СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по ИЗО, календарно-тематическое планирование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
уровень образования начальное общее образование, 4 класс
количество часов 33
Учитель Сташкова Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство»
УМК «Перспективная начальная школа» И.Э. Кашекова,
Издательство М.: «Академкнига/Учебник» 2013 год
Раздел
«Пояснительная записка»
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Примерная учебная программа рассчитана на 34 часа.
Согласно учебному плану на предмет изобразительного искусства отводится - 35 часов (35 недель, 1 час в неделю).
Количество часов в соответствии с календарным учебным графиком на 2017-2018 уч. год - 33 часа.
Количество часов в примерной учебной программе и рабочей программе не совпадают.
Изменения были внесены, а именно 2 часа по теме: «Главные музеи России» были объединены в 1 час в планировании 25 мая 2017г.
Раздел
«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика содержательной линии | Название темы, экскурсии, практической работы, лабораторной работы, направление проектной деятельности | Количество часов |
1 | Художественный мир, сотворённый по законам сказки | Понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками. Построение любого произведения искусства (литературного, музыкального, изобразительного) на конфликте двух противоположностей. Понятия: добро - зло, верх - низ, прошлое - будущее, лево - право и т.д. в жизни. Рождение сказки из реальной жизни. Видеть общее и различное в сказочных сюжетах, воплощенных художниками в иллюстрациях, и в событиях реальной жизни, отраженных в живописи. Понимать, что построение любого произведения искусства основано на конфликте противоположностей. Находить в разных источниках иллюстрации к сказкам и произведения живописи на темы реальной жизни с похожими сюжетами. Передавать цветом настроение и чувства. Натюрморт – изображение предметов, цветов, фруктов, овощей. Пейзаж - изображение природы. | Сказочные сюжеты Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды | 2 ч. |
2 | Образы стихий | Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека. Мифы, а вслед за ними и сказки посвященные стихиям. Древние символы, обозначающие стихии. Стихии в картинах художников И. Левитана, К. Айвазовского, Н. Рериха. Помощь пейзажа в раскрытии величия и трагизма события (на примере фрагмента картины А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием»). Стихии, встретившиеся в картине. Смысл и значение древнего декора с символикой стихий. Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть. Ключ – символ открытия тайн, нового знания и мудрости. Сказки, в которых ключ играл решающее значение («Буратино или Золотой ключик», «Королевство кривых зеркал» и др.). Зависимость формы и декора ключа в сказке от его предназначения. Символы воздуха в искусстве – птицы, облака, крылья, воздушный змей или образы лёгких эльфов. Отождествление воздуха с дыханием или порывом ветра в древних народных верованиях. Значение воздушной стихии (Ветра) в сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Изображение эмоционально выразительных состояний природы (Н. Рерих «Небесный бой», И. Левитан «Над вечным покоем», У.Тернер «Метель», А. Рылов «В голубом просторе» и др.). Огонь – враг человека. Огонь как символ зла, коварства и жестокости. Он наделен хитростью и безграничной силой, не щадит никого, пожирая и превращая в пепел всё, что находится на его пути. Прометей – символ героического несения света, истины, открытия людям нового знания. Вместе с огнём к людям пришли сокровенные знания, скрываемые богами. Образ Прометея воплощает смелость и мужество, любовь к свободе и к людям. Все искусства – дар Прометея человечеству. Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность Воды по своему значению: океаны, моря быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озёра и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека. Враждебность воды, стихийные бедствия. Коварность и непостоянство воды, переменчивость, способность принять форму сосуда, легко обтекать препятствия, но при этом сама не изменяется. Тайна воды: её видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Народная мудрость: «Капля камень точит». Образ потока – символ трудностей и непреодолимых преград. Спокойна текущая вода – «живая вода», символ неумолимого хода времени, невозможности его вернуть. Река – символ забвения. Разделение рекой в мифологии многих народов мира живых и мира умерших. Вода – источник жизни, не возможность живым существам жить без воды. Вода – символ обновления, очищения, здоровья долголетия. В мифах славян реки и ручьи – это сосуды, по которым течет кровь Земли. В христианстве чистая вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Символ воды, водной стихии трезубец бога морей Посейдона. Древнее изображение воды – волнистая линия. Символы Солнца, Земли и Воды («косички», «змейки») в деревянной резьбе, украшающей избу. | Ожившие стихии Образ земли в искусстве Ключ земли – сказы Бажова Образ воздуха в искусстве Образ огня в искусстве Образ воды в искусстве | 6 ч. |
3 | Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции | В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Культура Древней Греции - одна из самых замечательных в истории человечества. Эпоха Античности. Значение культуры Древней Греции для развития последующей культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура, новый взгляд на человека. Жизнь, мечты и героические подвиги народа в мифологии античности. Греческие боги – Зевс, Посейдон, Аид, и таинственные силы природы. Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Особенности греческого театра. Рождение греческого театра из древнего ритуала, посвященного богу виноделия Дионису – символу умирающей и возрождающейся природы. Красочное зрелище праздника, торжественная процессия, состязания драматургов, поэтов, хоров. Трагедия – спектакль с печальным концом. Комедия – весёлое, смешное представление. Костюм и маска актера. Передача с помощью маски характера или настроения персонажа: хохота, горести, испуга, умиротворения. Значение цвета маски: багровый означал раздражённого человека, рыжий - хитрого и коварного. Двойные маски с разными выражениями лица. Античные маски. Использование масок в более поздние эпохи. Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства. Основные качества достойного человека: мужество, отвага, доблесть, решительность – черты, способные подчеркнуть в нём в первую очередь гражданина – защитника своей страны. Лучшие черты характера человека облачены в прекрасную, гармоничную форму – физически развитое, сильное, соразмерное тело. Искусство скульптуры. Образы скульптуры. Выражение свободолюбивого духа греков в соразмерности мира и человека. Образы богов и людей в искусстве древней Греции: Одежда человека древней Греции: хитон и гиматий. Хитон – мужская и женская нижняя одежда наподобие рубашки, чаще без рукавов. Гиматий - верхняя мужская и женская одежда. Сравнение образов античной архитектуры и человека. | Образ природы и построек в Древней Греции Театр в Древней Греции Образ человека Древней Греции | 3 ч. |
4 | Одухотворённые образы Средневековья | Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Строительство града Божьего на Земле. Возвышенные представления людей о Космосе и величественные, устремлённые к небу, соборы, воплотившие идеалы эпохи. Переплетение реальности и фантазии в искусстве готики. Значение эмоций человека. Искусство дарит человеку ощущение просветлённой радости, покоя и умиления или заставляет страдать, испытывать чувство страха и безысходности. Украшение соборов скульптурами фигур святых или жуткими чудовищами, словно только что вышедшие из страшной сказки. Культура Средневековой Европы получила название – готика. Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей. Вертикаль - знак эпохи средневековья - она подчиняет себе не только архитектуру, но и костюм, обувь, все прикладное и станковое искусство. Внешний вид человека, его соответствие главной идее времени. Высокие головные уборы конусообразной формы. Остроугольной формы костюма и завышенная линия талии, придающие женской фигуре стройность и утонченность, удлинение пропорций. Силуэт наполняется движением, также как силуэт готического храма. Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Важность языка геральдики для рыцарей. Язык геральдики в турнирных рыцарских доспехах. Рыцарские турниры – боевые состязания, облечённые в праздничную форму. Изображение герба на щите каждого рыцаря. Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э. Булатов, О. Васильев и др.). Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица». Старинный французский замок Юссо – прообраз замка из сказки. Мощные стены и башни, высокие конусообразные крыши, острые шпили, маленькие таинственные окошки. Бег времени на эскизах декораций. Оформление спектакля. Подготовительная работа художника: эскизы костюмов героев, эскизы и макеты декораций. | Идеалы Средневековья Величественные соборы и неприступные замки Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков Образ человека в искусстве Средних веков Родовой герб над входом в замок Символика цвета Образы сказочных персонажей. Спящая красавица и таинственный замок. Образ времени в сказках | 8 ч. |
5 | Сказочные образы Востока | Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Символические образы героев сказок – важные и коварные султаны, бедные и смекалистые рыбаки, хитрые торговцы и мудрые женщины, звери и птицы. Особые черты искусства каждой страны Востока (Турция, Иран, Индия, Корея, Китай, Япония). Отражение в искусстве сложившегося веками уклада жизни, понимания красоты человека и его гармонии с окружающим миром. Вековая мудрость Востока, сокрытая в искусстве. Значение жаркого, засушливого климата для характера искусства стран Востока. | Чудесный мир сказок народов Востока Образ архитектуры Художественное оформление волшебных предметов Образ человека в искусстве арабского Востока. Мужской образ Образ человека в искусстве арабского Востока. Женский образ
| 5 ч. |
6 | Яркие образы Индии | Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж-Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов - мусульманского и традиционного. Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды – человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Ступа как вертикальная модель Вселенной. Символические формы ступы: квадрат в основании постройки – символ порядка и устойчивости, круглая, убывающая по спирали форма колокола – символ движения и развития. В Индии в отличие от арабского Востока очень распространена скульптура. Скульптурные образы индийских богов в виде человека и животных богато украшают храмы снаружи и внутри. Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры. Слоны в современной Индии. Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке. Герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки, воспроизведенные среди яркого многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность. | Образы архитектуры Индии Ступа – символ природы и ума Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи Образ человека в искусстве Индии | 4 ч. |
7 | Добрые образы Китая | Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая. Связь с природой. Высокие многоярусные пагоды своими очертаниями напоминают горы, изображениями которых богата китайская живопись. Значение художника в древнем Китае: «Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца». Любовь к изображению пейзажей с облаками и деревьями, острыми вершинами гор и округлыми очертания холмов, пещерами и ущельями, ветвями дорог, ведущих в горы и деревьями у изгибов дорог. Размещение на небольшом листе сотни тысяч верст: «Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью». Изображение деревьев. Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель на вертикальных свитках. Дополнение рисунков надписями в виде иероглифов. Вертикальное расположение строки. Сравнение рисунка со сновидением: краски и телесность изображаемого тают в пустоте листа. Два вида пейзажа в Китае. Обобщенный образ ландшафта в работах придворных китайских художников. а любили Изображение природы через детали: не целый лес, а одно дерево или ветка, не букет цветов, а один цветок в работах художников-самоучек за стенами императорского дворца. Каждый предмет - символ. Переход этой традиции в японское искусство. Пространство в пейзаже – символ бесконечности мира, включающего в себя необъятную мощь и величие природы. Символическое значение предметов. Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое, объединяет в себе 4 стихии – вода и огонь, земля и воздух. | Образы архитектуры Китая. Искусство выбирать главное Дракон – символ добра и защиты Образ человека в искусстве Китая | 4 ч. |
8 | Музеи и выставки | Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и в Санкт-Петербурге. Музеи искусства в родном городе, районе, области? Произведения известных художников и скульпторов в музеях родного города. Художественные выставки. | Главные музеи России | 1 ч. |
Раздел
«Тематическое планирование»
№ п/п | Наименование раздела программы | Название темы | Характеристика основных видов деятельности ученика | УУД |
1 | Художественный мир, сотворенный по законам сказки | Сказочные сюжеты | Закрасить пятна цветами, соответствующими чувствам, которые выражают данные слова (цветные карандаши или восковые мелки). Пофантазировать и рассказать, что находится между крайними полюсами. | Л: приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества. П: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; получение опыта восприятия и аргументированной оценке произведения искусства как основы навыков коммуникации |
2 | Художественный мир, сотворенный по законам сказки | Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды | Сравнить характер природы, окружающей героев. Определить, какое она создает настроение, как образы героев вписываются в пространство; художник сравнивает или противопоставляет героев, изображает начало или конец пути; какой путь будет у героев – долгий или короткий, трудный или легкий, светлый или мрачный. | Л: понимать, что в жизни, как и в сказке, человек сталкивается с понятиями «добро – зло, прошлое – будущее, жизнь – смерть». П: сравнивать и противопоставлять элементы картины, чтобы понять её содержание. К: уметь слушать и вступать в диалог. Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений |
3 | Образы стихий | Ожившие стихии | Передать цветом одну из основных природных стихий (гуашь или пастель). Создать декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии. | Л: интерес к изучаемому предмету. Р: осуществлять действия по заданному правилу. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: развитие художественно – образного мышления неотъемлемой части целостного мышления человека |
4 | Образы стихий | Образ земли в искусстве | Нарисовать любой предмет: яблоко или грушу, кувшин или животное. Украсить его в декоративной манере символами земли (роллер или аппликация). | Л: переживать чувство благодарности к родной земле. П: эмоционально воспринимать многозначность значений земли в искусстве и различать её символику. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. П: Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. |
5 | Образы стихий | Ключ земли – сказы Бажова | Украсить ключи разной формы и предназначения. Создать образ волшебного Ключа земли. | |
6-7 | Образы стихий | Образ воздуха в искусстве | Выполнить упражнения: изобразить порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью. Создать портрет Ветра (доброго или злого, нежного и ласкового или могучего и разрушительного). Передать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы (гуашь). | Л: воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. П: передавать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы. |
8 | Образы стихий | Образ огня в искусстве | Создать образ огня – друга или врага человека. | Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества. П: создавать выразительными средствами образы природы и человека. Р: находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи. |
9 | Образы стихий | Образ воды в искусстве | Поупражняться в рисовании волн так, как это делали в русской иконе и как рисуют художники Палеха. Создать образ волны: грозной и беспощадной или спокойной и ласковой. | П: создавать средствами графики или живописи эмоционально – выразительные образы воды, явлений природы, сказочных героев. Л: эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. Р: рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий. |
10 | Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции | Образ природы и построек в Древней Греции | Начать работу над композицией на тему греческой культуры. Работу можно выполнять коллективно, по парам или индивидуально. Написать пейзаж Древней Греции, поместить в него постройки. На следующих уроках эта работа станет фоном для композиции. | Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества. П: использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнять художественно – творческое задание на темы древнегреческой культуры. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания |
11 | Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции | Театр в Древней Греции | Сделать маску для себя или для друга (бумага белая и цветная). | Л: эмоционально – ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. П: овладеть умением творческого видения с позиции художника. |
12 | Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции | Образ человека Древней Греции | Создать образ гражданина Древней Греции (гуашь или пастель). | Л: размышлять над местом человека в античном искусстве. П: сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. К: работать в группе, обсуждать с сверстниками ход выполнения работы и её результаты. Следить за действиями других участников в совместной деятельности. |
13 | Одухотворенные образы Средневековья | Идеалы Средневековья | Выполнить коллективную работу. Сделать макет средневекового замка. Использовать картон, бумагу и разные подручные материалы. Предварительно нарисовать план замка. | Л: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров: в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. П: осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства. К: работать в группе, обсуждать с сверстниками ход выполнения работы и её результаты. |
14 | Одухотворенные образы Средневековья | Величественные соборы и неприступные замки | Выполнить коллективную работу. Сделать макет средневекового замка. Использовать картон, бумагу и разные подручные материалы. Предварительно нарисовать план замка. | Л: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. П: воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности. |
15 | Одухотворенные образы Средневековья | Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков | Создать в объеме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой мифологии (пластилин, скульптурная масса, глина). | Л участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю. П: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач |
16 | Одухотворенные образы Средневековья | Образ человека в искусстве Средних веков | Создать образ человека Средневековья. В его облике должна быть видна тяга ввысь, устремленность к небу, к Богу. | Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества |
17 | Одухотворенные образы Средневековья | Родовой герб над входом в замок | Расшифровать смысл изображений на гербе. Создать свой герб или герб своей семьи. Знаками показать, что особенно важно для семьи. | Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества |
18 | Одухотворенные образы Средневековья | Символика цвета | Выполнить коллективную работу. Создать композицию на тему средневекового праздника – карнавала или рыцарского турнира. Фоном может служить замок или городская площадь. | Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества. К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
19 | Одухотворенные образы Средневековья | Образы сказочных персонажей. Спящая красавица и таинственный замок. | Создать изображение таинственного заколдованного замка в технике граттаж. | Л: эмоционально – ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; |
20 | Одухотворенные образы Средневековья | Образ времени в сказках | Выполнить эскиз и макет декорации к сказке. Подумать, как можно показать на сцене ход времени. Для макета сцены использовать картонную коробку. | Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Р: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности. П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
21 | Сказочные образы Востока | Чудесный мир сказок народов Востока | Выполнить упражнения на сочетание: а) теплых и холодных цветов; б) дополнительных цветов. Создать образ природы Востока: цветущий сад или высохшая пустыня, высокие горы или морские просторы. Передать колорит Востока так, как это удалось сделать М. Сарьяну (гуашь, пастель, аппликация). | Л: эмоционально – ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; |
22 | Сказочные образы Востока | Образ архитектуры | Создать обобщенный образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликации. Создать орнамент в восточном стиле декоративной решетки или изразца (для изразца – аппликация из голубой, белой, желтой или коричневой бумаги; для решетки – черная бумага, белый карандаш (роллер серебряного или золотого цвета)). | Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества. Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений. |
23 | Сказочные образы Востока | Художественное оформление волшебных предметов | 1. Изобразить волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн. Показать по внешнему виду «жилища» джинна, добрый он или злой (гуашь, пастель или восковые мелки). 2. Создать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы». Вырезать его из бумаги, а затем заполнить различными узорами или слепить из пластической массы (соленого теста) и после просушки раскрасить. | Л: приобщение к культуре как общей части культуры человечества. П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. |
24 | Сказочные образы Востока | Образ человека в искусстве арабского Востока. Мужской образ | Создать образ мужчины средневекового Востока. Он может быть молодым или зрелым, правителем, воином или мудрецом, реальным человеком или персонажем сказки (Аладдин, Синбад-мореход, Али-Баба, бедный портной или коварный визирь). | Л: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам. П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. |
25 | Сказочные образы Востока | Образ человека в искусстве арабского Востока. Женский образ | Создать образ женщины средневекового Востока. | |
26 | Яркие образы Индии | Образы архитектуры Индии | Нарисовать схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного. | Л: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам. Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений. П: воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности. |
27 | Яркие образы Индии | Ступа – символ природы и ума | Используя символику индийского искусства, придумать и создать амулет, который, по верованиям индусов, может оказать человеку помощь в учебе и познании мира. | Л: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам. Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений. П: воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности. |
28 | Яркие образы Индии | Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи | Выполнить эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей (цветная бумага, аппликация; рисунок на ткани; бумага, гуашь). | |
29 | Яркие образы Индии | Образ человека в искусстве Индии | Создать образ индийской женщины или выполнить парный портрет – женщины и мужчины в традициях индийского искусства (гуашь или пастель). | |
30 | Добрые образы Китая | Образы архитектуры Китая. | Прочитать стихотворение китайского поэта о сосне и проиллюстрировать его (тушь, акварель). | П: познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества. Л: проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. |
31 | Добрые образы Китая | Искусство выбирать главное | Создать такой образ природы, какой ее видели китайские художники. Сделать надпись, поясняющую смысл рисунка. | Л: проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор. Р: определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений. П: осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства. |
32 | Добрые образы Китая | Дракон – символ добра и защиты | Нарисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. Сконструировать из бумаги воздушного змея или фонарь в виде дракона, украсить его. | |
33 | Добрые образы Китая | Образ человека в искусстве Китая | Создать образ человека в традициях искусства Китая. | |
34 | Музеи и выставки | Главные музеи России | Устроить с одноклассниками художественную выставку работ, созданных за учебный год. Проанализировать, чему научились за год, что узнали нового в области искусства. | Л: проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. П: решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей). |
Раздел
«Календарно - тематическое планирование»
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы и раздела | Название темы контрольной, практической, лабораторной работы | Количество часов | Оборудование | Основные виды деятельности | Требования к результату | Вид контроля | |
1 | 01.09 | Художественный мир, сотворенный по законам сказки | Сказочные сюжеты |
| 1 | Учебник | Понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты. | Изучить образы мифов и сказок. Уметь: работать с дополнительной литературой | Текущий |
2 | 08.09 | Художественный мир, сотворенный по законам сказки | Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды |
| 1 | Учебник | Понимать, что художник использует пейзаж для раскрытия состояния и помыслов персонажей картины. Сравнивать характер природы, окружающей героев, определять, какое настроение создает природа и как она влияет на трактовку образа героя. Интерпретировать содержание произведения искусства по характеру природы, окружающей героев. | Изучить средства выразительности – реальность и фантазия. Научиться анализировать форму и цвет | Тематический |
3 | 15.09 | Образы стихий | Ожившие стихии |
| 1 | Гуашь или пастель, учебник | Определять доминирующие стихии на картинах художников. Узнавать древние знаки и символы, использованные в произведениях ДПИ, находить среди них обозначение стихий природы. Понимать, с какой целью художник в своем произведении «сталкивает» стихии. Объяснять смысл и значение древнего декора. Передавать цветом природные стихии по ассоциации. Создавать декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии. | Изучить формы изображения природных стихий. Научиться анализировать форму, цвет, пропорции | Текущий |
4 | 22.09 | Образы стихий | Образ земли в искусстве |
| 1 | Роллер или аппликация, учебник | Эмоционально воспринимать и осознавать ценность и силу родной земли. Переживать чувство благодарности родной земле. Сравнивать образ земли в поэзии и в изобразительном искусстве. Понимать и выявлять многозначность значений земли в искусстве и различать ее символику. Создавать графическими средствами выразительные образы предметов в декоративной манере, украшать их древними символами земли, объяснять связь предмета с выбранными символами. | Изучить основные жанры произведений изобразительного искусства. Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве | Текущий |
5 | 29.09 | Образы стихий | Ключ земли – сказы Бажова |
| 1 | Гуашь, учебник | Иметь представление о связи древних обрядов и землей. Знать сказки П. Бажова и иллюстрации к ним. Понимать символические смыслы «ключа» и объяснять с этой позиции сказки и произведения изобразительного искусства, в которых важную роль играет ключ. Украшать ключи разной формы и предназначения, передавать в декоре их символику. Придумать и нарисовать образ волшебного Ключа Земли. | Изучить основные жанры произведений изобразительного искусства. Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве | Текущий |
6 | 06.10
| Образы стихий | Образ воздуха в искусстве |
| 1 | Роллер, пастель, гуашь, учебник | Понимать символику воздушной стихии: воздуха, ветра, неба. Находить символы воздуха и неба в произведениях древнего искусства. Эмоционально изображать порыв ветра. Создавать образ ветра. Передавать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы. | Изучить свойства воздуха. Научиться выполнять самостоятельно рисунок | Текущий |
7 | 13.10 | Образы стихий | Образ огня в искусстве |
| 1 | Учебник | Понимать роль огня в жизни людей. Знать символику огня и мифы о его происхождении. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы огня, явлений природы, связанных с огнем, сказочных героев. | Изучить свойства огня. Научиться показывать общее и разное в образных решениях | Текущий |
8 | 20.10 | Образы стихий | Образ воды в искусстве |
| 1 | Гуашь, учебник | Понимать роль воды в жизни людей. Знать символику воды, мифы и сказки с ней связанные. Создавать средствами графики или живописи эмоционально выразительные образы воды, явлений природы, связанных с водой, сказочных героев. | Изучить свойства воды. Научиться передавать настроение через цвет | Тематический |
9 | 27.10 | Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции | Культура Древней Греции |
| 1 | Гуашь, учебник | Находить в справочниках, энциклопедии, Интернете, книгах с античными мифами альбомах по искусству, рассказы о богах Древней Греции и их изображения. Осознавать ценность античной культуры для дальнейшего развития культуры Европы. Знать, что архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий. Иметь представление об образе архитектуры Древней Греции. Выполнять художественно-творческое задание на темы древнегреческой культуры. | Изучить мифы и сказки. Научиться работать над композициями, цветом и формой | Текущий |
10 | 10.11 | Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции | Театр в Древней Греции |
