к ООП ООО МКОУ «Ишимская оош » утверждённой
приказом МКОУ «Ишимская оош» №__ от «___»_____2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
для учащихся 1-4 класса
Количество часов - 135 часа
Учебники:
1 класс – Неменская Л.В «Изобразительное искусство. Ты изобрааешь, украшаешь и строишь».
2 класс – Коротеева Е.И. «Изобразительное искусство. Искусство и ты»
3 класс – Неменская Л.В «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас»
4 класс – Неменская Л.В «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»
Издательство "Просвещение" www.1-4.prosv.ru
Принята на заседании РМО Протокол № _________ от «___» __________2016г. Руководитель РМО ______ | Принята педагогическим советом Протокол № __________ от «___» ___________2016г Ишим 2016 |
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………….....3-8
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………….8-12
3. Содержание учебного предмета…………………………………………………….12-16
4. Тематическое планирование…………………………………….…………………..17-21
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.),2011, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009.
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Общая характеристика учебного предмета
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функции: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; Конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития кур-са помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную куль-гуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения искусства у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание программы
1 класс (1 час в неделю, 33 часа)
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.
№ | Наименование разделов | Всего часов |
-
| Ты учишься изображать. | 9 |
-
| Ты украшаешь. | 8 |
-
| Ты строишь. | 11 |
-
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5 |
| Всего: | 33 |
Ты изображаешь. 9 часов
Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. 8 часов
Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях.
Красивые рыбы.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. 11 часов
Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 5 часов
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
2 класс (1 час в неделю, 34 часа)
ИСКУССТВО И ТЫ.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
-
| Как и чем работает художник? | 8 |
-
| Реальность и фантазия | 7 |
-
| О чём говорит искусство | 11 |
-
| Как говорит искусство | 8 |
| Всего: | 34 |
Чем и как работают художники. 8 часов
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. 7 часов
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство. 11 часов
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство. 8 часов
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс (1 час в неделю, 34 часа)
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7 |
3 | Художник и зрелище. | 11 |
4 | Художник и музей. | 8 |
| Всего: | 34 |
Искусство в твоем доме. 8 часов
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города. 7 часов
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище. 11 часов
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей. 8 часов
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс (1 час в неделю, 34 часа)
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Истоки родного искусства. | 8 |
2 | Древние города нашей Земли. | 7 |
3 | Каждый народ — художник. | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
| Всего: | 34 |
Истоки родного искусства. 8 часов
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли. 7 часов
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник. 11 часов
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы. 8 часов
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы
Тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Раздел 1. Ты учишься изображать | 9 |
1.1 | Изображения всюду вокруг нас | 1 |
1.2 | Мастер Изображения учит видеть | 1 |
1.3 | Изображать можно пятном | 1 |
1.4 | Изображать можно в объёме | 1 |
1.5 | Изображать можно линией | 1 |
1.6 | Разноцветные краски | 1 |
1.7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 |
1.8 | Разноцветные краски | 1 |
1.9 | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 |
Раздел 2. Ты украшаешь. | 8 |
2.1 | Мир полон украшений. Цветы | 1 |
2.2 | Красоту надо уметь замечать | 1 |
2.3 | Узоры на крыльях | 1 |
2.4 | Красивые рыбы | 1 |
2.5 | Украшение птиц | 1 |
2.6 | Узоры, которые создали люди | 1 |
2.7 | Как украшает себя человек | 1 |
2.8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 |
Раздел 3. Ты строишь. | 11 |
3.1 | Постройки в нашей жизни | 1 |
