СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

.рабочая программа по ИЗО по программе Б. М. Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2



«Рассмотрено»


­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Руководитель МО Чурсина М. В.


Протокол № ___ от _________2018г.


«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора по УР МКОУ

Топчихинской СОШ №2


__________/Макарова Л. Ю

«УТВЕРЖДАЮ»


директор МКОУ Топчихинской СОШ №2

___________ /Загайнов С. В./


Приказ № ____ от _______2018г.



Рабочая программа

учебного курса «Изобразительное искусство»

4Б класса на 2018-2019 учебный год

начального общего образования

Разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для 4 класса Б.М. Неменского

срок реализации 1 год



Составитель: Кряжева Лариса Витальевна,

учитель начальных классов




Топчиха 2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 4 класса учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с

1) ФГОС НОО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
2) ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система

оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора №50/3 от 02.09.2014 г.)

3) Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ №2 (утвержд. приказом директора № 68/1 от 01.09.2018)

4) Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов

в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)

5) Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказомМинобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253),

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:

авторских программ: «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Неменского Б.М.

1-4 классы: пособие для учителей/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.; Москва,

«Просвещение», 2012 г.

Место учебного предмета в учебном плане

Примерной и авторской программой по изобразительному искусству на их реализацию отведено 34 часа.

Для проведения занятий по предмету «Изобразительное искусство» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ №2 отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). С учетом этого программа составлена на 34 часа учебного времени.

Цель учебного предмета:

формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры

мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи художественного развития учащихся 4 класса

развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира;

-формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание), к традициям народной культуры (патриотическое воспитание);

-формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

-начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;

-формирование навыков работы с красками, графическими материалами, а также создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги;

-формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте;

-развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми и миром, поддержка и развитие его индивидуальности, развитие у детей активного интереса к жизни, наблюдательности и фантазии;

-формирование навыков учебного сотрудничества в процессе художественно-практической созидательной деятельности;

-приобретение знаний об истоках русского крестьянского народного искусства, представлений об архитектурном образе исторических русских городов, о жилых и храмовых постройках;

-приобретение знаний о богатстве и разнообразии искусства и архитектуры европейских и азиатских народов;

-развитие аналитических способностей глаза, пространственного мышления, способности структурировать целостную форму и видеть соотношения её частей (пропорций);

-углубление навыков изображения человека, пространства, предметного мира, архитектурных объектов, а также развитие декоративных и конструктивных умений, композиционного мышления.

Содержание программы соответствуют авторской программе «Изобразительное искусство»Б.М.Неменского.

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов:

Текущий и итоговый контроль может осуществляться в форме «нулевого среза»(1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке при выполнении творческих работ.

Контроль выполнения практической художественно-творческой деятельности проводится по установленным критериям.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами

3.Использованиевыразительныххудожественныхсредств в выполнении задания.

4. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.

5. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

6.Аккуратность всей работы.

О формах, методах и средствах обучения.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов

деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно

лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся), исследовательский, метод проектов..

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре.

Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, мультимедийное оборудование.

Результаты художественной деятельности обучающихся определяются на уроках обобщения в конце каждой четверти по итогам выставки творческих работ.

Все уроки являются по виду практическими. На уроках работы с ножницами и другими колющимися предметами проходит беседа по соблюдению техники безопасности.

В данную рабочую программу внесены изменения в количество часов для того, чтобы завершенность четверти и тема блока четверти совпадали (в 1-й четверти 1 ч резерв в 4-м классе).

В данные рабочие программы внесены изменения в количество часов для того, чтобы завершенность четверти и тема блока четверти совпадали (вместо одного часа – два, в связи с резервным часом в четверти, либо на 1 час меньше путём уплотнения темы урока. См. таблицу «Содержание тем курса»)


Учебно-тематический план изучения изобразительного искусства

4 кл., 1 час в неделю (34 ч.)


