Филиал МБОУ « Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
«Кальская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Бейская СОШИ»
_________В.И. Тимченко
Приказ №
от « » __________ 2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство
3 класс
Разработчик: учитель ИЗО
первой квалификационной категории
Борисова Ксения Михайловна
Обсуждена и согласована на
методическом объединении учителей
Протокол №____от ___.___.20___г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № 1 от ___.____. 20___г.
д. Калы, 2018 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
Учащиеся должны уметь:
- Конструировать и лепить.
- Рисовать с натуры и представлению
- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- Работать с акварелью и гуашью;
- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
- Выполнять эскизы.
- Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
- Декоративно-прикладное творчество.
Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративно-художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность.
«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Искусство в твоем доме (8 ч.)
Твои игрушки (создание формы, роспись).
Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.
Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.
Мамин платок. Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка «Платок для своей мамы»
Обои и шторы у тебя дома. Рисование с помощью трафарета.
Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек.
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания.
Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.
Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.
Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.
Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.
Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки.
Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города.
Художник и зрелище (10 ч.)
Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.
Художник в театре. Изготовление эскиза куклы
Театральные маски. Изготовление эскиза маски.
Театр кукол. Изготовление головы куклы
Театр кукол. Изготовление костюма куклы
Художник в театре. Изготовление эскиза декораций
Художник в театре. Изготовление макетов декораций.
Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.
Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы
Художник и музей (9 ч.)
Музей в жизни города. Изготовление проекта интерьера музея.
Картина-натюрморт. Изображение предметов объемной формы.
Рисование натюрморта.
Рисование пейзажа.
Картина-портрет. Рисование портрета.
Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”.
Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.
Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ
Художественная выставка. Обобщение темы
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
3 класс
№ | Дата | Тема урока | Примечания |
План | Факт |
1. Искусство в твоем доме (8 ч.) |
1 | | | Твои игрушки (создание формы, роспись). | Задание: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке. Вариант задания: создание игрушки из любых подручных материалов. |
2 | | | Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины. |
3 | | | Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. | Задание: лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая). |
4 | | | Мамин платок. Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы» | Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). |
5 | | | Обои и шторы у тебя дома. Рисование с помощью трафарета. | Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа. |
6 | | | Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек. | Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование обложки для книжки-игрушки. |
7 | | | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | |
8 | | | Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. | |
2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.) |
9 | | | Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания. | Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. |
10 | | | Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. | Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). |
11 | | | Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград. | Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из сложенной цветной бумаги (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»). |
12 | | | Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. | Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. |
13 | | | Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации. | Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам). |
14 | | | Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки. | Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). |
15 | | | Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города. | Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации. |
3. Художник и зрелище (10 ч.) |
16 | | | Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. | Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. |
17 | | | Художник в театре. Изготовление эскиза куклы | Задание: создать эскиз кукольного персонажа. |
18 | | | Театральные маски. Изготовление эскиза маски. | Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок. |
19 | | | Театр кукол. Изготовление головы куклы | Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. |
20 | | | Театр кукол. Изготовление костюма куклы |
21 | | | Художник в театре. Изготовление эскиза декораций | Задание: театр на столе — создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. |
22 | | | Художник в театре. Изготовление макетов декораций. | Задание: создание эскиза театрального занавеса. |
23 | | | Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. | Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению. |
24 | | | Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица. | |
25 | | | Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы | |
4. Художник и музей (9 ч.) |
26 | | | Музей в жизни города. Изготовление проекта интерьера музея. | Задание: «Мы в музее» — изображение музейного интерьера с фигурами зрителей. |
27 | | | Картина-натюрморт. Изображение предметов объемной формы. | Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения). |
28 | | | Рисование натюрморта. |
29 | | | Рисование пейзажа. | Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий. |
30 | | | Картина-портрет. Рисование портрета. | Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей — одного из родителей, друга, подруги или автопортрета (по представлению). |
31 | | | Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”. | Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. |
32 | | | Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина. | Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. |
33 | | | Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ | |
34 | | | Художественная выставка. Обобщение темы | |
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Проверочные работы, игры и упражнения на уроках рисования с натуры, по памяти и по представлению в 3 классе.
Упражнение «Составь натюрморт».
Цель: формировать композиционные навыки, развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: наборы шаблонов различных предметов (разные по цветовой гамме и размеру).
Содержание: Учащиеся должны составить натюрморт из данных предметов вспоминая правила композиции.
Карточки
В какой из этих картин глубина пространства воспринимается более отчетливо?
Какими средствами художник достигает этого?
Определи линию горизонта.
Назови, какой вид перспективы применили художники в своих картинах?
Рассмотри картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и два предварительных рисунка, отражающих замысел художника. Ответь, как называются такие рисунки. (зарисовки, наброски, эскизы).
Назови русских художников, написавших картины (или фрагменты ), которые представлены. (П.А. Федотов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров ).
Назови виды графики. (плакат, книжная иллюстрация, станковая графика)
Как называются эти натюрморты? Кто их авторы? В какую эпоху каждый из них был создан?
Вопросы
Что такое конструкция предмета?
