ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЬЯКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ И. М. СТРЕЛЬЧЕНКО»
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ «Дьяковская гимназия
имени И.М.Стрельченко» ЛНР
__________________Осадчая Е.Н.
Приказ № ______ от ____________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
базовый уровень
1-4классы
с русским языком обучения
Составитель рабочей программы:
Берчанова Лидия Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций(учреждений)
Луганской Народной Республики по изобразительному искусству для I-IV классов. Базовый уровень (Утверждена Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №483 от 27.12.2016)) Составители
Бардикова А.Г., Войтенко Н.Р.
1. Цели и задачи
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры Родного края, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2. Место предмета в базисном учебном плане
На изучение курса "Изобразительное искусство" в начальной школе отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
1-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер,детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:
рисунка;
аппликации;
построения геометрического орнамента;
техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
графика (иллюстрация);
народные промыслы
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
2-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
аппликации;
гравюры;
построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
различных приёмов работы акварельными красками;
работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы .
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного
искусства и уметь рассказывать об их особенностях .
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
выполнения декоративного панно в технике аппликации;
выполнения декоративного панно из природных материалов;
выполнения растительного орнамента ;
выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
овладения различными приёмами работы акварельными красками ;
работой гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях .
4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
графика (иллюстрация);
народные промыслы .
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях .
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
4. Учебно-тематический план по изобразительному искусству
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов отведенных на изучение раздела, темы |
Всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 8 | 8 | | | |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8 | 8 | | | |
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 11 | 11 | | | |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 6 | 6 | | | |
5. | Чем и как работают художники? | 8 | | 8 | | |
6. | Реальность и фантазия. Мы изображаем, украшаем, строим. | 8 | | 8 | | |
7. | О чём говорит искусство? | 9 | | 9 | | |
8. | Как говорит искусство? | 9 | | 9 | | |
9. | Искусство в твоём доме | 8 | | | 8 | |
10. | Искусство на улицах твоего города | 8 | | | 8 | |
11. | Художник и зрелище | 9 | | | 9 | |
12. | Художник и музей | 9 | | | 9 | |
13. | Истоки родного искусства | 8 | | | | 8 |
14. | Древние города нашей Земли | 7 | | | | 7 |
15. | Каждый народ — художник | 11 | | | | 11 |
16. | Искусство объединяет народы | 8 | | | | 8 |
5. Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту | |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч. |
1. | 1. | Изображения всюду вокруг нас. | | | |
2. | 2. | Мастер Изображения учит видеть. | | | |
3. | 3. | Изображать можно пятном. | | | |
4. | 4. | Изображать можно в объеме. | | | |
5. | 5. | Изображать можно линией. | | | |
6. | 6. | Разноцветные краски. | | | |
7. | 7. | Изображать можно и то, что невидимо. | | | |
8. | 8. | Художники и зрители (обобщение темы). | | | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч. |
9. | 1 | Мир полон украшений. | | | |
10. | 2 | Красоту надо уметь замечать. | | | |
11. | 3 | | | |
12. | 4 | | | |
13. | 5 | Узоры, которые создали люди. | | | |
14. | 6 | Как украшает себя человек. | | | |
15. | 7 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | | | |
16. | 8 | Обобщение темы: «Ты украшаешь. | | | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 11 ч. |
17. | 1 | Постройки в нашей жизни. | | | |
18. | 2 | | | |
19. | 3 | Дома бывают разными. | | | |
20. | 4 | Домики, которые построила природа. | | | |
21. | 5 | Какие можно придумать дома. | | | |
22. | 6 | Дом снаружи и внутри. | | | |
23. | 7 | Строим город. | | | |
24. | 8 | Все имеет свое строение. | | | |
25. | 9 | Строим вещи. | | | |
26. | 10 | Город, в котором мы живем. | | | |
27. | 11 | Обобщение темы: «Знакомство с Мастером Постройки». | | | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–6 ч. |
28. | 1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | | | |
29. | 2 | «Сказочная страна». Создание панно. | | | |
30. | 3. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | | | |
31. | 4 | Урок любования. Умение видеть. | | | |
32. | 5 | Здравствуй, лето! | | | |
33. | 6 | Обобщение темы: «Изображение, украшение, постройка ». | | | |
Рассмотрено
На заседании ШМО
Протокол № от «___» __________2018 г.
Руководитель ______________ О. М. Татаренко
Согласовано
Заместитель директора по УВР
______________ Н. А. Конопля
«__» ____________ 2018 г.
1