СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 6 кл. составленная на основе авторской программы по изобразительному искусству для 5-8 классов / Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,А.С.Питерских/.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы изобразительное искусство для 5-8 классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего (начального/среднего) образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного (начального/среднего)  общего образования; основными подходами к развитию и формированию  универсальных учебных действий  (УУД)  для основного общего (начального/среднего) образования,  в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2019-2020 учебный год. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 6 кл. составленная на основе авторской программы по изобразительному искусству для 5-8 классов / Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,А.С.Питерских/.»











Рабочая программа

по изобразительному искусству

в 6 классах



Тип классов общеобразовательный

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; авторской программы по изобразительному искусству для 5-8 классов / Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,А.С.Питерских/.

Составители (авторы): Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,А.С.Питерских.

Год издания программы: Москва, «Просвещение», 2015 г.

Учебник (учебное пособие): «Искусство в жизни человека»

Автор учебника (учебного пособия): Л.А.Неменская

Год издания: Москва, «Просвещение», 2016г.

По учебному плану: всего- 35 часов; в неделю- 1 час











Программа составлена учителем изобразительного искусства и черчения

МБОУ СОШ № 44

Малявко Ниной Валентиновной

г. Сургут

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы изобразительное искусство для 5-8 классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего (начального/среднего) образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного (начального/среднего) общего образования; основными подходами к развитию и формированию  универсальных учебных действий  (УУД)  для основного общего (начального/среднего) образования, в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2019-2020 учебный год. В ней  соблюдается преемственность с  федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего (среднего общего) образования; учитываются  возрастные и психологические особенности школьников, учащихся на уровне основного (начального) общего образования, межпредметные связи.

В программе  предложен  авторский  подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программой также предполагается проведение практических, проверочных, творческих работ, тематического и итогового тестирования, направленных на отработку отдельных технологических приёмов.

Изучение курса изобразительное искусство ориентированно на использование учебника «Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского, рекомендованного Министерством просвещения РФ, Приказ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Согласно учебному плану для общеобразовательных учреждений для изучения курса изобразительное искусство в 6 классе отводится 1час(ов) в неделю, 35часов в год.

Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по изобразительному искусству, определяемый Федеральным образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Цели и задачи изучения изобразительного искусства.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование ИКТ в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирование информационной культуры школьника, достижения им ряда образовательных результатов.

Изучение изобразительного искусства в 5-8 классах в 2019-2020 учебном году направлено на достижение следующих целей: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения изобразительного искусства в 5 -8 классах в 2019-2020 учебном году необходимо решить следующие задачи:


  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год, для изучения изобразительного искусства в 6 классах выделено 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год из них 35 часов – из обязательной части учебного плана.


6 класс.


Раздел программы

Количество часов в неделю

Кол-во часов теоретической части

Кол-во часов практической части

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Общее количество часов

Контрольные работы

Практические работы

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

9


9

9



Мир наших вещей. Натюрморт.

7


7

7



Вглядываясь в человека. Портрет.

10


10

10



Человек и пространство. Пейзаж.

9


9

9



Итого:



35

35




Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводимые на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений, распределены следующим образом:


п/п

Разделы программы /тема

Количество часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка 9 часов

1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

2.

Художественные материалы.

1

3.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1

4.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

1

5.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1

6.

Цвет. Основы цветоведения.

1

7.

Цвет в произведениях живописи.

1

8.

Объёмные изображения в скульптуре.

1

9.

Основы языка изображения.

1

Мир наших вещей. Натюрморт. 7 часов.

10.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

11.

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

12.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

13.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

14.

Освещение. Свет и тень.

1

15.

Натюрморт в графике.

1

16.

Цвет в натюрморте.

1

Вглядываясь в человека. Портрет.10 часов.

17.

Образ человека – главная тема в искусстве.

1

18.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

19.

Изображение головы человека в пространстве.

1

20.

Портрет в скульптуре.

1

21.

Графический портретный рисунок.

1

22.

Сатирические образы человека.

1

23.

Образные возможности освещения в портрете.

1

24.

Роль цвета в портере.

1

25.

Великие портретисты прошлого.

1

26.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

Человек и пространство. Пейзаж.9 часов.

27.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

28.

Изображение пространства.

1

29.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

30.

Пейзаж — большой мир.

1

31.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

32.

Пейзаж в русской живописи.

1

33.

Пейзаж в графике.

1

34.

Городской пейзаж.

1

35.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1


Используемые технологии, методы и формы работы.

Для реализации программы курса изобразительное искусство в 6 классе в рамках системно-деятельностного подхода, используются педагогические технологии обучения, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также технологии способствующие формированию УУД.

Образовательные технологии:

  • развивающего обучения;

  • обучение в нетрадиционных системах организации учебного процесса;

  • личностно-ориентированного обучения и воспитания;

  • проблемного обучения;

  • информационно-коммуникационные

  • творческого сотрудничества;

  • сравнения;

  • дифференциация.

Формы работы:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • дифференцированно-групповая.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемного изложения;

  • частично поисковый;

  • эвристический;

  • исследовательский;

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический.

Формы обучения:

  • беседа;

  • рассказ;

  • лекция;

  • экскурсия;

  • игра;

  • смотр знаний;

  • самостоятельная работа.

Формы контроля: 

  • индивидуальный контроль;

  • групповой контроль (применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала);

  • фронтальный контроль;

  • тематический контроль;

  • текущий (проводится в форме тестов и самостоятельных, практических работ на 15–20 минут с дифференцированным оцениванием);

  • итоговый (проводятся после изучения наиболее значимых тем программы).


Содержание курса изобразительное искусство

6 класс (35 часов в год).


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объёмные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл


Требования к уровню подготовки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Предметные планируемые результаты изучения


По окончании основной школы учащиеся должны:

6 класс:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;

  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;


Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.


Оценка устных ответов учащихся


Отметка

Характеристика ответа

Оценка «5»

Учащийся, полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»

Учащийся, в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «3»

Учащийся, не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2»

Учащийся, полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Оценка практических работ учащихся


Отметка

Характеристика ответа

Оценка «5»

Уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошиб­ки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка «4»

Уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Оценка «3»

Уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

Оценка «2»

Ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.


Перечень учебно-методического и программного

обеспечения по изобразительному искусству.

Программа:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4+е изд. — М.: Просвещение, 2015.

Учебники и учебные пособия для учащихся:


  • Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2016 г.

  • Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2016.

  • Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.; под ред Б.М.Неменского -Москва: Просвещение, 2017.

  • Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на тел евидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2018.



Учебно-методические пособия для учителя.

Основная литература:

  • Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2016 г.

  • Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2016.

  • Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.; под ред Б.М.Неменского -Москва: Просвещение, 2017.

  • Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на тел евидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2018.

Дополнительная литература:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

Интернет-ресурсы:

1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru

3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru

4. Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru

6. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich

7. http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)

  1. http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы

  2. http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная экскурсия по собору святого Павла в Лондоне

  3. http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)

  4. http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира

  5. http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям

  6. http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология

  7. http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

  8. http://kizhi.karelia.ru/ Государственный музей-заповедник Кижи

  9. http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная галерея Александра Петрова

  10. http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и биографии русских художников

  11. http://www.culturemap.ru/ Культура регионов России (достопримечательности регионов)

  12. http://louvre.historic.ru Лувр (история, коллекции, виртуальная экскурсия)

  13. http://www.metmuseum.org/ Метрополитен-музей в Нью-Йорке

  14. http://sobory.ru/ Народный каталог православной архитектуры (описания и фотографии церквей, храмов и монастырей)

  15. http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи

  16.  Официальный сайт Русского музея

  17. http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа

  18. http://www.museum.ru Портал музеев России

  19. http://www.bards.ru/ Российские барды

  20. http://www.sgu.ru/rus_hist/ Русская история в зеркале изобразительного искусства

  21.  Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

  22. http://www.artlib.ru/ Сборник галерей живописи русских художников и художников XX века

  23. http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/sculpture_greek/index.html http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml Собрания древнегреческой скульптуры

  24. http://www.wroubel.ru/ Творчество Михаила Врубеля

  25. http://www.encspb.ru Энциклопедия Санкт-Петербурга

  26. http://www.impressionism.ru Эпоха Средневековья. Литература о рыцарстве и крестовых походах, коллекция изображений средневековых замков


Список видеофильмов:

  1. «Сериал Эрмитаж» - «Пословицы Эллады».

  2. «Дом на Волхонке» (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) – «Раннаи с берегов Нила» (Искусство Древнего Египта). «Подобные богам» (Искусство Древней Греции).

«Народные промыслы» - «Тайна птицы Сирин» (Деревянные промыслы, каргопольская игрушка, вологодские кружева, плетение соломы). «Отблески серебряного века» (Собрание народного творчества Талашкина, работы Н. Рериха в русском храме святого духа). «Глиняное чудо» (Гжель). «России яркие букеты» (Жостовские подносы). «Славен град на Онеге» (Каргопольские игрушки). «Плат узорный» (Павловские платки). «Легенды Чукотки» (Резчики по кости). «Наследство деда Филимона» (Глиняные игрушки из Тулы).

Печатные пособия:

  1. Портреты русских и зарубежных художников.

  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  4. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Технические средства обучения.

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Принтер.

  • Интерактивная доска.

Учебно-практическое оборудование.

  • Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

  • Мольберт.

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.











































































































Календарно-тематическое планирование уроков по учебному предмету _изобразительное искусство 6 класс__


№ п/п

Дата

проведения

Наименование раздела/ темы

урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание

план

факт


Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

9 часов



1



1 урок:

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.



1

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять,
в чём состоит различие временных и
пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в
жизни людей.
Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.
Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.
Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.
Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.
Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определённых знаний и умений

Творческая работа:

Выполнение рисунка на свободную тему красками или в карандаше.

Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических)

Выполнение заданий:

с. 13

2



2 урок:

Художественные материалы.

1

Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.
Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.
Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.

Творческая работа: выполнение композиции с
целью исследования художественных возможностей красок гуашь, акварель, акрил и др. и графических материалов уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.

Живописные и графические материалы, бумага.

Выполнение заданий:

с. 23

3



3 урок:

Рисунок – основа изобразительного творчества.


1

Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.
Овладевать начальными навыками
рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе.
Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Творческая работа:

зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.). Карандаш, черная тушь, уголь, фломастер.

Выполнение заданий:

с. 28-29

4




4 урок:

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.



1

Приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.
Объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа.
Рассуждать о характере художественного образа в линейных рисунках известных художников.

Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.
Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов,
росчерков и др.
Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).
Знать и называть линейные графические рисунки известных художников.

Творческая работа: выполнение линейных рисунков травы, которую колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т.д.).

Карандаш, тушь, уголь, бумага.

Выполнение заданий:

с. 33

5



5 урок:

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.


1

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения.
Приобретать навыки обобщённого, целостного видения формы.
Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).
Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.
Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.
Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.).

Творческая работа: изображение различных состояний в природе: ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени.

Черная и белая гуашь, кисти.

Выполнение заданий:

с. 37

6



6 урок:

Цвет. Основы цветоведения.


1

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.
Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Получать представление о воздействии цвета на человека.
Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах.
Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.
Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.
Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.
Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета.

Творческая работа: фантазийное изображение сказочных царств на вариативные возможности цвета: «Царства Снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца», «Розовая страна вечной молодости». Гуашь, кисти, бумага.

Выполнение заданий:

с. 42

7



7 урок:

Цвет в произведениях живописи.

2

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет,
сложный цвет.
Различать и называть тёплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

Овладевать навыками живописного изображения.

Творческая работа: изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней
осени).

Гуашь, кисти, бумага.

Выполнение заданий:

с. 46-47

8



8 урок:

Объёмные изображения в скульптуре.


1

Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей.
Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях.
Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.
Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами
(в техниках лепки, бумагопластики и др.)

Творческая работа: объемные изображения животных в разных материалах.

Пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

Выполнение заданий:

с. 51

9



9 урок:

Основы языка изображения.

1

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.
Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение.
Объяснять, почему изобразительное искусство — особый образный язык.
Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Участвовать в выставке творческих работ.

Творческая работа: участие в выставке лучших
творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ.



Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.


7 часов



10



10 урок:

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.
Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.
Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.
Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.

Творческая работа: выполнить рисунок на тему «Этот фантастический мир» карандашами, красками. Написать небольшой рассказ к своему рисунку.

Гуашь, кисти, бумага.

Выполнение заданий:

с. 57

11



11 урок:

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объёмных и т.д.)
в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

Получать навыки художественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

Творческая работа: работа над натюрмортом
из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на
листе (в технике аппликации).
Цветная бумага, ножницы, клей.

Выполнение заданий:

с. 61

12



12 урок:

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.
Называть основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела.
Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.
Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

Творческая работа: 1. Изображение с натуры
силуэтов двух, трёх кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур.
Карандаш, бумага или материалы для аппликации.
2. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы.

Выполнение заданий:

с. 63

13



13 урок:

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.
Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений
реального мира.
Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.
Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их
в рисунке.
Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов.
Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел

Творческая работа: 1. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертёжных принадлежностей).
2. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.
Карандаш, бумага.

Выполнение заданий:

с. 67

14



14 урок:

Освещение. Свет и тень.

1

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства.
Углублять представление об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.
Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).
Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.
Знакомиться с картинами - натюрмортами европейского искусства XVII— XVIII веков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.

Творческая работа: 1. Выполнение быстрых
зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объёмного изображения.
Карандаш, бумага.
2. Изображение (набросок) драматического по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и тёмного.
Гуашь (тёмная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — тёмный и светлый (для аппликации).

Выполнение заданий:

с. 73

15



15 урок:

Натюрморт в графике.

1

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.
Получать представления о различных графических техниках.
Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды.
Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.
Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.

Творческая работа: 1. Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению.
Уголь или чёрная тушь, перо или палочка, бумага.
2. Создание гравюры наклейками на картоне (работа предполагает оттиски с аппликации на картоне).
Листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветная гуашь или типографская краска, тонкий лист
бумаги, фотовалик и ложка.

