Пояснительная записка
Данная рабочая программа регламентирует содержание и организацию процесса обучения по изобразительному искусству в 6 классе.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования ( Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.);
Федеральный перечень учебников на 2014-2017 уч.год ( Министерство образования и науки РФ Приказ от «28» декабря 2018г №345, с изменениями 29 декабря 2016г.)
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ «Солоновская СОШ» Новичихинского района Алтайского края (утверждена: Приказом от 30.08.2019. № 31/15-ОД)
Учебный план Павловского филиала МКОУ «Солоновская СОШ» Новичихинского района на 2019-2020 учебный год (утвержден: приказ от 30.08.2019 г. № 31/1 ОД).
Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Солоновская СОШ» (ФГОС) Новичихинского района (утверждено: Приказ от 08.07.2016 №41-ОД, с изменениями от 30.08.2018 г., № 26/2-ОД)
Календарный учебный график МКОУ «Солоновская СОШ" Новичихинского района на 2019-2020 уч.год(утвержден: Приказ от 31.08.2019 г. № 31/5-ОД)
Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8 классы»: учебное пособие для общеобразовательных организаций/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских).-4-е изд. – М. : Просвещение, 2015.-148 стр, - ISBN978-5-09-035917-7;
Цели и задачи обучения в 6 классе не противоречат целям и задачам общеобразовательной программы основного общего образования Павловского филиала МКОУ «Солоновская СОШ».
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению
с авторской программой:
Авторская программа составлена на 35 ч (1 ч в неделю на 35 учебных недели) рабочая программа рассчитана на 35 ч. Рабочая программа соответствует авторской.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргу-ментировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учебно-тематический план 6 класс
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 8 | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 12 | 12 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж. | 7 | 7 |
| ИТОГО: | 35 | 35 |
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета, характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных достижений) аналогичны содержанию его в авторской программе.
Календарно-тематический план
по изобразительному искусству 6
№ урока п/п | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Учебно-лабораторное оборудование | Дата |
План | Факт |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч) |
1. | 1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | | | |
2. | 2. | Художественные материалы | | | |
3. | 3. | Рисунок- основа изобразительного творчества | | | |
4. | 4. | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | | | |
5. | 5. | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | | | |
6. | 6. | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. | | | |
7. | 7. | Объемные изображения в скульптуре. | | | |
8. | 8. | Основы языка изображения (обобщение темы). | | | |
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч) |
9. | 1. | Реальность и фантазия в творчестве художника. | | | |
10. | 2. | Изображение предметного мира – натюрморт. | | | |
11. | 3. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | | | |
12. | 4. | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | | | |
13. | 5. | Освещение. Свет и тень. | | | |
14. | 6. | Натюрморт в графике. | | | |
15. | 7. | Цвет в натюрморте. | | | |
16. | 8. | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | | | |
Вглядываясь в человека. Портрет (12ч) |
17. | 1. | Образ человека - главная тема искусства. | | | |
18. | 2. | Конструкция головы человека и её основные пропорции | | | |
19. | 3. | Конструкция головы человека и её основные пропорции | | | |
20. | 4. | Изображение головы человека в пространстве. | | | |
21. | 5. | Портрет в скульптуре | | | |
22. | 6. | Графический портретный рисунок | | | |
23. | 7. | Графический портретный рисунок | | | |
24 | 8. | Сатирические образы человека. | | | |
25. | 9. | Образные возможности освещения в портрете. | | | |
26. | 10. | Роль цвета в портрете | | | |
27. | 11. | Великие портретисты прошлого. | | | |
28. | 12. | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | | | |
Человек и пространство. Пейзаж (7ч) |
29. | 1. | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства | | | |
30. | 2. | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | | | |
31. | 3. | Пейзаж - большой мир. | | | |
32. | 4. | Пейзаж настроения. Природа и художник. | | | |
33. | 5. | Пейзаж в русской живописи. | | | |
34. | 6. | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. | | | |
35. | 7. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.(обобщение темы) | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Источники для учителя
Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8 классы»: учебное пособие для общеобразовательных организаций/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских).-4-е изд. – М. : Просвещение, 2015.-148 стр, - ISBN978-5-09-035917-7.
Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского . Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Н.А. Горяева «Уроки изобразительного искусства . Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс. М.: Просвещение,
Источники для учащихся
Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
5