Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2015 г. № 373», Примерной образовательной программы начального общего и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15) и УМК по изобразительному искусству(ФГОС) /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ «Программа для общеобразовательных учреждений УМК « Вертикаль» ФГОС Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2017 год
УМК «Вертикаль» ФГОС: «Изобразительное искусство»
Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. (ФГОС) 1-4 кл. /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ Москва, издательство «Дрофа», 2017 г.
Учебно-методический комплекс:
1.Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство» (ФГОС), В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2017.
2. Рабочая тетрадь для 2 класс к учебнику «Изобразительное искусство» (ФГОС) В.Я. Богатырева – М.: «Дрофа», 2017.
3. Изобразительное искусство. (ФГОС) 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Авт.- сост. О.В. Павлова - Волгоград: «Учитель», 2017 г.
4. Развернутое тематическое планирование. Изобразительное искусство. (ФГОС) 1-8 классы. По программе В.С. Кузина. УМК «Вертикаль» Авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: «Учитель», 2017
Изучение изобразительного искусства во 2 классе направлено на достижение следующих целей и задач.
Цель: Развитие восприятия окружающего мира, способности видеть в нём красоту, развивать свои художественные возможности применять их на практике. Программа предусматривает эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Задачи курса:
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-повышение способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. В учебном плане на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 34 ч. (1 час в неделю)
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты
Обучающиеся научаться:
- называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
- называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- положительно относится к урокам изобразительного искусства.
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
– способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для самостоятельной работы.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научаться:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
-умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научаться:
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
Обучающиеся получат возможность научиться:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Обучающиеся научаться:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научаться:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
3. Основное содержание.
1. Вводный инструктаж по ТБ. Рисование на тему «Моё лето» (1 час) Знать организацию рабочего места художника. Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете; материалами и инструментами для уроков ИЗО, учиться выбирать формат бумаги согласно замыслу композиции. Выполнить рисунок по летним впечатлениям. |
2. Рисование по представлению «И снова осень к нам пришла» (1 час) Осенний букет из цветов и листьев (астры, георгины, хризантемы), используя цветные карандаши, фломастеры |
3. Рисование по памяти «Осень-пора грибная» (1 час) Наброски грибов разной формы (лисички, мухомор, белый гриб) |
4. Рисование с натуры «Сыплются с дерева листья поблекшие» (1 час) Нарисовать композицию и листьев разной формы (каштан, рябина, дуб). Выполнить рисунок акварелью, использовать разные оттенки одного цвета. |
5. Рисование на тему: «Осень. Музыка дождя» (1 час) Как правильно изобразить настроение в пейзаже? Изобразить эмоциональную композицию «Дождь» |
6. Лепка «Осенние подарки природы» (1 час) Научиться лепить группу овощей и фруктов, составить из них натюрморт. Научиться правилам и приемам работы с пластилином, знать различные материалы для объемного изображения предметов. |
7. Рисование с натуры «Осенний натюрморт» (1 час) Получить первичные представления о форме овощей и фруктов, их локальном цвете. Научиться рисовать группу овощей и фруктов акварельными красками. |
8. Декоративная работа «Мы рисуем сказочную веточку» (1 час) Выполнить эскиз сказочной декоративной веточки по мотивам полхов-майданской росписи. Научиться выполнять основные элементы росписи. |
9. Декоративная работа « Веселые узоры» (1 час) Научиться выполнять декоративные цепочки из растительного филимоновского орнамента в полосе; работа гуашевыми красками |
10. Лепка «Филимоновская свистулька» (1 час) Лепка птицы-свистульки по образцу. Украсить свистульку орнаментом из полосок пластилина в стиле народной росписи. |
11. Рисование на тему: «Сказка про осень» (1 час) Написать красками осенний пейзаж, использовать многоцветие осенней палитры. |
12. Рисование по памяти уточки. Мы готовимся к рисованию сказки (1 час) Рисунок простым карандашом набросков уточки и лисички в нескольких положениях. |
13. Иллюстрирование по памяти сказки «Серая шейка»» (1 час) Иллюстрирование эпизода сказки. |
14. Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (1 час) Стилизация, дымковская игрушка - индюк. Яркость и цветовой контраст. Научиться стилизовать формы животного мира в декоративные. |
15. Лепка «Архангельский рождественский пряник» (1 час) Научиться выполнять шаблоны пряника по эскизам, вырезать из картона «пряники» по шаблону, придумать орнамент и украсить пряник орнаментом из пластилина. |
16. Декоративное рисование и дизайн «Здравствуй праздник Новый год» (1 час) Научится создавать эскизы необычных новогодних украшений и выполнить задание по самостоятельно придуманному эскизу. Выполнить игрушку или украшение, подобрав материалы и технику выполнения задуманного эскиза. |
17. Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями» (1 час) Зарисовки с фигурами детей в движении по теме (лыжи, санки, коньки и проч.) |
18. Рисование по представлению «Любимые сказки» (1 час) Выполнить иллюстрацию любимой сказки или портрет-образ сказочного персонажа. |
19. Рисование с натуры «Игрушки-друзья детства» (1 час) Рисование мягкой игрушки с натуры. Графика. |
20-21. Рисование по памяти «Наши друзья-животные» (2 часа) 1-й час - рисование по памяти медвежат в технике рисунка цветными карандашами 2-й час – композиция «Рыбки в аквариуме» акварель и восковые мелки. |
22. Рисование на тему: «Защитники земли русской» (1 час) Нарисовать портрет-образ богатыря. Передать характер героя с помощью деталей образа. |
23. Декоративное рисование «Подарок маме» (1 час) Рисунок с использованием декоративных техник, творческий подход и фантазия. Создание открытки к 8 Марта. |
24. Рисование на тему «Моя семья-забота и любовь» (1 час) Портрет мамы. Последовательность и этапы рисования лица. |
25. Рисование по памяти «Мои друзья-птицы» (1 час) Научиться рисовать птицу (синичка, голубь, воробей), соблюдая последовательность рисования. |
26. Беседа «Главные художественные музеи страны» (1 час) Беседа о музеях искусств – Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИ им.А. С. Пушкина, Эрмитаж. |
27. Творческое задание по выбору учащихся. Свободная тема (1 час) Рисунок по выбору на свободную тему. Композиция, жанр и материалы по желанию обучающихся. |
28. Рисование на темы «Весенний солнечный день» (1 час) Рисование пейзажа с храмом в солнечный день, продумать композицию и передать выразительность в работе цветом. |
29. Рисование с натуры гуся. (1 час) Научиться рисовать птицу, соблюдая последовательность рисования. |
30. Мы рисуем русскую народную сказку «Гуси-лебеди» (1 час) Выполнить рисунок-иллюстрацию к сказке в цвете. |
31. Декоративное рисование « 9 мая-День ПОБЕДЫ!» (1 час) Выполнить праздничную открытку с применением различных материалов (рисунок, живопись аппликация, вырезки и проч.) в технике коллаж. |
32. Рисование с натуры «Красота окружающего мира. Насекомые» (1 час) Научиться анализу и сравнению формы насекомых; изобразить форму, строение и цветовую окраску насекомых. |
33. Рисование с натуры: «Цветы нашей Родины» (1 час) Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы цветы, растущие в нашей стране в букете (тюльпаны, нарциссы, полевые цветы) |
34. Урок-обобщение «С чего начинается Родина» (1 час) Передача настроения в творческой работе о родном крае. Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. |
Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» 2 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата по факту | Корректирующие мероприятия, причина коррекции |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Рисование на тему «Моё лето» | | | |
2 | Рисование по представлению « И снова осень к нам пришла» | | | |
3 | Рисование по памяти «Осень-пора грибная» | | | |
4 | Рисование с натуры «Сыплются с дерева листья поблекшие» | | | |
5 | Рисование на тему: «Осень. Музыка дождя» | | | |
6 | Лепка «Осенние подарки природы» | | | |
7 | Рисование с натуры «Осенний натюрморт» | | | |
8 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную веточку | | | |
9 | Декоративная работа « Веселые узоры» | | | |
10 | Лепка «Филимоновская свистулька» | | | |
11 | Рисование на тему: «Сказка про осень» | | | |
12 | Рисование по памяти уточки. Мы готовимся к рисованию сказки | | | |
13 | Иллюстрирование по памяти сказки «Серая шейка»» | | | |
14 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» | | | |
15 | Лепка «Архангельский рождественский пряник» | | | |
16 | Декоративное рисование и дизайн «Здравствуй праздник Новый год» | | | |
17 | Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями» | | | |
18 | Рисование по представлению «Любимые сказки». | | | |
19 | Рисование с натуры «Игрушки-друзья детства» | | | |
20-21 | Рисование по памяти «Наши друзья-животные» | | | |
22 | Рисование на тему: «Защитники земли русской» | | | |
23 | Декоративное рисование «Подарок маме» | | | |
24 | Рисование на тему «Моя семья-забота и любовь» | | | |
25 | Рисование по памяти «Мои друзья-птицы». | | | |
26 | Беседа «Главные художественные музеи страны» | | | |
27 | Творческое задание по выбору учащихся. Свободная тема | | | |
28 | Рисование на темы «Весенний солнечный день» | | | |
29 | Рисование с натуры гуся. | | | |
30 | Мы рисуем русскую народную сказку «Гуси-лебеди» | | | |
31 | Декоративное рисование « 9 мая-День ПОБЕДЫ!» | | | |
32 | Рисование с натуры «Красота окружающего мира. Насекомые» | | | |
33 | Рисование с натуры: «Цветы нашей Родины» | | | |
34 | Урок-обобщение «С чего начинается Родина» | | | |
16