СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5 класс 2022-2023

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по ИЗО 5 класс 2022- 2023 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс 2022-2023»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования и науки Хабаровского края

Управление образования администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края


МБОУ ООШ с. Глебово


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на ШМО гуманитарного цикла

на методическом совете

Директор МБОУ ООШ с. Глебово

__________ Будникова И.Е.

___________ Будникова И.Е.

_________ Демиденко Т.И.




протокол № 1

протокол № 1

приказ № 104

от «30» 08 2022г.

от «30» 08 2022г.

от «30» 08 2022г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 705914)

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 5 класса


на 2022/23 учебный год



Составитель: Глушко Татьяна Федоровна

учитель ИЗО











с. Глебово 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Основные формы учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Программа направлена на достижение основного результата образования – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 5 класса, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Для оценки качества образования по предмету «Изобразительное искусство» кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.

Учебный материал разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.

Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).

Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Он изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. В учебный план 5 класса входит модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью изучения предмета в 5 классе является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Курс объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.

Задачами изучения предмета в 5 классе являются:

  • освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;

  • формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;

  • формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

  • приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);

  • формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

  • овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

  • развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

  • воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве Декоративно-прикладное искусство и его виды:

  • декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.

Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства:

  • традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства;

  • связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом;

  • роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада;

  • образно-символический язык народного прикладного искусства;

  • знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства;

  • выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки;

  • освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Убранство русской избы:

  • конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и символического – в её постройке и украшении;

  • символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства;

  • выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского дома;

  • устройство внутреннего пространства крестьянского дома; Декоративные элементы жилой среды;

  • определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде; Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа;

  • выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.

Народный праздничный костюм:

  • образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского;

  • традиционная конструкция русского женского костюма – северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты;

  • разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны;

  • искусство народной вышивки;

  • вышивка в народных костюмах и обрядах;

  • древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке;

  • символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки;

  • особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны;

  • выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия;

  • народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества;

  • выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников.

Народные художественные промыслы:

  • роль и значение народных промыслов в современной жизни;

  • искусство и ремесло;

  • традиции культуры, особенные для каждого региона;

  • многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России;

  • разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др;);

  • традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов;

  • особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки;

  • местные промыслы игрушек разных регионов страны;

  • создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла;

  • Роспись по дереву, хохлома, краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента, связь с природой, единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента, праздничность изделий «золотой хохломы»;

  • городецкая роспись по дереву, Краткие сведения по истории, традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы орнаментальных композиций;

  • сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи;

  • посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора;

  • природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии;

  • роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей;

  • приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов;

  • эффект освещённости и объёмности изображения;

  • древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны;

  • разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом;

  • искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России;

  • особенности стиля каждой школы, роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры;

  • мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов;

  • отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций;

  • народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России;

Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов:

  • характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях;

  • украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта – в культуре разных эпох.

Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека:

  • многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды);

  • символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак;

  • государственная символика и традиции геральдики;

  • декоративные украшения предметов нашего быта и одежды;

  • значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений.

  • Декор на улицах и декор помещений.

Декор праздничный и повседневный.

Праздничное оформление школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

В центре программы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности.

Патриотическое воспитание

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.

Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

Гражданское воспитание

Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества.

Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

Трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы.

Воспитывающая предметно-эстетическая среда

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля:

Овладение универсальными познавательными действиями

  • Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:

    • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;

    • характеризовать форму предмета, конструкции;

    • выявлять положение предметной формы в пространстве;

    • обобщать форму составной конструкции;

    • анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;

    • структурировать предметно-пространственные явления;

    • сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.

  • Базовые логические и исследовательские действия:

    • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;

    • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;

    • классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

    • ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

    • вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;

    • самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументировано защищать свои позиции.

  • Работа с информацией:

    • использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;

    • использовать электронные образовательные ресурсы;

    • уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;

    • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;

    • самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.

Овладение универсальными коммуникативными действиями

  • понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;

  • вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;

  • публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

  • взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

Овладение универсальными регулятивными действиями

  • Самоорганизация:

    • осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;

    • планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;

    • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

  • Самоконтроль:

    • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

    • владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

  • Эмоциональный интеллект:

    • развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;

    • уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;

    • развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;

    • признавать своё и чужое право на ошибку;

    • работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;

  • иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;

  • характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;

  • уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;

  • распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;

  • распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;

  • знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;

  • различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;

  • владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;

  • знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;

  • овладеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;

  • знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;

  • уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);

  • знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;

  • иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;

  • освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;

  • осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;

  • знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;

  • иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;

  • объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;

  • рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;

  • называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;

  • характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;

  • уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;

  • различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;

  • объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;

  • уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

  • характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;

  • понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;

  • уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;

  • ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;

  • овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве

1.1

Декоративно-прикладное искусство и его виды

1

0

0

07.09.2022 02

  • Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде

  • Сравнивать виды декоративно-прикладного искусства по материалу изготовления и практическому назначению

  • Анализировать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей

  • Самостоятельно формулировать определение декоративно-прикладного искусства

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/466

2. Древние корни народного искусства

2.1

Древние образы в народном искусстве

1

0

0

14.09.2022

  • Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного народного (крестьянского) прикладного искусства

  • Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок

  • Выполнять зарисовки древних образов (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.)

  • Осваивать навыки декоративного обобщения

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7825/start/312989

2.2

Убранство русской избы

1

0

0

21.09 2022

  • Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве

  • Сравнивать и характеризовать разнообразие в построении и образе избы в разных регионах страны

  • Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/start/313020

2.3

Внутренний мир русской избы

2

0

1

28.09.2022

  • Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома

  • Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/start/313020

2.4

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

1

0

1

05.10.2022

  • Изобразить в рисунке форму и декор предметов
    крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности)

  • Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов)

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/start/313020

2.5

Народный праздничный костюм

2

0

1

12.10.2022

19.10.2022

  • Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку

  • Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков

  • Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России

  • Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7827/start/276982

2.6

Искусство народной вышивки

1

0

1

26.10.2022

  • Понимать условность языка орнамента, его символическое значение

  • Объяснять связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой и магическими древними представлениями

  • Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре

  • Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7827/start/276982

2.7

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

0

1

09.11.2022

  • Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества

  • Изобразить сюжетную композицию с изображением праздника или участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников

Практическая работа


Тестирование

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7828/start/277014

3. Народные художественные промыслы

3.1

Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России

1

0

0

16.11 2022

  • Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления

  • Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами

  • Объяснять роль народных художественных промыслов в современной жизни

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7829/start/313051

3.2

Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов

2

0

1

23.11 2022

30.11.2022

  • Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных народных промыслов

  • Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской и др.

  • Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла;

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7829/start/313051

3.3

Праздничная хохлома. Роспись по дереву

2

0

1

07.12.2022 14.12.2022

  • Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла

  • Объяснять назначение изделий хохломского промысла

  • Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи («травка», «кудрина» и др.)

  • Создавать эскизы изделия по мотивам промысла

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083

3.4

Искусство Гжели. Керамика

2

0

1

21.12.2022 11.01.2023

  • Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели

  • Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и кобальтового декора

  • Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка

  • Создавать эскиз изделия по мотивам промысла

  • Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции

Устный опрос


Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083

3.5

Городецкая роспись по дереву

2

0

1

18.01.2023 25.01.2023

  • Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись

  • Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи

  • Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла

Устный опрос


Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083

3.6

Жостово. Роспись по металлу

1

0

0

01.02.2023

  • Наблюдать разнообразие форм подносов и
    композиционного решения их росписи

  • Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов

  • Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7831/start/313112

3.7

Искусство лаковой живописи

1

1

0

08.02.2023

  • Наблюдать, разглядывать, любоваться, обсуждать произведения лаковой миниатюры

  • Знать об истории происхождения промыслов лаковой миниатюры

  • Объяснять роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры

  • Иметь опыт создания композиции на сказочный сюжет, опираясь на впечатления от лаковых миниатюр

Тестирование

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7831/start/313112

4. Народные художественные промыслы

4.1

Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций

1

0

0

15.02.2023

  • Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративно-прикладное искусство в культурах разных народов

  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материалов, формы и декора

  • Делать зарисовки элементов декора или декорированных предметов

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/start/313175

4.2

Особенности орнамента в культурах разных народов

1

0

1

22.02.2023

  • Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится

  • Проводить исследование орнаментов выбранной культуры, отвечая на вопросы о своеобразии традиций орнамента

  • Иметь опыт изображения орнаментов выбранной культуры

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/start/313175

4.3

Особенности конструкции и декора одежды

2

0

1

01.03.2023 15.03.2023

  • Проводить исследование и вести поисковую работу по изучению и сбору материала об особенностях одежды выбранной культуры, её декоративных особенностях и социальных знаках

  • Изображать предметы одежды

  • Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7835/start/313206


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7836/start/280792

4.4

Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры

2

1

1

22.03.2023 05.04.2023

  • Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи

Практическая работа


Тестирование

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/start/313175

5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

5.1

Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства

2

0

1

12.04.2023 19.04.2023

  • Наблюдать и эстетически анализировать произведения современного декоративного и прикладного искусства

  • Вести поисковую работу по направлению выбранного вида современного искусства

  • Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7839/start/313480

5.2

Символический знак в современной жизни

3

0

2

26.04.2023 10.05. 2023

  • Объяснять значение государственной символики и роль художника в её разработке

  • Разъяснять смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в государственной символике и в гербе родного города

  • Рассказывать о происхождении и традициях геральдики

  • Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы

Устный опрос


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7837/start/313452


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7838/start/313567

5.3

Декор современных улиц и помещений

2

1

1

17.05.2023 24.05.2023

  • Обнаруживать украшения на улицах родного города и рассказывать о них

  • Объяснять, зачем люди в праздник украшают окружение и себя

  • Участвовать в праздничном оформлении школы

Контрольная работа


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7839/start/313480

Всего

34

3

16


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1

Декоративно-прикладное искусство и его виды

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос

2

Древние образы в народном искусстве

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос

3

Убранство русской избы

1

0

0

21.09 2022

Устный опрос

4

Внутренний мир русской избы

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос

5

Внутренний мир русской избы

1

0

1

05.10.2022

Практическая работа

6

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

1

0

1

12.10.2022


Устный опрос


Практическая работа

7

Народный праздничный костюм

1

0

0

19.10.2022

Устный опрос

8

Народный праздничный костюм

1

0

1

26.10.2022

Практическая работа

9

Искусство народной вышивки

1

0

1

09. 11 2022

Устный опрос


Практическая работа

10

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

0

1

16.11 2022

Практическая работа


Тестирование

11

Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России

1

0

0

23.11. 2022

Устный опрос

12

Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов

1

0

0

30.11.2023

Устный опрос

13

Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Роспись игрушки

1

0

1

07.12.2022

Практическая работа;

14

Праздничная хохлома. Роспись по дереву

1

0

0

14. 12.2022

Устный опрос

15

Праздничная хохлома. Роспись по дереву

1

0

1

21. 12.2022

Практическая работа

16

Искусство Гжели. Керамика

1

0

0

11.01. 2023

Устный опрос

17

Искусство Гжели. Керамика

1

0

1


Практическая работа

18

Городецкая роспись по дереву

1

0

0

18. 01. 2023

Устный опрос

19

Городецкая роспись по дереву

1

0

1

25. 01. 2023

Практическая работа

20

Жостово. Роспись по металлу

1

0

0

    1. 2023

Устный опрос

21

Искусство лаковой живописи

1

1

0

08.02.2023

Тестирование

22

Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций

1

0

0

15.02. 2023

Устный опрос

23

Особенности орнамента в культурах разных народов

1

0

1

22.02. 2023

Устный опрос


Практическая работа

24

Особенности конструкции и декора одежды

1

0

0

    1. 2023

Устный опрос

25

Особенности конструкции и декора одежды

1

0

1

15.03. 2023

Практическая работа

26

Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры

1

0

1

22.03. 2023

Практическая работа

27

Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры

1

1

0

05.04. 2023

Тестирование

28

Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства

1

0

0

12.04. 2023

Устный опрос

29

Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства

1

0

1

19.04. 2023

Практическая работа

30

Символический знак в современной жизни

1

0

0

26.04. 2023

Устный опрос

31.

Символический знак в современной жизни

1

0

1

03.05 2023

Практическая работа

32

Символический знак в современной жизни

1

0

1

10.05. 2023

Практическая работа

33

Декор современных улиц и помещений

1

0

1

17.05. 2023

Практическая работа

34

Декор современных улиц и помещений

1

1

0

24.05. 2023

Контрольная работа

Всего

34

3

16





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  • Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О. В.; под редакцией Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • «Технологии личностно-ориентированного урока» В. В. Шоган, Учитель, 2003г.

  • «Искусство вокруг нас» Б. М. Неменский, М.: «Просвещение», 2003г.

  • «Твоя мастерская» Б. М. Неменский, М.: «Просвещение», 2003г.

  • «ИЗО и художественный труд» (1-8) Б. М. Неменский, М.:«Просвещение», 2003г.

  • «Рисунок, живопись» Ю. М. Кирцер, М.: «Высшая школа», 1992г.

  • «Академический рисунок» Н. Н. Ростовцев, М.: Просвещение, 1995г.

  • «Школа ИЗО» под редакцией Пономарева А. Н., М.: Агаров, 1998г.

  • «Звучащее безмолвие или основы искусства знания», М.: «Просвещение», 1997г.

  • «Обучение ИЗО» С. В. Аранова, Санкт-Петербург: «Каро», 2004г.

  • «Когда начинается художник» А. Д. Алехин, М.: Просвещение, 1994г.

  • «Декоративно-оформительские работы» С. С. Губницкий, М.: Профиздат, 1961г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • http://som.fio.ru Сетевое объединение методистов «СОМ» (проект Федерации Интернет-образования)

  • http://catalog.alledu.ru Портал «Все образование»

  • http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  • http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО

  • http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью

  • http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров

  • http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей

  • http://art-in-school.narod.ru/ Искусство в школе

  • http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com Портал «Сеть творческих учителей»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  • Проектор

  • Экран проекционный

  • Компьютер

  • Аудиотехнические средства (колонки)

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

  • Портреты русских и зарубежных художников

  • Таблицы по цветоведению, перспективе

  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

  • Альбомы с демонстрационным материалом

  • Дидактический раздаточный материал


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!