ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Требований федерального государственного образовательного Стандарта НОО (п. 12.4);
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)– М.Просвещение, 2010 г.(Стандарты второго поколения).
4. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С.Савинов).—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2014. п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
8.Учебный план МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" на 2016-2017 учебный год и календарный график работы на 2016-2017 учебный год;
9. Авторской программы под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы», М: «Просвещение», 2012г
Для работы в 3 классе выбран учебно-методический комплекс «Школа России».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Посравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение предметного курса «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 ч в год (34 учебные недели; 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета по изобразительному искусству в 3 классе
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Календарно-тематическое планирование
№ | Названия раздела | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1ч |
2 | Искусство в твоем доме | 7ч |
3 | Искусство на улицах твоего города | 7ч |
4 | Художник и зрелище | 11ч |
5 | Художник и музей | 8ч |
| Итого | 34ч |
Практическая часть программы
| 3 КЛАСС | 4 КЛАСС |
| 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Год | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Год |
Проверочные работы (тест) | - | - | 1 | - | 1 | | | | | |
Контрольные работы | - | - | - | 1 | 1 | | | | | |
Экскурсии | - | 1 | 1 | 1 | 3 | | | | | |
Проекты | - | - | - | - | - | | | | | |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение.
УМК | 1 КЛАСС | 2 КЛАСС | 3 КЛАСС | 4 КЛАСС |
Печатные пособия | Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса; М. «Просвещение» | Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса; М. «Просвещение» | Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса; М. «Просвещение» | Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса; М. «Просвещение» |
Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение | Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Просвещение | Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение | Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение |
Методические пособия | Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 1 класс. По программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и жудожественный труд».- М.: Просвещение | Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 2 класс. По программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и жудожественный труд».- М.: Просвещение | Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. По программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и жудожественный труд».- М.: Просвещение | Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. По программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и жудожественный труд».- М.: Просвещение |
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие |
Авторская программа Б.М.Неменского по изобразительному искусству |
Информационно-коммуникативные средства | Видеофильмы: - по памятникам архитектуры - по художественным музеям - по видам изобразительного искусства - по творчеству отдельных художников - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по художественным технологиям | Видеофильмы: - по памятникам архитектуры - по художественным музеям - по видам изобразительного искусства - по творчеству отдельных художников - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по художественным технологиям | Видеофильмы: - по памятникам архитектуры - по художественным музеям - по видам изобразительного искусства - по творчеству отдельных художников - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по художественным технологиям | Видеофильмы: - по памятникам архитектуры - по художественным музеям - по видам изобразительного искусства - по творчеству отдельных художников - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по художественным технологиям |
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям |
Наглядные пособия | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства |
Книги о художниках и художественных музеях |
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры |
Словарь искусствоведческих терминов |
Портреты русских и зарубежных художников |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
Материально-технические средства | 1.Компьютерная техника |
2.Экспозиционный экран размером не менее 150 см х 150 см |
3.Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц |
Учебно-практическое оборудование
1.Краски акварельные
2. Краски гуашевые
3.Бумага А3
4. Бумага цветная
5. Фломастеры
6.Кисти
7. Емкость для воды
8.Пластилин
9. Клей
10.Ножницы
Тематическое планирование по ИЗО
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Вид учебного занятия | Характеристика основных видов учебной деятельности | Планируемые результаты |
Предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
| |
Вводный урок (1 час) |
1 | | | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | 1 | Урок введения новых знаний | Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов. | Понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники. | Составление плана и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
Искусство в твоем доме (7 часов) |
2 | | | Твои игрушки. | 1 | Урок введения новых знаний | Характеризует и эстетически оценивает разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявляет в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывает о ней. Создает выразительную пластическую форму игрушки и украшает ее, добиваясь целостности цветового решения. | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов. | Составление плана и последовательности действий. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. |
3 | | | Посуда у тебя дома. | 1 | Урок введения новых знаний | Характеризует связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Умеет выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевает навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. | Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |
4 | | | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Урок введения новых знаний | Рассказывает о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретает опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Понимать значение слова «ритм». | Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
5 | | | Мамин платок. . | 1 | Урок введения новых знаний | Понимает зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знает и объясняет основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Обретает опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента). | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
6 | | | Твои книжки. | 1 | Урок введения новых знаний | Понимает роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнает и называет произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создает проект детской книжки-игрушки. | Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями. | Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
7 | | | Открытки . | 1 | Урок введения новых знаний | Понимает и умеет объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Приобретает навыки выполнения лаконичного выразительного изображения | Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии). | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. |
8 | | | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 1 | Повторительно-обобщающий | Участвует в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознает важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. | Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