3.2 | Постройки в нашей жизни | 1 |
3.3 | Дома бывают разными | 1 |
3.4 | Домики, которые построила природа | 1 |
3.5 | Какие можно приду- мать дома | 1 |
3.6 | Дом снаружи и внутри | 1 |
3.7 | Строим город | 1 |
3.8 | Всё имеет своё строение | 1 |
3.9 | Постройка предметов (упаковок) | 1 |
3.10 | Город, в котором мы живём. Памятники архитектуры | 1 |
3.11 | Город, в котором мы живём. Памятники архитектуры | 1 |
Раздел 4. Изображение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
4.1 | Совместная работа трёх -Братьев Мастеров | 1 |
4.2 | «Сказочная страна» Создание панно | 1 |
4.3 | «Праздник весны» Конструирование из бумаги | 1 |
4.4 | Урок любования. Умение видеть | 1 |
4.5 | Здравствуй, лето! | 1 |
| Всего: | 33 |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Раздел 1. Как и чем работает художник? | 8 |
1.1 | Три основных цвета. Цветочная поляна. | 1 |
1.2 | Белая и чёрная краски. Природная стихия. | 1 |
1.3 | Восковые мелки. Букет осени. | 1 |
1.4 | Аппликация из осенних листьев. «Осенний ковёр». | 1 |
1.5 | Графические материалы. Зимний лес. | 1 |
1.6 | Работа с пластилином. Животные родного края. | 1 |
1.7 | Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка. | 1 |
1.8 | Неожиданные материалы. Изображение ночного города. | 1 |
Раздел 2. Реальность и фантазия. | 7 |
2.1 | Изображение и реальность. Птицы родного края. | 1 |
2.2 | Изображение и фантазия. Сказочная птица. | 1 |
2.3 | Украшение и реальность. Паутинка. | 1 |
2.4 | Украшение и фантазия. Кружева. Постройка и реальность. Подводный мир. | 1 |
2.5 | Постройка и фантазия. Городок-коробок. | 1 |
2.6 | Братья-Мастера | 1 |
2.7 | Обобщение темы. Ёлочные украшения. | 1 |
Раздел 3. О чем говорит искусство? | 11 |
3.1 | Изображение природы в различных состояниях. Море. | 1 |
3.2 | Изображение характера животного. | 1 |
3.3 | Изображение характера человека: женский образ (добрый) | 1 |
3.4 | Изображение характера человека: женский образ (злой) | 1 |
3.5 | Изображение характера человека: мужской образ (добрый) | 1 |
3.6 | Изображение характера человека: мужской образ (злой) | 1 |
3.7 | Образ человека в скульптуре | 1 |
3.8 | Человек и украшение. | 1 |
3.9 | О чём говорят украшения. | 2 |
3.10 | | |
3.11 | Мастер Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев. | 1 |
Раздел 4. Как говорит искусство | 8 |
4.1 | Тёплые и холодные цвета. Угасающий костёр. | 1 |
4.2 | Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. | 1 |
4.3 | Характер линий. Изображение веток. | 1 |
4.4 | Линия как средство выражения. Весенние ручейки. | 1 |
4.5 | Ритм пятен. Аппликация. Летящие птицы. | 1 |
4.6 | Пропорции. Лепка птиц. | 1 |
4.7 | Средства выразительности. Панно на тему «Весна.Шум птиц». | 1 |
4.8 | Обобщающий урок года. Путешествие с Бабой-ягой. | 1 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов |
| Раздел I: «Искусство в твоем доме» | 8 |
1.1 | Твои игрушки. | 1 |
1.2 | Твои игрушки. | 1 |
1.3 | Посуда у тебя дома. | 1 |
1.4 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 |
1.5 | Мамин платок. | 1 |
1.6 | Твои книжки. | 1 |
1.7 | Открытки. | 1 |
1.8 | Труд художника для твоего дома. | 1 |
| Раздел II : «Искусство на улицах твоего города» | 7 |
2.1 | Памятники архитектуры. | 1 |
2.2 | Парки, скверы, бульвары. | 1 |
2.3 | Ажурные ограды. | 1 |
2.4 | Волшебные фонари. | 1 |
2.5 | Витрины. | 1 |
2.6 | Удивительный транспорт. | 1 |
2.7 | Труд художника на улицах твоего города (села). Обобщение темы. | 1 |
Раздел III: «Художник и зрелище» | 11 |
3.1 | Художник в цирке. | 1 |
3.2 | Художник в театре. | 1 |
3.3 | Театр кукол. | 1 |
3.4 | Театр кукол. | 1 |
3.5 | Маска. | 1 |
3.6 | Маска. | 1 |
3.7 | Маска | 1 |
3.8 | Афиша и плакат. | 1 |
3.9 | Афиша и плакат. | 1 |
3.10. | Праздник в городе. | 1 |
3.11. | Школьный карнавал. Обобщение темы. | 1 |
Раздел IV: «Художник и музей | 8 |
4.1. | Музей в жизни города. | 1 |
4.2. | Картина – особый мир. | 1 |
4.3. | Картина – пейзаж. | 1 |
4.4. | Картина – портрет. | 1 |
4.5. | Картина – натюрморт. | 1 |
4.6. | Картины исторические и бытовые. | 1 |
4.7. | Скульптура в музее и на улице. | 1 |
4.8. | Промежуточная аттестация. Художественная выставка. | 1 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование
4 класс
| Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов |
Раздел. Истоки родного искусства | 8 |
1.1 | Пейзаж родной земли | 1 |
1.2-1.4 | Деревня – деревянный мир | 3 |
1.5-1.6 | Красота человека | 2 |
1.7 – 1.8 | Народные праздники (обобщение темы) | 2 |
Раздел 2. Древние города нашей земли | 7 |
2.1 | Родной уголок. | 1 |
2.2 | Древние соборы. | 1 |
2.3 | Города Русской земли. | 1 |
2.4 | Древнерусские воины-защитники. | 1 |
