СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО для 2 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 2 класс»



Программа по изобразительному искусству для 2 класса

Пояснительная записка

Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373);

  • Закон об образовании ЯНАО;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  • Примерные (типовые) программы по учебным предметам, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Положением о рабочей программе педагога по требованиям ФГОС;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости.

Место курса в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Методические особенности тем

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств — изобразительная, декоративная, конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Результаты изучения курса

Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Содержание тем учебного курса

Искусство и ты

Чем и как работают художники-8 ч.

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия -7 ч.

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство -8 ч.

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

Как говорит искусство -7 ч.

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Резерв -4 ч.




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс




п/п





Система уроков





Вид

деятельности

учащихся





Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения


Компетенции


Учебно-познавательная

Информационно-коммуникатив­ная




Базовый уровень

Продвинутый уровень



Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ - 8 часов

Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.

1

«Цветочная поляна.

Три основные

краски, строящие

многоцветие мира

Индивидуаль­ная, изображе­ние цветов(без предваритель­ного рисунка) по памяти и впечатлению

- различать основные и составные цвета;

- применять первичные живописные навыки;

- использовать художеств.
материалы (гуашь) и применятьих в живописи по памяти и впечатлению.

Развитие ком­позиционного мышления и воображения.

Умение участ­вовать в диало­ге, высказывать свое мнение


2

Радуга на грозовом небе». Пять красок - все богатство цвета и тона.

Индивидуаль­ная, изображе­ние природных стихий круп­ными кистями без предвари­тельного ри­сунка

- различать основные и составные цвета и смешивать их с бе­лой и черной краской;

- использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по воображению;

- узнавать отдельные произведе­ния выдающихся художников (И. Левитан)


Развитие ком­позиционного мышления и воображения, навыков по­строения ком­позиции.

Умение участ­вовать в диало­ге, адекватно воспринимать произведения художников




3

«Осенний лес».

Пастель и цветные мелки, аква­рель

Индивидуаль­ная, изображе­ние осеннего леса (по памя­ти и впечатле­нию)

Овладение навы­ками построения композиции, создания творче­ских работ на основе собствен­ного замысла, использования художественных материалов (пас­тель, мелки).

Умение участ­вовать в диало­ге, адекватно воспринимать произведения художников

Игра-упраж­нение «Живая клякса»


4

«Осенний листопад».

Выразитель­ные возмож­ности аппли­кации.

Парная, созда­ние апплика­ции «Осенний листопад» по памяти и впе­чатлению

Умение созда­вать творческие работы на осно­ве собственного замысла, ис­пользовать тех­нику апплика­ции.


Ф. И. Тютчев «Листья»


5

«Графика зимнего леса».

Выразитель­ные возмож­ности графи­ческих мате­риалов.

Индивидуаль­но-коллектив­ная, изображе­ние зимнего леса (по памя­ти и впечатле­нию), коллек­тивная компо­зиция фриз

Умение переда­вать настроение в творческой работе с помо­щью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь). Творческий

Умение всту­пать в общение друг с другом по поводу ис­кусства

М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустов­ский «Пер­вый снег»




6

«Звери в лесу».

Вырази-тель­ность материа-лов для работы в объеме.

Индивидуаль­ная, лепка жи­вотных родно­го края по впе­чатлению

Развитие худо­жественного объемно-про­странственного мышления, уме­ние применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий

Умение адек­ватно воспри­нимать скульп­турные произ­ведения

В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упраж­нение «Пла­стилиновая угадайка»


7

«Птицы в лесу».

Вырази-тель­ные возмож­ности бумаги.

Групповая, коллективная, конструирова­ние игровой площадки

Умение исполь­зовать в инди­видуальной и коллективной деятельности технику бумаж­ной пластики. Творческий

Умение участ­вовать в диало­ге, выполнять работы в сме­шанной техни­ке (конструи­рование, аппли­кация, макети­рование)

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»


8

«Композиция из сухих трав и цветов».

Для художни­ка любой

ма­териал может стать вырази­тельным

Индивидуаль­ная, изображе­ние ночного праздничного города с по­мощью «не­ожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги

Умение переда­вать настроение в творческой работе с помо­щью компози­ции и материа­ла, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Творческий

Умение выби­рать и исполь­зовать адекват­ные вырази­тельные сред­ства в творче­ской работе

С. Баруздин «Салют»



Раздел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ – 7 часов

Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой.



9

«Наши друзья птицы».

Изображение и реальность.

Индивидуаль­ная, изображе­ние животных или зверей

- использовать художествен.
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразительности в живописи (по памяти).

Умение решать творческие задачи на уров­не импровиза­ций.


Умение

использовать

адекватные

выразительные

средства в творческой

работе


10

«Сказочная птица».

Изображение и фантазия.

Индивидуаль­ная, изображе­ние сказочных, несуществую­щих животных

- использовать художественные
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразительности в рисунке (по воображению).

Умение созда­вать творческие работы на осно­ве собственного замысла.

Умение участ­вовать в диа­логе, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в ри­сунке


11

«Веточки деревьев с росой и паутиной»

Украшение и реальность.

Индивидуаль­ная, изображе­ние паутинок с росой и веточками деревьев

- применять средство художест­
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти);

- понимать «язык» украшений.

Умение строить композиции, использовать художественные материалы (гелевая ручка).

Умение участ­вовать в диа­логе


12

«Кокошник».

Украшение и фантазия.

Индивидуаль­ная, украше­ние закладки для книги узо­ром заданной формы

Уметь применять основные средства художественной выра­зительности при изображении орнамента.


Умение приме­нять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, ис­пользовать ху­дожественные материалы (гелевая ручка).

Умение участ­вовать в диа­логе


13

«Подводный мир».

Постройка и реальность.

Индивидуаль­но-коллек­тивная, конст­руирование из бумаги под­водного мира

- применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

- использовать навыки конст-­
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и

наблюдательности.
Продуктивный

Развитие худо­жественного объемно-про­странственного мышления. Творческий



14

«Фантастический замок»

Постройка и фантазия.

Индивидуаль­ная, групповая, конструирова­ние фантасти­ческого города

применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

- использовать навыки конст-­
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на­блюдательности.

Развитие худо­жественного объемно-про­странственного мышления.



15 -

Братья-Мас­тера Изобра­жения, Укра­шения и По­стройки все­гда работают вместе

Индивидуаль­ная, конструи­рование (мо­делирование) и украшение елочных иг­рушек

- использовать художественные
материалы (бумага) и технику
бумагопластики;

- применять основные средства художественной выразительно­сти в декоративных и конструктивных работах.

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в худо­жественном изделии.




Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО -8 ч

Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

16

Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых живот­ных.

Индивидуаль­ная, изображе­ние животных веселых, стре­мительных, угрожающих

- использовать художественные
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразительно-­
сти живописи (по воображению)

Умение решать творческие за­дачи на уровне импровизаций.

Умение выби­рать и исполь­зовать адек­ватные выра­зительные средства


17


«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека

Индивидуаль­ная, изображе­ние доброго и злого воина

- использовать художественные
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразительно­-
сти в живописи;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников
(В. М. Васнецов).

Умение созда­вать творческие работы на осно­ве собственного замысла, узна­вать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин)

Умение выби­рать и исполь­зовать адек­ватные выра­зительные средства


18

«Женский образ русских сказок». Выражение характера человека

Индивидуаль­ная, изображе­ние противо­положных по характеру ска­зочных обра­зов

- использовать художественные
материалы (гуашь, мелки);

- применять основные средства художественной выразительности в живописи;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников
(В. М. Васнецов).

Умение создавать творческие рабо­ты на основе соб­ственного замыс­ла, использовать художественные материалы (мел­ки), узнавать от­дельные произ­ведения выда­ющихся худож­ников (М. Вру­бель, И. Билибин).

Умение участ­вовать в диа­логе, выбирать и использовать адекватные выразительные средства


19.

Образ сказочного героя, выражен-ный в объеме

Индивидуаль­ная, создание в объеме ска­зочных обра­зов с ярко вы­раженным ха­рактером

Знать вид произведений изобра­зительного искусства - скульп­тура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусст­ва (графики, живописи, скульп­туры).


Развитие худо­жественного объемно-про­странственного мышления, уме­ния использо­вать художест­венные матери­алы (пластилин).

Умение участ­вовать в диа­логе


20

«Море». Изображе-ние природы в разных состояниях

Индивидуаль­ная, изображе­ние контраст­ных состояний природы

различать и применять теплые и холодные цвета,

- использовать художественные
материалы (гуашь).

Умение переда­вать настроение в творческой ра­боте с помощью цвета и компози­ции, узнавать от­дельные произве­дения выдающих­ся художников (И. Айвазовский).

Умение выби­рать и исполь­зовать адек­ватные выра­зительные средства, адекватно вос­принимать ху­дожественные произведения


21

Человек и его украшения (сумочка, сарафан, воротничок, щит).

Индивидуаль­ная, украше­ние вырезан­ных из бумаги богатырских доспехов, ко­кошников за­данной формы

- использовать художественные
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразительно-­
сти в декоративных работах.

Умение созда­вать творческие работы на осно­ве собственного замысла.

Умение участ­вовать в диа­логе, исполь­зовать источ­ники инфор­мации


22

«Мор­ской бой Салтана и пиратов» коллективное панно

Коллективно-индивидуальная, украшение двух противополож­ных по намере­ниям сказочных флотов

- различать и применять теплые и холодные цвета;

- использовать художественные
материалы (гуашь).

Умение постро­ить композицию, формулировать собственный замысел.



23.

В мире сказочных героев. В изображе­нии, украше­нии и построй­ке человек выражает свои чувства, мыс­ли, настроение к миру.


Индивидуаль­ная, конструи­рование здания с определен­ным образом

Уметь применять основные средства художественной выра­зительности в конструктивных работах.

Продуктивный

Развитие худо­жественного объемно-про­странственного мышления. Творческий

Умение выби­рать и исполь­зовать адек­ватные выра­зительные средства



Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО – 7 часов

Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

24.

«Замок снежной королевы».

Цвет как сред­ство выраже­ния: «теплые» и «холодные» цвета. Борьба тёплого и холодного.

Индивидуаль­ная, изображе­ние угасающе­го костра

- различать основные и состав­
ные, теплые и холодные цвета;

- использовать художественные
материалы (гуашь).


Умение участ­вовать в диа­логе


25.

«Весна идёт».

Цвет как

средство

выражения:

«тихие»

(«глухие»)

и «звонкие»

цвета.

Индивидуаль­ная, изображе­ние Солнечно­го города или царства Снеж­ной королевы

- различать основные и состав­
ные, теплые и холодные цвета;

- использовать художественные
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразитель-сти
в живописи (по воображению).

Развитие компо­зиционного мышления и воображения.

Умение выби­рать и исполь­зовать адек­ватные выра­зительные средства


26.

«Весенний ручеёк».

Линия как средство выражения: ритм линий

Индивидуаль­ная, изображе­ние весенних ручьев

Уметь использовать художест­венные материалы (гуашь), при­менять основные средства худо­жественн выразительности (линия) в живописи.

Умение построения композиции.

Умение участ­вовать в диа­логе


27.

«Ветка».

Линия как средство выражения: ха­рактер линий.

Индивидуаль­ная, парная, изображение ветки с опре­деленным ха­рактером и настроением

- использовать художественные
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразительности (линия) в живописи.

Умение построения композиции.

Умение участ­вовать в диа­логе


28.

«Птички»

Ритм пятен как средство выражения.

Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости

- использовать художественные
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразительно­сти (пятно) в творческой работе

Умение построения композиции.



29.

«Смешные человечки».

Пропорции

выражают

характер.

Индивидуаль­ная, конструи­рование птиц с разным ха­рактером пропорций

- использовать художественные
материалы (бумага);

- применять основные средства
художественной выразительно­
сти в конструктивных работах.

Уметь переда­вать настроение в творческой работе с помо­щью конструи­рования.

Умение выби­рать и исполь­зовать адек­ватные выра­зительные средства


30.

«Весна. Шум птиц».

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительно­сти.

Коллективная, создание пан­но «Весна. Шум птиц»

- использовать художественные
материалы (гуашь, акварель);

- применять основные средства
художественной выразительно­
сти в творческой работе.

Умение постро­ения компози­ции, использо­вания художест­венных мате­риалов (воско­вых мелков).

Умение участ­вовать в диа­логе. Умение участ­вовать в диа­логе, вступать в общение друг с другом по поводу от­ношения к ис­кусству


31-34.

Резерв.






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Печатные пособия

  • Таблицы в соответствии с основными разделами программы четвертого класса:

  • Портреты русских и зарубежных художников.

  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, чело­века.

  • Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

  • Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематиче­скими линиями рабочей программы.

  • Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Оборудование рабочего места учителя:

  • Классная доска с креплениями для таблиц.

  • Магнитная доска.

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Ксерокс.

  • Аудиомагнитофон.

  • CD/DVD-проигрыватель.

  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.

  • Проектор для демонстрации слайдов.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.


Учебно-практическое оборудование

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  • Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про­граммой.

  • Краски акварельные или суашевые.

  • Кисти беличьи № 5, 10, 20.

  • Кисти из щетины № 3, 10, 13.

  • Ёмкости для воды.

  • Стеки (набор).

  • Пластилин \ глина.

  • Ножницы.

  • Подставка для натуры.

  • Модели и натуры

  • Гербарии.

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Гипсовые орнаменты.

Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обору­дования и пр.

  • Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

  • Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала



Литература

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012

  2. Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 20012

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы