Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2015 г. № 373», Примерной образовательной программы начального общего и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15) и УМК по изобразительному искусству(ФГОС) /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ «Программа для общеобразовательных учреждений УМК « Вертикаль» ФГОС Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 20167год
УМК «Вертикаль» ФГОС: «Изобразительное искусство»
Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. (ФГОС)1-4 кл. /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ Москва, издательство «Дрофа, 2017 г.
Учебно-методический комплекс:
1.Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство» (ФГОС), В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2017.
2. Рабочая тетрадь для 4 класс к учебнику «Изобразительное искусство» ФГОС)В.Я. Богатырева – М.: «Дрофа», 2017.
3. Изобразительное искусство. (ФГОС) 4 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Авт.- сост. О.В. Павлова - Волгоград: «Учитель», 2017г.
4. Развернутое тематическое планирование. Изобразительное искусство. (ФГОС) 1-8 классы. По программе В.С. Кузина. Авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: »Учитель», 2017
Цель курса: Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса:
формирование способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. В учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 34 ч. (1 час в неделю)
2. Планируемые результаты освоения программы курса.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- положительно относится к урокам изобразительного искусства.
– пониманию значения искусства в жизни человека и общества;
- восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- внимательному отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностному отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании);
- развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа;
- рассматривать и проводить простейший анализ формы изображаемого на рисунке;
- выполнению работы с учетом масштаба и размещения изображаемого в рисунке;
- использовать знание основ композиции;
- самостоятельному и последовательному ведению работы по этапам;
-чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять изображения предметов с использованием геометрального метода анализа и конструкции формы;
-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности формы и деталей,
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
Метапредметные результаты.
Обучающиеся научатся:
— овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научатся
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
·осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу и понимать цель выполняемых действий,
Обучающиеся получат возможность научиться:
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.:
Обучающиеся научатся
·«читать» условные знаки, данные в учебнике;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся · отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
Обучающиеся получат возможность научиться:
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
3. Основное содержание учебного предмета.
1. Рисование на темы «Путешествуя по земному шару» (1 час)
Тематическая композиция.о проведенном лете и путешествиях. Средства художественной выразительности в тематической композиции: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, линейная и воздушная перспектива и др.
2-3. Рисование с натуры «Фрукты и овощи» (2часа)
1-й час: Зарисовка карандашом ( графитовым или цветным) яблока и груши с натуры. Основы передачи объема с помощью светотени;
2-й час: Зарисовка натюрморта из 2- 3 овощей на однотонном фоне (гуашь, акварель)
4. Конструкция предметов. Этапы построения и формообразования. (1 час)
Зарисовка карандашом объемных цветов на основе геометрических тел.
5. Ваза. Рисование с натуры. (1 час)
Линейно-конструктивное поэтапное построение предмета (ваза) на основе геометрального метода построения.
6 . Рисование по памяти «Ветка клена» (1 час)
Рисование ветки дерева с осенними листьями (акварель). Разнообразие оттенков цветовой палитры.
7-8. Иллюстрирование и дизайн «Дивный сад Хозяйки Медной горы» (2часа)
1-й час: Эскиз ювелирного украшения по мотивам природных форм.
2-й час: Иллюстрирование фрагмента сказа П.Бажова «Каменный цветок»
9. Беседа «Что такое коллаж» (1 час)
Коллаж - как один из видов ДПИ. Синтез разнообразных материалов в едином изображении, родственном аппликации. Составление эскиза коллажа по собственному замыслу.
10. Красота обычных вещей. Коллаж из бумаги. (1 час)
Выполнение коллажа по эскизу из разных видов бумаги.
11. Рисование на тему «Красота моего города» (1 час)
Композиция городского мотива. Интересные и любимые места нашего города.
12. Рисование по памяти или представлению пейзажа «Утро, день, вечер» (1 час)
Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Средства художественной выразительности для создания живописного образа природы.
13. Декоративное рисование «Сказочный лес» (1 час)
Сказочные образы в природе и в искусстве. Придумать и нарисовать образ сказочного дерева
14-15. Рисование на тему «Старинные города России» (2часа)
1-й час: Зарисовка православного храма по образцу;
2-й час: Композиция по замыслу учащихся «Русский старинный город с храмами и теремами»
16. Рисование по представлению «Праздничный наряд моего города». (1 час)
Эскиз праздничного новогоднего оформления витрин, улиц, площадей, сцен для представлений и проч.
17. «Законы линейной перспективы». Наброски по теме. (1 час)
Конструктивный рисунок архитектурного сооружения во фронтальной и угловой перспективе.
18. Рисование по памяти. «Городской пейзаж» (1 час)
Изображение улицы, аллеи в парке во фронтальной или угловой перспективе по памяти , фотографии или представлению. Элементы городской архитектуры.
19. Художественное конструирование и дизайн. Рисование на тему «Построй свой необычный дом». (1 час)
Рисунок необычного здания на основе построения из геометрических тел и образов окружающего мира. Техника изображения по выбору.
