Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» Руководитель МО Чурсина М. В. Протокол № ___ от _________2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР МКОУ Топчихинской СОШ №2 __________/Макарова Л. Ю | «УТВЕРЖДАЮ» директор МКОУ Топчихинской СОШ №2 ___________ /Загайнов С. В./ Приказ № ____ от _______2018г. |
Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство»
4Б класса на 2018-2019 учебный год
начального общего образования
Разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для 4 класса Б.М. Неменского
срок реализации 1 год
Составитель: Кряжева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
Топчиха 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 4 класса учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с
1) ФГОС НОО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
2) ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система
оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора №50/3 от 02.09.2014 г.)
3) Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ №2 (утвержд. приказом директора № 68/1 от 01.09.2018)
4) Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов
в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
5) Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказомМинобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253),
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:
авторских программ: «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Неменского Б.М.
1-4 классы: пособие для учителей/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.; Москва,
«Просвещение», 2012 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Примерной и авторской программой по изобразительному искусству на их реализацию отведено 34 часа.
Для проведения занятий по предмету «Изобразительное искусство» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ №2 отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). С учетом этого программа составлена на 34 часа учебного времени.
Цель учебного предмета:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи художественного развития учащихся 4 класса
развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира;
-формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание), к традициям народной культуры (патриотическое воспитание);
-формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
-начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
-формирование навыков работы с красками, графическими материалами, а также создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги;
-формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте;
-развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми и миром, поддержка и развитие его индивидуальности, развитие у детей активного интереса к жизни, наблюдательности и фантазии;
-формирование навыков учебного сотрудничества в процессе художественно-практической созидательной деятельности;
-приобретение знаний об истоках русского крестьянского народного искусства, представлений об архитектурном образе исторических русских городов, о жилых и храмовых постройках;
-приобретение знаний о богатстве и разнообразии искусства и архитектуры европейских и азиатских народов;
-развитие аналитических способностей глаза, пространственного мышления, способности структурировать целостную форму и видеть соотношения её частей (пропорций);
-углубление навыков изображения человека, пространства, предметного мира, архитектурных объектов, а также развитие декоративных и конструктивных умений, композиционного мышления.
Содержание программы соответствуют авторской программе «Изобразительное искусство»Б.М.Неменского.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов:
Текущий и итоговый контроль может осуществляться в форме «нулевого среза»(1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке при выполнении творческих работ.
Контроль выполнения практической художественно-творческой деятельности проводится по установленным критериям.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами
3.Использованиевыразительныххудожественныхсредств в выполнении задания.
4. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.
5. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
6.Аккуратность всей работы.
О формах, методах и средствах обучения.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов
деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно
лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся), исследовательский, метод проектов..
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, мультимедийное оборудование.
Результаты художественной деятельности обучающихся определяются на уроках обобщения в конце каждой четверти по итогам выставки творческих работ.
Все уроки являются по виду практическими. На уроках работы с ножницами и другими колющимися предметами проходит беседа по соблюдению техники безопасности.
В данную рабочую программу внесены изменения в количество часов для того, чтобы завершенность четверти и тема блока четверти совпадали (в 1-й четверти 1 ч резерв в 4-м классе).
В данные рабочие программы внесены изменения в количество часов для того, чтобы завершенность четверти и тема блока четверти совпадали (вместо одного часа – два, в связи с резервным часом в четверти, либо на 1 час меньше путём уплотнения темы урока. См. таблицу «Содержание тем курса»)
Учебно-тематический план изучения изобразительного искусства
4 кл., 1 час в неделю (34 ч.)
Название раздела, темы уроков | Кол-во час по авт. программе | Кол-во час по четвертям |
Истоки родного искусства | 8 | 8 |
Древние города нашей земли | 7 | 7 |
Каждый народ — художник | 11 | 10 |
Искусство объединяет народы | 8 | 9 |
Всего | 34 | 34 |
Календарно- тематическое планирование в 4 классе на 2018-2019 учебный год
Кол-во часов в неделю-1.
№ пп | Тема | Кол-во час. | Практическая работа. Материалы | дата проведения |
план | факт |
4 класс. Каждый народ - художник (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 ч) |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1-2 | Пейзаж родной земли | 2 | Задание: изображение российской природы(пейзаж). Материалы: гуашь, кисти, бумага. | 03/10.09 | |
3-4 | Деревня-деревянный мир | 2 | Задание: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем); 2) создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей). Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей. | 17/24.09 | |
5-6 | Красота человека | 2 | Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур. Задание 2. Изображение сцен труда из крестьянской жизни. Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы. | 01/08.10 | |
7-8 | Народные праздники (обобщение темы) | 2 | Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий. Материалы: гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои) | 15/22.10 | |
(2чет. ) Древние города нашей земли (7 ч) |
9 | Родной угол | 1 | Изобразительный образ города-крепости. Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы. Коллективная работа | 12.11 | |
10 | Древние соборы | 1 | Вариант задания: изображение храма в образе города-крепости. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | 19.11 | |
11 | Города Русской земли | 1 | Задание: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). Материалы: гуашь, кисти. | 26.11 | |
12 | Древнерусские воины-защитники | 1 | Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага. | 03.12 | |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва | 1 | Задание: беседа-путешествие - знакомство с исторической архитектурой города. Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой). Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия | 10.12 | |
14 | Узорочье теремов | 1 | Задание: изображение интерьера теремных палат. Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти. | 17.12 | |
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 | Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщённого образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация). Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь). Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. | 24.12 | |
(3чет. ) Каждый народ — художник (10 ч) |
16-17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 2 | Задание 1. Изображение природы через характерные детали. Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть. Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры. Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши | 14/21.01 | |
18-19 | Народы гор и степей | 2 | Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Материалы: гуашь, кисти, бумага. | 28.01/04.02 | |
20-21 | Города в пустыне | 2 | Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей. | 11/18.02 | |
22-23 | Древняя Эллада | 2 | Задание: изображение греческих храмов (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры) Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти. | 25.02/4.03 | |
24 | Европейские города Средневековья | 1 | Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей. | 11/.03 | |
25 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ - художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах. | 18.03 | |
(4чет.) Материнство (9 ч) |
26-27 | Материнство | 2 | Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношения друг к другу. Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага. | 01/08.04 | |
28 | Мудрость старости | 1 | Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага. | 15.04 | |
29-30 | Сопереживание | 2 | Задание: изображение рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево). Материалы: гуашь (чёрная или белая), кисти, бумага. | 22/29.04 | |
31 | Герои-защитники | 1 | Задание: лепка эскиза памятника герою. Материалы: пластилин, стеки, дощечка. | 06.05 | |
32-33 | Юность и надежды | 2 | Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага. | 13/20.05 | |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 | Итоговая выставка творческих работ. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. | 27.05 | |
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 4 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Выпускник научится:
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство)и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально- ценностное относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира;
называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусств, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и
содержание знакомых произведений;
видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
различные основные и составные, теплые и холодные цвета, изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно -творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно–прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать собственной художественно–творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики ,скульптуры, декоративно–прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно–творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя языком компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Выпускник научится:
осознать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно -творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение качеством данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, знаний, предметов;
понимать и передавать художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты выражая к ним свое
эмоциональное отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др.; под ред. Б.М. Неменского,.- М.: Просвещение, 2012 г.
Учебно-практическое оборудование для учащихся:
Краски акварельные
Краски гуашевые
Тушь
,Бумага А3, А4
Бумага цветная
Фломастеры
Восковые мелки
Пастель
Кисти пони, коза № 10,Кисти синтетика, беличьи № 5, 8
Кисти щетина № 6, 9-10Емкости для воды
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Модели и натурный фонд
Печатные пособия:
репродукции картин;
иллюстрационный материал ;
схемы по правилам рисования предметов, (таблицы, альбомы);
альбомы и таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, одежде Западной Европы.
