Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 3-й класс (34 часа) (В авторскую программу изменения не внесены) № | Содержание программного материала | Всего часов | | 1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 | 2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | 3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобр. искусство и окружающий мир) (17 часов) Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм. 2. Развитие фантазии и воображения (11 часов). Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт 3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов). Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история. Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности: - Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью. - Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже). - Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.). - Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные работы. Формы организации учебных занятий: Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков (урок - игра, урок - путешествие, урок – исследование, урок-экскурсия; виртуальная экскурсия; урок- сказка), обобщающих уроков; практических и проектных работ; прогулки. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основные виды учебной деятельности: работа с учебником; практическая работа; наблюдение; эвристическая беседа; сократическая беседа; моделирование; упражнение; диагностика, работа с ЭОР.
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год. Изобразительное искусство. 3 класс. № | Название темы/урока | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобр. искусство и окружающий мир) (17 часов) | 1.1 | «Букет из осенних листьев». | 07.09.18 | 07.09.18 | 2.2 | Природа в разных жанрах изобразительного искусства. | 14.09.18 | | 3.3 | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». | 21.09.18 | | 4.4 | Входная контрольная работа. | 28.09.18 | | 5.5 | «Корабли в море». | 05.10.18 | | 6.6 | Знакомство с разнообразием подводного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными. | 12.10.18 | | 7.7 | «Морской натюрморт с ракушкой» | 19.10.18 | | 8.8 | «Играющие животные» | 26.10.18 | | 9.9 | Композиция «Прогулка в парке». | 16.11.18 | | 10.10 | Декоративно-прикладное искусство. Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина. | 23.11.18 | | 11.11 | Декоративно-прикладная деятельность «Бусы в подарок». | 30.11.18 | | 12.12 | Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказке «Хозяйка медной горы». | 07.12.18 | | 13.13 | Композиция на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». | 14.12.18 | | 14.1 | Ритм в природе. «Журавлиная стая на восходе солнца». | 21.12.18 | | 15.2 | «День и ночь». | 28.12.18 | | 16.3 | Изображение человека в движении | 11.01.19 | | 17.4 | Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Отображение природы в музыкальном произведении. | 18.01.19 | | Развитие фантазии и воображения (11 часов) | 18.5 | Гризайль. | 25.01.19 | | 19.6 | Монотипия. | 01.02.19 | | 20.7 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: «Хоккеист и балерина» | 08.02.19 | | 21.8 | Промежуточная аттестация | 15.02.19 | | 22.9 | Воскография. | 22.02.19 | | 23.10 | Воздушная перспектива. «Военные корабли в море» | 01.03.19 | | 24.1 | Рисунок с натуры яблока. | 15.03.19 | | 25.2 | Выразительные средства изобразительного искусства (форма, объём, цвет, ритм). | 22.03.19 | | 26.3 | Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Создание алфавита. | 05.04.19 | | 27.4 | Дизайн. Мебель для куклы. | 12.04.19 | | 28.5 | Освоение приёмов лепки фигуры человека «Артисты на арене цирка». | 19.04.19 | | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов). | 29.6 | Орнамент. Изразцы. | 26.04.19 | | 30.7 | Великие художники России | 29.05.19 | | 31.8 | Архитектура и декоративно-прикладное искусство. | | | 32.9 | Итоговая аттестация. | 17.05.19 | | 33.10 | Архитектурные достопримечательности. | 20.05.19 | | 34.11 | Знакомство с крупными музеями России. | 24.05.19 | | | ИТОГО: | 34 часа | | ИЗО: 20.05.19 - вместо технологии. Там уже всё. 29.05.19 - вместо музыки. Там уже всё. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ ООШ №18 пос. РАОС _____________/Волкова С.В./ «30» августа 2018 года |