| 1 | Бумага белая и цветная, учебник | Иметь представление, каким был первый театр, откуда и как он появился. Определять трагическое и комическое в искусстве и в жизни. Знать функции маски в античном театре и в более поздние эпохи. Создавать маску для себя или для друга из бумаги. | Изучить мифы и сказки. Научиться высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах | Текущий |
11 | 17.11 | Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции | Образ человека Древней Греции |
| 1 | Гуашь или пастель, учебник | Размышлять над местом человека в античном искусстве. Находить общие черты в различных изображениях человека в скульптуре Древней Греции. Соотносить лучшие черты человека в Древней Греции и в современном мире. Эмоционально воспринимать образы скульптуры Древней Греции. Сравнивать образы античной архитектуры и человека, видеть черты, создающие впечатление их единства. Участвовать в коллективной работе. Создавать образ человека древней Греции – гражданина своей страны. Определять место выполненного изображения в общей композиции. | Изучить произведения искусства наиболее известных скульпторов и архитекторов. Научиться использовать художественные материалы | Тематический |
12 | 24.11 | Одухотворенные образы Средневековья | Идеалы Средневековья |
| 1 | Учебник | Иметь представление об образе Средневековой Европы, ее верований и архитектуре, посвященной религии. Размышлять о переплетении реальности и фантазии в искусстве готики, о роли искусства в Средние века. Различать готические соборы среди других построек. | Изучить образы мифов и сказок. Научиться выполнять самостоятельный рисунок | Текущий |
13 | 01.12 | Одухотворенные образы Средневековья | Величественные соборы и неприступные замки |
| 1 | Картон, бумага и разные подручные материалы, учебник | Рисовать план замка. Выполнять коллективную работу. Участвовать в создании макета средневекового замка. | Изучить произведения живописи. Научиться выполнять рисунок схематично | Текущий |
14 | 08.12 | Одухотворенные образы Средневековья | Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков |
| 1 | Пластилин, скульптурная масса, глина, учебник | Понимать роль декоративного оформления готического собора в создании общего образа. Размышлять о роли народной культуры в создании образа собора, о реальности и вымысле в скульптурных изображениях. Создавать в объёме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой фантастики. | Изучить произведения живописи. Научиться выполнять рисунок схематично | Текущий |
15 | 15.12 | Одухотворенные образы Средневековья | Образ человека в искусстве Средних веков |
| 1 | Гуашь, учебник | Размышлять о характере скульптурных образов средневековья. Видеть, что вертикаль – знак эпохи средневековья, подчиняющая себе архитектуру, костюм человека. Мебель, все декоративно-прикладное искусство. Создавать образ человека Средневековья. | Знать: геометрические фигуры. Уметь: чертить прямые ломаные линии | Текущий |
16 | 22.12 | Одухотворенные образы Средневековья | Родовой герб над входом в замок |
| 1 | Гуашь, учебник | Осваивать знаки средневековья. Иметь представление о языке геральдики. Понимать роль герба и изображенных на нем знаков в жизни средневековых рыцарей. Расшифровывать смысл изображений на гербе. Создавать свой герб или герб своей семьи, используя знаки, рассказывающие о занятиях и устремлениях людей. | Изучить что такое герб. Научиться читать символику гербов | Текущий |
17 | 29.12 | Одухотворенные образы Средневековья | Символика цвета |
| 1 | Гуашь, учебник | Понимать символику цвета и значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Определять общие черты в построении разных гербов. Определять по изображению на гербе что представлял собой владелец и к чему он стремился. Выполнять коллективную работу на создание композиции на тему средневекового праздника. Определять свое значение и место в общей работе. | Изучить средства выразительности. Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве | Текущий |
18 | 12.01 | Одухотворенные образы Средневековья | Образы сказочных персонажей. Спящая красавица и таинственный замок. |
| 1 | Картон, тушь, пастель, учебник | Уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, давать характеристику образам героя, созданным в иллюстрациях разных художников. Понимать, что многие сказки имеют вполне реальные жизненные истории возникновения. Изображать фактуру предмета. Создавать изображение в технике граттаж. Использовать простые формы для создания выразительных образов архитектуры. | Знать: сказки. Уметь: работать с дополнительной литературой | Текущий |
19 | 19.01 | Одухотворенные образы Средневековья | Образ времени в сказках |
| 1 | Картон, цветная бумага, учебник | Объяснять значение пословиц и поговорок о времени. Знать и объяснять значение часов, хода времени в различных сказках, произведениях изобразительного искусства. Различать знаки и символы хода времени в произведениях изобразительного искусства, в театральных декорациях. Иметь представление о работе художника в театре. Выполнять эскиз и макет декорации к какой-нибудь сказке, передав на сцене ход времени. | Изучить единицы времени. Научиться работать с дополнительной литературой | Тематический |
20 | 26.01 | Сказочные образы Востока | Чудесный мир сказок народов Востока |
| 1 | Учебник | Понимать, что искусство любого народа рассказывает об укладе жизни и устремлениях людей. | Изучить сказки Востока. Научиться отличать современные и древние рисунки | Текущий |
21 | 02.02 | Сказочные образы Востока | Образ архитектуры |
| 1 | Для изразца - аппликация из голубой, белой, жёлтой или коричневой бумаги; для решётки – чёрная бумага, белый карандаш/роллер серебряного или золотого цвета, учебник | Иметь представление об образах архитектуры арабского Востока. Воспринимать богатство декора архитектурных сооружений Востока. Рассматривать и анализировать геометрический и растительный орнамент на изразцах. Создавать обобщённый образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликация. Рассматривать и анализировать геометрический и растительный орнамент в оформлении дворцов. Создавать орнамент декоративной решётки или изразца в восточном стиле. | Изучить геометрические и растительные орнаменты. Научиться различать современные и древние рисунки | Текущий |