Лист внесения изменений
№ пп | Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Оценка "5":
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умело использует технику выполнения, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4":
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3":
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2":
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Текущий и итоговый контроль может осуществляться в форме «нулевого среза»(1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке при выполнении творческих работ. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Планируемый результат: различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно –прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи
собственного замысла.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
различать произведения разных видов пластических искусств;
видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы (человека, животного, явления), выраженную средствами живописи, рисунка, скульптуры и др. (могут быть предложены художественные произведения русских и зарубежных художников, фотографии и фрагменты фильмов, изображающие природу в ярких состояниях);
понимать образное содержание произведений разных видов пластических искусств и выражать в собственной художественной деятельности эмоциональное отношение к изображаемому средствами разных видов пластических искусств ,используя выразительные возможности их художественных материалов.
Примеры заданий
Умение: различать произведения разных видов пластических искусств.
Задания базового уровня
Рассмотри первые шесть репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящийся к данному виду.
Дополнительное задание повышенного уровня
Выполни то же задание для последних четырех репродукций.
Живопись _________________ Рисунок___________________
№ репродукции № репродукции
Скульптура _________________ Дизайн ___________________
№ репродукции № репродукции
Декоративно – прикладное искусство _______________________________
№ репродукции
Архитектура ___________________________
№ репродукции__
Репродукции для рассмотрения
1. Собор Василия Блаженного в Москве.
2. И.П. Мартос Памятник Минину и Пожарскому.
3. И И. Левитан. «Золотая осень».
4. Современные предметы быта (например, посуда, светильники, мебель).
5. В.А. Ватагин. Рисунки животных.
6. Изделия декоративно - прикладного искусства ( например, глиняные игрушки, хохломская или гжельская посуда, кружева).
7. М.А.Врубель. «Царевна - Лебедь».
8. В.М. Васнецов «Витязь на распутье».
9. Изделия декоративно – прикладного искусства (например, гобелен, чеканка, резьба по дереву или по кости, филимоновская или дымковская игрушка).
10. Э.М.Фальконе. Памятник Петру в С. – Петербурге.
Умение: видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы (человека, животного, явления), выраженную средствами живописи, рисунка, скульптуры.
Задание
Создайте сюжетную композицию на плоскости или в объеме на одну из предложенных ниже тем. Тему для композиции и художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному вами образу, выберите самостоятельно.
Тематика композиций
1-й блок тем «Земля – наш общий дом».
Темы композиции: «Осенняя пора», «Весна пришла», «Летняя гроза», «В далекой стране», «Где бы я хотел побывать».
2 – й блок тем «Родина моя – Россия».
Темы композиции: «Мой город», «В деревне», «Русская деревня», «Труд народов нашей страны», «Народный герой», «Иллюстрация к русской народной сказке».
3 – й блок тем «Человек и человеческие взаимоотношения».
Темы композиции: «Моя семья», « Мои друзья», «На перемене», « В цирке», «Праздник»,« Я и мой любимый зверь».
4 –й блок тем «Искусство дарит людям красоту».
Темы композиции: выполнение проекта предметов быта( чайного сервиза, игрушки, настольной лампы, предмета детской мебели); выполнение проекта детской площадки; выполнение проекта оформления книги.
Художественный материал для выполнения композиций:
для композиций на плоскости (живопись, графика): гуашь, пастель;
для композиций в объеме: пластилин, глина.
Умение: понимать образное содержание произведений разных видов пластических искусств и выражать собственной художественной деятельности эмоциональное отношение к изображаемому средствами разных видов пластических искусств, используя выразительные возможности их художественных материалов.
Задание базового уровня
Создай с помощью линии, штриха, пятна выразительный образ дерева: «Дуб – богатырь»,
или «Березка – девица красавица», передав эмоциональное состояние природы.
Задание повышенного уровня
Создай с помощью линии, штриха, пятна выразительный образ, передав контрастные эмоциональные состояния природы: «Дуб – богатырь» и «Дуб – злой колдун» или«Березка – девица – красавица» и «Береза – баба–яга».
