СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы изобразительное искусство для 5-8 классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего (начального/среднего) образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного (начального/среднего) общего образования; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего (начального/среднего) образования, в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
в 6 классах
Тип классов общеобразовательный
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; авторской программы по изобразительному искусству для 5-8 классов / Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,А.С.Питерских/.
Составители (авторы): Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,А.С.Питерских.
Год издания программы: Москва, «Просвещение», 2015 г.
Учебник (учебное пособие): «Искусство в жизни человека»
Автор учебника (учебного пособия): Л.А.Неменская
Год издания: Москва, «Просвещение», 2016г.
По учебному плану: всего- 35 часов; в неделю- 1 час
Программа составлена учителем изобразительного искусства и черчения
МБОУ СОШ № 44
Малявко Ниной Валентиновной
г. Сургут
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы изобразительное искусство для 5-8 классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего (начального/среднего) образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного (начального/среднего) общего образования; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего (начального/среднего) образования, в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2019-2020 учебный год. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего (среднего общего) образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, учащихся на уровне основного (начального) общего образования, межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программой также предполагается проведение практических, проверочных, творческих работ, тематического и итогового тестирования, направленных на отработку отдельных технологических приёмов.
Изучение курса изобразительное искусство ориентированно на использование учебника «Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского, рекомендованного Министерством просвещения РФ, Приказ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Согласно учебному плану для общеобразовательных учреждений для изучения курса изобразительное искусство в 6 классе отводится 1час(ов) в неделю, 35часов в год.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по изобразительному искусству, определяемый Федеральным образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Цели и задачи изучения изобразительного искусства.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование ИКТ в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирование информационной культуры школьника, достижения им ряда образовательных результатов.
Изучение изобразительного искусства в 5-8 классах в 2019-2020 учебном году направлено на достижение следующих целей: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения изобразительного искусства в 5 -8 классах в 2019-2020 учебном году необходимо решить следующие задачи:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год, для изучения изобразительного искусства в 6 классах выделено 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год из них 35 часов – из обязательной части учебного плана.
6 класс.
Раздел программы | Количество часов в неделю | Кол-во часов теоретической части | Кол-во часов практической части | |||||
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Общее количество часов | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 9 |
| 9 | 9 |
|
| ||
Мир наших вещей. Натюрморт. | 7 |
| 7 | 7 |
|
| ||
Вглядываясь в человека. Портрет. | 10 |
| 10 | 10 |
|
| ||
Человек и пространство. Пейзаж. | 9 |
| 9 | 9 |
|
| ||
Итого: |
|
| 35 | 35 |
|
|
Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводимые на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений, распределены следующим образом:
№п/п | Разделы программы /тема | Количество часов |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 9 часов | ||
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 |
2. | Художественные материалы. | 1 |
3. | Рисунок - основа изобразительного творчества. | 1 |
4. | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | 1 |
5. | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 1 |
6. | Цвет. Основы цветоведения. | 1 |
7. | Цвет в произведениях живописи. | 1 |
8. | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 |
9. | Основы языка изображения. | 1 |
Мир наших вещей. Натюрморт. 7 часов. | ||
10. | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 |
11. | Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 |
12. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 |
13. | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 |
14. | Освещение. Свет и тень. | 1 |
15. | Натюрморт в графике. | 1 |
16. | Цвет в натюрморте. | 1 |
Вглядываясь в человека. Портрет.10 часов. | ||
17. | Образ человека – главная тема в искусстве. | 1 |
18. | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 |
19. | Изображение головы человека в пространстве. | 1 |
20. | Портрет в скульптуре. | 1 |
21. | Графический портретный рисунок. | 1 |
22. | Сатирические образы человека. | 1 |
23. | Образные возможности освещения в портрете. | 1 |
24. | Роль цвета в портере. | 1 |
25. | Великие портретисты прошлого. | 1 |
26. | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 |
Человек и пространство. Пейзаж.9 часов. | ||
27. | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 |
28. | Изображение пространства. | 1 |
29. | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 |
30. | Пейзаж — большой мир. | 1 |
31. | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 |
32. | Пейзаж в русской живописи. | 1 |
33. | Пейзаж в графике. | 1 |
34. | Городской пейзаж. | 1 |
35. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 |
Используемые технологии, методы и формы работы.
Для реализации программы курса изобразительное искусство в 6 классе в рамках системно-деятельностного подхода, используются педагогические технологии обучения, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также технологии способствующие формированию УУД.
Образовательные технологии:
развивающего обучения;
обучение в нетрадиционных системах организации учебного процесса;
личностно-ориентированного обучения и воспитания;
проблемного обучения;
информационно-коммуникационные
творческого сотрудничества;
сравнения;
дифференциация.
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая;
дифференцированно-групповая.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемного изложения;
частично поисковый;
эвристический;
исследовательский;
словесный;
наглядный;
практический.
Формы обучения:
беседа;
рассказ;
лекция;
экскурсия;
игра;
смотр знаний;
самостоятельная работа.
Формы контроля:
индивидуальный контроль;
групповой контроль (применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала);
фронтальный контроль;
тематический контроль;
текущий (проводится в форме тестов и самостоятельных, практических работ на 15–20 минут с дифференцированным оцениванием);
итоговый (проводятся после изучения наиболее значимых тем программы).
Содержание курса изобразительное искусство
6 класс (35 часов в год).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Требования к уровню подготовки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Предметные планируемые результаты изучения
По окончании основной школы учащиеся должны:
6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.
Оценка устных ответов учащихся
Отметка | Характеристика ответа |
Оценка «5» | Учащийся, полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. |
Оценка «4» | Учащийся, в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. |
Оценка «3» | Учащийся, не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. |
Оценка «2» | Учащийся, полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. |
Оценка практических работ учащихся
Отметка | Характеристика ответа |
Оценка «5» | Уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. |
Оценка «4» | Уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. |
Оценка «3» | Уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности. |
Оценка «2» | Ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте. |
Перечень учебно-методического и программного
обеспечения по изобразительному искусству.
Программа:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4+е изд. — М.: Просвещение, 2015.
Учебники и учебные пособия для учащихся:
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2016 г.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2016.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.; под ред Б.М.Неменского -Москва: Просвещение, 2017.
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на тел евидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2018.
Учебно-методические пособия для учителя.
Основная литература:
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2016 г.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2016.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.; под ред Б.М.Неменского -Москва: Просвещение, 2017.
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на тел евидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru
3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru
4. Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru
6. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
7. http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)
http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы
http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная экскурсия по собору святого Павла в Лондоне
http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира
http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям
http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология
http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
http://kizhi.karelia.ru/ Государственный музей-заповедник Кижи
http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная галерея Александра Петрова
http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и биографии русских художников
http://www.culturemap.ru/ Культура регионов России (достопримечательности регионов)
http://louvre.historic.ru Лувр (история, коллекции, виртуальная экскурсия)
http://www.metmuseum.org/ Метрополитен-музей в Нью-Йорке
http://sobory.ru/ Народный каталог православной архитектуры (описания и фотографии церквей, храмов и монастырей)
http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи
Официальный сайт Русского музея
http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа
http://www.museum.ru Портал музеев России
http://www.bards.ru/ Российские барды
http://www.sgu.ru/rus_hist/ Русская история в зеркале изобразительного искусства
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
http://www.artlib.ru/ Сборник галерей живописи русских художников и художников XX века
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/sculpture_greek/index.html http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml Собрания древнегреческой скульптуры
http://www.wroubel.ru/ Творчество Михаила Врубеля
http://www.encspb.ru Энциклопедия Санкт-Петербурга
http://www.impressionism.ru Эпоха Средневековья. Литература о рыцарстве и крестовых походах, коллекция изображений средневековых замков
Список видеофильмов:
«Сериал Эрмитаж» - «Пословицы Эллады».
«Дом на Волхонке» (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) – «Раннаи с берегов Нила» (Искусство Древнего Египта). «Подобные богам» (Искусство Древней Греции).
«Народные промыслы» - «Тайна птицы Сирин» (Деревянные промыслы, каргопольская игрушка, вологодские кружева, плетение соломы). «Отблески серебряного века» (Собрание народного творчества Талашкина, работы Н. Рериха в русском храме святого духа). «Глиняное чудо» (Гжель). «России яркие букеты» (Жостовские подносы). «Славен град на Онеге» (Каргопольские игрушки). «Плат узорный» (Павловские платки). «Легенды Чукотки» (Резчики по кости). «Наследство деда Филимона» (Глиняные игрушки из Тулы).
Печатные пособия:
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Мольберт.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Календарно-тематическое планирование уроков по учебному предмету _изобразительное искусство 6 класс__
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела/ темы урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание | |||||
план | факт | |||||||||
| Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 9 часов |
|
| ||||||
1 |
|
| 1 урок: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
|
1 | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение. Творческая работа: Выполнение рисунка на свободную тему красками или в карандаше. Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) | Выполнение заданий: с. 13 | ||||
2 |
|
| 2 урок: Художественные материалы. | 1 | Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа. Творческая работа: выполнение композиции с Живописные и графические материалы, бумага. | Выполнение заданий: с. 23 | ||||
3 |
|
| 3 урок: Рисунок – основа изобразительного творчества. |
1 | Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Творческая работа: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.). Карандаш, черная тушь, уголь, фломастер. | Выполнение заданий: с. 28-29 | ||||
4 |
|
| 4 урок: Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
|
1 | Приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Творческая работа: выполнение линейных рисунков травы, которую колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т.д.). Карандаш, тушь, уголь, бумага. | Выполнение заданий: с. 33 | ||||
5 |
|
| 5 урок: Пятно как средство выражения. Ритм пятен. |
1 | Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения. Творческая работа: изображение различных состояний в природе: ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени. Черная и белая гуашь, кисти. | Выполнение заданий: с. 37 | ||||
6 |
|
| 6 урок: Цвет. Основы цветоведения. |
1 | Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Творческая работа: фантазийное изображение сказочных царств на вариативные возможности цвета: «Царства Снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца», «Розовая страна вечной молодости». Гуашь, кисти, бумага. | Выполнение заданий: с. 42 | ||||
7 |
|
| 7 урок: Цвет в произведениях живописи. | 2 | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Овладевать навыками живописного изображения. Творческая работа: изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней Гуашь, кисти, бумага. | Выполнение заданий: с. 46-47 | ||||
8 |
|
| 8 урок: Объёмные изображения в скульптуре.
| 1 | Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Творческая работа: объемные изображения животных в разных материалах. Пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы. | Выполнение заданий: с. 51 | ||||
9 |
|
| 9 урок: Основы языка изображения. | 1 | Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Творческая работа: участие в выставке лучших |
| ||||
| Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт. | 7 часов |
|
| ||||||
10 |
|
| 10 урок: Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Творческая работа: выполнить рисунок на тему «Этот фантастический мир» карандашами, красками. Написать небольшой рассказ к своему рисунку. Гуашь, кисти, бумага. | Выполнение заданий: с. 57 | ||||
11 |
|
| 11 урок: Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 | Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Творческая работа: работа над натюрмортом | Выполнение заданий: с. 61 | ||||
12 |
|
| 12 урок: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Творческая работа: 1. Изображение с натуры Листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы. | Выполнение заданий: с. 63 | ||||
13 |
|
| 13 урок: Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Творческая работа: 1. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертёжных принадлежностей). | Выполнение заданий: с. 67 | ||||
14 |
|
| 14 урок: Освещение. Свет и тень. | 1 | Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Творческая работа: 1. Выполнение быстрых | Выполнение заданий: с. 73 | ||||
15 |
|
| 15 урок: Натюрморт в графике. | 1 | Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Творческая работа: 1. Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению. | Выполнение заданий: с. 77 | ||||
16 |
|
| 16 урок: Цвет в натюрморте. | 1 | Получать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Творческая работа: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.). Гуашь, кисти, большие листы бумаги. | Выполнение заданий: 85 | ||||
| Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет. | 10 часов |
|
| ||||||
17 |
|
| 17 урок: Образ человека – главная тема искусства. | 1 | Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Творческая работа: участие в беседе на тему | Выполнение заданий: с. 101 | ||||
18 |
|
| 18 урок: Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 | Получать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Творческая работа: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.). | Выполнение заданий: с. 105 | ||||
19 |
|
| 19 урок: Изображение головы человека в пространстве. | 1 | Получать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Творческая работа: зарисовки объёмной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров. | Выполнение заданий: с. 106 | ||||
20 |
|
| 20 урок: Портрет в скульптуре. | 1 | Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Учиться по- новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор). Творческая работа: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. Пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка). | Выполнение заданий: с. 110 | ||||
21 |
|
| 21 урок: Графический портретный рисунок. | 1 | Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Творческая работа: создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры). | Выполнение заданий: с. 114 | ||||
22 |
|
| 22 урок: Сатирические образы человека. | 1 | Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Творческая работа: создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. | Выполнение заданий: с. 119 | ||||
23 |
|
| 23 урок: Образные возможности освещения в портрете. | 1 | Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства Творческая работа: наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. Гуашь (три краски — тёмная, тёплая и белая), кисти, бумага или материалы для аппликации, монотипии. | Выполнение заданий: с. 121 | ||||
24 |
|
| 24 урок: Роль цвета в портрете. | 1 | Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Творческая работа: создание портрета знакомого человека или литературного героя. | Выполнение заданий: с. 125, № 1, 2 | ||||
25 |
|
| 25 урок: Великие портретисты прошлого.
| 1 | Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. Творческая работа: создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). Гуашь, кисть, бумага | Выполнение задания: с. 129 | ||||
26 |
|
| 26 урок: Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 | Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве ХХ века. Задание: участие в выставке лучших |
| ||||
| Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж. | 9 часов |
|
| ||||||
27 |
|
| 27 урок: Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Задание: участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа | Выполнение задания: с. 141 | ||||
28 |
|
| 28 урок: Изображение пространства. | 1 | Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого Творческая работа: изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы в помещении и на улице; создание простых зарисовок наблюдаемого | Выполнение задания: с. 145 | ||||
29 |
|
| 29 урок: Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 | Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Творческая работа: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. | Выполнение задания: с. 147 | ||||
30 |
|
| 30 урок: Пейзаж — большой мир. | 1 | Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Творческая работа: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. д. (работа индивидуальная или коллективная с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями). | Выполнение задания: с. 151 | ||||
31 |
|
| 31 урок: Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 | Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX веке. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Творческая работа: 1. Создание пейзажа настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны). 2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний | Выполнение задания: с. 155 | ||||
32 |
|
| 32 урок: Пейзаж в русской живописи. | 1 | Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре. Творческая работа: разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного Гуашь или акварель, кисти, бумага. | Выполнение задания: с. 163 | ||||
33 |
|
| 33 урок: Пейзаж в графике. | 1 | Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Творческая работа: создание графической работы на тему «Весенний пейзаж». | Выполнение задания: с. 167 | ||||
34 |
|
| 34 урок: Городской пейзаж. | 1 | Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Творческая работа: создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа). | Выполнение задания: с. 171 | ||||
35 |
|
| 35 урок: Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея |
|