46
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 18 К ООП ФГОС ООО МБОУ «СОШ №29»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ Мадалова Л.А. Протокол № ____ от «__» ________ 2021г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по НМР __________ Мовсарова М.С. «___» ___________ 2021г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор «СОШ №29» ________ Арсамерзуева Ф.А. Приказ №____ от «___» _______ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОВЕНЬ: ОСНОВНОЙ (5-7 КЛАССОВ)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ТРИ ГОДА
Количество часов в неделю:
5 класс – 0.5 час
6 класс – 0.5 час
7 класс – 0.5 час
Количество часов за год:
5 класс – 17 часов
6 класс – 17 часов
7 класс – 17 часов
Составитель:
Мадалова Луиза Анатольевна
учитель ИЗО
Грозный 2021 год
Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духов но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объёме 1 учебного часа в неделю как наиболее распространённого, а также возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 0.5 учебных часов в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де ятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе ственнотворческой деятельности, который приобретается и закрепля ется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо го воображения;
развитие визуальнопространственного мышления как формы эмо циональноценностного освоения мира, самовыражения и ориента ции в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное худо жественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века); различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керами ка, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (на родного, классического, современного) связь конструктивных, деко ративных, изобразительных элементов, а также видеть единство ма териала, формы и декора; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в тради ции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественнодекоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи); владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций; владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ; знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и на тюрморта в истории искусства; называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечествен ном искусстве; понимать особенности творчества и значение в отечественной куль туре великих русских художниковпейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; знать основные средства художественной выразительности в изоб разительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графичес кими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыка ми плоскостного и объёмного изображений предмета и группы пред метов; знать общие правила построения головы человека; уметь поль зоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изобра жении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобра зительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов ис кусства, единство функционального и художественнообразных на чал и их социальную роль; знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объёмнопространственные композиции, моделиро вать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме); моделировать в своём творчестве основные этапы художественно производственного процесса в конструктивных искусствах; работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических компо зициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы;
8 класс:
освоить азбуку фотографирования; анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художест венности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике; усвоить принципы построения изображения и пространственновре менного развития и построения видеоряда (раскадровки); усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами; быть готовыми к аргументированному подходу при анализе совре менных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Ты сам мастер.
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Дизайн и архитектура в жизни человека
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду прост ранственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктив ных искусств
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственновещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурноландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и ин дивидуальное проектирование
Мой дом — мой образ жизни
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир.
Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтети ческих искусствах
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены.
Сценография — особый вид художественного творчества.
Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения.
Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса Барабаса!
Художник в театре кукол.
Третий звонок.
Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изоб разительных искусств и технологий
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда.
Фотография — новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки.
Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре.
Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор.
Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео.
Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель
Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документа листика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше?
Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1 К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ Мадалова Л.А. Протокол № ____ от «__» ________ 2021г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по НМР __________Мовсарова М.С. «___» ___________ 2021г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор «СОШ №29» ________ Арсамерзуева Ф.А. Приказ №____ от «___» _______ 2021г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОВЕНЬ: ОСНОВНОЙ (5-7 КЛАССОВ)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ТРИ ГОДА
