СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Изобразительное искусство»

начальное общее образование

Срок освоения 4 года



















Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменский Просвещение, 2012.


На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.


в 1 классе на 1 час в неделю. Всего за год — 33 часов на 33 учебные недели.

во 2 классе на 1 час в неделю. Всего за год — 34 часа на 34 учебные недели.

в 3 классе на 1 часа в неделю. Всего за год — 34 часа на 34 учебные недели.

в 4 классе на 1 час в неделю. Всего за год — 34 часа на 34 учебные недели.


Краткая характеристика предмета

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Цель: рабочей учебной программы по изобразительному искусству в об­щеобразовательной школе

  • формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов­ной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения­ми. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи: преподавания изобразительного искусства:

  • формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьника;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.



Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности


Авторы

Название

Год издания

Издательство

Для учителя

1

Л. А. Неменская

Изобразительное искусство. Ты изображаешь и строишь. 1 класс

2020

Просвещение

2

Е.И. Коротеева

Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс

2020

Просвещение

3

Е.И. Коротеева

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс

2020

Просвещение

4

Л. А. Неменская

Изобразительное искусство. Каждый народ художник. 4 класс

2020

Просвещение

5

Л.Ю. Бушкова

Поурочные разработки по изобразительному искусству. 1 класс

2020

Москва «ВАКО»


Л.Ю. Бушкова

Поурочные разработки по изобразительному искусству. 2 класс

2020

Москва «ВАКО»

6

М. А. Давыдова

Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс

2020

Москва «ВАКО»

7

М. А. Давыдова

Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс

2020

Москва «ВАКО»

Для обучающихся

1

Л. А. Неменская

Изобразительное искусство. Ты изображаешь и строишь. 1 класс

2020

Просвещение

2

Е.И. Коротеева

Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс

2020

Просвещение

3

Е.И. Коротеева

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс

2020

Просвещение

4

Л. А. Неменская

Изобразительное искусство. Каждый народ художник. 4 класс

2020

Просвещение


Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель художественного образования в шко­ле — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формиро­вание у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в вос­приятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ре­бенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многооб­разного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являют­ся базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение ис­кусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми про­граммного материала. Стремление к выражению своего отно­шения к действительности должно служить источником разви­тия образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интере­са к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это являет­ся залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возмож­но лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только тогда знания и умения по искусству ста­новятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адек­ватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувствен­ный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только че­рез собственное переживание — проживание художественно­го образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмо­циональному уподоблению — основа эстетической отзывчивос­ти. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержа­ние должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально -ценностных критериев жизни. В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные ре­зультаты.




Планируемые результаты учебного предмета:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст­вовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб­ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред­мета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в ду­ховно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприя­тии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и на­выками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи­ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди­зайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуаль­ных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представле­ний в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио­нально оценивать несколько великих произведений русско­го и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных ис­кусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду­манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра­зие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красо­те у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художест­венную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художест­венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, пе­редача особенностей понимания ими красоты природы, че­ловека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать кра­соту городов, сохранивших исторический облик, — свидете­лей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выра­жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра­соту внутреннего мира человека.


В результате изучения искусства обучающиеся научатся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: пред­ставления о специфике искусства, потребность в художест­венном творчестве и в общении с искусством;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чув­ства, формироваться основы анализа произведения искусства;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей лич­ности, будет проявляться эмоционально-ценностное отно­шение к миру, художественный вкус;

  • появится способность к реализации творческого потенциа­ла в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни род­ного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много­национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

  • будут заложены основы российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, появится осозна­ние своей этнической и национальной принадлежности, от­ветственности за общее благополучие.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; да­вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника­ми, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значи­мых явлений жизни и искусства;

  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут вы­полнять простые рисунки и орнаментальные композиции, ис­пользуя язык компьютерной графики в программе Paint.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура ит.д.), в природе, на улице, в быту;

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.

  1. Виды художественной деятельности

1.1. Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

1.2.Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

1.3.Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

1.4.Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

1.5.Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

1.6.Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно - прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в приклад ном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).


2.Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

2.1.Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

2.2.Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

2.3.Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

2.4.Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

2.5.Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

2.6.Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.