Название раздела, темы уроков

Кол-во час по авт. программе

Кол-во час по четвертям

Истоки родного искусства


8

8

Древние города нашей земли


7

7

Каждый народ — художник


11

10

Искусство объединяет народы


8

9

Всего

34

34



Календарно- тематическое планирование в 4 классе на 2018-2019 учебный год

Кол-во часов в неделю-1.


№ пп

Тема


Кол-во час.

Практическая работа. Материалы

дата проведения

план

факт

4 класс. Каждый народ - художник

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 ч)

Истоки родного искусства (8 ч)

1-2

Пейзаж родной земли

2

Задание: изображение российской природы(пейзаж). Материалы: гуашь, кисти, бумага.

03/10.09


3-4

Деревня-деревянный мир

2

Задание: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем); 2) создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей). Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.

17/24.09


5-6

Красота человека

2

Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.

Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.

Задание 2. Изображение сцен труда из крестьянской жизни. Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

01/08.10


7-8

Народные праздники (обобщение темы)

2

Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий. Материалы: гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои)

15/22.10


(2чет. ) Древние города нашей земли (7 ч)

9

Родной угол

1

Изобразительный образ города-крепости. Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы. Коллективная работа

12.11


10

Древние соборы

1

Вариант задания: изображение храма в образе города-крепости. Материалы: гуашь, кисти, бумага.

19.11


11

Города Русской земли

1

Задание: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). Материалы: гуашь, кисти.

26.11


12

Древнерусские воины-защитники

1

Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.

03.12


13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

1

Задание: беседа-путешествие - знакомство с исторической архитектурой города.

Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой). Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия

10.12


14

Узорочье теремов

1

Задание: изображение интерьера теремных палат. Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.

17.12


15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщённого образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация). Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь). Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

24.12


(3чет. ) Каждый народ — художник (10 ч)

16-17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

2

Задание 1. Изображение природы через характерные детали.

Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.

Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры.

Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши

14/21.01


18-19

Народы гор и степей

2

Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

28.01/04.02


20-21

Города в пустыне

2

Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.

11/18.02


22-23

Древняя Эллада

2

Задание: изображение греческих храмов (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры)

Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти.

25.02/4.03


24

Европейские города Средневековья

1

Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.

11/.03


25

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

1


Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ - художник».

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

18.03


(4чет.) Материнство (9 ч)

26-27

Материнство

2

Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношения друг к другу. Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.

01/08.04


28

Мудрость старости

1

Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

15.04


29-30

Сопереживание

2

Задание: изображение рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево).

Материалы: гуашь (чёрная или белая), кисти, бумага.

22/29.04


31

Герои-защитники

1

Задание: лепка эскиза памятника герою.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

06.05


32-33

Юность и надежды

2

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.

13/20.05


34

Искусство народов мира (обобщение темы)

1

Итоговая выставка творческих работ.

Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

27.05


Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 4 классе

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство)и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

эмоционально- ценностное относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного языка;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира;

называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусств, участвовать в

обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и

содержание знакомых произведений;

видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства,

архитектура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;

различные основные и составные, теплые и холодные цвета, изменять их

эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной

красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно -творческой деятельности;

создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно–прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму

предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы

для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,

художественном конструировании;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать собственной художественно–творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России.

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики ,скульптуры, декоративно–прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно–творческой деятельности;

передавать разнообразные эмоциональные состояния;

моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя языком компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

осознать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно -творческой деятельности;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение качеством данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, знаний, предметов;

понимать и передавать художественной работе разницу представлений о

красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты выражая к ним свое

эмоциональное отношение;

изображать многофигурные композиции на значимые темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др.; под ред. Б.М. Неменского,.- М.: Просвещение, 2012 г.

Учебно-практическое оборудование для учащихся:

  • Краски акварельные

  • Краски гуашевые

  • Тушь

  • ,Бумага А3, А4

  • Бумага цветная

  • Фломастеры

  • Восковые мелки

  • Пастель

  • Кисти пони, коза № 10,Кисти синтетика, беличьи № 5, 8

  • Кисти щетина № 6, 9-10Емкости для воды

  • Стеки (набор)Пластилин

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

  • Мультимедийный компьютер;

  • экран;

  • учебные фильмы.

