Рабочая программа
по изобразительному искусству для 5-8 классов
на 2021/2022 учебный год
Планируемые результаты изучения изобразительного искусства 5-8 классы.
Личностные результаты
Гражданское воспитание
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Выпускник 5 кл. научится :
знать особенности крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов;
знать несколько народных художественных промыслов России, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома);
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы 17 века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства;
Выпускник 5 кл. получит возможность научиться:
уметь передавать в рисунках единство формы и декора (на доступном возрасту уровне);
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
создавать собственные композиции в традиции народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
владеть практическими навыками выразительного использования цвета, фактуры, формы, объема, пространства в процессе создания плоскостныхили объемных композиций в материале.
Выпускник 6 кл. научится:
Особенностям языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
Основным жанрам изобразительного искусства;
Распознавать известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
Узнавать выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;
Узнавать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства.
Выпускник 6 кл. получит возможность научиться:
Работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
Выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
Добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
Передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
Передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
Передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
В рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
Пользоваться различными графическими техниками
Оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Выпускник 7 кл. научится
- понимать процесс работы художника над созданием станковых произведений;
- понимать место станкового искусства в познании жизни;
- понимать бытовой жанр, исторический жанр, графических сериях;
- распознавать произведения агитационно-массового искусства;
-узнавать произведения выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 - 20 веков; русского искусства;
- узнавать выдающиеся произведения современного искусства.
Выпускник 7 кл. получит возможность научиться:
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги;
- отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Выпускник 8 кл. научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник 8 кл. получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
Содержание курса «Изобразительное искусство» 5 класс.
1 четверть
«Древние корни народного искусства» (8 ч.)В течение первой четверти в теме «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Ознакомление с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
2 четверть
«Связь времен в народном искусстве» ( 8 ч.)
Во второй четверти в теме «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа.Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
3 четверть
Декор – человек, общество, время. (9 ч.)
Третья четверть раскрывается в теме «Декор – человек, общество, время».
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
4 четверть.
Декоративное искусство в современном мире. (9 ч)
Четвертая четверть посвящена теме «Декоративное искусство в современном мире».
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Тематический план
№ п/п | Название раздела в рабочей программе | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | 8 |
2 | Связь времён в народном искусстве | 8 |
3 | Декор – человек, общество, время | 9 |
4 | Декоративное искусство в современном мире. | 7 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
| Анализ промежуточной аттестации | 1 |
Итого: | 34 |
Содержание курса «Изобразительное искусство» 6 класс.
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа)
Виды изобразительного искусства и их образного языка (8 часов)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Образ человека - главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (6 часов) + 1ч. Промежуточная аттестация +
1 ч. Анализ промежуточной аттестации
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Тематический план
№ п/п | Название раздела в рабочей программе | Количество часов по плану |
1 | Виды изобразительного искусства и их образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 6 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
| Анализ промежуточной аттестации | 1 |
Итого: | 34 |
Содержание курса «Изобразительное искусство» 7 класс.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
I раздел. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
1тема. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
2 тема. Прямые линии и организация пространства.
3 тема. Цвет – элемент композиционного творчества
4 тема. Свободные формы: линии и тоновые пятна
5 тема. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе
6 тема. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
7 тема Многообразие форм графического дизайна
8 тема. Обобщающий урок по части 1.
II раздел. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве .Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне
1тема. От плоскостного изображения к объемному макету.
2 тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
3 тема. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
4 тема. Важнейшие архитектурные элементы здания
5 тема. Вещь как сочетание объемов и образ времени
6 тема. Форма и материал
7 тема. Роль цвета в формотворчестве
8 тема. Обобщающий урок по части 2.
IIIраздел. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (8 часов).
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
1тема. Образы материальной культуры прошлого
2 тема. Пути развития современной архитектуры и дизайна
3 тема. Город, микрорайон, улица
4 тема. Городской дизайн
5 тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
6 тема. Организация архитектурно – ландшафтного пространства
7 тема. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
8 тема. Обобщающий урок по части 3.
IVраздел. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (10часов).
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
1тема. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
2 тема. Самостоятельная работа. Индивидуальное проектирование «Дом моей мечты»
3 тема. Интерьер, который мы создаем
4 тема. Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй.
5 тема. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды
6 тема. Творческая работа. Создание эскизов разных видов одежды для собственного гардероба
7 тема. Встречают по одежке
8 тема. Автопортрет на каждый день Моделирую себя – моделируешь мир. Итоги года.
9 урок. Промежуточная аттестация
10урок. Анализ промежуточной аттестации
Тематический план
№ п/п | Название раздела в рабочей программе | Количество часов |
1 | Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. | 8 |
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 8 |
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. | 8 |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 8 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
| Анализ промежуточной аттестации | 1 |
Итого: | 34 |
Содержание курса «Изобразительное искусство» 8 класс.
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах 8ч
Синтетические искусства и изображения. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение
Сценография– особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.
Сценография как искусство и производство.
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Костюм, грим и маска или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощен Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма
Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. Образность театрального грима и причёски
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска.
Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса. Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра
Спектакль от замысла к воплощению. Третий звонок. Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы.
2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий 8ч
Художник и художественные технологии. Эстафета искусств. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
Фотография –взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.
Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность»
Человек на фотографии. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Операторское мастерство фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация.
Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
3. Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 10 ч
Кино – запечатлённое движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Азбука кинозыка. Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка.
Из истории кино. Киножанры. Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой.
Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре.
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к домашнему видео. Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.
Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на службе художника.
Анимационный (мультипликационный) фильм Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы.
Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства
4. Телевидение, пространство, культура. Экран- искусство- зритель 6ч (+2)
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.
Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.
Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.
Киноязык и киноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.
Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.
Тематический план
№ п/п | Название раздела в рабочей программе | Количество часов |
1 | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | 8 |
2 | Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий | 8 |
3 | Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 10 |
4 | Телевидение, пространство, культура. Экран- искусство- зритель | 6 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
| Анализ промежуточной аттестации | 1 |
Итого: | 34 |