СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО 3 год обучения (Шалаев Никита)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа  разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций областной медико-педагогической комиссии с использованием следующих программ:

- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1984 г.

-  Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Псков, 1999г

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО 3 год обучения (Шалаев Никита)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


УТВЕРЖДАЮ:

РАССМОТРЕНО:

Директор МКОУ

Тогучинского района на заседании МО

Тогучинская школа для

обучающихся с ОВЗ» протокол №_______

Матецкая О.В. __________

«____»______________20__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗО

3 год обучения (Шалаев Никита)

учителя Лариной Светланы Николаевны

МКОУ Тогучинского района

«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»

на 2016 – 2017 учебный год








Корректировка рабочей программы:


п/п

Тема

Приказ

Подпись





















г.Тогучин 20___г.

Пояснительная записка к рабочей программе

По ИЗО 3 год обучения

Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций областной медико-педагогической комиссии с использованием следующих программ:

- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1984 г.

- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Псков, 1999г


Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей с сочетанной патологией продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения детей, которым предполагается обеспечение разностороннего развития личности ребенка. Более значимой является возможность включения детей в разнообразные виды доступной им деятельности.

Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Основные цели обучения изобразительного искусства:

обеспечить развитие у обучающегося сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно – двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально – волевой сферы, положительных качеств личности (аккуратности, самостоятельности, доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи и т.д.).

Таким образом, при обучении обучающегося данной категории на первый план выходят не образовательные, а коррекционно – развивающие и воспитательные задачи:

  • Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности;

  • Формировать интерес к изобразительной деятельности;

  • Закреплять представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, краски, мел, пластилин, глина);

  • Продолжить учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;

  • Учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины;

  • Учить рисовать округлые линии изображения предметов округлой формы;

  • Учить рисовать простые геометрические фигуры по точкам и шаблонам;

  • Знакомить с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, белым и черным;

  • Знакомить с промежуточными цветами: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

  • Формировать пространственные представления;

  • Учить ориентироваться на поверхности листа;

  • Формировать представления о величине;

  • Учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

  • Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек и т.д.

  • Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у него правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • Знакомить обучающегося с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • Развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Уроки ИЗО состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с обучающимся необходимо провести подготовительные упражнения.

Во время занятий рисованием использую различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предмета. Они должны быть связаны с игровой и предметно - практической деятельностью учащихся.

На занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

Большое внимание в работе с ребенком данной категории следует уделять упражнениям, позволяющим научить его различать основные цвета, находить в окружающем мире предметы заданного цвета.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя ребенок составляет простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Учится также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности; вначале учу обучающегося составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм. Продолжаю учить ребенка проводить прямые линии от руки.



Рисование с натуры.

Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя ребенок внимательно рассматривает предмет, определяет его форму и цвет.

Обучающийся тренируется в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учится изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

Рисование на тему.

Обучающийся изображает очень простые по форме предметы, раскрашивает их. Особое внимание уделяется развитию речи ребенка. Необходимо обогащать представления ребенка об окружающей действительности. С помощью учителя он учится описывать предмет, рассматривает и пересказывает по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки. Ребенок должен воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).

В процессе обучения изобразительной деятельности включаю все ее виды: рисование, лепку, аппликацию. В связи с содержанием урока использую художественное слово (стихи, загадки, сказки) и музыку, которая создает эмоциональный настрой на деятельность, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно - практической деятельности.

Никита не умеет правильно держать карандаш, мелкая моторика не развита, недостаточное развитие сенсомоторной сферы, зрительно-двигательная координация нарушена. Движения угловатые, при раскрашивании выходит за контур рисунка. Основные цвета запомнил хорошо. В этом году планирую работать над запоминанием промежуточных цветов: голубого, розового, оранжевого, коричневого, фиолетового.

Уроки рисования проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.

















Требования к уровню подготовки обучающегося

Предполагаемые умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся к концу года:

  • Организовать своё рабочее место, правильно сидеть за столом;

  • Правильно держать карандаш, фломастер, кисти;

  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги;

  • Запомнить и называть цвета: розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый;

  • Уметь рисовать простые геометрические фигуры по точкам и шаблонам;

  • Выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;

  • Проводить кривые, прямые, наклонные линии от руки;

  • Уметь раскрашивать изображения красками, карандашами, фломастерами, не выходя за контур рисунка;

  • Уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства;

  • Знать названия всех изображаемых предметов;

  • Уметь различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме;

  • Аккуратно раскрашивать рисунок.




















Материально – техническое и методическое обеспечение образовательного процесса


№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Учебник

Б.И. Фоминых

Изобразительное искусство

М. « Просвещение», 1988.

