Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»__________2019 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Искусство (изобразительное искусство)»
1 «Б» класса на 2019-2020 учебный год
начального общего образования
разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство»1-4 классы под ред. Б.М. Неменского
срок реализации: 1 год
Составитель: Кряжева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с
1) ФГОС НОО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
2) ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора №50/3 от 02.09.2014 г.)
3) Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ №2 (утвержд. приказом директора № 59 от 29.08.2019г)
4) Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
5) Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2018 г. № 345),
а также на основе других материалов:
Примерные программы. В 2 ч. Ч. 2, — 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Авторские программы: «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.; Москва, «Просвещение», 2014 г.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2013 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Примерной и авторской программой по изобразительному искусству на ее реализацию отведено 33 часа.
Для проведения занятий по предмету «Изобразительное искусство » Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 1 классе еженедельно отводится 1 час учебных занятия при продолжительности учебного года 33недели (всего 33 часа). Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ №2 еженедельно отводится 1 час учебных занятия при продолжительности учебного года 33 недели (всего 33 часа). С учетом этого программа составлена на 33 часа учебного времени.
Цель учебного предмета:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи художественного развития учащихся 1-х классах
-развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира;
-формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание);
-формирование представлений о трёх видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;
-развитие наблюдательности и творческого воображения;
-формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
-начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
-формирование навыков работы с красками, графическими материалами, а также создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов:
Текущий и итоговый контроль может осуществляться в форме «нулевого среза» (1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке при выполнении творческих работ.
Контроль выполнения практической художественно-творческой деятельности проводится по установленным критериям.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами
3. Использование выразительных художественных средств в выполнении задания.
4. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.
5. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
6.Аккуратность всей работы.
О формах, методах и средствах обучения.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов
деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно
лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся), исследовательский, метод проектов..
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, мультимедийное оборудование.
Все уроки являются по виду практическими. На уроках работы с ножницами и другими колющимися предметами проходит беседа по соблюдению техники безопасности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета« Искусство (изобразительное искусство)»
1 класса на 2019-2020 учебный год
Количество недельных часов-1
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (33 ЧАСА). |
ТЫ УЧИШЬСЯ ИЗОБРАЖАТЬ (9 ЧАСОВ). |
1. | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | 02.09 | |
2. | Мастер Изображения учит видеть. | 1 | 09.09 | |
3. | Изображать можно пятном. | 1 | 16.09 | |
4. | Изображать можно в объеме. | 1 | 23.09 | |
5. | Изображать можно линией. | 1 | 30.09 | |
6. | Разноцветные краски. | 1 | 07.10 | |
7. | Разноцветные краски. | 1 | 14.10 | |
8. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | 21.10 | |
9. | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 | 11.11 | |
ТЫ УКРАШАЕШЬ (8 ЧАСОВ). |
10. | Мир полон украшений. Цветы. | 1 | 18.11 | |
11. | Красоту нужно уметь замечать. | 1 | 25.11 | |
12. | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 | 02.12 | |
13. | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 | 09.12 | |
14. | Украшения птиц. Объемная аппликация. | 1 | 16.12 | |
15. | Узоры, которые создали люди. | 1 | 23.12 | |
16. | Как украшает себя человек. | 1 | 13.01 | |
17. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 | 20.01 | |
ТЫ СТРОИШЬ (11 ЧАСОВ). |
18. | Постройки в нашей жизни | 1 | 27.01 | |
19. | Дома бывают разными | 1 | 03.02 | |
20. | Дома бывают разными | 1 | 10.02 | |
21. | Домики, которые построила природа | 1 | 02.03 | |
22. | Дом снаружи и внутри | 1 | 16.03 | |
23. | Строим город | 1 | 30.03 | |
24. | Строим город | 1 | 04.04 | |
25. | Все имеет сое строение | 1 | 06.04 | |
26. | Строим вещи | 1 | 13.04 | |
27. | Город, в котором мы живем. Экскурсия | 1 | 20.04 | |
28. | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | 1 | 27.04 | |
ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ (5 ЧАСОВ). |
29. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | 1 | 04.05 | |
30. | Праздник весны. Праздник птиц | 1 | 11.05 | |
31. | Разноцветные жуки | 1 | 16.05 | |
32. | Сказочная страна | 1 | 18.05 | |
33. | Времена года. Здравствуй лето! Урок любования. | 1 | 25.05 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- понимать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- использовать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература для учащихся
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского./ – М.: Просвещение, 2011
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Мултимедийный проектор, экран;
Персональный компьютер.
Дидактический материал:
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов
Хрестоматии литературных произведений
Энциклопедии по искусству
Альбомы по искусству
Ц.О. Р. электронные библиотеки по искусству
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
№ изменённого урока | Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |