СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО .3 класс. УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»


Рабочая программа по ИЗО

УМК «Планета знаний»


2018-2019 учебный год




Учебно - тематическое планирование по изобразительному искусству


Классы: 3

Учитель:Большова Наталия Викторовна


Количество часов на год: 32 ч.


Количество часов на неделю: 1


Плановые контрольные работы: - 1

Административные контрольные работы: 1

Практические работы: -

.

Учебник:

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.,2015.


Дополнительная литература:

Н.М. Сокольникова, С.П. Ломова. Методическое пособие «Обучение в 3 классе» - М.: АСТ Астрель, 2011






Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 3 класса составлена в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373,

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373»,

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»,

-учебным планом ЧОУРО «СПГ имени святого апостола и евангелиста Луки» на 2018 -2019 уч.год

- разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования: «Изобразительное искусство», (автор Н.М. Сокольникова-М.:АСТ, Астрель, 2014), рекомендованной Министерством образования и науки РФ .


Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребенка;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе:

  • изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный карандаш, цветной карандаш, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и т.п.) в передаче различной фактуры;

  • обучение умению выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и т.п.) в соответствии с замыслом;

  • продолжение освоения приемов лепки фигуры человека и животных с учетом передачи пропорций;

  • продолжение изучения основ цветоведения (цветовой контраст и нюанс, эксперименты по составлению различных оттенков);

  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, размещение объектов на листе), освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных, конструктивных);

  • формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и т.п.)

  • ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;

  • продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, деревянная и глиняная посуда, богородские игрушки, жостовские подносы, павлопосадские платки, скопинская керамика);

  • изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и т.п.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и т.п.) народных орнаментов;

  • продолжение знакомства с приемами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);

  • обучение умению узнавать форму спирали, волны, яйца в объектах архитектуры и дизайна, создавать эскизы и модели дизайна на основе этих форм;

  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;

  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;

  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;

  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;

  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.



Общая характеристика учебного предмета

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.


Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями и поиск разнообразной художественной информации в Интернете.


Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На предмет «Изобразительное искусство» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 35 часов (1 час в неделю, 34 учебных недели и на 35 неделе предусмотрено проведение экскурсий- 1 час).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.


Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.


В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.


Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.


Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.


Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.


Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.


Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассников будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

  • понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

  • понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

  • положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

  • интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

  • представления о роли искусства в жизни человека;

  • восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

  • положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

  • основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассники научатся:

  • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

  • объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

  • продумывать план действий при работе в паре;

  • различать и соотносить замысел и результат работы;

  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественнотворческой работы по заданным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

  • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

  • руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;

  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассники научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

  • группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

  • анализировать, из каких деталей состоит объект;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства;

  • различать многообразие форм предметного мира;

  • конструировать объекты различных плоских и объемных форм.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

  • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

  • классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

  • конструировать по свободному замыслу;

  • анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

  • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

  • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

  • моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассники научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

  • учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

  • владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

Предметные результаты

Третьеклассники научатся:

  • называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;

  • называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гуген-хайма (Нью-Йорк);

  • узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;

  • выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

  • лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;

  • изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;

  • составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с черным и белым;

  • различать особенности использования карандаша, туши в графике;

  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;

  • выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;

  • выбирать живописные приемы в соответствии с замыслом;

  • изображать глубину пространства на плоскости;

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублев «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого цветов;

  • правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

  • моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;

  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

  • подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Критерии оценивания

Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

  1. ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

  1. оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

  1. осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

  2. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

  3. использование критериальной системы оценивания;

  4. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

  5. разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не усвоен

«2»

(неудовлетворительно)

Учащийся не владеет изученными материалами и техниками, не знает соответствующей терминологии, основ изобразительного искусства, выполняет рисунок по образцу с серьезными нарушениями технологии

Минимальный

уровень

«3» (удовлетворительно)

Минимальные знания о материалах и техниках, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от основ изобразительного искусства, небрежно






«4»

(хорошо)

Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, знание изученной информации о материалах и техниках, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями от канонов, в использовании материалов, в аккуратности исполнения






Программный уровень

(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

«4+»

(очень хорошо)

Владение обязательной терминологией, знание информации о материалах и техниках, умение применять полученные умения навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых



«5»

(отлично)

Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и техниках, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи


Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

«5+»

(превосходно)

Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, соблюдение правил живописи, декоративного рисования, выходящими за границы обязательного к изучению материала, свободное применение обязательных и неизученных техник и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых






Овладение учащимися опорным уровнем расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.

Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированное практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.




















Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству

Вид

работы

«5»

(оттлично)

«4»

(хорошо)

«3» (удовлетворительно)

«2» (неудовлетворительно)

Устный

опрос

Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя

Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной ПОМОЩЬЮ

Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников

Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа

Тестиро

вание

Выполнение работы без ошибок

Верное решение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы

Верное решение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы

Верное решение менее 60 процентов заданий






Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.

Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, каждый из которых оценивается в 1 балл:

  • Соответствие теме задания.

  • Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).

  • Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).

  • Аккуратность исполнения.

  • Презентация своей работы, способность описать процесс, технологию исполнения.

Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:

  • Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.

  • Разнообразие источников информации.

  • Выразительный устный рассказ.

  • Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу

Содержание учебного курса






«Мир изобразительного искусства» (13 ч.)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гугенхайма (Нью-Йорк).

«Виды изобразительного искусства» (12 ч) Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

«Мир народного искусства» (6 ч.)

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павлопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (9 ч.)

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир дизайна и архитектуры» (4 ч.)





Содержание программного материала

Количество часов

1

Мир изобразительного искусства

13

2

Мир народного искусства

6

3

Мир декоративного искусства

9

4

Мир дизайна и архитектуры

4


Итого:

32















Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс

по программе «Планета знаний»




Тематическое планирование, количество часов, отводимых на освоение каждой темы

Элементы содержания

Планируемый результат

дата проведения

метапредметный

предметный

личностный

План

1

Натюрморт

Красота

Божьего мира.






1




Ориентироваться в учебнике.

Изучать особенности материалов и инструментов для живописи.

Повторить основы цветоведения: цветовой круг, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета.

Различать цвета на цветовом круге.

Выполнять упражнения на альбомном листе по составлению цветовых оттенков.

Потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками по проблемам искусства и других областей знаний, знание выразительных возможностей и особенностей языка разных видов искусства, умение адекватного прочтения художественного образа разных видов искусства

Научиться: организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой


Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.

8.09

2

Учимся у мастеров

Композиция в натюрморте.








1

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности, внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Умение предвидеть результат творческих усилий и

цель выполнения работы, как показатель развитости проектного мышления, творческого потенциала личности, способности

нахождения (предложения) интересного, оригинального решения художественной задачи, самостоятельной постановки

творческой задачи;

умение поэтапного выполнения творческой работы (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для конкретной деятельности и работы, осуществлять личностный контроль за учебными действиями, оценивать их успешность и соответствие поставленной задачи, определять оптимальные пути ее реализации способы решения

Научиться: организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой


Сформированность способности самостоятельного вычленений (постановки) перед собой художественной задачи и ее

решения всеми доступными средствами, обладание пониманием личностного смысла учения и творчества

15.09

3

Светотень.

Душа.










1








Способы получения светотени, ее изображение.

Знакомство с разнообразием окружающей природной среды, ее рельефом, ритмическим расположением объектов природы на земной поверхности и его своеобразием в независимости от климата

Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Умение применять основные средства художественной выразительности в рисунке, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением, применять различные художественные материалы (карандаш)

Ознакомиться с выразительными средствами графики: линия, штрих, контур, пятно и тон.Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности

22.09

4

Школа графики

Рисование кринки, куба




1

Правильно использовать выразительные возможности графических материалов в передаче различной фактуры.


Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности, внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Умение применять основные средства художественной выразительности в рисунке, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением, применять различные художественные материалы (карандаш)

Ознакомиться с выразительными средствами графики: линия, штрих, контур, пятно и тон.

Упражняться в получении новых цветовых оттенков путем накладывания штрихов одного цвета поверх другого (используя цветные карандаши).

Использовать сочетания элементов:

линии и пятна, линии и штриха, точки и линии, пятна и точки, точки и штриха.


29.09

5

Школа живописи

Натюрморт с кувшином


1

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности, внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в рисунке, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Научиться видеть ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи, организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

Совершенствовать умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Применять основные средства художественной выразительности в рисунке

Подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.

6.10

6

Учимся у мастеров Композиция в пейзаже.








1

Знакомство с ведущими художественными музеями мира: Британский музей (Лондон)

Знакомство с разнообразием окружающей природной среды, ее рельефом, ритмическим расположением объектов природы на земной поверхности и его своеобразием в независимости от климата (пустыни, реки, леса, луга, степи)

развитие культуры речи и обогащение словарного запаса,

владение терминами и понятиями, принятыми в искусстве,

выразительных средств 1разных искусств

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке

духовное возвышение личности и обогащение чувств ребенка, формирование нравственных основ, способности эстети-

ческой и художественной оценки произведений искусства и

явлений действительности, эмоциональной отзывчивости, спо-

собности к сопереживанию, эмоционально-образному воспри-

ятию мира природы и своего непосредственного окружения

13.10

7

Перспектива

Христианские мотивы в

худ. тв-ве.






1

Перспектива , ее виды

Освоение понятия перспектива. Линейная перспектива.

Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Иметь представление о разнообразных видах перспективы. Уметь изображать перспективу.