2.5 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 |
2.6 | Узорочье теремов. | 1 |
2.7 | Пир в теремных палатах (обобщение темы). | 1 |
Раздел 3. Каждый народ художник. | 11 |
3.1-3.3 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 3 |
3.4-3.5 | Народы гор и степей. | 2 |
3.6 | Города в пустыне. | 1 |
3.7-3.8 | Древняя Эллада. | 2 |
3.9-3.10 | Европейские города Средневековья. | 2 |
3.11 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 |
Раздел 4. Искусство объединяет народы. | 8 |
4.1 | Материнство. | 2 |
4.2-4.3 | Мудрость старости. | 2 |
4.4 | Сопереживание. | 1 |
4.5-4.6 | Герои-защитники. | 2 |
4.7 | Юность и надежды. | 1 |
4.8 | Искусство народов мира (обобщение темы). | 1 |
| Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№п/п | №п/р | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Форма контроля | Дата проведения |
Раздел 1: « Ты учишься изображать. | 9 | | | |
1. | 1.1 | Изображения всюду вокруг нас | 1 | Находить: в окружающей действительности изображения, сделанные художниками, красоту в обыкновенных явлениях природы, выразительные образные объёмы. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми, об увиденном. Рассматривать иллюстрации и пытаться их обсуждать. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна, линии. Овладевать первичными навыками изображения, изображать то, что каждый умеет, хочет, любит. | | |
2. | 1.2 | Мастер Изображения учит видеть | 1 | | |
3. | 1.3 | Изображать можно пятном | 1 | | |
4. | 1.4 | Изображать можно в объёме | 1 | | |
5. | 1.5 | Изображать можно линией | 1 | | |
6. | 1.6 | Разноцветные краски | 1 | | |
7. | 1.7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 | | |
8. | 1.8 | Разноцветные краски | 1 | | |
9. | 1.9 | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 | | |
| | Итого по разделу: | 9 | | | |
Раздел 2: « Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» | 8 | | | |
10. | 2.1 | Мир полон украшений. Цветы | 1 | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности, природные узоры (серёжки на ветке, кисть ягод, иней). Наблюдать и эстетически оценивать украшения природы. Любоваться красотой природы. Осваивать простые приёмы живописи. Изображать бабочек, рыб, птиц, сказочных героев, передавая их характерные признаки и узорчатую красоту. | | |
11. | 2.2 | Красоту надо уметь замечать | 1 | | |
12. | 2.3 | Узоры на крыльях | 1 | | |
13. | 2.4 | Красивые рыбы | 1 | | |
14. | 2.5 | Украшение птиц | 1 | | |
15. | 2.6 | Узоры, которые создали люди | 1 | | |
16. | 2.7 | Как украшает себя человек | 1 | | |
17. | 2.8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | | |
| | Итого по разделу: | 8 | | | |
| | Раздел 3: «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» | 11 | | | |
18. | 3.1 | Постройки в нашей жизни | 1 | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома, их форму, конструкцию, пропорции. Наблюдать постройки в при- роде (гнёзда, норки, пчелиные соты…) Придумывать и изображать фантазийные дома, их вид снаружи и внутри. Конструировать из бумаги, Упаковочных коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового города | | |
19. | 3.2 | Постройки в нашей жизни | 1 | | |
20. | 3.3 | Дома бывают разными | 1 | | |
21. | 3.4 | Домики, которые построила природа | 1 | | |
22. | 3.5 | Какие можно приду- мать дома | 1 | | |
23. | 3.6 | Дом снаружи и внутри | 1 | | |
24. | 3.7 | Строим город | 1 | | |
25. | 3.8 | Всё имеет своё строение | 1 | | |
26. | 3.9 | Постройка предметов (упаковок) | 1 | | |
27. | 3.10 | Город, в котором мы живём. Памятники архитектуры | 1 | | |
28. | 3.11 | Город, в котором мы живём. Памятники архитектуры | 1 | | |
| | Итого по разделу: | 11 | | | |
Раздел 5: «Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу» | 5 | | | |
29. | 4.1 | Совместная работа трёх –Братьев Мастеров | 1 | Различать виды художественной деятельности. Анализировать деятельность мастеров Изображения, Украшения, Постройки. Наблюдать живую при- роду с точки зрения трёх мастеров. Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы. Создавать коллективные рисунки, панно, композиции, коллажи. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. | | |
30. | 4.2 | «Сказочная страна» Создание панно | 1 | | |
31. | 4.3 | «Праздник весны» Конструирование из бумаги | 1 | | |
32. | 4.4 | Урок любования. Умение видеть | 1 | | |
33. | 4.5 | Здравствуй, лето! | 1 | | |
Итого по разделу: | 5 | | | |
Всего: | 33 | | | |
Календарно-тематическое планирование
2класс
№ урока | № по разделу | Наименование тем: | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Форма контроля | Дата |
Раздел 1: Как и чем работает художник? | 8 | | | |
