РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№п/п | Тема урока | Количество уроков | Дата проведения | Примечание |
по плану | фактически |
Р а з д е л 1.искусство в твоем доме(9 часов) |
1 | Техника безопасности на уроках ИЗО. Знакомство с формами и декором игрушек. Изображение игрушек различных видов. | 1 | 01.09 | | |
2 | Знакомство с народными игрушками. Лепка игрушек из пластилина и их украшение. | 1 | 08.09 | | |
3 | Знакомство с разнообразием посуды. Лепка посуды из пластилина. | 1 | 15.09 | | |
4 | Знакомство с искусством росписи тканей. Создание эскиза платка. | 1 | 22.09 | | |
5 | Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Эскиз обоев для детской комнаты. | 1 | 29.10 | | |
6 | Знакомство с многообразием форм и видов детских книг. Оформление обложки книги с помощью иллюстрации. | 1 | 06.10 | | |
7 | Многообразие поздравительных открыток. Создание эскиза открытки. | 1 | 13.10 | | |
8 | Обобщение знаний по теме «Искусство в твоем доме» | 1 | 20.10 | | |
9 | Памятники архитектуры. Изображение одного из архитектурных памятников. | 1 | 27.10 | | |
2 четверть |
Р а з д е л 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
10 | Витрины на улицах. Создание проекта оформления витрины магазина. | 1 | 10.11 | | |
11 | Парки, скверы, бульвары. Изображение парка. | 1 | 17.11 | | |
12 | Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки. | 1 | 24.11 | | |
13 | Фонари — украшение города. Изображение фонаря. | 1 | 01.12 | | |
14 | Новогодний фонарик. Конструирование фонаря из бумаги. | 1 | 08.12 | | |
15 | Удивительный транспорт. Рисование фантастических машин. | 1 | 15.12 | | |
16 | Обобщение по теме «Труд художника на улицах твоего города» | 1 | 22.12 | | |
3 четверть |
Р а з д е л 3. Художник и зрелище(10 часов) |
17 | Художник в театре. Создание эскиза театрального костюма. | 1 | 12.01 | | |
18 | Образ театрального героя и его изображение | 1 | 19.01 | | |
19 | Театральные маски. Изображение театральных масок. | 1 | 26.01 | | |
20 | Театр кукол. Изготовление кукольных персонажей в разной технике. | 1 | 02.02 | | |
21 | Театральный занавес. Создание эскиза занавеса к спектаклю. | 1 | 09.02 | | |
22 | Афиша и плакат. Рисование афиши-плаката театрального представления. | 1 | 16.02 | | |
23 | Художник в цирке. Рисование фрагмента циркового представления. | 1 | 23.02 | | |
24 | Театральная программа. Создание эскиза программы к спектаклю или цирковому представлению. | 1 | 02.03 | | |
25 | Театральная программа. Создание эскиза программы к спектаклю или цирковому представлению. | 1 | 09.03 | | |
26 | Обобщение по теме «Художник и зрелище» | 1 | 16.03 | | |
4 четверть |
Раздел 4. Художник и музей (8часов) |
27 | Музеи в жизни города. Изображение интерьера зала музея. | 1 | 06.04 | | |
28 | Картина-пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. | 1 | 13.04 | | |
29 | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Рисование картины-натюрморта. | 1 | 20.04 | | |
30 | Картина-портрет. Рисование картины-портрета по памяти «Портрет друга» | 1 | 27.04 | | |
31 | Картины исторические и бытовые. Рисование картины на жанровую тему. | 1 | 04.05 | | |
32 | Скульптура в музее и на улице. Лепка из пластилина фигуры человека в движении. | 1 | 11.05 | | |
33 | Музеи архитектуры. Изображение собора. | 1 | 18.05. | | |
34 | Обобщение по теме «Художник и музей». | 1 | 25.05 | | |
РАЗДЕЛ I
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Искусство в твоём доме | 9 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 |
3 | Художник и зрелище | 10 |
4 | Художник и музей | 8 |
| Итого: | 34 |
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (34 часа)
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира.
Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей неслучайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее.
Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства,с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
Искусство в твоём доме - 9 часов
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям, другие — взрослым.
Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.
Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки придумал художник – 1ч.
Твои игрушки. Роспись по белой грунтовке-1 ч.
Посуда у тебя дома- 1 ч.
Мамин платок – 1 ч.
Обои и шторы в твоём доме- 1 ч.
Твои книжки - 1 ч.
Поздравительная открытка – 1 ч.
Что сделал художник в нашем доме – 1 ч.
Памятники архитектуры – наследие веков – 1 ч.
Искусство на улицах твоего города – 7 часов
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Парки, скверы, бульвары – 1 ч.
Ажурные ограды - 1.
Фонари на улицах и в парках – 1 ч.
Витрины магазинов – 1 ч.
Транспорт в городе – 1 ч.
Что сделал художник на улицах моего города – 2 ч.
Художник и зрелище – 10 часов
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, де-корация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение).
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник в цирке – 1 ч.
Художник в театре. Декорации и костюмы – 1 ч.
Художник в театре. Персонажи сказки – 1 ч.
Театр кукол. Многообразие мира театра кукол – 1 ч.
Театр кукол. Театр Петрушки, марионетки – 1 ч.
Театр кукол. Образ куклы, её конструкция и костюм – 1 ч.
Маски – 1 ч.
Афиша и плакат – 1 ч.
Праздник в городе – 1 ч.
Школьный праздник – карнавал (обобщение темы) – 1 ч.
Художник и музей – 8 часов
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города.
Участие художника в организации музея.
Музей в жизни города – 1 ч.
Картина – особый мир – 1 ч.
Картина – пейзаж – 1 ч.
Картина – портрет – 1 ч.
Картина – натюрморт – 1 ч.
Картины исторические и бытовые – 1 ч.
Скульптура в музее и на улице – 1 ч.
Художественная выставка (обобщение темы) – 1 ч
Формы работы
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Работа в парах
Проектная деятельность
Практическая работа
Виды учебной деятельности
- организовывать рабочее место, находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы;
- осваивать правила безопасной работы;
- анализировать план работы, самостоятельно осуществлять его;
- корректировать и контролировать работу;
- воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку при наблюдении за объектами творчества;
- составлять эскиз рисунка;
- понимать и объяснять единство материала, формы и украшения;
- выделять конструктивный образ и характер орнамента;
- наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой;
- рассматривать и сравнивать картины – пейзажи;
- сопоставлять объемное изображение и изображение на плоскости;
- обретать опыт творчества и художественно-практические навыки;
- участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей,
художников , экскурсоводов;
- применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности;
- распределять роли и обязанности для выполнения проекта;
- проводить оценку этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность;
- составлять и оформлять композицию, составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации;
- самостоятельно проводить презентацию групповой работы;
- участвовать в совместной деятельности под руководством учителя.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
класс
Предметные результаты
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Обучающийся научится:
основам первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
первичным навыкам художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно – прикладных и народных форах искусства;
развивать свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость н эстетические явления в природе и деятельности человека;
развивать фантазию, воображение;
осваивать выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
приобретают навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства, обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
овладевают опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме;
приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
анализировать результаты сравнения;
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
конструировать из бумаги макеты детских книжек;
складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.