Программа разработана на основе программы курса «Изобразительное искусство» (под.ред. Б.М. Неменского).
Издательство «Просвещение», 2020 г.
Составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство» (под.ред. Б.М. Неменского). «Просвещение», 2020 г. для общеобразовательных учреждений
В результате изучения «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
№ п/п | Дата | Тема урока. | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
план | Факт (обоснование) |
1 ЧЕТВЕРТЬ (9 ЧАСОВ) |
1 | 01.09 | | Изображения всюду вокруг нас.Урок-экскурсии. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч.) Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. П Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Р Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. К Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Л |
2 | 08.09 | | Мастер изображения учит видеть. Урок-экскурсии. | Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). П Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Р Сравнивать различные листья на основе их геометрических форм свою работу с другими. К Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. Л |
3 | 15.09 | | Изображать можно пятном. Урок-фантазии. | Развитие способности целостного обобщенного видения. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. П Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Р Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды) в паре. К Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Л |
4 | 22.09 | | Изображать можно в объеме. Урок-фантазии. | Знакомство с понятиями «линия», «плоскость». | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). П Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.Р Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. К Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Л |
5 | 29.09 | | Изображать можно линией. Урок-фантазии. | Выражение настроения в изображении. | Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). П Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Р Потребность в общении с учителем и сверстниками. К Изображать радость или грусть. Л |
6 | 06.10 | | Разноцветные краски Урок- творчества. | . Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. | Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. П Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Р Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. К Участвовать в обсуждении выставки. Л |
7 | 13.10 | | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Урок-фантазии. | Знакомство с понятием «произведение искусства». | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей. П Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Р Потребность в общении с учителем и сверстниками. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
8 | 20.10 | | Художники и зрители (обобщение по теме) Компьютерный урок. | Цвет и краски в картинах художников. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей. П Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Р Потребность в общении с учителем и сверстниками. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
9 | 27.10 | | Мир полон украшений. | Ты украшаешь.Знакомство с Мастером Украшения(8 ч.) Украшения в окружающей действительности. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации П Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Р Выражать в беседе свои впечатления. К Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей.Л |
2 ЧЕТВЕРТЬ (7 ЧАСОВ) |
10 | 10.11 | | Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях бабочек. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации. П Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Р Выражать в беседе свои впечатления. К Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей.Л |
11 | 17.11 | | Красивые рыбы. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации П Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Р Выражать в беседе свои впечатления. К Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей.Л |
12 | 24.11 | | Украшения птиц. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. | Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. П Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Р Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
13 | 01.12 | | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. | Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. П Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Р Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
14 | 08.12 | | Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. | Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгаритма действий. П Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Р Ориентация на позицию других учеников, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. К Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. Л |
15 | 15.12 | | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. П Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Р Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. К Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. Л |
16 | 22.12 | | Постройки в нашей жизни. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.) Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. П Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Р Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. К Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. Л |
3 ЧЕТВЕРТЬ (9 ЧАСОВ) |
17 | 12.01 | | Дома бывают разными. | Соотношение внешнего вида здания и его назначения. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. П Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Р Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. К Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. Л |
18 | 19.01 | | Домики, которые построила природа. | Соотношение форм и их пропорций. | Овладевать первичными навыками конструирования. П Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Р Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. К Придумывать и изображать фантазийные дома. Л |
19 | 26.01 | | Какие можно придумать дома. | Соотношение форм и их пропорций. | Овладевать первичными навыками конструирования. П Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Р Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. К Придумывать и изображать фантазийные дома. Л |
20 | 02.02 | | Дом снаружи и внутри. | Деятельность художника-архитектора. | Овладевать первичными навыками конструирования. П Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Р Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. К Придумывать и изображать фантазийные дома. Л |
21 | 09.02 | | Строим город. | Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Овладевать первичными навыками конструирования. П Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Р Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. К Придумывать и изображать фантазийные дома. Л |
22 | 16.02 | | Строим город. | Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. П Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Р Составлять, конструировать из простых геометрических форм в паре. К Конструировать различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их. Л |
23 | 02.03 | | Все имеет свое строение. | Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. П Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Р Составлять, конструировать из простых геометрических форм в паре. К Конструировать различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их. Л |
24 | 09.03 | | Все имеет свое строение. | Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, каким быть городу. П Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Р Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. К Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Л |
25 | 16.03 | | Строим вещи. | Малые архитектурные формы, деревья в городе. | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, каким быть городу. П Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Р Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. К Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Л |
4 ЧЕТВЕРТЬ ( 8 ЧАСОВ) |
26 | 30.03 | | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | Малые архитектурные формы, деревья в городе. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). П Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Р Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
27 | 06.04 | | Памятники архитектуры. Образ города | Малые архитектурные формы, деревья в городе. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). П Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Р Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
28 | 13.04 | | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.) Взаимодействие трех видов художественной деятельности. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. П Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Р Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
29 | 20.04 | | «Сказочная страна». Создание панно. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. П Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Р Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
30 | 27.04 | | Разноцветные жуки. | Развитие наблюдательности и изучение разновидностей жуков. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. П Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Р Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
31 | 04.05 | | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. П Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Р Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
32 | 11.05 | | Времена года. Весенний пейзаж. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. П Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Р Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |
31 | 18.05 | | Урок любования. Уметь видеть. Здравствуй, лето! | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. П Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Р Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. К Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Л |