СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта основного общего образования. Тема 5 класса: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».  Рабочая учебная программа составлена для учебников «Изобразительное искусство» Н.А. Горяева, О.В. Островская, 2015 г.

 Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

 Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»




















Раздел 1 «Пояснительная записка».


Нормативные правовые документы, используемые при разработке рабочей программы

по ИЗО.

  1. Образовательная программа основного общего образования МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т.Таранова.

  2. Учебный план МБОУ Савдянской СОШ им.И.Т.Таранова на 2019-2020 уч.год.

  3. Положение о рабочей программе МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т. Таранова.



Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта основного общего образования. Тема 5 класса: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Рабочая учебная программа составлена для учебников «Изобразительное искусство» Н.А. Горяева, О.В. Островская, 2015 г.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, фактическим количеством учебных дней (исключая 24.02.20, 09.03.20, 04.05.20, 11.05.20), с учетом годового календарного графика МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, расписания занятий для 1-11 классов МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, фактическое количество часов за год составляет – 31 час.

Выполнение рабочей программы в полном объеме обеспечивается за счет уплотнения на 4 часа тем: «О чем рассказы­вают эмблемы. Символы и эмб­лемы» - 1 час, «Современное выставочное ис­кусство» - 1 час, «Декоративная композиция» - 2 часа.






Раздел 2 «Содержание учебного предмета»

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Древние корни народного искусства. (8 часов) 

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

Декор, человек, общество, время (7 часов)

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.



Раздел 3 «Календарно-тематическое планирование»



Тема урока
 

Количество

часов

Вид контроля

Дата


Древние корни народного искусства 8 часов

Вводный урок. Древние образы в народном искус­стве

1

Вводный контроль: собеседование

02.09

Орнамент

1

Текущий - анализ рисунка

09.09

Конструкция, де­кор

1

Текущий - анализ и оценивание работ

16.09

Образы и мотивы в орнаментах

1

Текущий - анализ результа­тов собственного художественного творчества

23.09

Народный празд­ничный костюм

1

Просмотр и ана­лиз работ - самоконтроль

30.09

Внутренний мир избы

1

Индивидуальный контроль - коррекция ошибок

07.10

Внутренний мир избы

1

Тематический - самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата композиции

14.10

Народные праздничные обряды.

1

Тематический - просмотр и анализ работ

21.10

Связь времен в народном искусстве 8 часов

Древние образы в игрушках

1

Вводный - просмотр, анализ и оценивание ра­бот


04.11

Древние образы в игрушках

1

Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание ра­бот

11.11

Искусство Гжели

1

Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание ра­бот

18.11

Истоки и совре­менное развитие промысла

1

Самоконтроль - устный самоанализ

25.11

Искусство Городца.

1

Анализ ре­зультатов творче­ства однокласс­ников

02.12

Искусство Жостова.

1

Текущий - анализ результа­тов собственного художественного творчества

09.12

Истоки и современное раз­витие промысла

1

Текущий - анализ результа­тов собственного художественного творчества

16.12

Связь времен в искус­стве Роль народных промыслов

1

Тематический - оценивание ре­зультатов выпол­нения конкурс­ных заданий

23.12

Декор, человек, общество, время 7 часов

Зачем людям украшения

1

Текущий - фронтальный оп­рос

13.01

Декор и положе­ние человека в обществе

1

Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание ра­бот

20.01

Одежда говорит о человеке

1

Текущий -анализ результа­та работы

27.01

Одежда говорит о человеке

1

Текущий - обмен опытом

03.02

О чем рассказы­вают гербы

1

Самоконтроль - оценивание ре­зультата


10.02

О чем рассказы­вают эмблемы. Символы и эмб­лемы

1

Просмотр и ана­лиз работ - самоконтроль Индивидуальный контроль - коррекция ошибок

17.02

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

1

Тематический - самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата композиции

02.03

Декоративное искусство в современном мире 8 часов

Современное выставочное ис­кусство

1

Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание ра­бот

16.03

Ты сам - мастер ДПИ (кукла)

1

Текущий - анализ результа­та работы

30.03

Ты сам -мастер ДПИ (ваза)

1

Текущий - обмен опытом

06.04

Ты сам - мастер ДПИ (ваза)

1

Самоконтроль - оценивание ре­зультата


13.04

Ты сам - мастер ДПИ (панно)

1

Просмотр и ана­лиз работ - самоконтроль

20.04

Декоративная композиция

1

Текущий - анализ результа­та работы

27.04

Моя выставка.

1

Тематический – выставка работ

18.05

Подведение итогов

1

Итоговый - Анализ деятельности за год

25.05










































«Лист корректировки календарно-тематического планирования»



Тема урока
 

Количество

часов

Вид контроля

Дата
































































































































Раздел 4 «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки»

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

·               - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

·               - уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

·               - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

·               - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

·               - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. 

Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная: (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок).

Формы текущего контроля  знаний, умений, навыков учащихся будут различны: вводный, текущий, тематический, итоговый.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов учитывает

1.     Активность участия.

2.     Умение собеседника почувствовать суть вопроса.

3.     Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.

4.     Самостоятельность.

5.     Оригинальность суждений.

 Критерии и система оценки творческих работ.

1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.     Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы.


НОРМЫ ОЦЕНКИ

Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерные особенности.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.


Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.


Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.




















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического совета
МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова
от________20__ года №___

___________/_______________________/

Подпись ФИО


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


___________Колесникова Т Н.

подпись
20 года















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!