Модели и натурный фонд

  • Деревянные геометрические тела

Печатные пособия:

    • репродукции картин;

    • иллюстрационный материал ;

    • схемы по правилам рисования предметов, (таблицы, альбомы);

    • альбомы и таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, одежде Западной Европы.



Лист внесения изменений


пп

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Реквизиты документа (дата и № приказа)















































































Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

  4. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Оценка "5":

-учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

- умело использует технику выполнения, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4":

-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3":

-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2":

-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

-не справляется с поставленной целью урока.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Текущий и итоговый контроль может осуществляться в форме «нулевого среза»(1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке при выполнении творческих работ. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Планируемый результат: различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно –прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи

собственного замысла.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

различать произведения разных видов пластических искусств;

видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы (человека, животного, явления), выраженную средствами живописи, рисунка, скульптуры и др. (могут быть предложены художественные произведения русских и зарубежных художников, фотографии и фрагменты фильмов, изображающие природу в ярких состояниях);

понимать образное содержание произведений разных видов пластических искусств и выражать в собственной художественной деятельности эмоциональное отношение к изображаемому средствами разных видов пластических искусств ,используя выразительные возможности их художественных материалов.

Примеры заданий

Умение: различать произведения разных видов пластических искусств.

Задания базового уровня

Рассмотри первые шесть репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящийся к данному виду.

Дополнительное задание повышенного уровня

Выполни то же задание для последних четырех репродукций.


Живопись _________________ Рисунок___________________

репродукции № репродукции

Скульптура _________________ Дизайн ___________________

репродукции № репродукции

Декоративно – прикладное искусство _______________________________

репродукции

Архитектура ___________________________

репродукции__

Репродукции для рассмотрения

1. Собор Василия Блаженного в Москве.

2. И.П. Мартос Памятник Минину и Пожарскому.

3. И И. Левитан. «Золотая осень».

4. Современные предметы быта (например, посуда, светильники, мебель).

5. В.А. Ватагин. Рисунки животных.

6. Изделия декоративно - прикладного искусства ( например, глиняные игрушки, хохломская или гжельская посуда, кружева).

7. М.А.Врубель. «Царевна - Лебедь».

8. В.М. Васнецов «Витязь на распутье».

9. Изделия декоративно – прикладного искусства (например, гобелен, чеканка, резьба по дереву или по кости, филимоновская или дымковская игрушка).

10. Э.М.Фальконе. Памятник Петру 􀀀 в С. – Петербурге.

Умение: видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы (человека, животного, явления), выраженную средствами живописи, рисунка, скульптуры.

Задание

Создайте сюжетную композицию на плоскости или в объеме на одну из предложенных ниже тем. Тему для композиции и художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному вами образу, выберите самостоятельно.

Тематика композиций

1-й блок тем «Земля – наш общий дом».

Темы композиции: «Осенняя пора», «Весна пришла», «Летняя гроза», «В далекой стране», «Где бы я хотел побывать».

2 – й блок тем «Родина моя – Россия».

Темы композиции: «Мой город», «В деревне», «Русская деревня», «Труд народов нашей страны», «Народный герой», «Иллюстрация к русской народной сказке».

3 – й блок тем «Человек и человеческие взаимоотношения».

Темы композиции: «Моя семья», « Мои друзья», «На перемене», « В цирке», «Праздник»,« Я и мой любимый зверь».

4 –й блок тем «Искусство дарит людям красоту».

Темы композиции: выполнение проекта предметов быта( чайного сервиза, игрушки, настольной лампы, предмета детской мебели); выполнение проекта детской площадки; выполнение проекта оформления книги.

Художественный материал для выполнения композиций:

для композиций на плоскости (живопись, графика): гуашь, пастель;

для композиций в объеме: пластилин, глина.

Умение: понимать образное содержание произведений разных видов пластических искусств и выражать собственной художественной деятельности эмоциональное отношение к изображаемому средствами разных видов пластических искусств, используя выразительные возможности их художественных материалов.

