МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края
МБОУ ООШ с. Глебово
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на ШМО гуманитарного цикла | на методическом совете | Директор МБОУ ООШ с. Глебово |
__________ Будникова И.Е. | ___________ Будникова И.Е. | _________ Демиденко Т.И. |
| | |
протокол № 1 | протокол № 1 | приказ № 104 |
от «30» 08 2022г. | от «30» 08 2022г. | от «30» 08 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 705914) учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 5 класса
на 2022/23 учебный год
Составитель: Глушко Татьяна Федоровна
учитель ИЗО
с. Глебово 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 5 класса, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования по предмету «Изобразительное искусство» кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Он изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. В учебный план 5 класса входит модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью изучения предмета в 5 классе является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Курс объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.
Задачами изучения предмета в 5 классе являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве Декоративно-прикладное искусство и его виды:
Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства:
традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства;
связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом;
роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада;
образно-символический язык народного прикладного искусства;
знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства;
выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки;
освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.
Убранство русской избы:
конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и символического – в её постройке и украшении;
символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства;
выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского дома;
устройство внутреннего пространства крестьянского дома; Декоративные элементы жилой среды;
определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде; Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа;
выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
Народный праздничный костюм:
образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского;
традиционная конструкция русского женского костюма – северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты;
разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны;
искусство народной вышивки;
вышивка в народных костюмах и обрядах;
древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке;
символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки;
особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны;
выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия;
народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества;
выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы:
роль и значение народных промыслов в современной жизни;
искусство и ремесло;
традиции культуры, особенные для каждого региона;
многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России;
разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др;);
традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов;
особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки;
местные промыслы игрушек разных регионов страны;
создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла;
Роспись по дереву, хохлома, краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента, связь с природой, единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента, праздничность изделий «золотой хохломы»;
городецкая роспись по дереву, Краткие сведения по истории, традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы орнаментальных композиций;
сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи;
посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора;
природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии;
роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей;
приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов;
эффект освещённости и объёмности изображения;
древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны;
разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом;
искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России;
особенности стиля каждой школы, роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры;
мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов;
отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций;
народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России;
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов:
характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях;
украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта – в культуре разных эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека:
многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды);
символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак;
государственная символика и традиции геральдики;
декоративные украшения предметов нашего быта и одежды;
значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений.
Декор на улицах и декор помещений.
Декор праздничный и повседневный.
Праздничное оформление школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.
Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества.
Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля:
Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументировано защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;
знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
овладеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;
овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве |
1.1 | Декоративно-прикладное искусство и его виды | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 02 | Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде Сравнивать виды декоративно-прикладного искусства по материалу изготовления и практическому назначению Анализировать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей Самостоятельно формулировать определение декоративно-прикладного искусства | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/466 |
2. Древние корни народного искусства |
2.1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного народного (крестьянского) прикладного искусства Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок Выполнять зарисовки древних образов (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.) Осваивать навыки декоративного обобщения | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7825/start/312989 |
2.2 | Убранство русской избы | 1 | 0 | 0 | 21.09 2022 | Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве Сравнивать и характеризовать разнообразие в построении и образе избы в разных регионах страны Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/start/313020 |
2.3 | Внутренний мир русской избы | 2 | 0 | 1 | 28.09.2022 | Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/start/313020 |
2.4 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда | 1 | 0 | 1 | 05.10.2022 | Изобразить в рисунке форму и декор предметов крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности) Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов) | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/start/313020 |
2.5 | Народный праздничный костюм | 2 | 0 | 1 | 12.10.2022 19.10.2022 | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7827/start/276982 |
2.6 | Искусство народной вышивки | 1 | 0 | 1 | 26.10.2022 | Понимать условность языка орнамента, его символическое значение Объяснять связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой и магическими древними представлениями Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7827/start/276982 |
2.7 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | 0 | 1 | 09.11.2022 | Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества Изобразить сюжетную композицию с изображением праздника или участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников | Практическая работа Тестирование | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7828/start/277014 |
3. Народные художественные промыслы |
3.1 | Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России | 1 | 0 | 0 | 16.11 2022 | Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами Объяснять роль народных художественных промыслов в современной жизни | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7829/start/313051 |
3.2 | Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов | 2 | 0 | 1 | 23.11 2022 30.11.2022 | Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных народных промыслов Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской и др. Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла; | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7829/start/313051 |
3.3 | Праздничная хохлома. Роспись по дереву | 2 | 0 | 1 | 07.12.2022 14.12.2022 | Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла Объяснять назначение изделий хохломского промысла Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи («травка», «кудрина» и др.) Создавать эскизы изделия по мотивам промысла | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083 |
3.4 | Искусство Гжели. Керамика | 2 | 0 | 1 | 21.12.2022 11.01.2023 | Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и кобальтового декора Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка Создавать эскиз изделия по мотивам промысла Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции | Устный опрос Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083 |
3.5 | Городецкая роспись по дереву | 2 | 0 | 1 | 18.01.2023 25.01.2023 | Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла | Устный опрос Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083 |
3.6 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7831/start/313112 |
3.7 | Искусство лаковой живописи | 1 | 1 | 0 | 08.02.2023 | Наблюдать, разглядывать, любоваться, обсуждать произведения лаковой миниатюры Знать об истории происхождения промыслов лаковой миниатюры Объяснять роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры Иметь опыт создания композиции на сказочный сюжет, опираясь на впечатления от лаковых миниатюр | Тестирование | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7831/start/313112 |
4. Народные художественные промыслы |
4.1 | Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративно-прикладное искусство в культурах разных народов Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материалов, формы и декора Делать зарисовки элементов декора или декорированных предметов | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/start/313175 |
4.2 | Особенности орнамента в культурах разных народов | 1 | 0 | 1 | 22.02.2023 | Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится Проводить исследование орнаментов выбранной культуры, отвечая на вопросы о своеобразии традиций орнамента Иметь опыт изображения орнаментов выбранной культуры | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/start/313175 |
4.3 | Особенности конструкции и декора одежды | 2 | 0 | 1 | 01.03.2023 15.03.2023 | Проводить исследование и вести поисковую работу по изучению и сбору материала об особенностях одежды выбранной культуры, её декоративных особенностях и социальных знаках Изображать предметы одежды Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7835/start/313206 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7836/start/280792 |
4.4 | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры | 2 | 1 | 1 | 22.03.2023 05.04.2023 | Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи | Практическая работа Тестирование | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/start/313175 |
5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека |
5.1 | Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства | 2 | 0 | 1 | 12.04.2023 19.04.2023 | Наблюдать и эстетически анализировать произведения современного декоративного и прикладного искусства Вести поисковую работу по направлению выбранного вида современного искусства Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7839/start/313480 |
5.2 | Символический знак в современной жизни | 3 | 0 | 2 | 26.04.2023 10.05. 2023 | Объяснять значение государственной символики и роль художника в её разработке Разъяснять смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в государственной символике и в гербе родного города Рассказывать о происхождении и традициях геральдики Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы | Устный опрос Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7837/start/313452 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7838/start/313567 |
5.3 | Декор современных улиц и помещений | 2 | 1 | 1 | 17.05.2023 24.05.2023 | Обнаруживать украшения на улицах родного города и рассказывать о них Объяснять, зачем люди в праздник украшают окружение и себя Участвовать в праздничном оформлении школы | Контрольная работа Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7839/start/313480 |
Всего | 34 | 3 | 16 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1 | Декоративно-прикладное искусство и его виды | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Устный опрос |
2 | Древние образы в народном искусстве | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос |
3 | Убранство русской избы | 1 | 0 | 0 | 21.09 2022 | Устный опрос |
4 | Внутренний мир русской избы | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос |
5 | Внутренний мир русской избы | 1 | 0 | 1 | 05.10.2022 | Практическая работа |
6 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда | 1 | 0 | 1 | 12.10.2022 | Устный опрос Практическая работа |
7 | Народный праздничный костюм | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Устный опрос |
8 | Народный праздничный костюм | 1 | 0 | 1 | 26.10.2022 | Практическая работа |
9 | Искусство народной вышивки | 1 | 0 | 1 | 09. 11 2022 | Устный опрос Практическая работа |
10 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | 0 | 1 | 16.11 2022 | Практическая работа Тестирование |
11 | Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России | 1 | 0 | 0 | 23.11. 2022 | Устный опрос |
12 | Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов | 1 | 0 | 0 | 30.11.2023 | Устный опрос |
13 | Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Роспись игрушки | 1 | 0 | 1 | 07.12.2022 | Практическая работа; |
14 | Праздничная хохлома. Роспись по дереву | 1 | 0 | 0 | 14. 12.2022 | Устный опрос |
15 | Праздничная хохлома. Роспись по дереву | 1 | 0 | 1 | 21. 12.2022 | Практическая работа |
16 | Искусство Гжели. Керамика | 1 | 0 | 0 | 11.01. 2023 | Устный опрос |
17 | Искусство Гжели. Керамика | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
18 | Городецкая роспись по дереву | 1 | 0 | 0 | 18. 01. 2023 | Устный опрос |
19 | Городецкая роспись по дереву | 1 | 0 | 1 | 25. 01. 2023 | Практическая работа |
20 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | 0 | 0 | 2023 | Устный опрос |
21 | Искусство лаковой живописи | 1 | 1 | 0 | 08.02.2023 | Тестирование |
22 | Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций | 1 | 0 | 0 | 15.02. 2023 | Устный опрос |
23 | Особенности орнамента в культурах разных народов | 1 | 0 | 1 | 22.02. 2023 | Устный опрос Практическая работа |
24 | Особенности конструкции и декора одежды | 1 | 0 | 0 | 2023 | Устный опрос |
25 | Особенности конструкции и декора одежды | 1 | 0 | 1 | 15.03. 2023 | Практическая работа |
26 | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры | 1 | 0 | 1 | 22.03. 2023 | Практическая работа |
27 | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры | 1 | 1 | 0 | 05.04. 2023 | Тестирование |
28 | Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства | 1 | 0 | 0 | 12.04. 2023 | Устный опрос |
29 | Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства | 1 | 0 | 1 | 19.04. 2023 | Практическая работа |
30 | Символический знак в современной жизни | 1 | 0 | 0 | 26.04. 2023 | Устный опрос |
31. | Символический знак в современной жизни | 1 | 0 | 1 | 03.05 2023 | Практическая работа |
32 | Символический знак в современной жизни | 1 | 0 | 1 | 10.05. 2023 | Практическая работа |
33 | Декор современных улиц и помещений | 1 | 0 | 1 | 17.05. 2023 | Практическая работа |
34 | Декор современных улиц и помещений | 1 | 1 | 0 | 24.05. 2023 | Контрольная работа |
Всего | 34 | 3 | 16 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О. В.; под редакцией Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Технологии личностно-ориентированного урока» В. В. Шоган, Учитель, 2003г.
«Искусство вокруг нас» Б. М. Неменский, М.: «Просвещение», 2003г.
«Твоя мастерская» Б. М. Неменский, М.: «Просвещение», 2003г.
«ИЗО и художественный труд» (1-8) Б. М. Неменский, М.:«Просвещение», 2003г.
«Рисунок, живопись» Ю. М. Кирцер, М.: «Высшая школа», 1992г.
«Академический рисунок» Н. Н. Ростовцев, М.: Просвещение, 1995г.
«Школа ИЗО» под редакцией Пономарева А. Н., М.: Агаров, 1998г.
«Звучащее безмолвие или основы искусства знания», М.: «Просвещение», 1997г.
«Обучение ИЗО» С. В. Аранова, Санкт-Петербург: «Каро», 2004г.
«Когда начинается художник» А. Д. Алехин, М.: Просвещение, 1994г.
«Декоративно-оформительские работы» С. С. Губницкий, М.: Профиздат, 1961г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://som.fio.ru Сетевое объединение методистов «СОМ» (проект Федерации Интернет-образования)
http://catalog.alledu.ru Портал «Все образование»
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО
http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью
http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров
http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей
http://art-in-school.narod.ru/ Искусство в школе
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com Портал «Сеть творческих учителей»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Альбомы с демонстрационным материалом
Дидактический раздаточный материал