Программа по изобразительному искусству для 2 класса
Пояснительная записка
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373);
Закон об образовании ЯНАО;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
Примерные (типовые) программы по учебным предметам, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Положением о рабочей программе педагога по требованиям ФГОС;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости.
Место курса в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Методические особенности тем
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств — изобразительная, декоративная, конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Результаты изучения курса
Предметные результаты:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Содержание тем учебного курса
Искусство и ты
Чем и как работают художники-8 ч.
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия -7 ч.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -8 ч.
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство -7 ч.
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Резерв -4 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс
№ п/п | Система уроков | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | |
Компетенции | |
Учебно-познавательная | Информационно-коммуникативная | |
Базовый уровень | Продвинутый уровень | |
| Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ - 8 часов Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. |
1 | «Цветочная поляна. Три основные краски, строящие многоцветие мира | Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению | - различать основные и составные цвета; - применять первичные живописные навыки; - использовать художеств. материалы (гуашь) и применятьих в живописи по памяти и впечатлению. | Развитие композиционного мышления и воображения. | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение | |
2 | Радуга на грозовом небе». Пять красок - все богатство цвета и тона. | Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка | - различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; - использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Левитан) | Развитие композиционного мышления и воображения, навыков построения композиции. | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников | |
3 | «Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель | Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) | Овладение навыками построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников | Игра-упражнение «Живая клякса» | |
4 | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать технику аппликации. | | Ф. И. Тютчев «Листья» | |
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь). Творческий | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства | М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег» | |
6 | «Звери в лесу». Вырази-тельность материа-лов для работы в объеме. | Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению | Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий | Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения | В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка» | |
7 | «Птицы в лесу». Вырази-тельные возможности бумаги. | Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки | Умение использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Творческий | Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование) | Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» | |
8 | «Композиция из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным | Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью композиции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе | С. Баруздин «Салют» | |
| Раздел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ – 7 часов Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой. |
9 | «Наши друзья птицы». Изображение и реальность. | Индивидуальная, изображение животных или зверей | - использовать художествен. материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти). | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе | |
10 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных | - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению). | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке | |
11 | «Веточки деревьев с росой и паутиной» Украшение и реальность. | Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев | - применять средство художест венной выразительности (линия) в рисунке (по памяти); - понимать «язык» украшений. | Умение строить композиции, использовать художественные материалы (гелевая ручка). | Умение участвовать в диалоге | |
12 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы | Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. | Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (гелевая ручка). | Умение участвовать в диалоге | |
13 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира | - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конст- руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий | | |
14 | «Фантастический замок» Постройка и фантазия. | Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города | применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конст- руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. | | |
15 - | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе | Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек | - использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики; - применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | | |
| Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО -8 ч Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. |
16 | Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. | Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих | - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти живописи (по воображению) | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
17 | «Сказочный мужской образ». Выражение характера человека | Индивидуальная, изображение доброго и злого воина | - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин) | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
18 | «Женский образ русских сказок». Выражение характера человека | Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов | - использовать художественные материалы (гуашь, мелки); - применять основные средства художественной выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки), узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин). | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
19. | Образ сказочного героя, выражен-ный в объеме | Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером | Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). | Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). | Умение участвовать в диалоге | |
20 | «Море». Изображе-ние природы в разных состояниях | Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы | различать и применять теплые и холодные цвета, - использовать художественные материалы (гуашь). | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Айвазовский). | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, адекватно воспринимать художественные произведения | |
21 | Человек и его украшения (сумочка, сарафан, воротничок, щит). | Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы | - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти в декоративных работах. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. | Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации | |
22 | «Морской бой Салтана и пиратов» коллективное панно | Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов | - различать и применять теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). | Умение построить композицию, формулировать собственный замысел. | | |
23. | В мире сказочных героев. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение к миру. | Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
| Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО – 7 часов Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве. |
24. | «Замок снежной королевы». Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. Борьба тёплого и холодного. | Индивидуальная, изображение угасающего костра | - различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). | | Умение участвовать в диалоге | |
25. | «Весна идёт». Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета. | Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы | - различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразитель-сти в живописи (по воображению). | Развитие композиционного мышления и воображения. | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
26. | «Весенний ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий | Индивидуальная, изображение весенних ручьев | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественн выразительности (линия) в живописи. | Умение построения композиции. | Умение участвовать в диалоге | |
27. | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. | Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением | - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. | Умение построения композиции. | Умение участвовать в диалоге | |
28. | «Птички» Ритм пятен как средство выражения. | Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости | - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительности (пятно) в творческой работе | Умение построения композиции. | | |
29. | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций | - использовать художественные материалы (бумага); - применять основные средства художественной выразительно сти в конструктивных работах. | Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью конструирования. | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
30. | «Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности. | Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц» | - использовать художественные материалы (гуашь, акварель); - применять основные средства художественной выразительно сти в творческой работе. | Умение построения композиции, использования художественных материалов (восковых мелков). | Умение участвовать в диалоге. Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству | |
31-34. | Резерв. | | | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы четвертого класса:
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Оборудование рабочего места учителя:
Технические средства обучения
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
CD/DVD-проигрыватель.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Проектор для демонстрации слайдов.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Учебно-практическое оборудование
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
Краски акварельные или суашевые.
Кисти беличьи № 5, 10, 20.
Кисти из щетины № 3, 10, 13.
Ёмкости для воды.
Стеки (набор).
Пластилин \ глина.
Ножницы.
Подставка для натуры.
Модели и натуры
Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые орнаменты.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала
Литература
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 20012
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы