Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО:
Директор МКОУ
Тогучинского района на заседании МО
«Тогучинская школа для
обучающихся с ОВЗ» протокол №_______
Матецкая О.В. __________
«____»______________20__г. «____»______________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
3 год обучения (Шалаев Никита)
учителя Лариной Светланы Николаевны
МКОУ Тогучинского района «Тогучинская школа для
обучающихся с ОВЗ»
на 2016 – 2017 учебный год
Корректировка рабочей программы:
г.Тогучин 20___г.
Пояснительная записка к рабочей программе
по математике 3 год обучения
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций областной медико-педагогической комиссии с использованием следующих программ:
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1984 г.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Псков, 1999г
Одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков, которыми овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Дети, обучающиеся по 2 варианту базисного учебного плана, обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладевать элементарными математическими представлениями. Даже при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями. Дети овладевают определенными умениями лишь на самом элементарном уровне.
Нарушения общей и мелкой моторики значительно сковывают действия детей в процессе овладения ими пространственной ориентировки, поэтому на каждом уроке стараюсь уделять время для коррекции моторики.
У детей данной категории практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных математических заданий. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и в формировании собственных высказываний. Бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений. Основная цель обучения математике - создание комфортных коррекционно-развивающих условий для школьников, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей, социализации учащихся.
Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачей – социально бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность. Коррекционные задачи, которые решаются на уроках:
уточнение уровня сформированности у обучающегося элементарных математических представлений, изученных на первом году обучения;
формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам с математическим содержанием;
развитие и закрепление у детей элементарных социально-бытовых навыков, в которых используются элементарные математические представления.
Я подбираю материал по объему и компоную по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития ребенка. Дидактический материал подбираю в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития математических представлений и речи ученика.
Необходимо учитывать, что динамика овладения у данных детей математическими представлениями и умениями крайне низкая. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно.
Первая четверть отводится на повторение материала, изученного во второй год обучения, т.к. ребенок слабо помнит цифры, путает знаки «плюс», «минус», «равно». Далее я запланировала изучение новых чисел: 7,8,9,10. Никита плохо держит в руках карандаш, ручку, т.к. наблюдаются грубые нарушения мелкой и крупной моторики, слабость мышц руки, поэтому на каждом уроке необходимо включать упражнения на развитие и коррекцию моторики.
Занятия по математике проводятся 3 раза в неделю, 102 часа в году.
Требования к уровню подготовки обучающегося
Предполагаемые умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся к концу года: это наличие у ребенка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
Умение правильно держать карандаш и ручку;
Различать оттенки цветов: оранжевый, розовый, голубой, коричневый, фиолетовый
Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, называть их, раскрашивать или штриховать;
Понимать простую словесную инструкцию;
Соотносить количество предметов и число;
Осуществлять действия с множествами на элементарном числовом уровне в пределах десяти (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);
Выделять от одного до десяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
Узнавать цифры от 1 до 10-и и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
Писать цифры от 1 до 10-и по трафарету, по обводке, по опорным точкам, самостоятельно, под диктовку;
Называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
Решать задачи - драматизации и задачи – иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах 10;
Осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Аннотация УМК
№ п/п | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
| Учебник | А. А. Хилько | Математика | Москва «Просвещение» 2011г; |
| Учебник | Т. В. Алышева | Математика, часть 1 | Москва «Просвещение» 2012г; |
| Рабочая тетрадь для занятий с детьми | О.Е. Жиренко, Е.В.Фурсова, О.В.Горлова | «Счет от 1 до 5 (формирование математических представлений)» | Москва –«ВАКО» 2015г |
Материально – техническое и методическое обеспечение образовательного процесса
| Книга | В.В.Эк | Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы | Москва, «Просвещение», 1990г |
1. | Книга | М.Н.Перова | Методика преподавания математики во вспомогательной школе | Москва, «Просвещение», 1989г |
2. | Книга | В.В.Эк, М.Н.Перова | Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе | Москва, «Просвещение», 1983г |
3. | Книга | Н.Б.Истомина, Г.Г.Шмырева | Дидактические карточки- задания по математике 1 класс | Москва, «АСТ Астрель», 2005г |
| Книга | А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина | Как преодолеть трудности в обучении детей | Москва, изд. «Ось -89», 1997г |
| Прописи | Под ред.А.и С. Синякиных | Учимся писать и рисовать | Москва, ООО «Стрекоза», 2008г. |
| Тесты | Составители .А.и С. Синякины | Что должен знать ребенок 4-5 лет | Москва, ООО «Стрекоза», 2008г. |
| Рабочая тетрадь | Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. | Развиваем мышление | Москва, ЗАО «РОСМЕН - ПРЕСС», 2010г |
| Интернет- ресурсы: | http://ext.spb.ru, http://ped-kopilka.ru, http://nsportal.ru/osobye-deti-s-osobymi-potrebnostyami, http://www.razvitierebenka.com, http://www.webbaby.ru, http://pedsovet.su/; http://pedsovet.org/; http://www.uroki.net/ ; http://festival.1september.ru/; http://институт-коррекционной-педагогики.рф/ |
| Ноутбук | |
Учебно-тематический план
Математика 3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы) |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
| Повторение материала 2 года обучения | 27 | 21 | 5- практическая работа 1-контрольная работа |
2 | Число и цифра 7 | 21 | 14 | 6- практическая работа 1-контрольная работа |
3 | Число и цифра 8 | 16 | 11 | 4- практическая работа 1-контрольная работа |
4 | Число и цифра 9 | 14 | 10 | 3- практическая работа 1-контрольная работа |
5 | Число и цифра 10 | 11 | 8 | 2- практическая работа 1-контрольная работа |
6 | Повторение | 12 | 9 | 2- практическая работа 1-контрольная работа |
| Итого: | 102 | 74 | 28 |
Поурочное календарно-тематическое планирование
Математика 3 год обучения
№ п/п | № урока | Раздел | Наименование темы | Всего уроков | Сроки прохождения программы | Коррекционная работа |
Планируемые | Фактические |
| |
1 | 1 | | Вводное занятие | 1 | 1.09 | | Коррекция эмоционально-волевой сферы |
| | Повторение материала 2 года обучения | | 27 | | | |
2 | 1 | | Понятия о величине и количестве | | 5.09 | | Коррекция понятия «величина», пространственных и временных представлений |
3 | 2 | | Пространственные понятия | | 6.09 | |
4 | 3 | | Понятие веса. Временные понятия | | 8.09 | |
5 | 4 | | Числа и и цифры 1,2 | | 12.09 | | Коррекция памяти, внимания, мелкой моторики |
6 | 5 | | Знак «равно» | | 13.09 | |
7 | 6 | | Точка. Линия | | 15.09 | | Коррекция мелкой моторики |
8 | 7 | | Построение прямой линии | | 19.09 | |
9 | 8 | | Число и цифра 3 | | 20.09 | | Коррекция внимания, отработка вычислительных навыков |
10 | 9 | | Счет предметов до 3-х | | 22.09 | |
11 | 10 | | Запись чисел от 1 до 3-х | | 26.09 | |
12 | 11 | | Понятие «поровну». Сравнение чисел | | 27.09 | |
13 | 12 | | Знак «плюс». Решение примеров на сложение | | 29.09 | |
14 | 13 | | Знак «минус». Решение примеров на вычитание | | 3.10 | |
15 | 14 | | Решение простых задач | | 4.10 | | Коррекция мышления |
16 | 15 | | Число и цифра 0 | | 6.10 | |
17 | 16 | | Числа и цифры 4, 5 | | 10.10 | |
18 | 17 | | Счет до 5-и | | 11.10 | | Коррекция логического мышления, памяти, внимания |
19 | 18 | | Сравнение чисел | | 13.10 | |
20 | 19 | | Сложение и вычитание до 5-и | | 17.10 | |
21 | 20 | | Число и цифра 6 | | 18.10 | |
22 | 21 | | Счет до 6-и прямой и обратный | | 20.10 | | Коррекция вычислительных навыков |
23 | 22 | | Примеры на сложение в пределах 6-и | | 24.10 | |
24 | 23 | | Примеры на сложение и вычитание в пределах 6-и | | 25.10 | |
25 | 24 | | Решение простых задач | | 27.10 | |
26 | 25 | | Контрольная работа за 1 четверть | | 31.10 | | Контроль ЗУН |
27 | 26 | | Работа над ошибками | | 1.11 | |
28 | 27 | | Построение прямых и кривых линий | | 3.11 | | Отработка навыков умения работы с линейкой |
| | Число и цифра 7 | | 21 | | | |
29 | 1 | | Число и цифра 7 | | 14.11 | | Коррекция логического мышления, внимания |
30 | 2 | | Обозначение числа 7 | | 15.11 | |
31 | 3 | | Состав числа 7 | | 17.11 | |
32 | 4 | | Образование чисел в пределах 7 | | 21.11 | |
33 | 5 | | Счет предметов до 7-и | | 22.11 | |
34 | 6 | | Прямой и обратный счёт в пределах 7-и | | 24.11 | |
35 | 7 | | Примеры на сложение в пределах7 по картинкам | | 28.11 | | Коррекция логического мышления, памяти, внимания |
36 | 8 | | Примеры на вычитание в пределах 7по картинкам | | 29.11 | |
37 | 9 | | Решение примеров на счетах в пределах 7-и | | 1.12 | |
38 | 10 | | Построение прямой линии, проходящей через одну точку | | 5.12 | | Коррекция мелкой моторики |
39 | 11 | | Составление задач по примерам | | 6.12 | | Коррекция мелкой моторики, логического мышления |
40 | 12 | | Построение прямой линии, проходящей через две точки | | 8.12 | |
41 | 13 | | Запись решения задач с опорой на схему | | 12.12 | |
42 | 14 | | Геометрический материал: составление фигурок из круга, квадрата, треугольника | | 13.12 | | Коррекция пространственного представления |
43 | 15 | | Решение задач с опорой на рисунок | | 15.12 | | Учимся решать примеры и задачи с опорой на схему, счетный материал |
44 | 16 | | Решение задач с опорой на схему | | 19.12 | |
45 | 17 | | Геометрические тела: шар | | 20.12 | | Коррекция логического мышления, пространственного представления |
46 | 18 | | Соотнесение плоскостных и пространственных фигур: шар и круг | | 22.12 | |
47 | 19 | | Контрольная работа за полугодие | | 26.12 | | Контроль ЗУН |
48 | 20 | | Работа над ошибками | | 27.12 | |
49 | 21 | | Знакомство с калькулятором | | 29.12 | |
| | Число и цифра 8 | | 16 | | | |
50 | 1 | | Обозначение числа 8 | | 12.01 | | Коррекция логического мышления, памяти, внимания |
51 | 2 | | Состав числа 8 | | 16.01 | |
52 | 3 | | Образование чисел в пределах 8 | | 17.01 | |
53 | 4 | | Счет предметов до 8-и | | 19.01 | |
54 | 5 | | Прямой счёт в пределах 8-и | | 23.01 | |
55 | 6 | | Обратный счет в пределах 8-и | | 24.01 | |
56 | 7 | | Квадрат | | 25.01 | | Практические навыки работы с линейкой, карандашом |
57 | 8 | | Построение квадрата | | 30.01 | |
58 | 9 | | Примеры на сложение в пределах 8-и | | 31.01 | | Отработка вычислительных навыков |
59 | 10 | | Примеры на вычитание в пределах 8-и | | 2.02 | |
60 | 11 | | Решение примеров на счетах в пределах 8-и | | 6.02 | |
61 | 12 | | Решение примеров на калькуляторе в пределах 8-и | | 7.02 | |
62 | 13 | | Геометрические тела: шар, куб | | 9.02 | | Коррекция речи, внимания, пространственных представлений |
63 | 14 | | Соотнесение плоскостных и пространственных фигур: шар и круг, куб и квадрат | | 13.02 | |
64 | 15 | | Контрольная работа «Число 8» | | 14.02 | | Контроль ЗУН |
65 | 16 | | Работа над ошибками | | 16.02 | |
| | Число и цифра 9 | | 14 | | | |
66 | 1 | | Обозначение числа 9 | | 20.02 | | Коррекция логического мышления, внимания |
67 | 2 | | Состав числа 9 | | 21.02 | |
68 | 3 | | Образование чисел в пределах 9 | | 27.02 | |
69 | 4 | | Счет предметов до 9-и | | 28.02 | |
70 | 5 | | Прямой счёт в пределах 9-и | | 2.03 | |
71 | 6 | | Обратный счет в пределах 9-и | | 6.03 | | Учимся решать примеры с опорой на счетный материал |
72 | 7 | | Примеры на сложение в пределах 9-и | | 7.03 | |
73 | 8 | | Примеры на вычитание в пределах 9-и | | 9.03 | |
74 | 9 | | Решение примеров на счетах в пределах 9-и | | 13.03 | |
75 | 10 | | Геометрические фигуры | | 14.03 | | Коррекция пространственного представления |
76 | 11 | | Геометрические тела | | 16.03 | |
77 | 12 | | Контрольная работа за 3 четверть | | 20.03 | | Контроль ЗУН |
78 | 13 | | Работа над ошибками | | 21.03 | |
79 | 14 | | Решение примеров | | 23.03 | | Отработка вычислительных навыков |
| | Число и цифра 10 | | 11 | | | |
80 | 1 | | Обозначение числа 10 | | 3.04 | | Коррекция логического мышления, внимания, памяти |
81 | 2 | | Состав числа 10 | | 4.04 | |
82 | 3 | | Образование чисел в пределах 10 | | 6.04 | |
83 | 4 | | Счет предметов до 10-и | | 10.04 | |
84 | 5 | | Прямой счёт в пределах 10-и | | 11.04 | |
85 | 6 | | Обратный счет в пределах 10-и | | 13.04 | | Коррекция логического мышления |
86 | 7 | | Примеры на сложение в пределах 10-и | | 17.04 | |
87 | 8 | | Примеры на вычитание в пределах 10-и | | 18.04 | |
88 | 9 | | Решение примеров на счетах в пределах 10-и | | 20.04 | | Отработка вычислительных навыков |
89 | 10 | | Решение задач в пределах 10-и | | 24.04 | |
90 | 11 | | Контрольная работа «Число 10» | | 25.04 | | Контроль ЗУН |
| | Повторение | | | | | |
91 | 1 | | Счет парами | | 27.04 | | Коррекция логического мышления, внимания, памяти |
92 | 2 | | Прибавление и вычитание единицы | | 2.05 | |
93 | 3 | | Сравнение чисел | | 4.05 | |
94 | 4 | | Решение задач | | 11.05 | |
95 | 5 | | Решение примеров в пределах 10-и | | 15.05 | |
96 | 6 | | Геометрические фигуры | | 16.05 | | Коррекция пространственного представления |
97 | 7 | | Составление задач по картинкам и решениям | | 18.05 | | Коррекция логического мышления, вычислительных навыков |
98 | 8 | | Составление и решение примеров | | 22.05 | |
99 | 9 | | Контрольная работа за год | | 23.05 | | Контроль ЗУН |
100 | 10 | | Сложение фигур из геометрического материала | | 25.05 | | Коррекция пространственного представления |
101 | 11 | | Временные понятия: неделя, дни недели | | 29.05 | | Коррекция представления временных понятий |
102 | 12 | | Заключительный урок | | 30.05 | |