Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
29 августа 2017г.
Рабочая программа по
изобразительному искусству
(базовый уровень)
3 «Б» класс
Составитель:
учитель начальных классов
первой категории.
2017 г.
Рабочая программа по ИЗО для 3 класса составлена на основе
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 13 им. В. А. Джанибекова;
- Авторской программы Б. М. Неменского УМК «Школа России» 1 - 4 классы, являющейся составной частью Образовательной системы «Школа России». Рабочая программа - М.: Просвещение, 2011.
Преподавание ведется по учебнику «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Горяева Н.А.. – М.: Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предметные результаты освоения учащимися программы по ИЗО.
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, деко-ративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
называть известные центры народных художественных ремесел России {Хохлома, Гжель);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,
восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др;
использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произве-дениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; '
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированное: эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Вводный урок (1 час).
Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся используют различные художественные материалы.
Искусство в твоём доме (7 часов).
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся характеризуют и эстетически оценивают разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Создают выразительную пластическую форму игрушки и украшают ее, добиваясь целостности цветового решения. Используют выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами. Знают и объясняют основные варианты композиционного решения росписи платка. Участвуют в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознают важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Искусство на улицах твоего города (7 часов).
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари.
Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся воспринимают и оценивают эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Понимают, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Сравнивают и анализируют парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения. Создают образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Также учащиеся сравнивают между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.
Различают фонари разного эмоционального звучания, умеют объяснять роль художника при создании нарядных обликов фонарей. Фантазируют, создают творческий проект оформления витрины магазина. Характеризуют, сравнивают, разные формы автомобилей и их украшение. Также объясняют связь природных форм с инженерными конструкциями.
Создают коллективные композиции.
Художник и зрелище (11 часов).
Художник в цирке. Художник в театре. Театр на столе. Театр кукол. Мы- художники кукольного театра. Конструирование сувенирной куклы. Театральные маски. Конструирование масок. Афиша и плакат. Праздник в городе.
Школьный карнавал.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся придумывают и создают красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Сравнивают элементы театрально-сценического мира, видят в них яркие образы. Создают картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.
Учащиеся придумывают и создают сувенирную куклу; применяют для работы различные материалы. Беседуют о масках разных времён и народов. Конструируют выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. Имеют представление о назначении театральной афиши, Умеют видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.
Художник и музей (8 часов).
Музей в жизни города. Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся имеют представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Рассматривают и сравнивают картины-пейзажи, рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает. Рассказывают об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
Создают портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
Воспринимают картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображают натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивают живописные и композиционные навыки. Объясняют роль скульптурных памятников. Лепят фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 3Б КЛАССЕ НА 2017-2018 УЧ. ГОД
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки | Скорректированные сроки |
Вводный урок (1 ч) |
1 | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | 01-08 сентября | |
Искусство в твоём доме (7 часов) |
2 | Твои игрушки. | 11-15 сентября | |
3 | Посуда у тебя дома. | 18-22 сентября | |
4 | Обои и шторы у тебя дома. | 25-29 сентября | |
5 | Мамин платок. | 02-06 октября | |
6 | Твои книжки. | 09-13 октября | |
7 | Открытки. | 16-20 октября | |
8 | Труд художника для твоего дома | 23-27 октября | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
9 | Памятники архитектуры. | 07-10 ноября | |
10 | Парки, скверы, бульвары. | 13-17ноября | |
11 | Ажурные ограды. | 20-24 ноября | |
12 | Волшебные фонари. | 27-01 декабря | |
13 | Витрины. | 04-08 декабря | |
14 | Удивительный транспорт. | 11-15 декабря | |
15 | Труд художника на улицах твоего города. | 18-22 декабря | |
Художник и зрелище (11 часов) |
16 | Художник в цирке. | 25-28 дкабря | |
17 | Художник в театре. | | |
18 | Театр на столе. | | |
19 | Театр кукол. | | |
20 | Мы- художники кукольного театра. | | |
21 | Конструирование сувенирной куклы. | | |
22 | Театральные маски. | | |
23 | Конструирование масок. | | |
24 | Афиша и плакат. | | |
25 | Праздник в городе. | | |
26 | Школьный карнавал. | | |
Художник и музей (8 часов) |
27 | Музей в жизни города. | | |
28 | Картина- особый мир. | | |
29 | Картина-пейзаж. | | |
30 | Картина-портрет. | | |
31 | Картина-натюрморт. | | |
32 | Картины исторические и бытовые. | | |
33 | Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). | | |
34 | Заключительный урок. | | |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
от 28.08.2017г. № 1
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
____________Котельникова Ю. А.
29.08.2017г.