1. | 1.1 | Три основных цвета. Цветочная поляна. | 1 | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски. Овладеть первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх цветов разнообразные цветы по памяти . | | |
2. | 1.2 | Белая и чёрная краски. Природная стихия. | 1 | Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы с тушью. | | |
3. | 1.3 | Восковые мелки. Букет осени. | 1 | Расширять знания о художественных материалах. Развивать навыки работы с мелками. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. | | |
4. | 1.4 | Аппликация из осенних листьев. «Осенний ковёр». | 1 | Овладеть техникой и способами создания аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. | | |
5. | 1.5 | Графические материалы. Зимний лес. | 1 | Осваивать приёмы работы графическими материалами. Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать по памяти, используя графические материалы, зимний лес. | | |
6. | 1.6 | Работа с пластилином. Животные родного края. | 1 | Сравнивать выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. Овладеть приёмами работы с пластилином. Создать объёмное изображение животного с передачей характера. | | |
7. | 1.7 | Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка. | 1 | Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | | |
8. | 1.8 | Неожиданные материалы. Изображение ночного города. | 1 | Повторять и закреплять, полученные на предыдущих уроках знания. Создать образ ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов (семена, нитки, конфети, серпантин) | | |
Итого по разделу: | 8 | | |
Раздел 2: Реальность и фантазия | 7 | | |
9. | 2.1 | Изображение и реальность. Птицы родного края. | 1 | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать птиц, выделяя пропорции частей тела. | | |
10. | 2.2 | Изображение и фантазия. Сказочная птица. | 1 | Размышлять о возможностях фантастического мира. Придумывать выразительные фантастические образы. Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы с гуашью. | | |
11. | 2.3 | Украшение и реальность. Паутинка. | 1 | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Развивать навыки работы с тушью и гуашью. | | |
12. | 2.4 | Украшение и фантазия. Кружева. Постройка и реальность. Подводный мир. | 1 | Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента. Создавать украшения (кружева). | | |
13. | 2.5 | Постройка и фантазия. Городок-коробок. | 1 | Рассматривать природные конструкции, анализиравать их формы, пропорции. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надреза- ние, складывание склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. | | |
14. | 2.6 | Братья-Мастера | 1 | Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий. | | |
15. | 2.7 | Обобщение темы. Ёлочные украшения. | 1 | Повторять и закреплять знания, полученны на предыдущих уроках. Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их единство. Конструировать ёлочные украшения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | П/Р | |
Итого по разделу: | 7 | | |
Раздел 3: О чём говорит искусство | 11 | | |
16. | 3.1 | Изображение природы в различных состояниях. Море. | 1 | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать контрастные состояния природы. Развивать навыки работы с гуашью. | | |
17. | 3.2 | Изображение характера животного. | 1 | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку характеру зверей. Изображать животного с ярко выраженным характером. Развивать навыки работы с гуашью. | | |
18. | 3.3 | Изображение характера человека: женский образ (добрый) | 1 | Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы. Иметь представление о красоте внутренней и внешней. Характеризовать доброго и злого сказочных героев Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. | | |
19. | 3.4 | Изображение характера человека: женский образ (злой) | 1 | | |
20. | 3.5 | Изображение характера человека: мужской образ (добрый) | 1 | | |
21. | 3.6 | Изображение характера человека: мужской образ (злой) | 1 | | |
22. | 3.7 | Образ человека в скульптуре | 1 | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево,камень, металл). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладеть приёмами работы с пластилином. Создавать в объёме сказочные образы | | |
23. | 3.8 | Человек и украшение. | 1 | Понимать роль украшений в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения , имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы. Украшать кокошники, богатырские доспехи. | | |
24. | 3.9 | О чём говорят украшения. | 2 | | |
25. | 3.10 |