22 | 09.02 | Сказочные образы Востока | Художественное оформление волшебных предметов |
| 1 | 1. Гуашь, пастель или восковые мелки, учебник. 2. Бумага или пластичная масса, гуашь, учебник. | Иметь представление о мифологических героях восточных сказок. Соотносить фантастические умения героев восточных сказок с чудесными явлениями из русских волшебных сказок. Осознавать роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках. Иметь представление о символике и особенностях изображения сказочных предметов. Разрабатывать эскиз предмета с учетом характера и особенностей ее будущего хозяина. Изображать волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн, передав во внешнем виде характер и намерения джина. Создавать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы», украшать его, используя геометрический или растительный орнамент. | Изучить образы мифов и сказок. Научиться добывать информацию в Интернете | Текущий |
23 | 16.02 | Сказочные образы Востока | Образ человека в искусстве арабского Востока. Мужской образ |
| 1 | Гуашь, учебник | Создать образ мужчины средневекового Востока. | Изучить что такое книжная миниатюра. Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве | Текущий |
24 | 02.03 | Сказочные образы Востока | Образ человека в искусстве арабского Востока. Женский образ |
| 1 | Гуашь, учебник | Понимать, что сегодня судить о человеке прошлого мы можем по его образам, созданным искусством. Знать, что такое книжная миниатюра и представлять ее роль в понимании культуры Востока. Иметь представление о понимании образа идеального человека на Востоке. Сравнивать образ идеального человека на Востоке и в отечественной традиции. Создавать образ женщины средневекового Востока. | Изучить что такое книжная миниатюра. Научиться высказывать свои впечатления в изобразительном искусстве | Тематический |
25 | 16.03 | Яркие образы Индии | Образы архитектуры Индии |
| 1 | Простой карандаш, учебник | Иметь представление о многообразии культуры Индии. Различать образы мусульманской архитектуры и традиционной архитектуры Индии. Рисовать схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного. | Изучить основные жанры произведений. Научиться выполнять графические рисунки | Текущий |
26 | 06.04 | Яркие образы Индии | Ступа – символ природы и ума |
| 1 | Учебник | Знать символы индийской культуры. Значение ступы в культуре Индии. Сравнивать символику Индии с символами древнего искусства славян, находить общее и специфичное. Придумывать и создавать амулет, который по верованиям индусов сможет оказывать человеку помощь в учебе и познании мира, используя символику индийского искусства. | Изучить особенности изображения оберегов для дома. Научиться работать над композициями | Текущий |
27 | 13.04 | Яркие образы Индии | Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи |
| 1 | Цветная бумага, аппликация; рисунок на ткани; бумага, гуашь, учебник | Понимать роль слона в жизни индусов и символику слона в искусстве Индии. Давать трактовку образам слона в архитектуре, скульптуре и живописи Индии. Понимать значение росписи в искусстве Индии. Выполнять эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей. | Изучить древнее и современное изображение слонов в росписи. Научиться выполнять рисунок схематично, детально, карандашом | Текущий |
28 | 20.04 | Яркие образы Индии | Образ человека в искусстве Индии |
| 1 | Гуашь или пастель, учебник | Размышлять по отражениям в живописи и в миниатюре о представлении жителей Индии о прекрасном человеке. Понимать особенности изображения человека в искусстве Индии. Иметь представление об образе идеального человека в искусстве Индии. Создавать образы индийского мужчины и женщины в традициях индийского искусства. | Знать: особенности образа индийской женщины. Уметь: самостоятельно выполнять рисунок | Тематический |
29 | 27.04 | Добрые образы Китая | Образы архитектуры Китая. |
| 1 | Тушь, акварель, учебник | Иметь представление об искусстве и культуре Китая. Осознание связи с природой искусства средневекового Китая. Изображать природу в традициях искусства Китая. | Изучить особенности архитектуры и живописи Китая. Научиться самостоятельно выполнять изображение пейзажа | Текущий |
30 | 04.05 | Добрые образы Китая | Искусство выбирать главное |
| 1 | Гуашь, учебник | Эмоционально воспринимать одухотворённые и поэтичные образы природы в искусстве Китая. Понимать связь между изображением и надписью на свитке. Знать особенности восприятия и изображения природы в древнем Китае. Понимать пространство в пейзаже как символ бесконечности мира. Знать и использовать в собственной художественно-творческой деятельности символическое значение предметов. Создавать образ природы, какой её видели китайские художники, сопроводить надписью, поясняющей смысл рисунка. | Изучить произведения искусства известных художников. Научиться выполнять рисунок с изображением пейзажа с ноткой волшебства | Текущий |
31 | 11.05 | Добрые образы Китая | Дракон – символ добра и защиты |
| 1 | Простой карандаш, бумага, гуашь, учебник | Объяснять, почему дракон объединяет в себе четыре стихии. Сравнивать представления китайцев о Драконе как представителе времен года с суждениями о временах года других народов и образами с ними связанными. Иметь представление о традициях в Китае, связанных с образом дракона. Рисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. Конструировать из бумаги воздушного змея или фонарь в виде дракона, украшать его. | Изучить произведения искусства известных художников. Научиться выполнять рисунок с изображением пейзажа с ноткой волшебства | Текущий |
32 | 18.05 | Добрые образы Китая | Образ человека в искусстве Китая |
