Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
ФГОС НОО п.1.2.7.Изобразительное искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
ООП НОО (Целевой раздел)
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа;
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним.
Требования к уровню подготовки учащихся
Первоклассники научатся:
называть расположение цветов радуги;
различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
составлять дополнительные цвета из основных цветов;
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат возможность научиться
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.); определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
У ученика будут сформированы:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Содержание учебного предмета
1. Место предмета в Учебном плане
I четверть – 0,5 часа
II-IV четверть: 1 час в неделю
По плану: I четверть – 4ч. По календарному учебному графику: I четверть- 4 ч.
II четверть – 7ч. II четверть – 7ч.
III четверть – 9ч. III четверть – 8ч.
IV четверть – 8ч. IV четверть – 7ч.
Итого: 28ч. 26ч.
2. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных видов деятельности
№ | Наименование разделов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. |
2 | «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). |
3 | «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. |
4 | «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Тема урока | Дата |
план | факт |
I четв. 1 | «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» - 5ч. Введение в предмет. Все дети любят рисовать. | 10.09 | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Сказочный лес. | 24.09 | |
3 | Изображать можно пятном. Разноцветные краски. | 08.10 | |
4 | Изображать можно в объеме. | 22.10 | |
5 | Изображать можно линией. | |
II четв. 6 | «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» - 7ч. Мир полон украшений. Сказочный цветок. | 12.11 | |
7 | Узоры на крыльях. Украшение бабочки. | 19.11 | |
8 | Красивые рыбки. Украшение рыб. | 26.11 | |
9 | Украшение птиц. | 03.12 | |
10 | Узоры, которые создали люди. Орнамент. | 10.12 | |
11 | Как украшает себя человек. Рисование сказочного героя. | 17.12 | |
12 | Мастер украшения помогает сделать праздник. | 24.12 | |
III четв. 13 | «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» - 9ч. Постройки в нашей жизни. | 14.01 | |
14 | Рисуем домики для сказочных животных. | 21.01 | |
15 | Домики, которые построила природа. | 28.01 | |
16 | Дом снаружи и внутри. | 04.02 | |
17 | Строим город. | .02 | |
18 | Строим город. | 01.03 | |
19 | Всё имеет своё строение. | 15.03 | |
20 | Постройка предметов. | 22.03 | |
21 | Город, в котором мы живём. | 22.03 | |
IV четв. 22 | «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» - 8ч. Совместная работа трёх братьев – мастеров. | 05.04 | |
23 | Праздник весны. Конструирование птиц. | 12.04 | |
24 | Разноцветные жуки. | 19.04 | |
25 | Изображение настроения. | 26.04. | |
26 | Сказочная страна. | 17.05 | |
27 | Сказочная страна. | 17.05 | |
28 | Экскурсия в природу. | 24.05 | |
29 | Здравствуй, лето! | 24.05 | |
Проект Приказа Минобрнауки России
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (по состоянию на 04.04.2018)
(подготовлен Минобрнауки России)
Предметные результаты освоения и содержание
Учебного предмета "изобразительное искусство",
Распределенные по годам обучения
Предметные результаты освоения учебного предмета | Предметное содержание учебного предмета "Окружающий мир", распределенное по годам обучения |
Первый год обучения |
В результате первого года изучения учебного предмета "Изобразительное искусство" ученик научится: - находить красоту в явлениях природы, в произведениях искусства и рассуждать об увиденном; - находить в окружающей действительности изображения, произведения, созданные художниками; - рассуждать о деятельности художника (что может изобразить художник; какие чувства он передает с помощью каких выразительных средств); - описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; выражать свое отношение к ним; - наблюдать и фантазировать; - определять плоскостное и объемное изображение; - обсуждать созданные на уроках художественно-творческие работы; - первичным навыкам изображения на плоскости живописными и графическими материалами, использовать смешанные техники; - передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; - экспериментировать с красками в процессе смешения и наложения цветовых пятен; - пользоваться линией, штрихом; - рассказывать о содержании своей сюжетной композиции, называть главные и второстепенные предметы, определять их местоположение и цветовую характеристику; - первичным навыкам изображения в объеме; - рассматривать произведения скульптуры выдающихся мастеров; - узнавать художественные предметы и украшения построек в повседневной жизни; - узнавать орнамент; - выполнять орнаменты на основе повтора; - пользоваться простыми приемами работы в технике аппликации, монотипии, росписи; - выполнять объемные конструкции из бумаги, природных, пластических и других материалов; - навыкам коллективной творческой работы | Изображение на плоскости. Художественный образ через восприятие произведений искусства и практическую художественно-творческую деятельность. Видение и понимание человеком мира через его изображение. Особенности работы кистью, краской, графическими материалами. Разнообразие художественных материалов и техник. Природная и рукотворная форма, ее выразительность. Сравнение форм. Изображение предметов простой формы. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на основе пятна. Первоначальное знакомство с цветом. Эмоциональные возможности цвета. Синий, красный, желтый цвета. Смешение цветов. Многообразные линии и их характер в природе и искусстве. Выразительные и повествовательные возможности линии. Изображение предметов, событий, явлений окружающего мира на основе наблюдений, по представлению или по воображению. Создание живописного и графического образа. Изображение в объеме. Выразительность объемных объектов в природе. Целостность формы. Знакомство с материалами для лепки: пластилином и глиной; приемы работы с пластилином. Знакомство с произведениями скульптуры выдающихся мастеров. Лепка: от создания обобщенной формы к проработке деталей. Изображение объектов природы. Передача характера изображаемого. Декоративная работа, художественное конструирование. Декоративная художественная деятельность в жизни человека. Образ в декоративном искусстве и его связь с бытом людей через восприятие и практическую творческую деятельность учащихся. Предметы народного искусства и художественных промыслов. Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов. Различные виды орнамента. Приемы декоративной работы в технике аппликации (изображение наклейками), бумагопластики, коллажа, монотипии, художественной росписи и др. Работа с бумагой разной фактуры и другими материалами в художественном конструировании. Особенности художественной выразительности в декоративной работе и конструировании. Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства Красота вокруг нас. Творчество по законам красоты. Художник и зритель. Восприятие произведений изобразительного искусства разных видов. Сюжеты и образы, отношение к природе и человеку. Восприятие детской изобразительной деятельности. Выставка детских работ. |