26. | 3.11 | Мастер Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев. | 1 | Повторять и закреплять знания полученные на предыдущих уроках. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | | |
Итого по разделу: | 11 | | |
Раздел 4: Как говорит искусство? | 8 | | |
27. | 4.1 | Тёплые и холодные цвета. Угасающий костёр. | 1 | Расширять знания о средствах художественной выразительности Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Развивать навыки работы с гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером). | | |
28. | 4.2 | Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. | 1 | Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета. Иметь представление об выразительности цвета-глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. | | |
29. | 4.3 | Характер линий. Изображение веток. | 1 | Расширять знания о средствах художественной выразительности Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представления о эмоциональной выразительности Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающие змейками, задумчивые, тихие и стремительные. | | |
30. | 4.4 | Линия как средство выражения. Весенние ручейки. | 1 | Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым настроением и характером. | | |
31. | 4.5 | Ритм пятен. Аппликация. Летящие птицы. | 1 | Расширять знания о средствах художественной выразительности Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике отрывной аппликации. | | |
32. | 4.6 | Пропорции. Лепка птиц. | 1 | Расширять знания о средствах художественной выразительности Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. | | |
33. | 4.7 | Средства выразительности. Панно на тему «Весна.Шум птиц». | 1 | Уметь работать с разными материалами. Создавать коллективную творческую работу(панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел. | | |
34. | 4.8 | Обобщающий урок года. Путешествие с Бабой-ягой. | 1 | Анализировать детские работы на выставке. Рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведениях художников. Оценивать собственную художественную деятельность. | | |
Итого по разделу: | 8 | | |
Итого по курсу: | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№п \п | №п/р | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Форма контроля | Дата проведения |
Раздел I: «Искусство в твоем доме» | 8 | | | |
1. | 1.1 | Твои игрушки. | 1 | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. | Текущий опрос | |
2. | 1.2 | Твои игрушки. | 1 | Текущий опрос | |
3. | 1.3 | Посуда у тебя дома. | 1 | Текущий опрос | |
4. | 1.4 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Текущий опрос | |
5. | 1.5 | Мамин платок. | 1 | Текущий опрос | |
6. | 1.6 | Твои книжки. | 1 | Текущий опрос | |
7. | 1.7 | Открытки. | 1 | Текущий опрос | |
8. | 1.8 | Труд художника для твоего дома. | 1 | Текущий опрос | |
| | | | | | |
| | Итого по разделу: | 8 | | | |
Раздел II : «Искусство на улицах твоего города» | 7 | | | |
9. | 2.1 | Памятники архитектуры. | 1 | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов. | Текущий опрос | |
10. | 2.2 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Текущий опрос | |
11. | 2.3 | Ажурные ограды. | 1 | Текущий опрос | |
12. | 2.4 | Волшебные фонари. | 1 | Текущий опрос | |
13. | 2.5 | Витрины. | 1 | Текущий опрос | |
14. | 2.6 | Удивительный транспорт. | 1 | Текущий опрос | |
15. | 2.7 | Труд художника на улицах твоего города (села). Обобщение темы. | 1 | Защита проекта | |
| | Итого по разделу: | 7 | | | |
Раздел III: «Художник и зрелище» | 11 | | | |
16. | 3.1 | Художник в цирке. | | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. | Текущий опрос | |
17. | 3.2 | Художник в театре. | | Текущий опрос | |
18. | 3.3 | Театр кукол. | | Текущий опрос | |
19. | 3.4 | Театр кукол. | | Текущий опрос | |
20. | 3.5 | Маска. | | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. | Текущий опрос | |
21. | 3.6 | Маска. | | Текущий опрос | |
22. | 3.7 | Маска | | Текущий опрос | |
23. | 3.8 | Афиша и плакат. | | Текущий опрос | |
24. | 3.9 | Афиша и плакат. | | Текущий опрос | |
25. | 3.10. | Праздник в городе. | | Текущий опрос | |
26. | 3.11. | Школьный карнавал. Обобщение темы. | | Защита проекта | |
| | Итого по разделу: | 11 | | | |
Раздел IV: «Художник и музей | 8 | | | |
27. | 4.1. | Музей в жизни города. | | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Лепить фигуру человека или животного. | Текущий опрос | |
28. | 4.2. | Картина – особый мир. | | Текущий опрос | |
29. | 4.3. | Картина – пейзаж. | | Текущий опрос | |
30. | 4.4. | Картина – портрет. | | Текущий опрос | |
31. | 4.5. | Картина – натюрморт. | | Текущий опрос | |
32. | 4.6. | Картины исторические и бытовые. | | Текущий опрос | |