9 | | | Памятники архитектуры . | 1 | Урок введения новых знаний | Воспринимает и оценивает эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывает особенности архитектурного образа города. Понимает, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различает в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры». | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. |
10 | | | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Урок экскурсия | Сравнивает и анализирует парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Создает образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивает объемно-пространственную композицию из бумаги. | Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги. | Овладевать приемами коллективной творческой работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. |
11 | | | Ажурные ограды. | 1 | Урок введения новых знаний | Сравнивает между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различает деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
12 | | | Волшебные фонари. | 1 | Урок введения новых знаний | Различает фонари разного эмоционального звучания. Умеет объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. | Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги | Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений. |
13 | | | Витрины. . | 1 | Урок введения новых знаний | Фантазирует, создает творческий проект оформления витрины магазина. Овладевает композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. | Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
14 | | | Удивительный транспорт. | 1 | Урок введения новых знаний | Характеризует, сравнивает, обсуждает разные формы автомобилей и их украшение. Видит, сопоставляет и объясняет связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазирует, создает образы фантастических машин. | Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. |
15 | | | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). | 1 | Повторительно-обобщающий | Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создает из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. | Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). | Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. |
Художник и зрелище (11 часов) |
16 | | | Художник в цирке. | 1 | Урок введения новых знаний | Придумывает и создает красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учится изображать яркое, весёлое, подвижное. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию. |
17 | | | Художник в театре. | 1 | Урок введения новых знаний | Сравнивает объекты, элементы театрально-сценического мира, видит в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. | Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет». | Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы. |
18 | | | Театр на столе. | 1 | Урок введения новых знаний | Создает «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевает навыками создания объёмно-пространственной композиции. | Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать театр на столе и давать оценку итоговой работе. |
19 | | | Театр кукол. | 1 | Урок введения новых знаний | Беседа об истоках развития кукольного театра (Петрушка - герой ярмарочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомится с куклами из коллекции С. Образцова. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
20 | | | Мы - художники кукольного театра. | 1 | Урок введения новых знаний | Придумывает и создает выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применяет для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использует куклу для игры в кукольный спектакль. | Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. |
21 | | | Конструирование сувенирной куклы. | 1 | Урок введения новых знаний | Придумывает и создает сувенирную куклу; применяет для работы различные материалы. | Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами. | Видеть и понимать многообразие видов и форм кукол; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
22 | | | Театральные маски. | 1 | Урок введения новых знаний | Беседа о масках разных времён и народов. Отмечает характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объясняет роль маски в театре и на празднике. | Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
23 | | | Конструирование масок | 1 | Урок введения новых знаний | Конструирует выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами. | Видеть и понимать многообразие видов и форм масок; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
24 | | | Афиша и плакат. Тест. | 1 | Урок контроля | Имеет представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Умеет видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Имеет творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добивается образного единства изображения и текста. | Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
25 | | | Праздник в городе. | 1 | Урок введения новых знаний | Фантазировает о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создает в рисунке проект оформления праздника. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять рисунок проекта оформления праздника. | Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
26 | | | Школьный карнавал (обобщение темы). | 1 | Повторительно-обобщающий | Придумывает и создает оформление к школьным и домашним праздникам. Участвует в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевает навыками коллективного художественного творчества. | Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать. |
Художник и музей (8 часов) |
27 | | | Музей в жизни города. | 1 | Урок экскурсия | Беседует о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Имеет представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. |
28 | | | Картина -особый мир. . | 1 | Урок введения новых знаний | Рассуждает о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. | Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. |
29 | | | Картина-пейзаж. | 1 | Урок введения новых знаний | Рассматривает и сравнивает картины-пейзажи, рассказывает о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображает пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. | Называть имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом. Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета». | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. |
30 | | | Картина-портрет. | 1 | Урок введения новых знаний | Рассказывает об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создает портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению). | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
31 | | | Картина-натюрморт. | 1 | Урок введения новых знаний | Воспринимает картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображает натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивает живописные и композиционные навыки. | Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. |
32 | | | Картины исторические и бытовые. Итоговая контрольная работа по ИЗО. | 1 | Урок введения новых знаний и контроля. | Рассказывает, рассуждает о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивает композиционные навыки. Изображает сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивает навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |
33 | | | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Урок экскурсия | Рассуждает, эстетически относится к произведению искусства (скульптуре), объясняет значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объясняет роль скульптурных памятников. Лепит фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать. |
34 | | | Художественная выставка (обобщение темы). | 1 | Повторительно-обобщающий | Участвует в организации выставки детского художественного творчества, проявляет творческую активность. Проводит экскурсии по выставке детских работ. | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |