СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ИЗО, календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО, 4 класс»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

уровень образования начальное общее образование, 4 класс

количество часов 33

Учитель Сташкова Татьяна Владимировна

Программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство»

УМК «Перспективная начальная школа» И.Э. Кашекова,

Издательство М.: «Академкнига/Учебник» 2013 год


























Раздел

«Пояснительная записка»



























Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

  • воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


Примерная учебная программа рассчитана на 34 часа.

Согласно учебному плану на предмет изобразительного искусства отводится - 35 часов (35 недель, 1 час в неделю).

Количество часов в соответствии с календарным учебным графиком на 2017-2018 уч. год - 33 часа.

Количество часов в примерной учебной программе и рабочей программе не совпадают.

Изменения были внесены, а именно 2 часа по теме: «Главные музеи России» были объединены в 1 час в планировании 25 мая 2017г.













Раздел

«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

п/п

Наименование раздела

Характеристика содержательной линии

Название темы, экскурсии, практической работы, лабораторной работы, направление проектной деятельности

Количество часов

1

Художественный мир, сотворённый по законам сказки

Понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками. Построение любого произведения искусства (литературного, музыкального, изобразительного) на конфликте двух противоположностей. Понятия: добро - зло, верх - низ, прошлое - будущее, лево - право и т.д. в жизни. Рождение сказки из реальной жизни. Видеть общее и различное в сказочных сюжетах, воплощенных художниками в иллюстрациях, и в событиях реальной жизни, отраженных в живописи. Понимать, что построение любого произведения искусства основано на конфликте противоположностей. Находить в разных источниках иллюстрации к сказкам и произведения живописи на темы реальной жизни с похожими сюжетами. Передавать цветом настроение и чувства. Натюрморт – изображение предметов, цветов, фруктов, овощей. Пейзаж - изображение природы.

Сказочные сюжеты

Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды

2 ч.

2

Образы стихий

Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека. Мифы, а вслед за ними и сказки посвященные стихиям. Древние символы, обозначающие стихии. Стихии в картинах художников И. Левитана, К. Айвазовского, Н. Рериха. Помощь пейзажа в раскрытии величия и трагизма события (на примере фрагмента картины А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием»). Стихии, встретившиеся в картине. Смысл и значение древнего декора с символикой стихий.

Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть. Ключ – символ открытия тайн, нового знания и мудрости. Сказки, в которых ключ играл решающее значение («Буратино или Золотой ключик», «Королевство кривых зеркал» и др.). Зависимость формы и декора ключа в сказке от его предназначения.

Символы воздуха в искусстве – птицы, облака, крылья, воздушный змей или образы лёгких эльфов. Отождествление воздуха с дыханием или порывом ветра в древних народных верованиях. Значение воздушной стихии (Ветра) в сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Изображение эмоционально выразительных состояний природы (Н. Рерих «Небесный бой», И. Левитан «Над вечным покоем», У.Тернер «Метель», А. Рылов «В голубом просторе» и др.).

Огонь – враг человека. Огонь как символ зла, коварства и жестокости. Он наделен хитростью и безграничной силой, не щадит никого, пожирая и превращая в пепел всё, что находится на его пути. Прометей – символ героического несения света, истины, открытия людям нового знания. Вместе с огнём к людям пришли сокровенные знания, скрываемые богами. Образ Прометея воплощает смелость и мужество, любовь к свободе и к людям. Все искусства – дар Прометея человечеству.

Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность Воды по своему значению: океаны, моря быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озёра и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека. Враждебность воды, стихийные бедствия. Коварность и непостоянство воды, переменчивость, способность принять форму сосуда, легко обтекать препятствия, но при этом сама не изменяется. Тайна воды: её видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Народная мудрость: «Капля камень точит». Образ потока – символ трудностей и непреодолимых преград. Спокойна текущая вода – «живая вода», символ неумолимого хода времени, невозможности его вернуть. Река – символ забвения. Разделение рекой в мифологии многих народов мира живых и мира умерших. Вода – источник жизни, не возможность живым существам жить без воды. Вода – символ обновления, очищения, здоровья долголетия. В мифах славян реки и ручьи – это сосуды, по которым течет кровь Земли. В христианстве чистая вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Символ воды, водной стихии трезубец бога морей Посейдона. Древнее изображение воды – волнистая линия. Символы Солнца, Земли и Воды («косички», «змейки») в деревянной резьбе, украшающей избу.

Ожившие стихии

Образ земли в искусстве

Ключ земли – сказы Бажова

Образ воздуха в искусстве

Образ огня в искусстве

Образ воды в искусстве

6 ч.

3

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Культура Древней Греции - одна из самых замечательных в истории человечества. Эпоха Античности. Значение культуры Древней Греции для развития последующей культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура, новый взгляд на человека. Жизнь, мечты и героические подвиги народа в мифологии античности. Греческие боги – Зевс, Посейдон, Аид, и таинственные силы природы.

Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Особенности греческого театра. Рождение греческого театра из древнего ритуала, посвященного богу виноделия Дионису – символу умирающей и возрождающейся природы. Красочное зрелище праздника, торжественная процессия, состязания драматургов, поэтов, хоров. Трагедия – спектакль с печальным концом. Комедия – весёлое, смешное представление. Костюм и маска актера. Передача с помощью маски характера или настроения персонажа: хохота, горести, испуга, умиротворения. Значение цвета маски: багровый означал раздражённого человека, рыжий - хитрого и коварного. Двойные маски с разными выражениями лица. Античные маски. Использование масок в более поздние эпохи.

Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства. Основные качества достойного человека: мужество, отвага, доблесть, решительность – черты, способные подчеркнуть в нём в первую очередь гражданина – защитника своей страны. Лучшие черты характера человека облачены в прекрасную, гармоничную форму – физически развитое, сильное, соразмерное тело. Искусство скульптуры. Образы скульптуры. Выражение свободолюбивого духа греков в соразмерности мира и человека. Образы богов и людей в искусстве древней Греции: Одежда человека древней Греции: хитон и гиматий. Хитон – мужская и женская нижняя одежда наподобие рубашки, чаще без рукавов. Гиматий - верхняя мужская и женская одежда. Сравнение образов античной архитектуры и человека.

Образ природы и построек в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Образ человека Древней Греции

3 ч.

4

Одухотворённые образы Средневековья

Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Строительство града Божьего на Земле. Возвышенные представления людей о Космосе и величественные, устремлённые к небу, соборы, воплотившие идеалы эпохи. Переплетение реальности и фантазии в искусстве готики. Значение эмоций человека. Искусство дарит человеку ощущение просветлённой радости, покоя и умиления или заставляет страдать, испытывать чувство страха и безысходности. Украшение соборов скульптурами фигур святых или жуткими чудовищами, словно только что вышедшие из страшной сказки. Культура Средневековой Европы получила название – готика.

Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей.

Вертикаль - знак эпохи средневековья - она подчиняет себе не только архитектуру, но и костюм, обувь, все прикладное и станковое искусство. Внешний вид человека, его соответствие главной идее времени. Высокие головные уборы конусообразной формы. Остроугольной формы костюма и завышенная линия талии, придающие женской фигуре стройность и утонченность, удлинение пропорций. Силуэт наполняется движением, также как силуэт готического храма.

Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Важность языка геральдики для рыцарей. Язык геральдики в турнирных рыцарских доспехах. Рыцарские турниры – боевые состязания, облечённые в праздничную форму. Изображение герба на щите каждого рыцаря.

Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э. Булатов, О. Васильев и др.). Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица». Старинный французский замок Юссо – прообраз замка из сказки. Мощные стены и башни, высокие конусообразные крыши, острые шпили, маленькие таинственные окошки.

Бег времени на эскизах декораций. Оформление спектакля. Подготовительная работа художника: эскизы костюмов героев, эскизы и макеты декораций.

Идеалы Средневековья

Величественные соборы и неприступные замки

Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков

Образ человека в искусстве Средних веков

Родовой герб над входом в замок

Символика цвета

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица и таинственный замок.

Образ времени в сказках

8 ч.

5

Сказочные образы Востока

Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Символические образы героев сказок – важные и коварные султаны, бедные и смекалистые рыбаки, хитрые торговцы и мудрые женщины, звери и птицы. Особые черты искусства каждой страны Востока (Турция, Иран, Индия, Корея, Китай, Япония). Отражение в искусстве сложившегося веками уклада жизни, понимания красоты человека и его гармонии с окружающим миром. Вековая мудрость Востока, сокрытая в искусстве. Значение жаркого, засушливого климата для характера искусства стран Востока.

Чудесный мир сказок народов Востока

Образ архитектуры

Художественное оформление волшебных предметов

Образ человека в искусстве арабского Востока. Мужской образ

Образ человека в искусстве арабского Востока. Женский образ


5 ч.

6

Яркие образы Индии

Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж-Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов - мусульманского и традиционного.

Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды – человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Ступа как вертикальная модель Вселенной. Символические формы ступы: квадрат в основании постройки – символ порядка и устойчивости, круглая, убывающая по спирали форма колокола – символ движения и развития. В Индии в отличие от арабского Востока очень распространена скульптура. Скульптурные образы индийских богов в виде человека и животных богато украшают храмы снаружи и внутри.

Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры. Слоны в современной Индии.

Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке. Герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки, воспроизведенные среди яркого многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность.

Образы архитектуры Индии

Ступа – символ природы и ума

Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи

Образ человека в искусстве Индии

4 ч.

7

Добрые образы Китая

Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая. Связь с природой. Высокие многоярусные пагоды своими очертаниями напоминают горы, изображениями которых богата китайская живопись. Значение художника в древнем Китае: «Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца». Любовь к изображению пейзажей с облаками и деревьями, острыми вершинами гор и округлыми очертания холмов, пещерами и ущельями, ветвями дорог, ведущих в горы и деревьями у изгибов дорог. Размещение на небольшом листе сотни тысяч верст: «Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью». Изображение деревьев.

Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель на вертикальных свитках. Дополнение рисунков надписями в виде иероглифов. Вертикальное расположение строки. Сравнение рисунка со сновидением: краски и телесность изображаемого тают в пустоте листа. Два вида пейзажа в Китае. Обобщенный образ ландшафта в работах придворных китайских художников. а любили Изображение природы через детали: не целый лес, а одно дерево или ветка, не букет цветов, а один цветок в работах художников-самоучек за стенами императорского дворца. Каждый предмет - символ. Переход этой традиции в японское искусство. Пространство в пейзаже – символ бесконечности мира, включающего в себя необъятную мощь и величие природы. Символическое значение предметов.

Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое, объединяет в себе 4 стихии – вода и огонь, земля и воздух.

Образы архитектуры Китая.

Искусство выбирать главное

Дракон – символ добра и защиты

Образ человека в искусстве Китая

4 ч.

8

Музеи и выставки

Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и в Санкт-Петербурге. Музеи искусства в родном городе, районе, области? Произведения известных художников и скульпторов в музеях родного города. Художественные выставки.

Главные музеи России

1 ч.





Раздел

«Тематическое планирование»

п/п

Наименование раздела программы

Название темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

УУД

1

Художественный мир, сотворенный по законам сказки

Сказочные сюжеты

Закрасить пятна цветами, соответствующими чувствам, которые выражают данные слова (цветные карандаши или восковые мелки). Пофантазировать и рассказать, что находится между крайними полюсами.

Л: приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества.

П: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; получение опыта восприятия и аргументированной оценке произведения искусства как основы навыков коммуникации

2

Художественный мир, сотворенный по законам сказки

Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды

Сравнить характер природы, окружающей героев. Определить, какое она создает настроение, как образы героев вписываются в пространство; художник сравнивает или противопоставляет героев, изображает начало или конец пути; какой путь будет у героев – долгий или короткий, трудный или легкий, светлый или мрачный.

Л: понимать, что в жизни, как и в сказке, человек сталкивается с понятиями «добро – зло, прошлое – будущее, жизнь – смерть».

П: сравнивать и противопоставлять элементы картины, чтобы понять её содержание.

К: уметь слушать и вступать в диалог.

Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений

3

Образы стихий

Ожившие стихии

Передать цветом одну из основных природных стихий (гуашь или пастель). Создать декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии.

Л: интерес к изучаемому предмету.

Р: осуществлять действия по заданному правилу.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: развитие художественно – образного мышления неотъемлемой части целостного мышления человека

4

Образы стихий

Образ земли в искусстве

Нарисовать любой предмет: яблоко или грушу, кувшин или животное. Украсить его в декоративной манере символами земли (роллер или аппликация).

Л: переживать чувство благодарности к родной земле.

П: эмоционально воспринимать многозначность значений земли в искусстве и различать её символику.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

П: Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

5

Образы стихий

Ключ земли – сказы Бажова

Украсить ключи разной формы и предназначения. Создать образ волшебного Ключа земли.

6-7

Образы стихий

Образ воздуха в искусстве

Выполнить упражнения: изобразить порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью. Создать портрет Ветра (доброго или злого, нежного и ласкового или могучего и разрушительного). Передать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы (гуашь).

Л: воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.

П: передавать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы.

8

Образы стихий

Образ огня в искусстве

Создать образ огня – друга или врага человека.

Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества.

П: создавать выразительными средствами образы природы и человека.

Р: находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

К: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.

9

Образы стихий

Образ воды в искусстве

Поупражняться в рисовании волн так, как это делали в русской иконе и как рисуют художники Палеха. Создать образ волны: грозной и беспощадной или спокойной и ласковой.

П: создавать средствами графики или живописи эмоционально – выразительные образы воды, явлений природы, сказочных героев.

Л: эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

Р: рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

10

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Образ природы и построек в Древней Греции

Начать работу над композицией на тему греческой культуры. Работу можно выполнять коллективно, по парам или индивидуально. Написать пейзаж Древней Греции, поместить в него постройки. На следующих уроках эта работа станет фоном для композиции.

Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества.

П: использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнять художественно – творческое задание на темы древнегреческой культуры.

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания

11

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Театр в Древней Греции

Сделать маску для себя или для друга (бумага белая и цветная).

Л: эмоционально – ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

П: овладеть умением творческого видения с позиции художника.

12

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Образ человека Древней Греции

Создать образ гражданина Древней Греции (гуашь или пастель).

Л: размышлять над местом человека в античном искусстве.

П: сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.

К: работать в группе, обсуждать с сверстниками ход выполнения работы и её результаты. Следить за действиями других участников в совместной деятельности.

13

Одухотворенные образы Средневековья

Идеалы Средневековья

Выполнить коллективную работу. Сделать макет средневекового замка. Использовать картон, бумагу и разные подручные материалы. Предварительно нарисовать план замка.

Л: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров: в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.

П: осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства. К: работать в группе, обсуждать с сверстниками ход выполнения работы и её результаты.

14

Одухотворенные образы Средневековья

Величественные соборы и неприступные замки

Выполнить коллективную работу. Сделать макет средневекового замка. Использовать картон, бумагу и разные подручные материалы. Предварительно нарисовать план замка.

Л: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

П: воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.

15

Одухотворенные образы Средневековья

Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков

Создать в объеме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой мифологии (пластилин, скульптурная масса, глина).

Л участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю.

П: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

16

Одухотворенные образы Средневековья

Образ человека в искусстве Средних веков

Создать образ человека Средневековья. В его облике должна быть видна тяга ввысь, устремленность к небу, к Богу.

Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества
Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений

17

Одухотворенные образы Средневековья

Родовой герб над входом в замок

Расшифровать смысл изображений на гербе. Создать свой герб или герб своей семьи. Знаками показать, что особенно важно для семьи.

Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества
Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений

18

Одухотворенные образы Средневековья

Символика цвета

Выполнить коллективную работу. Создать композицию на тему средневекового праздника – карнавала или рыцарского турнира. Фоном может служить замок или городская площадь.

Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества.

К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

19

Одухотворенные образы Средневековья

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица и таинственный замок.

Создать изображение таинственного заколдованного замка в технике граттаж.

Л: эмоционально – ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

20

Одухотворенные образы Средневековья

Образ времени в сказках

Выполнить эскиз и макет декорации к сказке. Подумать, как можно показать на сцене ход времени. Для макета сцены использовать картонную коробку.

Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Р: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности.

П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

21

Сказочные образы Востока

Чудесный мир сказок народов Востока

Выполнить упражнения на сочетание: а) теплых и холодных цветов; б) дополнительных цветов. Создать образ природы Востока: цветущий сад или высохшая пустыня, высокие горы или морские просторы. Передать колорит Востока так, как это удалось сделать М. Сарьяну (гуашь, пастель, аппликация).

Л: эмоционально – ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

22

Сказочные образы Востока

Образ архитектуры

Создать обобщенный образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликации. Создать орнамент в восточном стиле декоративной решетки или изразца (для изразца – аппликация из голубой, белой, желтой или коричневой бумаги; для решетки – черная бумага, белый карандаш (роллер серебряного или золотого цвета)).

Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества.

Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений.

23

Сказочные образы Востока

Художественное оформление волшебных предметов

1. Изобразить волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн. Показать по внешнему виду «жилища» джинна, добрый он или злой (гуашь, пастель или восковые мелки).

2. Создать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы». Вырезать его из бумаги, а затем заполнить различными узорами или слепить из пластической массы (соленого теста) и после просушки раскрасить.

Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества.

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

24

Сказочные образы Востока

Образ человека в искусстве арабского Востока. Мужской образ

Создать образ мужчины средневекового Востока. Он может быть молодым или зрелым, правителем, воином или мудрецом, реальным человеком или персонажем сказки (Аладдин, Синбад-мореход, Али-Баба, бедный портной или коварный визирь).

Л: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

25

Сказочные образы Востока

Образ человека в искусстве арабского Востока. Женский образ

Создать образ женщины средневекового Востока.

26

Яркие образы Индии

Образы архитектуры Индии

Нарисовать схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного.

Л: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.

Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений.

П: воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.

27

Яркие образы Индии

Ступа – символ природы и ума

Используя символику индийского искусства, придумать и создать амулет, который, по верованиям индусов, может оказать человеку помощь в учебе и познании мира.

Л: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.

Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений.

П: воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.

28

Яркие образы Индии

Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи

Выполнить эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей (цветная бумага, аппликация; рисунок на ткани; бумага, гуашь).

29

Яркие образы Индии

Образ человека в искусстве Индии

Создать образ индийской женщины или выполнить парный портрет – женщины и мужчины в традициях индийского искусства (гуашь или пастель).

30

Добрые образы Китая

Образы архитектуры Китая.

Прочитать стихотворение китайского поэта о сосне и проиллюстрировать его (тушь, акварель).

П: познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества.

Л: проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор.

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

31

Добрые образы Китая

Искусство выбирать главное

Создать такой образ природы, какой ее видели китайские художники. Сделать надпись, поясняющую смысл рисунка.

Л: проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор.

Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений.

П: осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства.

32

Добрые образы Китая

Дракон – символ добра и защиты

Нарисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. Сконструировать из бумаги воздушного змея или фонарь в виде дракона, украсить его.

33

Добрые образы Китая

Образ человека в искусстве Китая

Создать образ человека в традициях искусства Китая.

34

Музеи и выставки

Главные музеи России

Устроить с одноклассниками художественную выставку работ, созданных за учебный год. Проанализировать, чему научились за год, что узнали нового в области искусства.

Л: проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

П: решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей).





Раздел

«Календарно - тематическое планирование»

п/п

Дата проведения урока

Название темы и раздела

Название темы контрольной, практической, лабораторной работы

Количество часов

Оборудование

Основные виды деятельности

Требования к результату

Вид контроля

1

01.09

Художественный мир, сотворенный по законам сказки

Сказочные сюжеты


1

Учебник

Понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты.

Изучить образы мифов и сказок. Уметь: работать с дополнительной литературой

Текущий

2

08.09

Художественный мир, сотворенный по законам сказки

Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды


1

Учебник

Понимать, что художник использует пейзаж для раскрытия состояния и помыслов персонажей картины. Сравнивать характер природы, окружающей героев, определять, какое настроение создает природа и как она влияет на трактовку образа героя. Интерпретировать содержание произведения искусства по характеру природы, окружающей героев.

Изучить средства выразительности – реальность и фантазия.

Научиться анализировать форму и цвет

Тематический

3

15.09

Образы стихий

Ожившие стихии


1

Гуашь или пастель, учебник

Определять доминирующие стихии на картинах художников. Узнавать древние знаки и символы, использованные в произведениях ДПИ, находить среди них обозначение стихий природы. Понимать, с какой целью художник в своем произведении «сталкивает» стихии. Объяснять смысл и значение древнего декора. Передавать цветом природные стихии по ассоциации. Создавать декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии.

Изучить формы изображения природных стихий.

Научиться анализировать форму, цвет, пропорции

Текущий

4

22.09

Образы стихий

Образ земли в искусстве


1

Роллер или аппликация, учебник

Эмоционально воспринимать и осознавать ценность и силу родной земли. Переживать чувство благодарности родной земле. Сравнивать образ земли в поэзии и в изобразительном искусстве. Понимать и выявлять многозначность значений земли в искусстве и различать ее символику. Создавать графическими средствами выразительные образы предметов в декоративной манере, украшать их древними символами земли, объяснять связь предмета с выбранными символами.

Изучить основные жанры произведений изобразительного искусства.

Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве

Текущий

5

29.09

Образы стихий

Ключ земли – сказы Бажова


1

Гуашь, учебник

Иметь представление о связи древних обрядов и землей. Знать сказки П. Бажова и иллюстрации к ним. Понимать символические смыслы «ключа» и объяснять с этой позиции сказки и произведения изобразительного искусства, в которых важную роль играет ключ. Украшать ключи разной формы и предназначения, передавать в декоре их символику. Придумать и нарисовать образ волшебного Ключа Земли.

Изучить основные жанры произведений изобразительного искусства.

Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве

Текущий

6

06.10


Образы стихий

Образ воздуха в искусстве


1

Роллер, пастель, гуашь, учебник

Понимать символику воздушной стихии: воздуха, ветра, неба. Находить символы воздуха и неба в произведениях древнего искусства. Эмоционально изображать порыв ветра. Создавать образ ветра. Передавать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы.

Изучить свойства воздуха.

Научиться выполнять самостоятельно рисунок

Текущий

7

13.10

Образы стихий

Образ огня в искусстве


1

Учебник

Понимать роль огня в жизни людей. Знать символику огня и мифы о его происхождении. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы огня, явлений природы, связанных с огнем, сказочных героев.

Изучить свойства огня.

Научиться показывать общее и разное в образных решениях

Текущий

8

20.10

Образы стихий

Образ воды в искусстве


1

Гуашь, учебник

Понимать роль воды в жизни людей. Знать символику воды, мифы и сказки с ней связанные. Создавать средствами графики или живописи эмоционально выразительные образы воды, явлений природы, связанных с водой, сказочных героев.

Изучить свойства воды.

Научиться передавать настроение через цвет

Тематический

9

27.10

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Культура Древней Греции


1

Гуашь, учебник

Находить в справочниках, энциклопедии, Интернете, книгах с античными мифами альбомах по искусству, рассказы о богах Древней Греции и их изображения. Осознавать ценность античной культуры для дальнейшего развития культуры Европы. Знать, что архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий. Иметь представление об образе архитектуры Древней Греции. Выполнять художественно-творческое задание на темы древнегреческой культуры.

Изучить мифы и сказки.

Научиться работать над композициями, цветом и формой

Текущий

10

10.11

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Театр в Древней Греции


1

Бумага белая и цветная, учебник

Иметь представление, каким был первый театр, откуда и как он появился. Определять трагическое и комическое в искусстве и в жизни. Знать функции маски в античном театре и в более поздние эпохи. Создавать маску для себя или для друга из бумаги.

Изучить мифы и сказки.

Научиться высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах

Текущий

11

17.11

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Образ человека Древней Греции


1

Гуашь или пастель, учебник

Размышлять над местом человека в античном искусстве. Находить общие черты в различных изображениях человека в скульптуре Древней Греции. Соотносить лучшие черты человека в Древней Греции и в современном мире. Эмоционально воспринимать образы скульптуры Древней Греции. Сравнивать образы античной архитектуры и человека, видеть черты, создающие впечатление их единства. Участвовать в коллективной работе. Создавать образ человека древней Греции – гражданина своей страны. Определять место выполненного изображения в общей композиции.

Изучить произведения искусства наиболее известных скульпторов и архитекторов.

Научиться использовать художественные материалы

Тематический

12

24.11

Одухотворенные образы Средневековья

Идеалы Средневековья


1

Учебник

Иметь представление об образе Средневековой Европы, ее верований и архитектуре, посвященной религии. Размышлять о переплетении реальности и фантазии в искусстве готики, о роли искусства в Средние века. Различать готические соборы среди других построек.

Изучить образы мифов и сказок.

Научиться выполнять самостоятельный рисунок

Текущий

13

01.12

Одухотворенные образы Средневековья

Величественные соборы и неприступные замки


1

Картон, бумага и разные подручные материалы, учебник

Рисовать план замка. Выполнять коллективную работу. Участвовать в создании макета средневекового замка.

Изучить произведения живописи.

Научиться выполнять рисунок схематично

Текущий

14

08.12

Одухотворенные образы Средневековья

Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков


1

Пластилин, скульптурная масса, глина, учебник

Понимать роль декоративного оформления готического собора в создании общего образа. Размышлять о роли народной культуры в создании образа собора, о реальности и вымысле в скульптурных изображениях. Создавать в объёме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой фантастики.

Изучить произведения живописи.

Научиться выполнять рисунок схематично

Текущий

15

15.12

Одухотворенные образы Средневековья

Образ человека в искусстве Средних веков


1

Гуашь, учебник

Размышлять о характере скульптурных образов средневековья. Видеть, что вертикаль – знак эпохи средневековья, подчиняющая себе архитектуру, костюм человека. Мебель, все декоративно-прикладное искусство. Создавать образ человека Средневековья.

Знать: геометрические фигуры. Уметь: чертить прямые ломаные линии

Текущий

16

22.12

Одухотворенные образы Средневековья

Родовой герб над входом в замок


1

Гуашь, учебник

Осваивать знаки средневековья. Иметь представление о языке геральдики. Понимать роль герба и изображенных на нем знаков в жизни средневековых рыцарей. Расшифровывать смысл изображений на гербе. Создавать свой герб или герб своей семьи, используя знаки, рассказывающие о занятиях и устремлениях людей.

Изучить что такое герб.

Научиться читать символику гербов

Текущий

17

29.12

Одухотворенные образы Средневековья

Символика цвета


1

Гуашь, учебник

Понимать символику цвета и значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Определять общие черты в построении разных гербов. Определять по изображению на гербе что представлял собой владелец и к чему он стремился. Выполнять коллективную работу на создание композиции на тему средневекового праздника. Определять свое значение и место в общей работе.

Изучить средства выразительности.

Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве

Текущий

18

12.01

Одухотворенные образы Средневековья

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица и таинственный замок.


1

Картон, тушь, пастель, учебник

Уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, давать характеристику образам героя, созданным в иллюстрациях разных художников. Понимать, что многие сказки имеют вполне реальные жизненные истории возникновения. Изображать фактуру предмета. Создавать изображение в технике граттаж. Использовать простые формы для создания выразительных образов архитектуры.

Знать: сказки. Уметь: работать с дополнительной литературой

Текущий

19

19.01

Одухотворенные образы Средневековья

Образ времени в сказках


1

Картон, цветная бумага, учебник

Объяснять значение пословиц и поговорок о времени. Знать и объяснять значение часов, хода времени в различных сказках, произведениях изобразительного искусства. Различать знаки и символы хода времени в произведениях изобразительного искусства, в театральных декорациях. Иметь представление о работе художника в театре. Выполнять эскиз и макет декорации к какой-нибудь сказке, передав на сцене ход времени.

Изучить единицы времени.

Научиться работать с дополнительной литературой

Тематический

20

26.01

Сказочные образы Востока

Чудесный мир сказок народов Востока


1

Учебник

Понимать, что искусство любого народа рассказывает об укладе жизни и устремлениях людей.

Изучить сказки Востока.

Научиться отличать современные и древние рисунки

Текущий

21

02.02

Сказочные образы Востока

Образ архитектуры


1

Для изразца - аппликация из голубой, белой, жёлтой или коричневой бумаги; для решётки – чёрная бумага, белый карандаш/роллер серебряного или золотого цвета, учебник

Иметь представление об образах архитектуры арабского Востока. Воспринимать богатство декора архитектурных сооружений Востока. Рассматривать и анализировать геометрический и растительный орнамент на изразцах. Создавать обобщённый образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликация. Рассматривать и анализировать геометрический и растительный орнамент в оформлении дворцов. Создавать орнамент декоративной решётки или изразца в восточном стиле.

Изучить геометрические и растительные орнаменты.

Научиться различать современные и древние рисунки

Текущий

22

09.02

Сказочные образы Востока

Художественное оформление волшебных предметов


1

1. Гуашь, пастель или восковые мелки, учебник.

2. Бумага или пластичная масса, гуашь, учебник.

Иметь представление о мифологических героях восточных сказок. Соотносить фантастические умения героев восточных сказок с чудесными явлениями из русских волшебных сказок. Осознавать роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках. Иметь представление о символике и особенностях изображения сказочных предметов. Разрабатывать эскиз предмета с учетом характера и особенностей ее будущего хозяина. Изображать волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн, передав во внешнем виде характер и намерения джина. Создавать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы», украшать его, используя геометрический или растительный орнамент.

Изучить образы мифов и сказок.

Научиться добывать информацию в Интернете

Текущий

23

16.02

Сказочные образы Востока

Образ человека в искусстве арабского Востока. Мужской образ


1

Гуашь, учебник

Создать образ мужчины средневекового Востока.

Изучить что такое книжная миниатюра.

Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве

Текущий

24

02.03

Сказочные образы Востока

Образ человека в искусстве арабского Востока. Женский образ


1

Гуашь, учебник

Понимать, что сегодня судить о человеке прошлого мы можем по его образам, созданным искусством. Знать, что такое книжная миниатюра и представлять ее роль в понимании культуры Востока. Иметь представление о понимании образа идеального человека на Востоке. Сравнивать образ идеального человека на Востоке и в отечественной традиции. Создавать образ женщины средневекового Востока.

Изучить что такое книжная миниатюра.

Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве

Тематический

25

16.03

Яркие образы Индии

Образы архитектуры Индии


1

Простой карандаш, учебник

Иметь представление о многообразии культуры Индии. Различать образы мусульманской архитектуры и традиционной архитектуры Индии. Рисовать схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного.

Изучить основные жанры произведений.

Научиться выполнять графические рисунки

Текущий

26

06.04

Яркие образы Индии

Ступа – символ природы и ума


1

Учебник

Знать символы индийской культуры. Значение ступы в культуре Индии. Сравнивать символику Индии с символами древнего искусства славян, находить общее и специфичное. Придумывать и создавать амулет, который по верованиям индусов сможет оказывать человеку помощь в учебе и познании мира, используя символику индийского искусства.

Изучить особенности изображения оберегов для дома.

Научиться работать над композициями

Текущий

27

13.04

Яркие образы Индии

Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи


1

Цветная бумага, аппликация; рисунок на ткани; бумага, гуашь, учебник

Понимать роль слона в жизни индусов и символику слона в искусстве Индии. Давать трактовку образам слона в архитектуре, скульптуре и живописи Индии. Понимать значение росписи в искусстве Индии. Выполнять эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей.

Изучить древнее и современное изображение слонов в росписи.

Научиться выполнять рисунок схематично, детально, карандашом

Текущий

28

20.04

Яркие образы Индии

Образ человека в искусстве Индии


1

Гуашь или пастель, учебник

Размышлять по отражениям в живописи и в миниатюре о представлении жителей Индии о прекрасном человеке. Понимать особенности изображения человека в искусстве Индии. Иметь представление об образе идеального человека в искусстве Индии. Создавать образы индийского мужчины и женщины в традициях индийского искусства.

Знать: особенности образа индийской женщины. Уметь: самостоятельно выполнять рисунок

Тематический

29

27.04

Добрые образы Китая

Образы архитектуры Китая.


1

Тушь, акварель, учебник

Иметь представление об искусстве и культуре Китая. Осознание связи с природой искусства средневекового Китая. Изображать природу в традициях искусства Китая.

Изучить особенности архитектуры и живописи Китая.

Научиться самостоятельно выполнять изображение пейзажа

Текущий

30

04.05

Добрые образы Китая

Искусство выбирать главное


1

Гуашь, учебник

Эмоционально воспринимать одухотворённые и поэтичные образы природы в искусстве Китая. Понимать связь между изображением и надписью на свитке. Знать особенности восприятия и изображения природы в древнем Китае. Понимать пространство в пейзаже как символ бесконечности мира. Знать и использовать в собственной художественно-творческой деятельности символическое значение предметов. Создавать образ природы, какой её видели китайские художники, сопроводить надписью, поясняющей смысл рисунка.

Изучить произведения искусства известных художников. Научиться выполнять рисунок с изображением пейзажа с ноткой волшебства

Текущий

31

11.05

Добрые образы Китая

Дракон – символ добра и защиты


1

Простой карандаш, бумага, гуашь, учебник

Объяснять, почему дракон объединяет в себе четыре стихии. Сравнивать представления китайцев о Драконе как представителе времен года с суждениями о временах года других народов и образами с ними связанными. Иметь представление о традициях в Китае, связанных с образом дракона. Рисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. Конструировать из бумаги воздушного змея или фонарь в виде дракона, украшать его.

Изучить произведения искусства известных художников. Научиться выполнять рисунок с изображением пейзажа с ноткой волшебства

Текущий

32

18.05

Добрые образы Китая

Образ человека в искусстве Китая


1

Учебник

Иметь представление об образе идеального человека в искусстве Китая. Видеть и трактовать связь человека с природой по женским портретам в китайской живописи. Понимать и объяснять разницу в отношении к женскому и мужскому образу в искусстве Китая. Создавать образ человека в традициях искусства Китая.

Изучить образы мифов и сказок. Научиться отличать современное и древние рисунки

тест

33

25.05

Музеи и выставки

Главные музеи России


1

Работы за год

Знать ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Знать основные жанры и виды изобразительного искусства. Участвовать в выставке художественных работ, созданных за учебный год. Сравнивать свои работы с работами одноклассников, видеть и объяснять, чему научились за год, что узнали нового в области искусства

Изучить особенности традиций своего народа.

Научиться самостоятельно ориентироваться в музее

Текущий





Раздел

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
























Перечень используемых учебников и учебных пособий

  1. Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.












































Раздел

«Результаты освоения учебного курса, предмета и система оценки»




























Формы и критерии оценивания знаний обучающихся



Форма контроля:

– Индивидуальный и фронтальный опрос;

– Работа в паре, в группе;

– Презентация своей работы;

– Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.



Этапы оценивания рисунка:

• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

• характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

• качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

• владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

• общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.


Критерии оценивания рисунка:

Оценка «5» – поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены













Оценивание результатов творческих композиций

критерии

Показатели

оценка


Грамотность

Композиционная организация изображения в листе (размер, расположение)




Построение формы, передача пропорций



Выразительность

Умение использовать цвет при создании ком-позиции


Умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел


Оригинальность композиции


Всего:

Оценка:





Работа оценивается в трёхбалльной системе:

• 3 балла – качество ярко выражено;

• 2 балла – качество выражено удовлетворительно;

• 1 балл - качество слабо выражено;

• 0 баллов – качество не выражено.


Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:

Количество баллов




Оценка

0-5


неудовлетворительно


6-9

удовлетворительно


10-12



хорошо

13-15

отлично











Критерии оценивания теоретических знаний

Вид работ

«5»

«4»

«3»

«2»

Устный опрос

Полные и безошибочные ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы с незначительными ошибками, либо с незначительной помощью.

Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников

Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа.

Письменный опрос

Выполнение работ без ошибок

Верное решение не менее 80% заданий либо не-

Верное решение не менее 60% заданий

Верное решение менее 60% заданий.




























п/п

Название раздела

Планируемые результаты (личностные¸ предметные, метапредметные)

Форма и вид контроля

1

Художественный мир, сотворённый по законам сказки

Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение элементарными средствами художественного изображения,

Предметные: получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности;

развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Практическая работа

2

Образы стихий

Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

Предметные: узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

- имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.


Метапредметные: умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Практическая работа

3

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира,

Предметные: интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

- имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.

Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Практическая работа

4

Одухотворённые образы Средневековья

Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира,

Предметные: узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

Метапредметные: умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Практическая работа

5

Сказочные образы Востока

Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение элементарными средствами художественного изображения,

Предметные: получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности;

обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Практическая работа

6

Яркие образы Индии

Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение элементарными средствами художественного изображения,

Предметные:

- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности;

обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Практическая работа

7

Добрые образы Китая

Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира,

Предметные: узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.

Метапредметные: умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Тест

8

Музеи и выставки

Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение элементарными средствами художественного изображения,

Предметные: получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

Метапредметные: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Практическая работа