Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Предметные результаты
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
●понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
●понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
●понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
●работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты
●использовать элементарные приемы изображения пространства;
●правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
●называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
●называть разные типы музеев;
●сравнивать различные виды изобразительного искусства;
●называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
●использовать различные художественные материалы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
●использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
●воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
●оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
●использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
● использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
●использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
●анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
●осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
Учащиеся должны знать:
●основные виды и жанры изобразительных искусств;
●основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
●выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
●наиболее крупные художественные музеи России;
●известные центры народных художественных ремесел России;
Учащиеся должны уметь:
●пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
●видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
●видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
●создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
●активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Личностные результаты освоения учебного курса по программе «Изобразительное искусство»:
●чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
●уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
●понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
●сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
●сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
●развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
●овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
●умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
●умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты освоения учебного курса по программе «Изобразительное искусство»:
●освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
●овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
●овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
●использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
●умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
●умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
●осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
2. Основное содержание учебного предмета
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 10 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 9 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Истоки родного искусства – 8 час. | |
| Пейзаж родной земли РС Северные пейзажи | |
| Гармония жилья и природы. Красота природы в произведениях искусства. | |
| Деревня - деревянный мир. Украшение деревянных построек и их значение. | |
| Образ традиционного русского дома. | |
| Образ красоты человека. Женский портрет. | |
| Образ красоты человека. Мужской портрет. | |
| Народные праздники. РС Маргаритинская ярмарка | |
| Обобщение темы четверти. | |
| Древние города нашей Земли – 7 час. | |
| Древнерусский город-крепость. РС Новохолмогоры. | |
| Древние соборы. | |
| Древний город и его жители. | |
| Древнерусские воины-защитники. | |
| Города Русской земли. Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. | |
| Узорочье теремов. | |
| Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение темы. | |
| Каждый народ — художник- 10 час. | |
| Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | |
| Изображение японок в национальной одежде. | |
| Искусство народов гор и степей | |
| Города в пустыне. | |
| Образ художественной культуры Древней Греции | |
| Древнегреческие праздники. | |
| Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. | |
| Знание сословий разделения людей. Портрет средневекового жителя. | |
| Средневековые готические костюмы. | |
| Обобщение темы. | |
| Искусство объединяет народы – 7 час. | |
| Материнство Образ Богоматери в искусстве | |
| Мудрость старости. | |
| Промежуточная аттестация. Творческая работа | |
| Сопереживание. | |
| Герои- защитники. Героическая тема в искусстве | |
| Юность и надежды. | |
| Искусство народов мира. | |
| Итоговый урок. Выставка работ. | |