33. | 4.7. | Скульптура в музее и на улице. | | Текущий опрос | |
34. | 4.8. | Промежуточная аттестация. Художественная выставка. | | Защита проекта | |
Итого по разделу: | 8 | | | |
Всего: | 34 | | | |
Календарно тематическое планирование
4 класс
№п/п | №п/р | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Форма контроля | Дата проведения |
Раздел 1. Истоки родного искусства | 8 | | | |
1 | 1.1 | Пейзаж родной земли | 1 | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | Текущий контроль | |
2 | 1.2 | Деревня – деревянный мир. | 1 | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | Текущий контроль | |
3 | 1.3 | Деревня – деревянный мир. | 1 | | |
4 | 1.4 | Деревня – деревянный мир. | 1 | Текущий контроль | |
5 | 1.5 | Красота человека | 1 | Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты ). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Текущий контроль | |
6 | 1.6 | Красота человека | 1 | Текущий контроль | |
7 | 1.7 | Народные праздники | 1 | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. | Текущий контроль | |
8 | 1.8 | Народные праздники (обобщение темы) | 1 | Защита проекта | |
Раздел 2. Древние города нашей земли. | 7 | | | |
9 | 2.1 | Родной угол | 1 | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. | Текущий контроль | |
10 | 2.2 | Древние соборы | 1 | Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). | Текущий контроль | |
11 | 2.3 | Города русской земли | 1 | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. | Текущий контроль | |
12 | 2.4 | Древнерусские воины – защитники | 1 | Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).Овладевать навыками изображения фигуры человека. | Текущий контроль | |
13 | 2.5 | Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва | 1 | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. | Текущий контроль | |
14 | 2.6 | Узорочье теремов | 1 | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). | Текущий контроль | |
15 | 2.7 | Пир в теремных палатах (обобщение по теме) | 1 | Понимать рать постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания обшей композиции. | Защита проекта | |
| | Итого по разделу: | 7 | | | |
Раздел 3. Каждый народ – художник. | 11 | | | |
16 | 3.1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 1 | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони- мания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | Текущий контроль | |
17 | 3.2 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 1 | Текущий контроль | |
18 | 3.3 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 1 | Текущий контроль | |
19 | 3.4 | Народы гор и степей | 1 | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны , способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. | Текущий контроль | |
20 | 3.5 | Народы гор и степей | 1 | Текущий контроль | |
21 | 3.6 | Города в пустыни | 1 | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего средне- азиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики | Текущий контроль | |
22 | 3.7 | Древняя Эллада | 1 | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. | Текущий контроль | |
23 | 3.8 | Древняя Эллада | 1 | Текущий контроль | |
24 | 3.9 | Европейские города средневековья | 1 | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Текущий контроль | |
25 | 3.10 | Европейские города средневековья | 1 | Текущий контроль | |
26 | 3.11 | Многообразие художественных культур в мире. (обобщающий урок) | 1 | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Текущий контроль | |
Итого по разделу: | 11 | | | |
Раздел 4. Искусство объединяет народы. | 8 | | | |
27 | 4.1 | Материнство | 1 | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни | Текущий контроль | |
28 | 4.2 | Материнство | 1 | Текущий контроль | |
29 | 4.3 | Мудрость старости | 1 | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений) | Текущий контроль | |
30 | 4.4 | Мудрость старости | 1 | Текущий контроль | |
31 | 4.5 | Сопереживание | 1 | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражаться печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдании я в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами всое отношение изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Текущий контроль | |
32 | 4.6 | Герои – защитники | 1 | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Текущий контроль | |
33 | 4.7 | Юность и надежды | 1 | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | Текущий контроль | |
34 | 4.8 | Промежуточная аттестация. Искусство народов мира | 1 | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. | Защита проекта | |
Итого по разделу: | 8 | | | |
Всего | 34 | | | |
16