3.Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

3.1.Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и при родных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.

3.2.Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духов ной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

3.3.Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

3.4.Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и вы разительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

4.Опыт художественно творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно - прикладной и художественно - конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.













Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»


Тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса составлено с учётом программы воспитания.


п/п

Тема занятий

Модуль рабочей программы воспитания

Количество часов

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Школьный урок

9

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Школьный урок

8

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Школьный урок

7

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Школьный урок

5

Итого:



29




Тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса составлено с учётом программы воспитания.


п/п

Тема занятий

Модуль рабочей программы воспитания

Количество часов

1

Как и чем работает художник?

Школьный урок

8

2

Реальность и фантазия

Школьный урок

7

3

О чём говорит искусство

Школьный урок

8

4

Как говорит искусство

Школьный урок

11

Итого:



34





Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса составлено с учётом программы воспитания.


п/п

Тема занятий

Модуль рабочей программы воспитания

Количество часов

1

Искусство в твоём доме

Школьный урок

8

2

Искусство на улицах твоего города

Школьный урок

7

3

Художник и зрелище

Школьный урок

10

4

Художник и музей

Школьный урок

9

Итого:



34




Тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса составлено с учётом программы воспитания.


п/п

Тема занятий

Модуль рабочей программы воспитания

Количество часов

1

Истоки родного искусства

Школьный урок

8

2

Древние города нашей земли

Школьный урок

7

3

Каждый народ – художник

Школьный урок

11

4

Искусство объединяет народы

Школьный урок

8

Итого:



34











Приложение к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство"


Стартовая диагностическая работа

2 класс




  1. Красный + синий =


  1. Синий + жёлтый =


  1. Красный + жёлтый =


  1. Перечисли материалы, которыми работает художник.


  1. Какая группа цветов основная:

а) синий, оранжевый, бежевый

б) синий, красный, жёлтый

д) оранжевый, фиолетовый, голубой


6. Перечисли: тёплые цвета, холодные цвета.



Итоговая контрольная работа.

2 класс


  1. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:

А) живопись

Б) графика

Д) скульптура


  1. Что такое цветовой круг.

А) расположение цветов по порядку

Б) размещение кисточек.

Д) смешение красок.


  1. Какие цвета глухие?

А) чёрный, коричневый, серый

Б) коричневый, тёмно – синий, тёмно – зелёный

Д) красный, оранжевый, серый.


  1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? ( цветоведение)

  2. Как называется картина, на которой изображается природа? (пейзаж)

  3. какой жанр переводится как «мёртвая натура»? ( натюрморт)

  4. Изображение лица человека это –……… ( портрет)


Стартовая диагностическая работа

3 класс



Вариант 1.

1. К какому жанру изобразительного искусства относятся картины, изображающие природу:

а) пейзаж б) портрет в) натюрморт г) анималистический жанр


2. Натюрморт - это...

а) изображение зданий б) изображение живой натуры в) изображение овощей и фруктов


3. К какому жанру изобразительного искусства относятся картины, изображающие человека:

а) пейзаж б) портрет в) натюрморт г) анималистический жанр


4. Пейзажист – это

а) художник, пишущий портрет б) художник, пишущий море

в) художник, пишущий пейзаж г) художник, пишущий животных


5. В переводе с английского слово animal – означает

а) животное б) низенький в) маленький г) большой


6. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:

а) штрих б) горизонт в) тень г) граница


7. Вдалеке от человека предметы кажутся:

а) крупнее и бледнее; в) мельче и чётче; б) крупнее и ярче; г) мельче и бледнее.


8. Назови 3 основных цвета в живописи:
а) красный, желтый, синий б) черный, белый, серый
в) оранжевый, фиолетовый, зеленый г) красный, желтый, зеленый


9. Три составных цвета в живописи - это:

а) красный, желтый, синий б) оранжевый, фиолетовый, зеленый
в) черный, белый, серый г) красный, желтый, зеленый


10. Какой цвет является тёплым:

а) серый б) оранжевый в) синий г) голубой


11.   Выберите холодный цвет:

а)  оранжевый                     б) жёлтый в) голубой                    г) красный


12.   Какой цвет надо добавить к жёлтому, чтобы получился оранжевый?

а) синий                      б) белый                     в) красный          г) зелёный


13.   Какой цвет нужно добавить к жёлтому, чтобы получился зеленый цвет?

 а) оранжевый                 б) белый             в) красный                     г) синий


14.   Каких из цветов в радуге не бывает? Зачеркни их.

Зелёный, оранжевый, малиновый, красный, жёлтый, голубой, синий, белый, фиолетовый, сиреневый.


15*.  Установите соответствие при помощи стрелок:

Изображение человека                               Пейзаж

Изображение природы                               Натюрморт

Проекты зданий                                          Скульптура

Изображение «неживой природы»           Портрет

Украшение предметов                               Дизайн

Лепка человека и животных                      Архитектура



Вариант 2.

1. К какому жанру изобразительного искусства относятся картины, изображающие человека

а) пейзаж б) портрет в) натюрморт г) анималистический жанр


2. Художник, пишущий пейзаж – это…

а) портретист б) маринист в) пейзажист


3. К какому жанру изобразительного искусства относятся картины, изображающие природу:

а) пейзаж б) портрет в) натюрморт г) анималистический жанр


4. Натюрморт - это...

а) изображение зданий б) изображение овощей и фруктов

в) изображение живой природы г) изображение животных


5. В переводе с английского слово animal – означает

а) маленький б) низенький в) животное г) большой


6. Вдалеке от человека предметы кажутся:

а) крупнее и бледнее; в) мельче и чётче; б) крупнее и ярче; г) мельче и бледнее.


7. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:

а) штрих б) тень в) горизонт г) граница


8. Три основных цвета в живописи:
а) красный, желтый, зеленый б) черный, белый, серый
в) оранжевый, фиолетовый, зеленый г) красный, желтый, синий


9. Найдите три составных цвета в живописи:

а) красный, желтый, синий б) черный, белый, серый
в) оранжевый, фиолетовый, зеленый г) красный, желтый, зеленый


10. Какой цвет является тёплым:

а) серый б) фиолетовый в) синий г) жёлтый


11.   Выберите холодный цвет:

а) красный                      б) жёлтый в) синий                    г) оранжевый


12.   Какой цвет надо добавить к красному, чтобы получился оранжевый?

а) синий                      б) жёлтый                     в) красный          г) зелёный


13.   Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы получился зеленый цвет?

 а) жёлтый                      б) белый          в) красный                     г) синий


14.   Каких из перечисленных цветов в радуге НЕ бывает? Зачеркни их.

Оранжевый, коричневый, зелёный, серый, жёлтый, голубой, красный, синий, розовый, фиолетовый.


15*.  Установите соответствие при помощи стрелок:

Изображение человека                               Архитектура

Изображение природы                               Натюрморт

Проекты зданий                                          Портрет

Изображение «неживой природы»           Пейзаж

Украшение предметов                               Скульптура

Лепка человека и животных                      Дизайн




Стартовая диагностическая работа

4 класс


А 1.Отгадай загадку.

Он пишет красками пейзаж,

Он и портрет напишет наш.

У него палитра и треножник.

Потому, что он____________________

А 2. Белая бумага или дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета называется -

а) палитра; б) гуашь; в) акварель.


А3. Какая геометрическая фигура лежит в основе изображения рыбки?


а) прямоугольник в) овал

б) квадрат г) треугольник.


А 4. Какой росписью украшена деревянная посуда?


а) Гжельской росписью;

б) Хохломской росписью;

в) Дымковской росписью.


А 5. Какой цвет, из ниже перечисленных цветов, тёплый?

а) жёлтый;

б) фиолетовый;

в) синий


А 6 Реши художественные примеры

Жёлтый + красный = __________________________________

Синий + белый = __________________________________


А 7. Какой из перечисленных цветов является основным (его нельзя получить путём смешивания других цветов)?

а) зелёный в) фиолетовый

б) красный г) оранжевый


А 8. Какое из перечисленных понятий обозначает вид изобразительного искусства? а) музыка б) живопись в) кино


А 9. Кто написал картину «Грачи прилетели»? Определи жанр

Соедини стрелкой фамилию художника и название жанра

а) И. Левитан пейзаж


б) А. Саврасов исторический


А 10. Вид кукол, которые надеваются на руку, и управляет ими один человек

а) ростовые б) тростевые в) перчаточные


А 11. В какой росписи используются только белая и синяя краски?