Количество часов в неделю:
5 класс – 1 час
6 класс – 1 час
7 класс – 1 час
Количество часов за год:
5 класс – 34 часа
6 класс – 34 часа
7 класс – 34 часа
Составитель:
Мадалова Луиза Анатольевна
учитель изо
Грозный 2021 год
Календарно-тематическое планирование ПО ИЗО 5 класса
№ | Тема | Дата | Примечания |
План | Факт |
| Древние корни народного искусства (8 ч.) | | | |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | Внутренний мир русской избы | | | |
4 - 5 | Конструкция и декор предметов народного быта | | | |
6 | Русская народная вышивка. | | | |
7 | Народный праздничный костюм | | | |
8 | Народные праздничные обряды. | | | |
| Связь времен в народном искусстве (8 ч.) | | | |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | | | |
10 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие. | | | |
11 | Городецкая роспись. Истоки и современное развитие. | | | |
12 | Хохломская роспись. Истоки и современное развитие. | | | |
13 | Жостово. Истоки и современное развитие. | | | |
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | | | |
15-16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | | | |
| Декор — человек, общество, время (10 ч.) | | | |
17-18 | Зачем людям украшения | | | |
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | | | |
21-22 | Одежда говорит о человеке | | | |
23-24 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | | | |
25-26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | | | |
| Декоративное искусство в современном мире (8 ч.) | | | |
27-29 | Современное выставочное искусство | | | |
30-34 | Ты сам мастер | | | |
Календарно-тематическое планирование ПО ИЗО 6 класса
№ | Тема | Дата | Примечания |
План | Факт |
| Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 ч | | | |
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | | | |
2. | Древние образы в народном искусстве | | | |
3. | Убранство русской избы | | | |
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | | | |
5. | Цвет. Основы цветоведения. | | | |
6. | Цвет в произведениях живописи | | | |
7. | Объемные изображения в скульптуре. | | | |
8 | Основы языка изображения. | | | |
| Мир наших вещей. Натюрморт -8 ч | | | |
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника | | | |
10. | Изображение предметного мира — натюрморт | | | |
11. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | | | |
12. | Изображение объема на плоскости, линейная перспектива. | | | |
13 | Освещение. Свет и тень. | | | |
14. | Натюрморт в графике. | | | |
15. | Цвет в натюрморте. | | | |
16. | Выразительные возможности натюрморта. | | | |
| Вглядываясь в человека. Портрет- 11 ч | | | |
17. | Образ человека - главная тема искусства. | | | |
18. | Конструкция головы человека и ее пропорции. | | | |
19-20. | Изображение головы человека в пространстве. | | | |
21 | Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. | | | |
22. | Портрет в скульптуре. | | | |
23. | Сатирические образы человека | | | |
24 | Образные возможности освещения в портрете. | | | |
25. | Роль цвета в портрете. | | | |
26 | Великие портретисты. | | | |
27. | Портрет в изобразительном искусстве XX века | | | |
| Человек и пространство. Пейзаж-7 ч | | | |
28. | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. | | | |
29. | Пейзаж - большой мир | | | |
30. | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | | | |
31 | Пейзаж-настроение. Природа и художник. | | | |
32. | Пейзаж в русской живописи | | | |
33 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж | | | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Повторно – обобщающий урок. | | | |
Календарно-тематическое планирование ПО ИЗО 7 класса
№ | Тема | Дата | Примечания |
План | Факт | |
| Художник – дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (8 часов) | | | |
1-2 | Основы композиции и в конструктивных искусствах. | | | |
3 | Прямые линии и организация пространства. | | | |
4 | Цвет - элемент композиционного творчества. | | | |
5 | Буква - строка - текст. Искусство шрифта. | | | |
6-7 | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | | | |
8 | В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. | | | |
| В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов) | |
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. | | | |
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | | | |
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. | | | |
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | | | |
13-14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. | | | |
15 | Форма и материал | | | |
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. | | | |
| Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (11 часов) | | | |
17-18 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | | | |
19-20 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | | | |
21 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | | | |
22-23 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | | | |
24 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера. | | | |
25 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | | | |
26-27 | Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | | | |
| Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч.) | |
28 | Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. | | | |
29 | Интерьер, который мы создаем. | | | |
30 | Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. | | | |
31 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | | | |
32 | Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. | | | |
33 | Автопортрет на каждый день. | | | |
34 | Моделируя себя - моделируешь мир | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1 К ООП ФГОС ООО МБОУ «СОШ №29»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ Мадалова Л.А. Протокол № ____ от «__» ________ 2021г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по НМР __________ Мовсарова М.С. «___» ___________ 2021г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор «СОШ №29» ________ Арсамерзуева Ф.А. Приказ №____ от «___» _______ 2021г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОВЕНЬ: ОСНОВНОЙ (5-7 КЛАССОВ)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ТРИ ГОДА
