МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа №1»
| | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКОУ РО Таганрогской школы №1 «_28_» августа 2020 года _______________ Жарова Т. А. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 8 класса на 2020-2021 учебный год
Учитель: Мальцева Е. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010года №1897 с изменениями от 31декабря 2015г.№1577)
Адаптированной основной образовательной программой ООО на основе ФГОС ООО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся ГКОУ РО Таганрогской школы №1.
Учебным планом ГКОУ РО Таганрогской школы №1 на 2020-2021 учебный год.
Для реализации программы используется УМК «Изобразительное искусство»,авторы А.С.Питерских, Г.Е.Гуров и др.(М.Просвещение .2019г)
Цель курса обучения:
–развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи курса обучения:
Овладение основами грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка через жанровый принцип
Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.
Формирование знаний о качестве, глубины художественных произведений и расширение ассоциативных возможностей мышления.
Развитие художественно-творческих способностей обучающихся, практического опыта использования цвета, формы, пространства для образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства: об особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве. Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе замысла
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану ГКОУ РО Таганрогской школы №1 на 2020-2021 учебный год 2 часа из инвариантной части федерального компонента государственного образовательного стандарта выделено на изучение изобразительного искусства в 10 классе. Всего за год 70 часов.
С учётом государственных праздников и годового календарного графика на 2020-2021 учебный год: I четверть - 8 часов; II четверть -8 часов; III четверть -10 часов; IV четверть-8 часов. Всего за год 34 часа.
3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Адыгеи и России. творческой деятельности эстетического характера;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика), декоративно-прикладных;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№№ п/п | Содержательные линии |
I. | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. Устная контрольная по предметной лексике. Итоговый урок |
II. | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое.Здание как сочетание различных объемов.Понятие модуля. Красота и целесообразность.Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.Роль цвета в формотворчестве. Устная контрольная по предметной лексике. Итоговый урок |
III. | Город и человек Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома .Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Устная контрольная по предметной лексике. Итоговый урок |
IV | Человек в зеркале дизайна и архитектур Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя —моделируешь мир. Устная контрольная по предметной лексике. Итоговый урок. |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(70/2ч в неделю)
Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1-я четверть (8 часов) |
Основы композиции в конструктивных искусствах. | 8ч | |
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции | 1 | 02.09 |
Прямые линии и организация пространства | 1 | 09.09 |
Цвет — элемент композиционного творчества. | 1 | 16.09 |
Свободные формы: линии и тоновые пятна | 1 | 23.09 |
Буква — строка — текст. | 1ч | |
Искусство шрифта | 1 | 30.09 |
Когда текст и изображение вместе. | 1ч | |
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | 1 | 07.09 |
В бескрайнем мире книг и журналов. | 1ч | |
Многообразие форм графического дизайна | 1 | 14.09 |
Устная контрольная по предметной лексике. Итоговый урок | 1 | 21.09 |
| | |
2-я четверть (8 часов) |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств | 2 ч | |
От плоскостного изображения к объемному макету | 1 | 11.11 |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | 18.11 |
Конструкция: часть и целое. | 2ч | |
Здание как сочетание различных объемов. | 1 | 25.11 |
Понятие модуля | 1 | 02.12 |
Красота и целесообразность. | 2ч | |
Вещь как сочетание объемов и образ времени | 1 | 09.12 |
Форма и материал | 1 | 16.12 |
Цвет в архитектуре и дизайне. | 2ч | |
Роль цвета в формотворчестве. | 1 | 23.12 |
Устная контрольная по предметной лексике | 1 | 30.12 |
| | |
3-я четверть (10 часов) |
|
Город и человек | 10 ч | |
Город сквозь времена и страны. | 1 ч | |
Образы материальной культуры прошлого | 1 | 13.01 |
Город сегодня и завтра. | 1 ч | |
Пути развития современной архитектуры и дизайна | 1 | 20.01 |
Живое пространство города. | 1ч | |
Город, микрорайон, улица | 1 | 27.01 |
Вещь в городе и дома. | 1ч | |
Городской дизайн | 1 | 03.02 |
Интерьер и вещь в доме. | 1 | 10.02 |
Дизайн пространственно-вещной среды интерьера | 2 | 17.02,24.02 |
Природа и архитектура. | 1ч | |
Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 2 | 03.03,10.03 |
Ты — архитектор. | 1ч | |
Замысел архитектурного проекта и его осуществление лексике | 1 | 17.03 |
Устная контрольная по предметной лексике. Итоговый урок | 1 | 24.03 |
| | |
4-я четверть (8часов) |
Человек в зеркале дизайна и архитектур | 8 ч | |
Мой дом — мой образ жизни. | 3 ч | |
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом | 1 | 07.04 |
Интерьер, который мы создаем | 1 | 14.04 |
Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй | 1 | 21.04 |
Мода, культура и ты. | 5 ч | |
Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | 28.04 |
Встречают по одежке | 1 | 05.05 |
Автопортрет на каждый день | 1 | 12.05 |
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна | 1 | 19.05 |
Моделируя себя —моделируешь мир. Устная контрольная по предметной лексике | 1 | 26.05 |
| | |
| | |
ВСЕГО: 34 часа за год |
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей естественно-математического цикла ГКОУ РО Таганрогской школы №1 _______________ Ганжа Н.С. подпись (Ф.И.О. руководителя МО) Протокол №1 от «_25__» августа 2020 года | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ГКОУ РО Таганрогской школы №1 _______________ Боровских Е.В. подпись «__25___» августа 2020 года | | |