Выполнение заданий:

с. 77

16



16 урок:

Цвет в натюрморте.

1

Получать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.
Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

Творческая работа: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.).

Гуашь, кисти, большие листы бумаги.
2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.
Краска, бумага.

Выполнение заданий:

85


Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.

10 часов



17



17 урок:

Образ человека – главная тема искусства.

1

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников - портретистов.
Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и
авторская позиция художника.

Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

Творческая работа: участие в беседе на тему
образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.

Выполнение заданий:

с. 101

18



18 урок:

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

Получать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.

Творческая работа: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.).
Бумага для фона и аппликации, клей, ножницы.

Выполнение заданий:

с. 105

19



19 урок:

Изображение головы человека в пространстве.

1

Получать представления о способах объёмного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.
Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека.
Вглядываться в лица людей, подмечать особенности личности каждого человека.
Создавать зарисовки объёмной конструкции головы.

Творческая работа: зарисовки объёмной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.
Карандаш, бумага.

Выполнение заданий: с. 106

20



20 урок:

Портрет в скульптуре.

1

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.

Учиться по- новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).

Творческая работа: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка).

Выполнение заданий:

с. 110

21



21 урок:

Графический портретный рисунок.

1

Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических
средств в решении образа человека.
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

Творческая работа: создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры).
Уголь, бумага.

Выполнение заданий:

с. 114

22



22 урок:

Сатирические образы человека.

1

Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.
Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.
Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения.
Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека.

Творческая работа: создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.
Тушь, перо, бумага.

Выполнение заданий:

с. 119

23



23 урок:

Образные возможности освещения в портрете.

1

Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа.
Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разных источнике и характере освещения.
Различать освещение по свету, против света, боковой свет.
Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя.

Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства

Творческая работа: наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.

Гуашь (три краски — тёмная, тёплая и белая), кисти, бумага или материалы для аппликации, монотипии.

Выполнение заданий:

с. 121

24



24 урок:

Роль цвета в портрете.

1

Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия.
Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.
Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения.
Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете.

Творческая работа: создание портрета знакомого человека или литературного героя.
Пастель или восковой мелок (для линейного наброска), гуашь, кисть, пастель (для завершения
образа), бумага.

Выполнение заданий:

с. 125, № 1, 2

25



25 урок:

Великие портретисты прошлого.


1

Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства.

Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей.
Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи.
Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете.
Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).

Творческая работа: создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга).

Гуашь, кисть, бумага

Выполнение задания:

с. 129

26



26 урок:

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве ХХ века.
Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве ХХ века.
Приводить примеры известных портретов отечественных художников.
Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой.

Задание: участие в выставке лучших
работ класса; посещение художественного музея, выставки.



Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж.

9 часов



27



27 урок:

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.
Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира.
Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.
Активно участвовать в беседе по теме.

Задание: участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа

Выполнение задания:

с. 141

28



28 урок:

Изображение пространства.

1

Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве
разных эпох.
Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов.
Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства.

Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого
мира.
Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.
Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства.

Творческая работа: изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы в помещении и на улице; создание простых зарисовок наблюдаемого
пространства с опорой на правила перспективных сокращений.
Карандаш, бумага.

Выполнение задания:

с. 145

29



29 урок:

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».
Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства.
Объяснять правила воздушной перспективы.
Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.

Творческая работа: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Карандаш, гуашь (ограниченной палитры), кисти, бумага.

Выполнение задания:

с. 147

30



30 урок:

Пейзаж — большой мир.

1

Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.
Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.

Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже.
Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.

Творческая работа: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. д. (работа индивидуальная или коллективная с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями).
Гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.

Выполнение задания:

с. 151

31



31 урок:

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX веке.
Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства.

Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Творческая работа: 1. Создание пейзажа настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны).

2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний
мотив» и др.).
Гуашь, кисти, бумага.

Выполнение задания:

с. 155

32



32 урок:

Пейзаж в русской живописи.

1

Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре.
Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.
Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И. Шишкина, И. Левитана.
Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности.
Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.
Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников.

Творческая работа: разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного
образа природы в творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Выполнение задания:

с. 163

33



33 урок:

Пейзаж в графике.

1

Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве.
Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях.

Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник.
Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок.
Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.

Творческая работа: создание графической работы на тему «Весенний пейзаж».
Графические материалы (по выбору).

Выполнение задания:

с. 167

34



34 урок:

Городской пейзаж.

1

Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.
Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.
Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре.
Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута.
Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.
Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа.
Приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной творческой работы.

Творческая работа: создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).
Бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей.

Выполнение задания:

с. 171

35



35 урок:

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, её претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя.
Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.
Участвовать в беседе по материалу учебного года.
Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.

Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея
изобразительного искусства.