СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изо

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится рабочая программа по изо. Для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изо»





Рабочая программа

Изобразительное искусство, 3 класс.











































Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе фундаментального ядра содержания общего образования; федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной основной образовательной программы ОУ; региональных методических писем; программы регионального содержания; федерального перечня учебников; учебного плана МБОУ «Березниковская средняя школа»; положения о РП МБОУ «Березниковская средняя школа» и на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Целью преподавания по данной программе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.

Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью учащихся. После выполнения самостоятельной работы проходит обсуждение рисунков, панно, объёмных изделий, где ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских Учебник «Искусство вокруг нас». Москва, Просвещение.

Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой. Л.А.Неменской и др.Составитель В.В.Асеева.

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы. Система преподавания уроков изо по программе Б.М.Неменского. Составитель А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград.

Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты. Автор-составитель О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель,

О.В.Островская Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1- 4 классы. Москва, Владос.

Краеведческий курс «Морянка»»: учебно-методическое пособие для учителя под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск: АО ИППК РО;

Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО»;

Морянка: Рабочая тетрадь для 3 класса. – Архангельск АО ИППК РО;

На предмет «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа (1 раз в неделю)

Региональный компонент: программа по краеведению «Морянка» - 2 урока.

Формы контроля уровня обученности.:

1.Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

2 Викторины.

3.Тестирование.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

К окончанию 3 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:

- знать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;

- знать разнообразные выразительные средства – цвет, линия, объём, композиция, ритм;

- знать правила расположения рисунка на листе бумаги;

- уметь пользоваться художественными средствами и материалами;

- владеть навыком смешения красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью;

- использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.

- уметь воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

- решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

- создавать творческие работы на основе собственного замысла;

- работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

- участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

- конструировать из бумаги макеты детских книжек;

- передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

- знать отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;


- знать различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;


-знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;


- понимать роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;


- знать названия наиболее крупных художественных музеев России;


- названия известных центров народных художественных ремесел России.


- уметь видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;


-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;


-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;


-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;


-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;


- знать новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;


- знать разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

- видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;










Содержание учебного предмета

Общая тема года «Искусство вокруг нас»

Содержание

Универсальные учебные действия

« Искусство в твоем доме »

8 часов

Внимание обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов, на красоту рукотворную, которая окружает нас в быту, в нашем доме, на улицах нашего города, в театрах, в музеях.

Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.


Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- волевая саморегуляция;

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра.

«Искусство на улицах твоего города» 7 часов

Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула – но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.

Итогом занятий должно стать не только представление о деятельности художника в этой области, но и осознанное видение красоты родного города, села, страны. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры, материальной культуры, приобщение к истории культуры своего народа. Ребенок ощутит гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутит себя их наследником.



.


Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- волевая саморегуляция;

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра

«Художник и зрелище»

8 часов

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Ввести ученика в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища.




Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра.

«Музеи искусств» 11 часов

Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России – хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей – святыня для русской культуры – Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей – центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это – часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.


Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- волевая саморегуляция;

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра





Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Искусство в твоём доме 8 часов

1-2

4.09

Твои игрушки (озорной товар).

Задание: Игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина и украшение её.

Материалы: пластилин, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти маленького размера, тампоны.

Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): дымка, городец, филимоново, богородская резная игрушка, каргопольская игрушка, игрушки из подручного материала.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, П. Чайковский "Детский альбом".



Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять.

Осознавать существование трёх сфер художественной деятельности и их единство. Понимать, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению. Формировать представление о том, что существуют основные и составные цвета. Понимать, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, пятна в своём творчестве. Запоминать имена художников и названия их произведений из приведённых на страницах учебника. Проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе. Формировать навыки работы кистью, смешивания красок, работы гуашью, мелками, графическими материалами. Учиться свободному заполнению всего листа бумаги изображением. Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять лист цветовым пятном. Ощущать эмоциональные связи между собственной деятельностью и творчеством художников в области изображения, украшения и постройки. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся

Дети узнают, что весь предметный мир дома создан художниками. Дети учатся ценить труд художника и сами создают эскизы, макеты изделий. Дети знакомятся с различными художественными промыслами. Дети узнают о лучших произведениях искусства, музеях, галереях разных стран.

3.

Посуда у тебя дома.

Задание: Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов, роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Праздничный сервиз.

Материалы: тонированная бумага, гуашь.

Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).


4.

Обои и шторы в твоем доме.

Задание: Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.

Зрительный ряд: отрывки из какой-нибудь сказки, где приводится словесная характеристика комнат сказочного дворца.

Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф.Шопен "Полонез" ля-бемоль мажор, соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф.Шопен "Мазурка" ля-минор, соч. 17).


5.

Мамин платок.


Задание: Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков, платки и ткани, образцы детских работ по этой теме.

Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).



6.

Твои книжки.

Задание: Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.

Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.

Литературный ряд: текст выбранной сказки.


7.

Поздравительная открытка, декоративная закладка.

Задание: Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, литографий, образцы детских работ в разных техниках.



8.

Обобщение темы.

Задание: нарисовать свою комнату, какой ты хотел бы её видеть.


«Искусство на улицах твоего города» 7 часов


9.

Памятники архитектуры — наследие предков. В мире народного зодчества.

Задание: Изучение и изображение архитектурного памятника.

Материалы: тонированная бумага, восковые мелки или гуашь, белая бумага.

Зрительный ряд: репродукции, отображающие городской пейзаж, фотографии, слайды; материалы по истории и жизни родного города, села.

Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.




Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм. Испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней. Испытывать радость от передачи красоты природы в живописном и линейном рисунке, радость от умения фантазировать. Видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры. Активно включаться в художественную деятельность по созданию художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта. Стремиться к художественно-творческой деятельности во внеурочное время. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся Дети узнают, что на улицах городов и сёл всё связано с трудом рук человеческих, с искусством архитекторов, мастеров оформления городской среды.

10.

Парки, скверы, бульвары города.

Задание: Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.

Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский цикл «Времена года»; Р. Шуман «На опушке леса», «Одинаковые цветы»


11.

Ажурные ограды.

Задание: Проекты ажурных оград.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды с изображением оград: чугунных, деревянных, бетонных. А.Васнецов Древняя Москва.


12.

Фонари на улицах и парках.

Задание: Проекты фонарей. Аппликация.

Материалы: белая бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии, зарисовки фонарей.

Музыкальный ряд: прелюдия №7 Ф.Шопена.


13.

. Транспорт в городе.

Задание: В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии транспорта. Слайды старинного транспорта. Репродукции из журналов.

Литературный ряд: загадки


14-15


Обобщение темы.

Задание: Проект нашего посёлка. Каким мы хотим его видеть. Групповая работа.




«Художник и зрелище» 8 ч



16.

Художник в цирке.

Задание: Изображение отдельного циркового номера или персонажа в процессе выступления.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии цирковых актёров и представлений

Музыкальный ряд: бравурная музыка.

Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта.

.

Эстетически относиться к художественным произведениям, уважать личность художника, стремиться постичь язык искусства. Учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, т. е. творчески сотрудничать). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. Дети вводятся в мир театра, где есть своя трактовка образов человека. Животного, мира природы. Расширяются познания и умения работы разными материалами.


17-18.

Художник в театре.

Театральный занавес. Декорации.

Задание: Создание макета декораций

Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (можно от обоев).

Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.

Литературный ряд: загадки


19-20.

Театр кукол. Изготовление кукол и создание спектакля.

Задание: Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.



21.

Маска.

Задание: Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и масок театральных.

Литературный ряд: стихотворения А. Барто, З. Александровой, фольклор.


22

Афиша, плакат к спектаклю.

Задание: Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Эскиз плаката-афиши к спектаклю.

Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

.


23

Школьный карнавал. Обобщение темы.




«Музеи искусств» 11 ч


24.


Музей в жизни города. Беседа


Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм. Испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней. Понимать, что художник, видя красоту мира, стремится выразить её в своих произведениях. Проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе.

Видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры.

Понимать, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Включаться в творческую работу по освоению возможностей цвета, линии, формы, объёма, а также по освоению выразительности художественных материалов и возможностей художественных инструментов. Выражать собственные представления о содержании искусства и воспринимать оценочные суждения сверстников. Проявлять творческую активность в коллективных формах работы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу и работы других учащихся. Дети узнают, что в музеях и картинных галереях хранятся лучшие произведения искусства, принадлежащие всем людям.

Дети делают зарисовки по памяти или придумывают свои эскизы по теме урока разными материалами, передавая своё отношение к увиденному.

25.


Музей искусства (интерьер музея).

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Задание: изобразить интерьер музея с фигурами людей.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции, открытки из наборов «Третьяковская галерея», «Эрмитаж» и т.д.

Музыкальный ряд: И. С. Бах «Органные прелюдии» (в качестве фона).


26.


РС Картина – особый мир. Художник А.Борисов и его картины.

Задание: знакомимся с отличительными особенностями картины и с творчеством А.Борисова.


27.


Картина-пейзаж


Задание: Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В.Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов, А.Куинджи, В.Бялыницкий-Бируля).

Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.



28


Картина-портрет


Задание: Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель).

Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф.Рокотова, В.Серова, В.Ван Гога, И.Репина..

Литературный ряд: загадки и стихотворения.



29


Картина-натюрморт


Задание: Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.Б. Шарден, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П.Кузнецов, В.Стожаров, В.Ван Гог и др.).

Задание на дом: посмотреть в музее или на выставке натюрморты разных авторов.



30


Скульптура в музее и на улице


Задание: Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Зрительный ряд: слайды из наборов "Третьяковская галерея", "Русский музей", "Эрмитаж" (произведения А.Л.Бари, П.Трубецкого, Е.Лансере).




31


Музеи архитектуры.

Задание: Изображение древней архитектуры (крепость, башня, ворота и т.д.)

Материалы: тонированная бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: слайды с изображением сооружений архитектуры; иллюстрации картин и т.д.



32


РС Каменное зодчество. Соловецкий монастырь.