Количество часов в неделю:
5 класс – 0.5 час
6 класс – 0.5 час
7 класс – 0.5 час
Количество часов за год:
5 класс – 17 часов
6 класс – 17 часов
7 класс – 17 часов
Составитель:
Мадалова Луиза Анатольевна
учитель ИЗО
Грозный 2021 год
5 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем. | Кол-во часов | Сроки прохождения |
план | факт |
| Древние корни народного искусства. | 2 | | |
| Убранство русской избы | 1 | 07.09 | |
| Народный праздничный костюм | 1 | 14.09 | |
| Связь времен в народном искусстве | 5 | | |
| Древние образы в современных народных игрушках | 1 | 21.09 | |
| Искусство Гжели | 1 | 28.09 | |
| Городецкая роспись | 1 | 12.10 | |
| Хохлома | 1 | 19.10 | |
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | 26.10 | |
| Декор — человек, общество, время. | 6 | | |
| Зачем людям украшения | 1 | 02.11 | |
| Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 | 09.11 | |
| Одежда говорит о человеке | 1 | 16.11 | |
| О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 | 23.11 | |
| О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 | 30.11 | |
| Роль декоративного искусства в жизни человека и обществе (обобщение темы) | 1 | 07.12 | |
| Декоративное искусство в современном мире. | 4 | | |
| Современное выставочное искусство | 1 | 14.12 | |
| Ты сам – мастер | 1 | 21.12 | |
| Ты сам – мастер. Итоговый контроль | 1 | 28.12 | |
| Резерв. | 1 | | |
6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем. | Кол-во часов | Сроки прохождения |
План | Факт |
Виды изобразительного искусства – 4 часа |
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | | |
| Рисунок - основа изобразительного творчества. | 1 | | |
| Линия и её выразительные возможности. | 1 | | |
| Цвет. Основы цветоведения. | 1 | | |
Мир наших вещей – 4 часов |
| Изображение предметного мира. Натюрморт. | 1 | | |
| Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | | |
| Освещение. Свет и тень. | 1 | | |
| Цвет в натюрморте. | 1 | | |
Вглядываясь в человека. Портрет. – 4 часов |
| Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 | | |
| Сатирические образы человека. | 1 | | |
| Великие портретисты. | 1 | | |
| Портрет в изобразительном искусстве 20 века. | 1 | | |
Человек и пространство в изобразительном искусстве – 6 часов |
| Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | | |
| Изображение пространства. | 1 | | |
| Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | | |
| Пейзаж - большой мир. Организация пространства. Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
| Пейзаж в русской живописи. Итоговая контрольная работа | 1 | | |
| Резерв | 1 | | |
7 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем. | Кол-во часов | Сроки прохождения |
План | План |
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры – 4 часа |
| Мир, который создаёт человек | 1 | | |
| Цвет — элемент композиционного творчества. | 1 | | |
| Искусство шрифта. | 1 | | |
| Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 | | |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств – 4 часа |
| От плоскостного изображения к объемному макету | 1 | | |
| Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | | |
| Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | | |
| Форма и материал. | 1 | | |
Город и человек – 6 часов |
| Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого | 1 | | |
| Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна | 1 | | |
| Интерьер и вещь в доме. | 1 | | |
| Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера | 1 | | |
| Природа и архитектура | 1 | | |
| Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 1 | | |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры |
| Мой дом – мой образ жизни | 1 | | |
| Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | | |
| Встречают по одёжке. | 1 | | |
| Итоговая аттестация | 1 | | |
| Резерв | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _______ Мадалова Л.А. Протокол № ____ от «__» ________ 2021г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по НМР ________ Мовсарова М.С. «___» ___________ 2021г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор «СОШ №29» _______ Арсамерзуева Ф.А. Приказ № ______ от «___» ________ 2021г. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫЙ СРЕДСТВ
Учебному предмету «Изобразительная деятельность»
Классы 5-7
Учитель: Мадалова Луиза Анатольевна
Грозный – 2021
Паспорт фонда оценочный средств
По учебному предмету: Изобразительная деятельность.
Класс 5
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) предмета | Наименование оценочного средства |
| Промежуточная аттестация | Тест |
Цель: диагностика уровня знаний, умений и навыков, обучающихся за курс пятого года обучения.
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся по предметной области «Искусство (ИЗО)».
Основной целью работы является поверка и оценка уровня знаний учеников 5 классов по следующим направлениям:
общекультурные знания;
специфические предметные знания;
навыки изобразительной деятельности
Форма промежуточной аттестации по изобразительному искусству – комплексная контрольная работа, включающая в себя тестирование и творческое задание.
Время выполнения работы.
Примерное время на выполнение работы составляет:
1)Вводный инструктаж учителя об особенностях работы -5 минут.
2)Выполнение комплексной работы - 40 минут.
Материалы и оборудование.
1)Тестовые задания.
2)Двойные листы в клетку.
3) Листы формата А5 с изображением для творческой работы
4)Цветные карандаши, фломастеры, мелки.
Условия проведения творческой работы.
Работа может проводиться учителем, работающим в данном классе в присутствии ассистента.
Использование дополнительных и справочных материалов не предусматривается.
Диагностическая работа состоит из 2 частей: теста и творческого задания.
В части А рассматриваются вопросы теоретического характера, в части С (1 задание) – практическое задание. В связи с этим, на выполнение всей диагностической работы отводится 25 минут, на выполнение творческого задания- 15 минут
К каждому заданию с выбором ответа даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
Итоговый тест по изобразительному искусству, 5 класс
1.Выбери один правильный ответ
1) Что такое Декоративно-прикладное искусство?
а) это создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту
б) заводские изделия
в) изделия из соломки
2. Дощечка, на которой художник смешивает краски:
а) пастель
б) палитра
в) мольберт
3. Какие изделия называются керамикой:
а) из цветной обожжённой глины
б) из белой обожжённой глины
4. Какая композиция называется симметричной:
а) изображение слева подобно изображению справа
б) выверенное чередование
в) изучение закономерностей
5.Женская фигура по представлению русского крестьянина –это божество, выражавшее представление…
а) о небе в) о поле
б) о земле г) о реке
6.Хохломской узор из удлиненных, слегка изогнутых былинок, написанных в виде ритмически чередующихся кустиков:
а) травка в) криуль
б) розан г) купавка
7. Старинный русский женский головной убор:
а) шляпа в) кокошник
б) кепка г) платок
8.Узор, предназначенный для украшения различных предметов:
а) украшение в) орнамент
б) рисунок г) наклейка
9. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом:
а) панно в) гобелен
б) батик г) витраж
10. Тканый ковер-картина ручной работы высокого художественного качества:
а) панно в) гобелен
б) батик г) витраж
11. Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла:
а) панно в) гобелен
б) батик г) витраж
12. Отличительный знак государства, города, сословия, рода:
а) эмблема в) значок
б) гимн г) герб
13) Что такое «красный угол»?
а) угол, где размещалась икона
б) угол, который красили красным цветом
в) угол, который завешивали красной тряпкой
Ключи: 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7- в, 8-в, 9-б, 10-в, 11- г, 12-г, 13-а.
По учебному предмету: Изобразительная деятельность.
Класс 6
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) предмета | Наименование оценочного средства |
| Промежуточная аттестация | Тест |
Цель: диагностика уровня знаний, умений и навыков, обучающихся за курс пятого года обучения.
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся по предметной области «Искусство (ИЗО)».
Основной целью работы является поверка и оценка уровня знаний учеников 5 классов по следующим направлениям:
общекультурные знания;
специфические предметные знания;
навыки изобразительной деятельности
Форма промежуточной аттестации по изобразительному искусству – комплексная контрольная работа, включающая в себя тестирование и творческое задание.
Время выполнения работы.
Примерное время на выполнение работы составляет:
1)Вводный инструктаж учителя об особенностях работы -5 минут.
2)Выполнение комплексной работы - 40 минут.
Материалы и оборудование.
1)Тестовые задания.
2)Двойные листы в клетку.
3) Листы формата А5 с изображением для творческой работы
4)Цветные карандаши, фломастеры, мелки.
Условия проведения творческой работы.
Работа может проводиться учителем, работающим в данном классе в присутствии ассистента.
Использование дополнительных и справочных материалов не предусматривается.
Диагностическая работа состоит из 2 частей: теста и творческого задания.
В части А рассматриваются вопросы теоретического характера, в части С (1 задание) – практическое задание. В связи с этим, на выполнение всей диагностической работы отводится 25 минут, на выполнение творческого задания- 15 минут
К каждому заданию с выбором ответа даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
Итоговый тест по изобразительному искусству, 6 класс
1. Гуашь-это материал, какого вида ИЗО?
а) живописи
б) скульптуры
в) архитектуры
2. Средства выразительности живописи
а) мазок
б) линия
в) штрих
3. Материал скульптуры
а) бумага
б) камень
в) холст
4.Основное средство языка живописи
а) объем
б) цвет
в) штрих
5.Пейзаж это - ...
а) изображение человека
б) изображение предметов
в) изображение природы
6. В каком жанре изображают животных
а) жанр портрета
б) анималистический жанр
в) жанр натюрморта
7. Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы?
а) изделия народных промыслов б) икона
в) скульптура г) городской пейзаж
8. С чего начинается картина
а) с эскиза б) с натягивания холста в) с идеи
9. Выберете правильное окончание определения:
9.1 В линейной перспективе все предметы при удалении
а) увеличиваются б) уменьшаются в) остаются без изменений.
9.2 В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
а) сходятся в одной точке б) остаются параллельными в) расходятся.
