15
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
городского округа Судак
РАССМОТРЕНО Школьным методическим объединением Руководитель ШМО ______________ Н.В.Шарлай Протокол № ____ от __________________2019 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ С.В.Яцкова ___________________ 2019 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Судак _____________ Н.В.Шишкина Приказ № ____ от __________________2019 |
Рабочая программа
по (предмету) Изобразительное искусство
Класс 4 - б
Всего часов на учебный год – 34 ч
Количество часов в неделю – 1 час
Составлена на основании авторской программы по изобразительному искусству. Автор программы Б. М. Неменский - Москва: Просвещение, 2011 год
Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс. / Автор: Б. М. Неменский - Москва: Просвещение, 2014
Учитель:
Фамилия: Васильевава
Имя: Елена
Отчество: Александровна
Судак – 2019
Нормативная база
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
- на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
- Закона Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 г. № 1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений»;
- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 г № 555 « Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год»;
- Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым « Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018/2019 учебный год»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования;
- Основной образовательной программы НОО ФГОС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Судак от 26.08.2015 года;
- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Судак на 2018-2019 учебный год протокол № 9 от 30.08.2018 г.;
- Методических рекомендаций об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым в 2018/2019 учебном году.
- Локального акта «Положение о рабочей программе по предмету МБОУ «СОШ № 2» от 12.01.2016 г.№1
- в соответствии с авторской программой Б.М.Неменского.
Планируемые результаты
Цели программы:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
содержание учебной программы
Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Истоки родного искусства | 8 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ – художник | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
| Всего: | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема, тип урока (страницы учебника) | Дата по плану | Дата фактически | Примечание |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1 | Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. Художественные материалы (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 6–13 | | | |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 14–16 | | | |
3 | Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 20–26 | | | |
4 | Деревня – деревянный мир (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 27–33 | | | |
5 | Красота человека. Русская красавица (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 34–39 | | | |
6 | Образ русского человека в произведениях художников (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 34–39 | | | |
7 | Календарные праздники (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 40–43 | | | |
8 | Народные праздники (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 40–43 | | | |
Древние города нашей земли (7 ч) |
9 | Родной угол (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 46–53 | | | |
10 | Древние соборы (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 54–55 | | | |
11 | Города Русской земли (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 56–59 | | | |
12 | Древнерусские воины - защитники (урок постановки и решения учебной задачи) | | | |
13 | «Золотое кольцо России» (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 60–70 | | | |
14 | Узорочье теремов (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 71–73 | | | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 74–77 | | | |
Каждый народ - художник (11 ч) |
16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 80–91 | | | |
17 | Искусство оригами (урок постановки и решения учебной задачи) | | | |
18 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре (урок постановки и решения учебной задачи) | | | |
19 | Народы гор и степей (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 92–101 | | | |
20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 92–101 | | | |
21 | Города в пустыне (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 103–109 | | | |
22 | Древняя Эллада (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 110–125 | | | |
23 | Олимпийские игры (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 110–125 | | | |
24 | Средневековый город (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 126–135 | | | |
25 | Образ готического храма в средневековом городе (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 126–135 | | | |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение (урок постановки и решения учебной задачи) | | | |
Искусство объединяет народы (8 ч) |
27 | Тема материнства в искусстве (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 139–143 | | | |
28 | Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 139–143 | | | |
29 | Мудрость старости (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 144–147 | | | |
30 | Сопереживание. Дорогою добра (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 148–151 | | | |
31 | Герои-защитники (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 152–153 | | | |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 152–153 | | | |
33 | Юность и надежда (урок постановки и решения учебной задачи) Учебник, с. 154–155 | | | |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) (обобщающий) | | | |