Северные колокольные звоны.

Северный русский народный хор.



33


Картины исторические и бытовые.

34


Урок – обобщение. Художественная выставка. Искусствоведческая викторина.


"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.








Приложение 1

Система оценивания

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

4. Тестирование

Пример викторины:

1. Терминологический диктант. Вставьте в текст пропущенные слова.

1). Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой живописец смешивает краски, называется .... (палитрой)

2). Материал, изготовляемый из равномерно обожженных тонких веток, называется .... (углем)

3). Сухие, мягкие, цветные мелки в изобразительном искусстве называют .... (пастелью)

4). Акварель — это .... (водяные краски)

5). Краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим и примесью белил, называются .... (гуашью)

6). .... (Бумага) — это материал для письма и рисования, изготовляемый из древесной или тряпичной массы.

7). Холст — это .... (льняная) ткань, на которой пишут .... (масляными красками).

8). .... (Мольберт) — подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картины.

9). Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения клея или краски на что-нибудь называется .... (кистью).

10). .... (Карандаш) — это графитная палочка, обычно оправленная в дерево.

11). Ластик — это предмет, предназначенный для .... (удаления ненужных карандашных линий).






2. Найди пару. Составьте слова из слогов, находящихся в разных столбиках. Начальные слоги могут быть как в первом, так и во втором столбике.

берт рель

пас тра

бум лас

сть аль

тик каран

аква тель

ска ага

даш кра

бом моль

пали ки

3. Филворд.



п

а

с

т

е

л

ь

а

р

п

а

х

о

л

с

т

а

с

е

а

к

а

р

а

н

д

а

ш

к

л

и

а

к

с

т

е

м

п

а

и

с

к

р

т

у

г

о

л

ь

т

т

в

а

и

г

у

а

ш

ь

р

ь

а

с

к

а

б

у

м

а

а

Ответ: пастель, холст, палитра, кисть, карандаш, ластик, уголь, гуашь.



4. Мозаика «Натюрморт».

Задание: собрать натюрморт из разрезанных частей карточки — лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта, можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе.

5. Задание: «Кто автор полотен?».

«Витязь на распутье». (В. Васнецов).

«Снегурочка» (Н. Рерих).

«Купание красного коня» (К. Петров-Водкин).

«Джоконда» (Леонардо да Винчи).

«На пашне» (А. Венецианов).

«Девятый вал» (И. Айвазовский).

«Тройка» (В. Перов).



6. Какое слово здесь лишнее?

Кисть, мольберт, акварель, палитра.

(акварель)

Гуашь, акварель, темпера, палитра.

(палитра)

Живопись, скульптура, графика, рисунок.

(скульптура)

Пластилин, бумага, глина, мрамор, бетон.

(бумага)

7. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (Скульптура).

8. Эти слова пришли из древнегреческого языка и в переводе обозначают «начальник строительных работ». Какие это слова?

(Архитектура, архитектор).

Пример тестирования:

Фамилия участника ___________________________________________________

Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.

п/п

Вопрос

Ответы

Баллы

1.

Эти краски имеют следующие свойства: прозрачность, чистоту цвета.

А) гуашь

Б) темпера

В) акварель.


2.

Этот предмет удобен для рисования. Он имеет наклонную плоскость, к которой крепится материал, на котором рисуют.

А) палитра

Б) мольберт

В) кульман


3.

Какие цвета являются «теплыми»?

А) красный, желтый, оранжевый

Б) голубой, синий, фиолетовый

В) красный, желтый, синий

Г) оранжевый, зеленый, фиолетовый


4.

Перечисли основные цвета:

А) голубой, фиолетовый, коричневый

Б) черный, белый, серый

В) красный, синий, желтый

Г) розовый, зеленый, оранжевый


5.

Основными видами изобразительного искусства являются:

А) скульптура

Б) рисование

В) живопись

Г) лепка

Д) графика


6.

Линия горизонта - это

А) линии, уходящие в глубину

Б) условная линия соединения земли с небом

В) граница поля зрения


7.

Один из видов изобразительного искусства, изображение в котором создается с помощью красок, это:

А) графика

Б) фотоискусство

В) живопись

Г) гравюра


8.

Произведение, в котором изображение нанесено на бумагу карандашом, тушью, гуашью, относят:

А) к графике

Б) к декоративному искусству

В) к живописи

Г) к иллюстрации


9.

На картинах исторического жанра может быть изображено:

А) предметы хозяйственно-бытового назначения;

Б) стоящие здания

В) военное сражение


10.

На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображены:

А) олени

Б) Аленушка

В) медведи

Г) зайцы




При подведении итогов выявляются две позиции:

  1. неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов

  2. точность ответа оценивается в 1 балл

Общий подсчет баллов:

Первый уровень…………………………………….. меньше 5 баллов

Второй уровень ………………………………………от 6 до 7 баллов

Третий уровень ……………………………………....от 8 до 10 баллов



I уровень (фрагментарно-исполнительский)

Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

II уровень (художественного мастерства)

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.

III уровень (творческий)

У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!