| 1 | Учебник | Иметь представление об образе идеального человека в искусстве Китая. Видеть и трактовать связь человека с природой по женским портретам в китайской живописи. Понимать и объяснять разницу в отношении к женскому и мужскому образу в искусстве Китая. Создавать образ человека в традициях искусства Китая. | Изучить образы мифов и сказок. Научиться отличать современное и древние рисунки | тест |
33 | 25.05 | Музеи и выставки | Главные музеи России |
| 1 | Работы за год | Знать ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Знать основные жанры и виды изобразительного искусства. Участвовать в выставке художественных работ, созданных за учебный год. Сравнивать свои работы с работами одноклассников, видеть и объяснять, чему научились за год, что узнали нового в области искусства | Изучить особенности традиций своего народа. Научиться самостоятельно ориентироваться в музее | Текущий |
Раздел
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Перечень используемых учебников и учебных пособий
Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Раздел
«Результаты освоения учебного курса, предмета и система оценки»
Формы и критерии оценивания знаний обучающихся
Форма контроля:
– Индивидуальный и фронтальный опрос;
– Работа в паре, в группе;
– Презентация своей работы;
– Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Этапы оценивания рисунка:
• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
• характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
• качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
• владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
• общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания рисунка:
Оценка «5» – поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Оценивание результатов творческих композиций
№ | критерии | Показатели | оценка |
| Грамотность | Композиционная организация изображения в листе (размер, расположение) |
|
Построение формы, передача пропорций |
| ||
| Выразительность | Умение использовать цвет при создании ком-позиции |
|
Умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел |
| ||
Оригинальность композиции |
| ||
Всего: Оценка: |
| ||
|
Работа оценивается в трёхбалльной системе:
• 3 балла – качество ярко выражено;
• 2 балла – качество выражено удовлетворительно;
• 1 балл - качество слабо выражено;
• 0 баллов – качество не выражено.
Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:
Количество баллов
| Оценка | ||
|
| ||
6-9 |
| ||
| хорошо | ||
13-15 | отлично |
Критерии оценивания теоретических знаний
Вид работ | «5» | «4» | «3» | «2» |
Устный опрос | Полные и безошибочные ответы на вопросы учителя | Ответы на вопросы с незначительными ошибками, либо с незначительной помощью. | Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников | Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа. |
Письменный опрос | Выполнение работ без ошибок | Верное решение не менее 80% заданий либо не- | Верное решение не менее 60% заданий | Верное решение менее 60% заданий. |
№ п/п | Название раздела | Планируемые результаты (личностные¸ предметные, метапредметные) | Форма и вид контроля |
1 | Художественный мир, сотворённый по законам сказки | Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение элементарными средствами художественного изображения, Предметные: получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества; - определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
| Практическая работа |
2 | Образы стихий | Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; Предметные: узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; - определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; - интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения; - имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства; - применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа. Метапредметные: умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
| Практическая работа |
3 | Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции | Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, Предметные: интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения; - имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства; - применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа. Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
| Практическая работа |
4 | Одухотворённые образы Средневековья | Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, Предметные: узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; - определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; - интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения; Метапредметные: умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
| Практическая работа |
5 | Сказочные образы Востока | Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение элементарными средствами художественного изображения, Предметные: получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества; - узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; - определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
| Практическая работа |
6 | Яркие образы Индии | Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение элементарными средствами художественного изображения, Предметные: - узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; - определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
| Практическая работа |
7 | Добрые образы Китая | Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, Предметные: узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; - определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; - интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения; - применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа. Метапредметные: умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации. | Тест |
8 | Музеи и выставки | Личностные: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение элементарными средствами художественного изображения, Предметные: получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества; - узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; Метапредметные: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
| Практическая работа |