Задание базового уровня

Создай с помощью линии, штриха, пятна выразительный образ дерева: «Дуб – богатырь»,

или «Березка – девица красавица», передав эмоциональное состояние природы.

Задание повышенного уровня

Создай с помощью линии, штриха, пятна выразительный образ, передав контрастные эмоциональные состояния природы: «Дуб – богатырь» и «Дуб – злой колдун» или«Березка – девица – красавица» и «Береза – баба–яга».

Раздел «Азбука искусства». Как говорит искусство?»

Планируемый результат: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

понимать, с какой целью художники используют в своих картина основные и составные, теплые и холодные цвета, смешения хроматических цветов с белой и черной красками;

различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

понимать смысл смешения хроматических цветов с белой и черной красками для передачи эмоционального состояния изображаемого и использовать в воплощении художественного замысла собственной учебно-творческой деятельности.

Примеры заданий

Умение: понимать, с какой целью художники используют в своих картинах основные и составные, теплые и холодные цвета, смещения хроматических цветов с белой и черной красками.

Задание базового уровня

Рассмотри репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Определи, какие цвета преобладают в картине – теплые или холодные, Как ты думаешь, какое настроение хотел передать художник?

Ответ: в картине преобладают _____________цвета. Это, наверное, связано с тем, что художник хотел___________________________________________________________.

Задание повышенного уровня

Рассмотри предложенные репродукции картин известных художников. Определи, теплые или холодные цвета преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу: а) укажи знаком V преобладающие цвета:

б) коротко опиши настроение, передаваемое картиной.


Автор и название картины

Какие цвета преобладают в картине

Какое настроение хотел передать художник

зрителям

И.И. Левитан. «Золотая осень»

«

Холодные


Н.К. Рерих. «Небесный бой»




Теплые



К.Ф. Юон. «Мартовское солнце»






Умение: различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.

Задание базового уровня

Создай мазками кисти цветовую гамму на основе теплой или холодной палитры.

Например, для одной из композиций в теплых тонах: «Жаркий день», «Путешествие в Африку», «Караван в пустыне». Или для одной из композиций в холодных тонах: «Среди льдов Антарктиды», «Дождливый вечер», «Утренний туман».

Задание повышенного уровня

Создай мазками кисти цветовую гамму, включающую одновременно холодные и теплые цвета, переходящие друг в друга или контрастирующие. Например, для одной из композиций: «Костер в ночи», «Закат на море», «Рябина в снегу», «Снегири прилетели».

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Планируемый результат: осознавать главные темы искусства и отражать их в собственно художественно-творческой деятельности.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

определять основную тему произведения изобразительного искусства;

соотносить необходимость использования средств художественной выразительности для создания определенного художественного образа, для раскрытия темы произведения;

использовать в собственных художественных работах различные средства художественной выразительности для раскрытия замысла.

Примеры заданий

Умение: определять основную тему произведения изобразительного искусства (что хотел показать, передать зрителю художник).

Задание базового уровня

Рассмотри предложенную репродукцию картины В.А. Тропинина «Кружевница»,определи основную тему произведения.

Запиши ответ.

Ответ:_______________________________________________________

Задание повышенного уровня

Рассмотри предложенную репродукцию картины И.И. Левитана «Над вечным покоем»,определи основную тему произведения. Запиши ответ.

Ответ: ______________________________________________________

Умение: соотносить необходимость использования средств художественной выразительности (композиции, цвета, линии) для создания определенного художественного образа, для раскрытия темы произведения.

Задание базового уровня

Рассмотри предложенную репродукцию картины В.А. Васнецова «Царевна - лягушка».Определи тему картины и средства художественной выразительности, использованные художником для раскрытия произведения. Запиши.

Ответ: тема картины____________________________________________

Для раскрытия темы художник использовал следующие средства:

___________________________________________________________________________


Задания повышенного уровня

Рассмотри предложенные репродукции картин В.М. Васнецова «Царевна – лягушка»,М.А.Врубеля «Царевна – лебедь».Сравни эмоциональное состояние обеих картин, определи средства художественной выразительности, использованные художниками для раскрытия темы. Запиши свой ответ.

Ответ:____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!