а) хохломская б) дымковская в) гжель


А 12. Выбери примеры изображения витрин








А 13. Определи соответствие жанра и картины

бытовой жанр натюрморт портрет пейзаж



14. Раскрась клоуна. Передай характер персонажа при помощи цвета




А 14. Раскрась клоуна. Передай характер персонажа при помощи цвета





2 вариант

А 1.Отгадай загадку.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь

Солнце, и пейзаж.

Что же это? _______________________________________


А 2. Кто такой живописец?

а) Это художник, который пишет картины красками;

б) Это человек, который красиво пишет рассказы и повести;

в) это человек, который рисует только живую природу;


А 3. Какая геометрическая фигура лежит в основе изображения ёлочной игрушки?


а) прямоугольник в) овал

б) круг г) треугольник.


А4. Какой росписью украшен фарфоровый кувшин?


а) Гжельской росписью;

б) Хохломской росписью;

в) Дымковской росписью


А 5. Какой цвет, из ниже перечисленных цветов, холодный?

а) жёлтый;

б) красный;

в) синий


А 6 Реши художественные примеры

Красный + желтый = _________________________________

Синий + желтый = ___________________________________

А 7. Какой из перечисленных цветов является составным (его можно получить путём смешивания других цветов)?

а) жёлтый в) синий

б) красный г) зелёный


А 8. Какое из перечисленных понятий НЕ обозначает вид изобразительного искусства?

а) музыка б) скульптура в) живопись


А 9. Кто написал картину «Девочка с персиками»? Определи жанр

Соедини стрелкой фамилию художника и название жанра)

а) И. Левитан пейзаж


б) В. Серов портрет


А 10. Вид кукол, которых приводят в движение за нити, прикреплённые к различным частям их тела

а) марионетки б) тростевые в) ростовые


А 11. В какой росписи используются золотая, чёрная и красная краски ?

а) хохломская б) дымковская в) гжель


А 12. Выбери примеры изображения витрин






А 13. Определи соответствие жанра и картины при помощи стрелок

а) натюрморт б) портрет в) исторический жанр г) пейзаж























14. Раскрась клоуна. Передай характер персонажа при помощи цвета





































Календарно-тематическое планирование


4 «А» класс

п/ п



Тема занятий

Количество часов на изучение

Форма контроля

Дата

Примечание

По плану

Фактически

Истоки родного искусства (8 ч)

1

Каждый народ строит, украшает, изображает

1

творческая работа




2

Пейзаж родной земли

1

творческая работа




3-4

Деревня – деревянный мир

2

творческая работа




5

Красота человека

1

творческая работа




6

Изображение женских и мужских образов в народных костюмах

1

творческая работа




7

Красота человека. Изображение сцен труда из крестьянской жизни

1

творческая работа




8

Народные праздники

1

творческая работа




Древние города нашей земли (7 ч)

9

Родной угол

1

творческая работа




10

Древние соборы

1

творческая работа




11

Города Русской земли

1

творческая работа




12

Города Русской земли Новгород, Псков

1

творческая работа




13

Города Русской земли, Владимир и Суздаль, Москва

1

творческая работа




14

Узорочье теремов

1

творческая работа




15

Праздничный пир в теремных палатах

1

творческая работа




Каждый народ – художник (11 ч)

16-17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

2

творческая работа




18-19

Народы гор и степей

2

творческая работа




20-21

Города в пустыне

2

творческая работа




22-23

Древняя Эллада

2

творческая работа




24-25

Европейские города Средневековья

2

творческая работа




26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

1

творческая работа




Искусство объединяет народы (8 ч)

27

Материнство

1

творческая работа




28

Мудрость старости.

1

творческая работа




29-30

Сопереживание – великая тема искусства.

2

творческая работа




32

Герои, борцы и защитники

1

творческая работа




33

Юность и надежды

1

творческая работа




34

Искусство народов мира

(обобщение темы)

1

творческая работа







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!