Рабочая программа создана в соответствии требованием ФГОС начального общего образования. Она включает результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета и тематическое планирование.
Предметная линия учебников Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /(Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова) под ред. Т.Я.Шпикаловой .- 2-е изд. – М.:Просвещение, 2013
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Основное содержание учебного предмета
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений современных художников тд.); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.)
1 четверть. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
. 2 четверть. «В мире народного зодчества: традиции народного мастерства»
3 четверть. «Взаимосвязь изобразительного искусства с театром»
4 четверть. «Традиции мастерства»
Результаты изучения учебного материала
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
№ | Тема урока | к/ч | Домашнее задание | Дата | Примечание |
План | Факт |
3 «а» | 3 «б» | 3 «в» | 3 «г» | 3 «а» | 3 «б» | 3 «в» | 3 «г» |
1 четверть. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. Основы изобразительного языка живописи. Цветовой нюанс и контраст. Рисование с натуры осенних цветов .Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Подготовить материалы за учебный/ год: акварель, гуашь, графические материалы (восковые карандаши, мелки-пастель, простые карандаши ТМ -М ), кисточки (белка -№6,№10; щетина-№3,№6,№10; синтетика--№3,№6,№10), непроливайка (банка), акварельный альбом 40 листов(формат А4), палитра, ластик, фломастеры. | 06.09 | 02.09 | 02.09 | 02.09 | | | | | |
2 | В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. Знакомство с искусством мастеров жостова. Рисование узоров Жостова | 1 | Подготовить гуашь, кисточки синтетика--№3,№6,№10, непроливайка. | 13.09 | 09.09 | 09.09 | 09.09 | | | | | |
3 | О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. Композиция в декоративной росписи. Круг, овал. Роспись подноса | 1 | Подготовить гуашь, кисточки синтетика--№3,№6,№10, непроливайка. | 20.09 | 16.09 | 16.09 | 16.09 | | | | | |
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем. Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. Рисование с натуры натюрморта Урок ознакомления с новым материалом и первичное закрепление новых знаний. | 1 | Подготовить материал по выбору. | 27.09 | 23.09 | 23.09 | 23.09 | | | | | |
5 | Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Связь формы и орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Эскиз украшения – воздушного змея | 1 | Подготовить гуашь, кисточки синтетика--№3,№6,№10, непроливайка, фломастеры, простой карандаш ТМ | 04.10 | 30.09 | 30.09 | 30.09 | | | | | |
6 | Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, орнамента, материала. Эскиз лоскутного коврика Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Наблюдать за просторами родной природы. Подготовить материалы по выбору. | 11.10 | 07.10 | 07.10 | 07.10 | | | | | |
7 | Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. Изображение по воображению пейзажа. Пространство и цвет в живописном пейзаже. Творчество И. И. Шишкина. Композиция «Родные просторы» Урок применения знаний. | 1 | .Подготовить материалы по выбору. Завершение всех работ. Подготовиться к выставке. | 18.10 | 14.10 | 14.10 | 14.10 | | | | | |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. Особенности изображения гжельского пейзажа. Украшение тарелочки Урок применения новых знаний. | 1 | - | 25.10 | 21.10 | 21.10 | 21.10 | | | | | |
. 2 четверть. «В мире народного зодчества: традиции народного мастерства» |
9 | «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Изображение терема для сказочных героев (материалы по выбору). Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Подготовить материалы по выбору. Наблюдать за птицами (из картинок, из натуры или из иллюстраций) | 08.11 | 04.11 | 04.11 | 04.11 | | | | | |
10 | Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции. Рисование по памяти птиц в разных поворотах. Форма и фактура в графике. Наброски птиц. | 1 | Подготовить материалы по выбору | 15.11 | 11.11 | 11.11 | 11.11 | | | | | |
11 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт свет и тень, объем и пропорции. Основы изобразительного языка живописи. Натюрморт из предметов крестьянского быта. | 1 | Подготовить материалы: гуашь, кисточки синтетика, графические материалы | 22.11 | 18.11 | 18.11 | 18.11 | | | | | |
12 | Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Передача образа заиндевелых растений. Зимний пейзаж. | 1 | Подготовить материалы по выбору. | 29.11 | 25.11 | 25.11 | 25.11 | | | | | |
13 | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой. Эскиз украшения из бисера | 1 | Вспомнить или наблюдать особенности карнавального костюма. Подготовить материалы по выбору. | 06.12 | 02.12 | 02.12 | 02.12 | | | | | |
14 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. Передача настроения в творческой работе с помощью композиции. Карнавальное шествие (материалы по выбору | 1 | Подготовить материалы по выбору. Придумать эскиз маски карнавального костюма | 13.12 | 09.12 | 09.12 | 09.12 | | | | | |