Пособие для родителей и педагогов

Л. П.Савина

Пальчиковая гимнастика

Москва, «АСТ»

1999

Учебные пособия для дошкольников

16 обучающих карточек

Цветы

Изд. Дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2012

Учебные пособия для дошкольников

16 обучающих карточек

Времена года (природные явления, времена суток)

Изд. Дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2012

Книга


С.А. Казначеева, С.А.Бондарева

Развитие цветового восприятия у школьников.

Волгоград: «Учитель». 2009.


Книга


С.В. Вохринцева

Городецкая роспись

Издательство «Страна фантазий», 2005.

Игра - малышка

В.В.Степанова

Цвета

Изд-во «Дрофа», москва, 2002г.

Интернет- ресурсы: http://минобрнауки.рф  http://minobr.nso.ru/ 

http://concord.nichost.ru/ http://www.proshkolu.ru/

http://pedsovet.su/http://pedsovet.org/; http://www.uroki.net/

http://festival.1september.ru/http://институт-коррекционной-педагогики.рф/

Ноутбук












.–


Учебно-тематический план

ИЗО 3 год обучения



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

Практические

1

Вводное занятие

1

1


2

Декоративное рисование

13

3

10

3

Рисование с натуры

10


10

4

Рисование на темы

10


10

5

Беседы об изобразительном искусстве. (5 минут от урока)





Итого:

34

4

30








Поурочное календарно-тематическое планирование

ИЗО 2 год обучения


п/п

урока

Раздел

Наименование темы

Всего

уроков

Сроки прохождения программы


Коррекционная работа

Планируемые

Фактические

1

1


Вводное занятие

1

5.09


Коррекция эмоционально-волевой сферы



Декоративное рисование


3




2

1


Беседа по картинам на тему « Осень"

Листья деревьев (по трафарету)


12.09


Коррекция зрительного и цветового восприятия, образного мышления, памяти

3

2


Осеннее дерево


19.09


4

3


Обводка растительного узора в полосе


26.09




Рисование на тему


1



5

1


Осенний лес


3.10


Коррекция зрительного и цветового восприятия,



Рисование с натуры


5




6

1


Рисование овощей, фруктов


10.10.


Развитие умения проводить прямые, кривые и на­клонные линии

Коррекция зрительного и цветового восприятия

7

2


Рисование ягод, грибов


17.10


8

3


Рисование предметов прямоугольной формы (портфель, сумка)


24.10


9

4


Рисование игрушек (барабан)


31.10


10

5


Рисование по образцу пройденных цифр и букв


14.11




Декоративное рисование


4




11

1


Геометрические фигуры (рисование по трафарету)


21.11


Различение круга, квадрата, треугольника

Развитие мелкой моторики

12

2


Рисование геометрических фигур по опорным точкам


28.11


13

3


Рисование растительного узора в круге


5.12


Коррекция зрительного и пространственного восприятия

14

4


Рисование узора в полосе (елка, снежинка, снеговик)


12.12




Рисование на тему


3




15

1


Беседа по картинам на тему: «Зима пришла». «Новогодний шар»


19.12


Коррекция зрительного и цветового восприятия, образного мышления, памяти

16

2


Новогодняя елка


26.12


17

3


«Снежная баба»


16.01




Рисование с натуры


3




18

1


Рисование цветов ромашки


23.01


Привитие интереса и любви к родной природе

19

2


Рисование колокольчика


30.01


20

3


Рисование платка, косынки с цветочным узором


6.02




Декоративное рисование


6




21

1


Рисование геометрического орнамента по трафаретам


13.02


Коррекция эмоционально-волевой сферы, воспитание семейных ценностей


22

2


Рисование открытки (по шаблону) ко Дню защитников Отечества.


20.02


23

3


Рисование в квадрате узора на осевых линиях – диагоналях


27.02


24

4


Рисование открытки к 8 марта


6.03


25

5


Рисование узора из цветов и листочков


13.03


26

6


Беседа «Дымковская игрушка». Рисование по шаблону дымковской игрушки


20.03


Развитие интереса к народному творчеству, коррекция цветового восприятия



Рисование с натуры


2




27

1


Рисование садового инструмента (лопата, вилы)


3.04


Привитие интереса к труду, любви к родной природе

28

2


Рисование ветки вербы


10.04




Рисование на тему


6




29

1


Беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». «Весенний лес»


17.04


Коррекция зрительного и цветового восприятия, образного мышления, наблюдательности

30

2


Иллюстрирование сказки «Репка»


24.04


31

3


Беседа «Великий праздник Победы» «Праздничный салют»


4.05


Воспитание патриотических чувств, гордости за Родину

32

4


«Мой дом»


15.05


Коррекция зрительного и цветового восприятия, эмоционально-волевой сферы

33

5


«Моя семья»


22.05


34

6


Рисование на свободную тему


29.05













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!