9.3 В воздушной перспективе предметы при удалении
а) четкие б) покрыты дымкой, расплывчаты
10. Композиция – это
а) чередование изобразительных элементов
б) соединение отдельных частей в единое целое
в) жанр в изобразительном искусстве
11. Выберете изобразительные жанры искусства:
а) живопись б) графика в) портрет г) архитектура д) пейзаж
12. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»
а) батальный
б) анималистический
в) натюрморт
г) пейзаж
13. На какой из этих картин Третьяковской галереи нет изображения лошадей?
а) «Богатыри» Васнецова в) «Всадница» Брюллова
б) «Март» Левитана г) «Тройка» Перова
Ключи: 1-а; 2- а; 3- б; 4- б; 5- в; 6- б; 7- г; 8- в; 9: 9.1-б, 9.2- а, 9.3- б; 10-б; 11-в; 12- г; 13-г.
По учебному предмету: Изобразительная деятельность.
Класс 7
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) предмета | Наименование оценочного средства |
| Промежуточная аттестация | Тест |
Цель: диагностика уровня знаний, умений и навыков, обучающихся за курс пятого года обучения.
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся по предметной области «Искусство (ИЗО)».
Основной целью работы является поверка и оценка уровня знаний учеников 5 классов по следующим направлениям:
общекультурные знания;
специфические предметные знания;
навыки изобразительной деятельности
Форма промежуточной аттестации по изобразительному искусству – комплексная контрольная работа, включающая в себя тестирование и творческое задание.
Время выполнения работы.
Примерное время на выполнение работы составляет:
1)Вводный инструктаж учителя об особенностях работы -5 минут.
2)Выполнение комплексной работы - 40 минут.
Материалы и оборудование.
1)Тестовые задания.
2)Двойные листы в клетку.
3) Листы формата А5 с изображением для творческой работы
4)Цветные карандаши, фломастеры, мелки.
Условия проведения творческой работы.
Работа может проводиться учителем, работающим в данном классе в присутствии ассистента.
Использование дополнительных и справочных материалов не предусматривается.
Диагностическая работа состоит из 2 частей: теста и творческого задания.
В части А рассматриваются вопросы теоретического характера, в части С (1 задание) – практическое задание. В связи с этим, на выполнение всей диагностической работы отводится 25 минут, на выполнение творческого задания- 15 минут
К каждому заданию с выбором ответа даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
Итоговый тест по изобразительному искусству, 7 класс
1. Страницы старинных рукописных книг были украшены рисунками, иллюстрировавшими текст книги. Эти рисунки назывались ....
а) литографиями в) иллюстрациями
б) миниатюрами г) ксилографиями
2. Крупнейший в мире музей русского искусства - Третьяковская галерея находится:
а) С-Петербург в) Пушкино
б) Великий Новгород г) Москва
3) Павел Михайлович Третьяков -
а) художник в) писатель
б) коллекционер г) поэт
4. Какой из перечисленных музеев находится в Париже?
а) Эрмитаж в) Русский музей
б) Третьяковская галерея г) Лувр
5. Сгруппируйте понятия: архитектура, пейзаж, натюрморт, живопись, ДПИ, анимализм, бытовая картина, скульптура, историческое полотно, портрет, графика. 6. Что из перечисленного является исторически сложившимся стилем искусства?
а) барокко в) композиция
б) графика г) натюрморт
7. Один из известнейших музеев России, возникший как частное собрание императрицы Екатерины II в 1764 году:
а) Третьяковская галерея
б) Эрмитаж
в) Русский музей
8. Кому был поставлен первый памятник в Москве?
а) Ю. Долгорукому
б) А.С. Пушкину
г) К. Минину и Д. Пожарскому
9. Художественный стиль 17 – 18 вв., в буквальном переводе означающий «причудливый», для которого характерно богатство и пышность форм, обилие декора:
а) классицизм в) барокко
б) модерн г) рококо
10. Кто из русских художников показал трагедию «Неравного брака»?
а) В.И. Суриков
б) В.В. Пукирев
в) П.А. Федотов
11. Кто из русских живописцев написал знаменитую картину «Девятый вал»?
а) А.И. Куинджи
б) И.К. Айвазовский
в) Б.М. Кустодиев
12. Как называют человека, который работает в изобразительном искусстве:
а) художник
б) маляр
в) архитектор
13. Что создают художники?
а) произведение искусств
б) творческие проекты
в) чертежи
Ключи: 1- в; 2 - г; 3- б; 4 - г; 5 - архитектура, живопись, ДПИ, скульптура, графика; 6 - а; 7 - б; 8-г; 9-в; 10- в; 11- б; 12-а; 13- а.