Раздел «Азбука искусства». Как говорит искусство?»
Планируемый результат: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
понимать, с какой целью художники используют в своих картина основные и составные, теплые и холодные цвета, смешения хроматических цветов с белой и черной красками;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
понимать смысл смешения хроматических цветов с белой и черной красками для передачи эмоционального состояния изображаемого и использовать в воплощении художественного замысла собственной учебно-творческой деятельности.
Примеры заданий
Умение: понимать, с какой целью художники используют в своих картинах основные и составные, теплые и холодные цвета, смещения хроматических цветов с белой и черной красками.
Задание базового уровня
Рассмотри репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Определи, какие цвета преобладают в картине – теплые или холодные, Как ты думаешь, какое настроение хотел передать художник?
Ответ: в картине преобладают _____________цвета. Это, наверное, связано с тем, что художник хотел___________________________________________________________.
Задание повышенного уровня
Рассмотри предложенные репродукции картин известных художников. Определи, теплые или холодные цвета преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу: а) укажи знаком V преобладающие цвета:
б) коротко опиши настроение, передаваемое картиной.
Автор и название картины | Какие цвета преобладают в картине | Какое настроение хотел передать художник зрителям |
И.И. Левитан. «Золотая осень» | « Холодные | |
Н.К. Рерих. «Небесный бой» | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/27/s_5c249392c33e8/1037874_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/27/s_5c249392c33e8/1037874_1.png) Теплые | |
К.Ф. Юон. «Мартовское солнце» | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/27/s_5c249392c33e8/1037874_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/27/s_5c249392c33e8/1037874_1.png) | |
Умение: различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.
Задание базового уровня
Создай мазками кисти цветовую гамму на основе теплой или холодной палитры.
Например, для одной из композиций в теплых тонах: «Жаркий день», «Путешествие в Африку», «Караван в пустыне». Или для одной из композиций в холодных тонах: «Среди льдов Антарктиды», «Дождливый вечер», «Утренний туман».
Задание повышенного уровня
Создай мазками кисти цветовую гамму, включающую одновременно холодные и теплые цвета, переходящие друг в друга или контрастирующие. Например, для одной из композиций: «Костер в ночи», «Закат на море», «Рябина в снегу», «Снегири прилетели».
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Планируемый результат: осознавать главные темы искусства и отражать их в собственно художественно-творческой деятельности.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
определять основную тему произведения изобразительного искусства;
соотносить необходимость использования средств художественной выразительности для создания определенного художественного образа, для раскрытия темы произведения;
использовать в собственных художественных работах различные средства художественной выразительности для раскрытия замысла.
Примеры заданий
Умение: определять основную тему произведения изобразительного искусства (что хотел показать, передать зрителю художник).
Задание базового уровня
Рассмотри предложенную репродукцию картины В.А. Тропинина «Кружевница»,определи основную тему произведения.
Запиши ответ.
Ответ:_______________________________________________________
Задание повышенного уровня
Рассмотри предложенную репродукцию картины И.И. Левитана «Над вечным покоем»,определи основную тему произведения. Запиши ответ.
Ответ: ______________________________________________________
Умение: соотносить необходимость использования средств художественной выразительности (композиции, цвета, линии) для создания определенного художественного образа, для раскрытия темы произведения.
Задание базового уровня
Рассмотри предложенную репродукцию картины В.А. Васнецова «Царевна - лягушка».Определи тему картины и средства художественной выразительности, использованные художником для раскрытия произведения. Запиши.
Ответ: тема картины____________________________________________
Для раскрытия темы художник использовал следующие средства:
___________________________________________________________________________
Задания повышенного уровня
Рассмотри предложенные репродукции картин В.М. Васнецова «Царевна – лягушка»,М.А.Врубеля «Царевна – лебедь».Сравни эмоциональное состояние обеих картин, определи средства художественной выразительности, использованные художниками для раскрытия темы. Запиши свой ответ.
Ответ:____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________