Продолжить воображаемое путешествие

по музеям России.

Применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Применять различные художественные материалы (карандаш)


20.10

8

Перспективные построения








1

Иметь представление о разнообразных видах перспективы. Уметь изображать перспективу.

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности, внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке.


Умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в рисунке, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.

27.10

9

Воздушная перспектива.

Ангелы.








1

Освоение понятия перспектива. Линейная перспектива. Воздушная перспектива.

эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности, внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке

Продолжить воображаемое путешествие

по музеям России.

Применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Применять различные художественные материалы (карандаш)


10.11

10

Школа живописи. Рисование пейзажа








1

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти и воображению), выбирать живописные приемы в соответствии с замыслом композиции; составлять а цветовые оттенки



Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Умение составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным, применять основные средства художественной выразительности при иллюстрировании произведений литературы, передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.

Ответить на вопросы, опираясь на иллюстрацию учебника (с.20-21)

Изучить и прокомментировать последовательность работы (с.20-21)

Действовать по заданному алгоритму, нарисовать сюжет (карандаш)

Следовать заданной последовательности работы на с.20-21 уч.

Контролировать последовательность выполнения действий.

Подобрать различные цветовые оттенки основных и составных цветов.

Выразить свое отношение к изображаемому.

Провести самооценку: удалось ли выразить свое отношение к изображаемому в рисунке.


17.11

11

Учимся у мастеров

Портрет

Автопортрет.

Иконы.

1

. Уметь классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ). Знакомство с ведущими художественными музеями мира: Британский музей (Лондон)

Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

Умение составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным

Духовное возвышение личности и обогащение чувств ребенка, способности эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности

24.11

12

Резьба по дереву. В избе.

1

Уметь различать многообразие форм предметного мира; конструировать по замыслу; моделировать предметы на плоскости

различать формы в объектах дизайна и архитектуры.


сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

анализировать приёмы изображения объектов, средства

выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;



задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;


планировать свои действия при создании художествен­но-творческой работы;

определять критерии оценки работы.


осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира.


01.12

13-14

Деревянная и глиняная посуда

Причастие в храме.

2

Уметь правильно использовать выразительные возможности графических материалов в передаче различной фактуры.

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства.

Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; адекватно оценивать правильность выполнения задания, группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям.

Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники, определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов.

Совершить воображаемое путешествие в город Каргополь Архангельской области.

Вспомнить последовательность изготовления и особенности оформления дымковской и филимоновской игрушки.


08.12

и

15.12

15-16

Жостовские подносы

Притча о талантах.

2

Знать традиционные народные художественные промыслы. Уметь рисовать жостовскую роспись


Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; адекватно оценивать правильность выполнения задания, группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям.

Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники, определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов.

Знакомиться с видами изделий мастеров Жостова и выделять их характерные особенности.

Совершить воображаемое путешествие в Жостов.

Изучать характер росписи этих изделий.

Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры. Повторять основные элементы пермогорской росписи на альбомном листе (гуашь).

Решать творческие задачи: роспись контуров или вырезанных из бумаги силуэтов посуды (поднос) (гуашь).

22.12

и

29.01


17

Павлопосадские платки

1

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, осознание своей принадлежности народу, чувство уважения к традиционному народному художественному искусству России, внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; адекватно оценивать правильность выполнения задания, группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям.

Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники, определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов.

Продолжить воображаемое путешествие в город Павлопосадской области.

Познакомиться с традициями.

Изучить значения узоров платка.


12.01

18

Скопинская керамика

1

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Умение конструировать объекты дизайна, продумывать план действий при создании проектов, выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом; осуществлять самоконтроль своих действий; адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники.

Совершить воображаемое путешествие в мир «Декоративного искусства».

Познакомиться с разнообразием видов декоративного искусства: мозаика, витраж, художественный металл, керамика, фарфор, художественное стекло, ткачество, резьба и роспись по дереву, резьба по камню.

Обратить внимание на особенность: орнамент – важнейшая часть декоративного искусства

26.01

19

Декоративная композиция

1

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением


Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Умение понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна.

Совершить воображаемое путешествие в мир «Декоративного искусства».

Познакомиться с разнообразием видов декоративного искусства: мозаика, витраж, художественный металл, керамика, фарфор, художественное стекло, ткачество, резьба и роспись по дереву, резьба по камню.

Обратить внимание на особенность: орнамент – важнейшая часть декоративного искусства.

2.02

20

Замкнутый орнамент

1

Уметь следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

Умение выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

Умение понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна.



9.02

21-22

Декоративный натюрморт

2

Уметь изображать глубину пространства на плоскости; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами

развитие культуры речи и обогащение словарного запаса, владение терминами и понятиями, принятыми в искусстве, выразительных средств разных искусств

Научиться сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке


развитие воображения и фантазии, композиционного и

проектного мышления; творческого потенциала и применение

знаний, полученных на занятиях изобразительным искусством

жизни и освоении других учебных дисциплин

16.02

и

2.03




23-24

Декоративный пейзаж

2

Развитие представлений о характере художественной формы. Зависимость художественной формы линии от используемого художественного материала.

Потребность художественно-эстетической организации ближайшего окружении, эстетическое восприятие природы,


Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора




социализация личности — умение работать в коллективе

группе, активно участвовать в общении по поводу искусства


9.03

и

16.03

25-26

Декоративный портрет

2

Уметь применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности цветов



социализация личности — умение работать в коллективе

группе, активно участвовать в общении по поводу искусства


23.03

и

6.04

27-28

Школа декора

Подготовка к праздни-кам на Руси.

2

. Уметь пользоваться разными приемами декорации; следовать при выполненииКатаем шарики. Рисуем нитками творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

Уметь следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


социализация личности — умение работать в коллективе

группе, активно участвовать в общении по поводу искусства


13.04

и

20.04

29

Секреты декора

Катаем шарики

Рисуем нитками

2

Освоение понятия художник- декоратор – дизайнер интерьера. Связь художественного решения архитектурной среды с назначением интерьера.


Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.



4.05


30

Празднич-ный декор

Писанки

1

Понятие цвет как средство выразительности в изобразительном искусстве. Передача художником окружающего мира в цвете.

Уметь применять приемы акварельной и гуашевой живописи


Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.



11.05

31

Форма яйца в архитектуре и дизайне

1

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры

Общее и отличие в плоских и объемных композициях. Передача динамики. Знакомство с пропорциями. Учет в скульптурной работе положение фигур между собой.

правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной каран­даши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.)

группировать, сравнивать произведения народных про­мыслов по их характерным особенностям, объекты ди­зайна и архитектуры по их форме;

анализировать, из каких деталей состоит объект;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;


понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;






18.05


32

Мои творческие достижения

1

Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме; работать самостоятельно или в группе


Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции


25.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Доска Smart , ноутбук, пульты ,принтер –сканер, краски, альбом , кисти, гуашь и т.д.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс/Сокольникова Н. М., Ломов С.П. –М.: ACT: Астрель, 2012.

  1. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь/ Сокольникова Н.М. – М.: ACT, Астрель, 2013;









ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерная итоговая контрольная работа.

Цель работы:

  1. Определить уровень обученности учащихся 3-х классов.

  2. Скорректировать рабочие программы учителя в соответствии с полученными результатами диагностической работы.


Содержание работы:

Работа состоит из 6 заданий, которые выявляют уровень сформированности знаний и умений по окружающему миру у второклассников на базовом и повышенном уровне.

Инструкция для учителя:

  1. Учащимся предоставляется время для самостоятельного знакомства с работой.

  2. Рекомендуется чтение учителем заданий два раза, а затем самостоятельное выполнение заданий учащимися

  3. Если учащийся не смог выполнить задания до конца (не хватило времени), то учитель может предложить ему закончить выполнение заданий в конце этого урока (этого дня), перед работой учитель напоминает содержание задания. В этом случае учитель указывает в анализе процент учащихся, затративших большее время на выполнение работы.



Содержание работы.

Задания выполняются цветными карандашами.



Задание 1.

Рассмотри рисунки, раскрась их так, чтобы можно было узнать характерные мотивы народных промыслов России. Установи соответствие между рисунком и названием: покажи стрелками.

Дымковская игрушка

Хохломская роспись

Гжельская роспись

Критерии оценивания:

Максимально баллов - 3

Верно установлено соответствие – 1 балл

Верно определены цветовые сочетания, характерные для известных народных промыслов России – 2 балла (ученик не должен полностью раскрашивать все три изображения, достаточно наметить основные цвета), допущена 1 ошибка или неточность – 1 балл



Задание 2.

В каком городе находятся эти музеи, отметь стрелками:


Санкт-Петербург


Москва

Критерии оценивания:

Максимально – 1 балл



Задание 3.

Нарисуй грустного и весёлого клоуна:



Критерии оценивания: максимальное количество баллов – 2

Соблюдены пропорции лица – 1 балл

Выражены характер, эмоция (при помощи мимики) – 1 балл



Задание 4.

Установи соответствие между изображением и словом: покажи стрелками.


Портрет


Натюрморт


Пейзаж



Критерии оценивания: максимально – 1 балл

Задание 5*.

Если посмотреть сверху на куб и шар, какие геометрические фигуры ты увидишь? Запиши.



_________________ ________________



Максимальное количество баллов – 2, за каждую верно названную фигуру – 1 балл (квадрат, круг)



1-3 балла – ниже базового уровня

4-5 баллов – базовый уровень

6-9 баллов – повышенный уровень









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!