15 | Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. Образ зимы в карнавальной маске. Связь образа и декора. Эскиз карнавальной маски | 1 | Подготовить материалы по выбору. Завершение всех работ. Подготовиться к выставке. | 20.12 | 16.12 | 16.12 | 16.12 | | | | | |
16 | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. Символика цвета. Орнаментальная полоса. Завершение всех работ. Подведение итого за четверть. Выставка. | 1 | Подготовить материалы по выбору | 27.12 | 23.12 | 23.12 | 23.12 | | | | | |
17 | Орнаментальная полоса. Завершение всех работ. Подведение итого за четверть. Выставка | 1 | | - | 30.12 | 30.12 | 30.12 | | | | | |
3 четверть. Взаимосвязь изобразительного искусства с театром |
18 | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Взаимосвязь изобразительного искусства с театром. Эскиз театрального костюма | 1 | Подготовить материалы по выбору. Наблюдать за памятниками и архитектурами родного города (села) | 17.01 | - | - | - | | | | | |
19 | В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Виды изобразительного искусства. Исторический памятник архитектуры. | 1 | Подготовить материалы по выбору. | 24.01 | 20.01 | 20.01 | 20.01 | | | | | |
20 | «Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. Основы изобразительного языка. Декоративная композиция. | 1 | Подготовить материалы по выбору. | 31.01 | 27.01 | 27.01 | 27.01 | | | | | |
21 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. Отражение патриотической темы в произведениях художников. Творчество А. Дейнеки. | 1 | Подготовить материалы по выбору. Узнать о слове «пропорция» , «симметрия» | 07.02 | 03.02 | 03.02 | 03.02 | | | | | |
22 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Жанры изобразительного искусства. Портрет. Творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи. Женский портрет | 1 | Подготовить материалы: гуашь, графические материалы, кисточки синтетика--№3,№6,№10), непроливайка | 14.02 | 10.02 | 10.02 | 10.02 | | | | | |
23 | Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. | 1 | Подготовить материалы по выбору | 21.02 | 17.02 | 17.02 | 17.02 | | | | | |
24 | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства. Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки. Зарисовки народных деревянных игрушек | 1 | Прочитать или вспомнить любую сказку из урока литературного чтения. Подготовить материалы по выбору | 28.02 | 24.02 | 24.02 | 24.02 | | | | | |
25 | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. Взаимосвязь изобразительного искусства и кино. Иллюстрация сказки | 1 | Подготовить материалы по выбору | 06.03 | 02.03 | 02.03 | 02.03 | | | | | |
26 | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. Взаимосвязь изобразительного искусства и кино. Иллюстрация сказки | 1 | Подготовить материалы по выбору. Подведение итога за четверть. Завершение всех работ, подготовиться к выставке. | 13.03 | 09.03 | 09.03 | 09.03 | | | | | |
27 | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Изображение по памяти морского пейзажа. Творчество И.К.Айвазовского. Подведение итогов. Выставка. | 1 | - | 20.03 | 16.03 | 16.03 | 16.03 | | | | | |
4 четверть. «Традиции мастерства» | |
28 | Цветы России на павлопосадских платках и шалях. русская набойка: традиции мастерства. Повтор узоров | 1 | Подготовить материалы по выбору. | 03.04 | 06.04 | 06.04 | 06.04 | | | | | |
29 | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. Знакомство с искусством павловопосадских платков. Импровизация на тему платков | 1 | Подготовить материалы: гуашь, кисточки, фломастеры, пр.карандаш ТМ | 10.04 | 13.04 | 13.04 | 13.04 | | | | | |
30 | Гербы городов России. Символические изображения: состав герба.Гербы городов России. Герб родного города, края, села | 1 | Подготовить материалы по выбору. | 17.04 | 20.04 | 20.04 | 20.04 | | | | | |
31 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. Рисование с натуры натюрморта. Цвет и свет. Натюрморт с букетом сирени | 1 | Подготовить материалы по выбору. | 24.04 | 27.04 | 27.04 | 27.04 | | | | | |
32 | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Зооморфные орнаменты в искусстве народов мира. Импровизация по мотивам образов-символов | 1 | Вспомнить яркие краски салюта, фейерверка. Подготовить графические материалы. | 08.05 | 04.05 | 04.05 | 04.05 | | | | | |
33 | В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. Выбор и применение выразительных средств | 11 | Завершение всех работ за весь учебный год, подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору. | 15.05 | 11.05 | 11.05 | 11.05 | | | | | |
34 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. Музей изобразительных искусств им. Импровизация по мотивам образов-символов | 1 | Завершение всех работ за весь учебный год, подготовиться к выставке. Подготовить материалы по выбору. | 22.05 | 18.05 | 18.05 | 18.05 | | | | | |
35 | Экскурсия в музей (виртуальная экскурсия) Подведение итогов за учебный год. Выставка работ. | 1 | - | 29.05 | 25.05 | 25.05 | 25.05 | | | | | |