. | Человек и его украшения. | 1 |
24. | О чем говорят украшения. | 1 |
25. | Образ здания. | 1 |
26. | Образ здания. | 1 |
27. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | 1 |
| Как говорит искусство (7 ч) | |
28. | Теплые и холодные цвета | 1 |
29. | Тихие и звонкие цвета. | 1 |
30. | Что такое ритм линий. | 1 |
31. | Характер линий. Выразительные возможности линий. | 1 |
32. | Ритм пятен. Ритм пятен передает движение. | 1 |
33. | Пропорции выражают характер. | 1 |
34. | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Итоговый урок года. | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
1,2 | Твои игрушки. | 2 |
3 | Посуда у тебя дома | 1 |
4 | Обои и шторы у себя дома | 1 |
5 | Мамин платок | 1 |
6 | Твои книжки | 1 |
7 | Открытки | 1 |
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | 1 |
9 | Памятники архитектуры | 1 |
10 | Парки, скверы, бульвары | 1 |
11 | Ажурные ограды | 1 |
12 | Волшебные фонари | 1 |
13 | Витрины | 1 |
14 | Удивительный транспорт | 1 |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | 1 |
16 | Художник в цирке | 1 |
17 | Художник в театре | 1 |
18, 19 | Театр кукол | 2 |
20, 21 | Маски | 2 |
22, 23 | Афиша и плакат | 2 |
24, 25 | Праздник в городе | 2 |
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 |
27 | Музей в жизни города | 1 |
28 | Картина — особый мир. | 1 |
29 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж | 1 |
30 | Картина-портрет | 1 |
31 | Картина-натюрморт | 1 |
32 | Картины исторические и бытовые | 1 |
33 | Скульптура в музее и на улице | 1 |
34 | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Искусство в твоём доме (8 ч) | |
1 | Пейзаж родной земли. | 1 |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи. | 1 |
3 | Русская красавица. | 1 |
4 | Деревня – деревянный мир. | 1 |
5 | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. | 1 |
6 | Образ русского человека в произведениях художников. | 1 |
7 | Календарные праздники. | 1 |
8 | Народные праздники. | 1 |
| Древние города нашей земли (7ч) | |
9 | Родной угол. | 1 |
10 | Древние соборы. | 1 |
11 | Города Русской земли. | 1 |
12 | Древнерусские воины - защитники. | 1 |
13 | «Золотое кольцо России». | 1 |
14 | Узорочье теремов. | 1 |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. | 1 |
Каждый народ – художник (11ч) | |
16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | 1 |
17 | Искусство оригами. | 1 |
18 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 1 |
19 | Народы гор и степей. | 1 |
20 | Юрта как произведение архитектуры. | 1 |
21 | Города в пустыне. | 1 |
22 | Древняя Эллада. | 1 |
23 | Олимпийские игры. | 1 |
24 | Средневековый город. | 1 |
25 | Образ готического храма в средневековом городе. | 1 |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник». | 1 |
| Искусство объединяет народы (8ч) | |
27 | Тема материнства в искусстве. | 1 |
28 | Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве. | 1 |
29 | Мудрость старости. | 1 |
30 | Сопереживание Дорогою добра. | 1 |
31 | Герои-защитники. | 1 |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов. | 1 |
33 | Юность и надежда. | 1 |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы). | 1 |