МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю.
Директор_____А.В.Лилякова
Приказ № 477-ОД от 30.08.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
28.08.2019 № 19.09
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
4а класс
Учитель: Копыткина Дарья Владимировна
2019 – 2020 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю.
Директор_____А.В.Лилякова
Приказ № 477-ОД от 30.08.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
28.08.2019 № 19.10
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
4б класс
Учитель: Копыткина Дарья Владимировна
2019 – 2020 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю.
Директор_____А.В.Лилякова
Приказ № 477-ОД от 30.08.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
28.08.2019 № 19.11
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
4в класс
Учитель: Копыткина Дарья Владимировна
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», Рабочие программы 1-4, М.:Просвещение,2016. УМК «Школа России»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится -34ч. (1ч в неделю, 34 учебных недели)
Учебно-методическое обеспечение
М.: Просвещение,2016.
Методическое пособие к учебнику по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение,2016.
Технические средства обучения:
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Результаты изучения курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
• Воспитание интереса к изобразительному искусству,
• Формирование представлений о добре и зле.
• Обогащение нравственного опыта.
• Развитие нравственных чувств.
• Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
• Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
• Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.
• Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании)
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 классов
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой
деятельности;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной
творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название темы, раздела (количество часов) | Содержание |
1. | Истоки родного искусства (8 часов) | Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. |
2. | Древние города нашей земли (7 часов) | Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. |
3. | Каждый народ – художник (11 часов) | Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение о предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура - это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование этетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. |
4. | Искусство объединяет народы (8 часов) | От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. |
| ИТОГО: 34 часа | |
Календарно-тематическое планирование уроков
изобразительного искусства
(4а, 4б, 4в классы)
на 2019 - 2020 учебный год
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока. | Планируемая дата | Фактическая дата |
4А | 4Б | 4В |
| Истоки родного искусства (8ч) | | | | |
1 | Пейзаж родной земли. | 02.09-06.09 | | | |
2 | Пейзаж родной земли. | 09.09-13.09 | | | |
3 | Деревня - деревянный мир. | 16.09-20.09 | | | |
4 | Деревня - деревянный мир. | 23.09-27.09 | | | |
5 | Красота человека. | 30.09-04.10 | | | |
6 | Красота человека. | 07.10-11.10 | | | |
7 | Народные праздники. | 14.10-18.10 | | | |
8 | Народные праздники (обобщение темы). | 21.10-25.10 | | | |
| Древние города нашей земли (7ч) | |
9 | Родной угол. | 05.11-08.11 | | | |
10 | Древние соборы. | 11.11-15.11 | | | |
11 | Города Русской земли. | 18.11-22.11 | | | |
12 | Древнерусские воины-защитники. | 25.11-29.11 | | | |
13 | Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва. | 02.12-06.12 | | | |
14 | Узорочье теремов. | 09.12-13.12 | | | |
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы). | 16.12-20.12 | | | |
| Каждый народ – художник (11ч) | |
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Построение композиции. | 23.12-27.12 | | | |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 09.01-12.01 | | | |
18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Конец работы. | 13.01-17.01 | | | |
19 | Народы гор и степей. | 20.01-24.01 | | | |
20 | Народы гор и степей. Конец работы. | 27.01-31.01 | | | |
21 | Города в пустыне. | 03.02-07.02 | | | |
22 | Древняя Эллада. | 10.02-14.02 | | | |
23 | Древняя Эллада. | 17.02-21.02 | | | |
24 | Европейские города средневековья. | 25.02-28.02 | | | |
25 | Европейские города средневековья. | 02.03-06.03 | | | |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | 10.03-13.03 | | | |
| Искусство объединяет народы (8ч) | |
27 | Материнство. | 16.03-20.03 | | | |
28 | Материнство. | 30.03-03.04 | | | |
29 | Мудрость старости. | 06.04-10.04 | | | |
30 | Сопереживание. | 13.04-17.04 | | | |
31 | Герои-защитники. | 20.04-24.04 | | | |
32 | Юность и надежды. | 27.04-08.05 | | | |
33 | Искусство народов мира. | 12.05-15.05 | | | |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы). | 18.05-22.05 | | | |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО
Председатель ШМО________О.Н. Каменщикова Зам. директора (УВР) ________А.Ю. Селезнева
Протокол №1 от 28.08.2019г. 28.08.2019г.