Раздел 1 «Пояснительная записка».
Нормативные правовые документы, используемые при разработке рабочей программы
по ИЗО.
Образовательная программа основного общего образования МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т.Таранова.
Учебный план МБОУ Савдянской СОШ им.И.Т.Таранова на 2019-2020 уч.год.
Положение о рабочей программе МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т. Таранова.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта основного общего образования. Тема 5 класса: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Рабочая учебная программа составлена для учебников «Изобразительное искусство» Н.А. Горяева, О.В. Островская, 2015 г.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, фактическим количеством учебных дней (исключая 24.02.20, 09.03.20, 04.05.20, 11.05.20), с учетом годового календарного графика МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, расписания занятий для 1-11 классов МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, фактическое количество часов за год составляет – 31 час.
Выполнение рабочей программы в полном объеме обеспечивается за счет уплотнения на 4 часа тем: «О чем рассказывают эмблемы. Символы и эмблемы» - 1 час, «Современное выставочное искусство» - 1 час, «Декоративная композиция» - 2 часа.
Раздел 2 «Содержание учебного предмета»
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».
Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Древние корни народного искусства. (8 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор, человек, общество, время (7 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
Раздел 3 «Календарно-тематическое планирование»
№ | Тема урока | Количество часов | Вид контроля | Дата |
Древние корни народного искусства 8 часов |
| Вводный урок. Древние образы в народном искусстве | 1 | Вводный контроль: собеседование | 02.09 |
| Орнамент | 1 | Текущий - анализ рисунка | 09.09 |
| Конструкция, декор | 1 | Текущий - анализ и оценивание работ | 16.09 |
| Образы и мотивы в орнаментах | 1 | Текущий - анализ результатов собственного художественного творчества | 23.09 |
| Народный праздничный костюм | 1 | Просмотр и анализ работ - самоконтроль | 30.09 |
| Внутренний мир избы | 1 | Индивидуальный контроль - коррекция ошибок | 07.10 |
| Внутренний мир избы | 1 | Тематический - самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата композиции | 14.10 |
| Народные праздничные обряды. | 1 | Тематический - просмотр и анализ работ | 21.10 |
Связь времен в народном искусстве 8 часов |
| Древние образы в игрушках | 1 | Вводный - просмотр, анализ и оценивание работ | 04.11 |
| Древние образы в игрушках | 1 | Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание работ | 11.11 |
| Искусство Гжели | 1 | Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание работ | 18.11 |
| Истоки и современное развитие промысла | 1 | Самоконтроль - устный самоанализ | 25.11 |
| Искусство Городца. | 1 | Анализ результатов творчества одноклассников | 02.12 |
| Искусство Жостова. | 1 | Текущий - анализ результатов собственного художественного творчества | 09.12 |
| Истоки и современное развитие промысла | 1 | Текущий - анализ результатов собственного художественного творчества | 16.12 |
| Связь времен в искусстве Роль народных промыслов | 1 | Тематический - оценивание результатов выполнения конкурсных заданий | 23.12 |
Декор, человек, общество, время 7 часов |
| Зачем людям украшения | 1 | Текущий - фронтальный опрос | 13.01 |
| Декор и положение человека в обществе | 1 | Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание работ | 20.01 |
| Одежда говорит о человеке | 1 | Текущий -анализ результата работы | 27.01 |
| Одежда говорит о человеке | 1 | Текущий - обмен опытом | 03.02 |
| О чем рассказывают гербы | 1 | Самоконтроль - оценивание результата | 10.02 |
| О чем рассказывают эмблемы. Символы и эмблемы | 1 | Просмотр и анализ работ - самоконтроль Индивидуальный контроль - коррекция ошибок | 17.02 |
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | Тематический - самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата композиции | 02.03 |
Декоративное искусство в современном мире 8 часов |
| Современное выставочное искусство | 1 | Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание работ | 16.03 |
| Ты сам - мастер ДПИ (кукла) | 1 | Текущий - анализ результата работы | 30.03 |
| Ты сам -мастер ДПИ (ваза) | 1 | Текущий - обмен опытом | 06.04 |
| Ты сам - мастер ДПИ (ваза) | 1 | Самоконтроль - оценивание результата | 13.04 |
| Ты сам - мастер ДПИ (панно) | 1 | Просмотр и анализ работ - самоконтроль | 20.04 |
| Декоративная композиция | 1 | Текущий - анализ результата работы | 27.04 |
| Моя выставка. | 1 | Тематический – выставка работ | 18.05 |
| Подведение итогов | 1 | Итоговый - Анализ деятельности за год | 25.05 |
«Лист корректировки календарно-тематического планирования»
№ | Тема урока | Количество часов | Вид контроля | Дата |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Раздел 4 «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
· - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
· - уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
· - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
· - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
· - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная: (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок).
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся будут различны: вводный, текущий, тематический, итоговый.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов учитывает:
1. Активность участия.
2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческих работ.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерные особенности.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова от________20__ года №___ ___________/_______________________/ Подпись ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________Колесникова Т Н. подпись 20 года |