20. Автопортрет. Рисование с натуры. (1 час)
Образ человека. Пропорции фигуры и лица человека. Мимика, характер, передача эмоционального состояния в автопортрете (графитовый карандаш)
21-22. Рисование по памяти или представлению портрета «Вглядываясь в человека» (2часа)
1-й час: Портрет друга. Передача сходства внешности и характерных черт образа человека.
2-йчас: Моя мам а- сказочный персонаж! Портрет мамы в образе героя сказки.
23-24. Творческая композиция «Литература, музыка, театр» (2часа)
1-й час: Нарисуй любимого артиста в образе из сцены спектакля или фильма, книги.
2-й час: Стань героем представления! Изобрази себя в гриме и костюме любого героя
25. «Рисунки мастеров слова» Рисование эскиза к любимому произведению или зарисовки на актуальную тему. (1 час)
Зарисовки событий школьного дня (карандаши) или эскиз к литературному фрагменту.
26. «Образы балета». Рисование по памяти или представлению фигуры человека. Беседа: «Пропорции тела человека» (1 час)
Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, театром, балетом. Изображение человека.в танцевальном движении.
27. Города будущего. Художественное конструирование и дизайн «Город моей мечты» . (1 час)
Организация пространства в городе будущего. Соразмерность и пропорциональность всех элементов городской среды. Выполнение задания в свободной технике.
28. Рисование на тему «День Победы» Проект «НИКТО не забыт, НИЧТО не забыто» (1 час)
Изображения на патриотические темы о войне 194101945 г. в разных жанрах. Образы защитника Отечества, перенесенных тягот и лишений, единение народа, подвиг русских людей и т.п.
29. «Интерьер – образ эпохи». Перспектива. Рисование на тему: «Интерьер моей комнаты» (1 час)
Рисунок интерьера комнаты в угловой или фронтальной перспективе в цвете.
30-31. Удобство и красота». Художественное конструирование и дизайн «Старинные и современные интерьеры» (2часа)
1- час: Придумай и зарисуй современный интерьер (школа, кинотеатр, студия, танцзал, спортзал)
2-й час: Изучи исторический интерьер любой эпохи. Сделай зарисовку с образца или по представлению.
32. Проект «Создание плаката» (1 час)
Полиграфический дизайн. Искусство плаката. Единство изображения и текста в плакате. Темы по выбору учащихся (экология, защита животных, бережное отношение к традициям и культуре)
33-34. Лепка и иллюстрирование по теме «Сказочная печка» (2часа)
1-й час: Лепка рельефного печного изразца.
2-йчас: Иллюстрирование фрагмента сказки с русской печкой («Гуси-лебеди». «По щучьему велению», «Илья-Муромец»и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» в 4 классе
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата по факту | Корректирующие мероприятия, причина коррекции |
1 | Рисование на темы «Путешествуя по земному шару» | | | |
2-3 | Рисование с натуры «Фрукты и овощи» | | | |
4 | Конструкция предметов. Этапы построения и формообразования. | | | |
5 | Ваза. Рисование с натуры. | | | |
6 | Рисование по памяти «Ветка клена» | | | |
7-8 | Иллюстрирование и дизайн «Дивный сад Хозяйки Медной горы» | | | |
9 | Беседа «Что такое коллаж». | | | |
10 | Красота обычных вещей. Коллаж из бумаги. | | | |
11 | Рисование на тему «Красота моего города» | | | |
12 | Рисование по памяти или представлению пейзажа «Утро, день, вечер» | | | |
13 | Декоративное рисование «Сказочный лес» | | | |
14-15 | Рисование на тему «Старинные города России» | | | |
16 | Рисование по представлению «Праздничный наряд моего города. | | | |
17 | «Законы линейной перспективы». Зарисовки по теме. | | | |
18 | Рисование по памяти. «Городской пейзаж» | | | |
19 | Художественное конструирование и дизайн. Рисование на тему «Построй свой необычный дом». | | | |
20 | Автопортрет. Рисование с натуры. | | | |
21-22 | Рисование по памяти или представлению портрета «Вглядываясь в человека» | | | |
23-24 | Творческая композиция «Литература, музыка, театр» | | | |
25 | «Рисунки мастеров слова» Рисование эскиза к любимому произведению или зарисовки на актуальную тему. | | | |
26 | «Образы балета». Рисование по памяти или представлению фигуры человека. Беседа: «Пропорции тела человека» | | | |
27 | Города будущего. Художественное конструирование и дизайн «Город моей мечты» | | | |
28 | Рисование на тему «День Победы». Проект « НИКТО не забыт, НИЧТО не забыто» | | | |
29 | «Интерьер – образ эпохи». Перспектива. Рисование на тему: «Интерьер моей комнаты» | | | |
30-31 | «Удобство и красота». Художественное конструирование и дизайн «Старинные и современные интерьеры» | | | |
32 | Проект «Создание плаката» | | | |
33-34 | Лепка и иллюстрирование по теме «Сказочная печка» | | | |
9