Что такое пропорции предмета?
Приведите примеры плоских и объёмных предметов. Перечисли геометрические тела, имеющие объемную форму?
С помощью каких художественных средств можно передать объём предметов в рисунке?
Что такое колорит?
Что может передать художник с помощью колорита?
Какие картины с холодным колоритом ты знаешь? (с теплым ) Кто их авторы?
Как ты понимаешь, что такое композиция?
Расскажи, что знаешь о набросках и зарисовках.
Какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки?
Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?
Что ты знаешь об анималистическом жанре?
Назови художников-анималистов и их произведения: картины, рисунки, скульптуры.
Викторины
Какие картины можно отнести к следующим жанрам *:
- анималистический _______________________________________________
- портрет_________________________________________________________
- пейзаж _________________________________________________________
- натюрморт ______________________________________________________
- сюжетно-тематическая картина _____________________________________
2. Ответь на вопросы :
- Какие разновидности портрета ты можешь назвать?_____________________
___________________________________________________________________
- Какие ты знаешь разновидности пейзажного жанра? _____________________
____________________________________________________________________
- Каких русских художников-пейзажистов ты знаешь?_______________________
_____________________________________________________________________
- Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?_____
_____________________________________________________________________
3. Назови своего любимого художника и любимый жанр.
4. Реши кроссворд.
Если ты правильно разгадаешь кроссворд по горизонтали, то по вертикали получишь универсальное слово, объединяющие все отгаданные тобой. (Жанр.)
Жанр, в котором главный герой – природа. (Пейзаж.)
Самый древний жанр. (Анималистический.)
Известный русский художник, сказочник, автор картин «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолет» (Васнецов.)
Художник , изображающий море. (Маринист.)
Упражнение «Вспомни сказку»
Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.
Рисунок на тему.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: Используется несколько картин пейзажного жанра на различную тему. Ученики должны выбрать картину близкую им по духу нарисовать свой пейзаж.
Вопросы:
Что такое композиция в изобразительном искусстве?
Расскажите о последовательности рисования на тему?
Что такое иллюстрация к сказке?
Как найти главный сюжет в сказке?
Что значит рисовать на тему?
Каких русских художников- пейзажистов ты знаешь?
Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?
Рисование на тему « Пусть всегда будет солнце»
Карточки
В какой из этих картин глубина пространства воспринимается более отчетливо? Какими средствами художник достигает этого? Определи линию горизонта.
Назови, какой вид перспективы применили художники в своих картинах?
Рассмотри картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и два предварительных рисунка, отражающих замысел художника. Ответь, как называются такие рисунки. (зарисовки, наброски, эскизы).
Проверочные работы игры и упражнения на уроках декоративного рисования.
Упражнение «Лесная сказка »
Упражнение выполняется при рисовании эскизов оформления декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка».
Цепь: воспитывать у учащихся чувство цветовой гармонии и художественный вкус.
Содержание: используем цветовой круг. Учитель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся цветов, указывая на них стрелками в цветовом круге. Начинаем расписывать тарелки варианты: «Лето», «После дождя», «Вечерний»
Вопросы:
Что такое орнамент?
Какие бывают орнаменты?
Какие вы знаете народные промыслы?
Какие изделия гжельских мастеров вы знаете?
Из какого материала изготовлена посуда для гжельской росписи?
Какие цвета используются в гжельской росписи?
Что вы знаете о дымковской игрушке, филимоновской игрушке?
Какие цвета и какие элементы росписи использует художник?
Какие изделия городецких мастеров вы знаете?
Из какого материала изготовлена посуда для городецкой росписи?
Какие цвета используются в городецкой росписи?
Что такое аппликация?
Игра «В музее Осени»
Цель: развивать у детей наблюдательность и зрительную память; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.
Дидактический материал: 5-6 репродукций осенних пейзажей, неизвестных учащимся.
Содержание: один из учеников выбирает картину и рассказывает про нее другому ученику, а он должен будет ее найти среди других картин.
Игра «Художники и их картины»
Цель: закрепить знания учащихся о картинах известных художников; воспитывать интерес к ИЗО.
Дидактический материал: репродукции с изображениями художников И. И. Левитана, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И. Машкова, Н, Романдин. и их репродукции.
Содержание: Портреты каких художников представлены на классной доске? После того как все художники узнаны рядом ищем и вывешиваем их картины.
Карточки
Перечисли виды изобразительного искусства.
Какими красками могут создаваться произведения живописи?
Какая техника живописи тебе нравится? Почему?
Какие произведения графики ты знаешь?
В каких художественных материалах могут выполняться произведения графики?
Что ты знаешь о скульптуре? Из каких материалов выполняется скульптура?
С какими видами архитектуры ты познакомился?
Наша столица? Назови художников и их картины изображающих столицу?
Тема матери в творчестве художников.
Какая из картин, изображающих родную природу, тебе ближе всего по настроению? Расскажи о ней.
Кто из известных тебе художников изображал море? Назови их картины.
Как называют художников изображающие море?
Какие художественные музеи ты знаешь?
9