Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 01 от _____________________ Руководитель МО __________/Болькина Т.П./ | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________/Назимкина Е.Н./ «____» ____________2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Большеигнатовская СОШ» ____________/Горбунова А.И./ Приказ №_________ от __________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для учащихся 2 класса
на 2021-2022 учебный год
Составлена по УМК «Школа России» (А.А.Плешаков)
Разработала:
Болькина Тамара Петровна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса - нормативный документ, который определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, разработанная на основе следующих документов:
-
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
-
Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по окружающему миру с учётом авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» УМК «Школа России»
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор | Название учебника | Класс | Издателство, год выпуска |
Е.И. Коротеева | Изобразительное искусство. Искусство и ты | 2 | М.: Просвещение, 2019 |
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими реально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель курса: освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Задачи курса:
- развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом во 2 классе объём учебного времени предмета изобразительное искусство рассчитан на 34 ч, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего района, региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных способностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративно-художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Содержание учебного предмета
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Чем и как работают художники (8 ч.)
Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч.)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство (11 ч.)
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство (9 ч.)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов | | Из них |
Максимальная нагрузка | Контрольные работы | Практические работы | Проектные работы |
Раздел 1: Чем и как работает художник | 8 ч. | | | 1 |
Раздел2: Реальность и фантазия | 7 ч | | | |
Раздел 3: О чем говорит искусство | 11 ч. | | | |
Раздел 4: Как говорит искусство | 9ч. | | | 1 |
Всего | 34ч | | | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Название раздела с указанием количества часов | № | Тема урока | Виды контроля достижения предметных и метапредметных результатов | Дата проведения |
план | факт |
Чем и как работает художник (8 часов) | 1 | Три основных цвета. «Цветочная поляна». Рисование по памяти и представлению | Входной, текущий контроль.Фронтальный контроль | | |
2 | Белая и черная краски. Изображение природных стихий (гроза, буря, дождь, туман). Рисование по памяти и представлению. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенний лес». Рисование по памяти и представлению. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
| 4 | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад». Декоративно-прикладное творчество. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов». Графика зимнего леса». Рисование по памяти и представлению. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу». Лепка птиц и животных. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
7 | Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу». Лепка птиц и животных. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). Изображение ночного праздничного города. | Периодический контроль | | |
Реальность и фантазия (7 часов) | 9 | Изображение и реальность. Изображение любимого животного | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
10 | Изображение и фантазия. Изображение фантастического животного. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
11 | Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
12 | Украшение и фантазия. Изображение кружева: воротничок на платье. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
| 14 | Постройка и фантазия. Макет фантастического здания, города. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Украшение елочных игрушек. | Периодический контроль | | |
О чем говорит искусство (11 часов) | 16 | Изображение природы в различных состояниях. Изображение моря в различных состояниях. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
17 | Изображение характера животных. «Четвероногий герой» | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
18 | Изображение характера человека: женский образ. Русские сказки. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
| 19 | Изображение характера человека: мужской образ. Русские сказки. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
20 | Образ человека в скульптуре. Герои русских сказок. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
21 | Человек и его украшения. Рисование украшений человека. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
22 | О чем говорят украшения. Морские корабли. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
23 | Образ здания. Сказочные постройки. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
24 | Украшение и реальность. «Морозные узоры» | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
Как говорит искусство (9 часов) | 25 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение горящего костра и холодной синей ночи. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
26 | Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Рисование по памяти и представлению. Изображение весенних ручьев. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
27 | Что такое ритм линий. Изображение нежных и могучих ветвей. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
28 | Характер линий. Изображение птиц с разными пропорциями. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
| 29 | Ритм пятен. Панно «Весна. Шум птиц» | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
30 | Пропорции выражают характер. Панно «Поле цветов» | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
31 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Панно «Весна идет» | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
32 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Музей искусства. Просмотр презентации. | Текущий контроль. Фронтальный контроль. Самоконтроль | | |
33 | Итоговый урок года. Урок-игра «Экзамен художника Тюбика» Викторина. | Итоговый контроль | | |
| 34 | Урок-экскурсия. «Впереди лето» | Итоговый контроль | | |