Планируемые предметные результаты освоения
изобразительного искусства в 5 классе
Личностные :
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи ( включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами , имеющими нарушения слуха;
для обучающихся с нарушениями опорно- для обучающихся двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально- бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные :
• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте; понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя ;
• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;
• умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);
• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);
• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок ( аграмматизмов) в письменной и устной речи;
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственный учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
- формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
- развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу- психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого- либо вопроса;
- формирование умения активного использования знаково- символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
- развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные:
• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;
• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.
Для слепых и слабовидящих обучающихся:
- владение тактильно- осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений фигур и т.п.;
- владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно- коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- владение специальными компьюторными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
- умение использовать персональные средства доступа.
Учебно-тематический план 5 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | 9 ч |
2 | Связь времён в народном искусстве | 7 ч |
3 | Декор- человек, общество, время | 10ч |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 9 ч |
| Итого: | 35 |
В результате освоения курса изобразительного искусства 5 класса программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
ученик научится:
- понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
- осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;
ученик получит возможность:
- выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 5 классе
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
П | Ф |
1 ч е т в е р т ь ( 9 ч.) ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. |
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | | |
2 | Декор русской избы. | | | |
3- 4 | Внутренний мир русской избы. | 2 | | |
5 -6 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. НРК. | 2 | | |
7 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 | | |
8 | Народный праздничный костюм. НРК. | 1 | | |
9 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | | |
2 ч е т в е р т ь ( 7 ч .) СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ. |
1. | Древние образы в современных народных игрушках. НРК. | 1 | | |
2. | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | | |
3. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | | |
4 | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | | |
5. | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | | |
6. | Щепа. Роспись, тиснение и резьба по бересте. | 1 | | |
7. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы в виде викторины). | 1 | | |
3 ч е в е р т ь ( 10 ч.) ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ. |
1. | Зачем людям украшения. | 1 | | |
2. | Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древнего Египта. | 1 | | |
3. | Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. | 1 | | |
4. | Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. | 1 | | |
5. | Одежда говорит о человеке. | 1 | | |
6. | Одежда говорит о человеке. Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества в искусстве Западной Европы 17 в. | 1 | | |
7 | Одежда говорит о человеке. «Балл в интерьере дворца» | 1 | | |
8. | О чем рассказывают гербы и эмблемы. НРК. | 1 | | |
9. | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | 1 | | |
10 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение темы. | 1 | | |
4 ч е т в е р т ь ( 9 ч.) ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. |
1 | Современное выставочное искусство. Витраж. | 1 | | |
2. | Современное выставочное искусство. Изделия из металла. НРК. | 1 | | |
3. | Современное выставочное искусство. Гобелен. | 1 | | |
4. | Современное выставочное искусство. Батик. | 1 | | |
5 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. | 1 | | |
6. | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. | 1 | | |
7. | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 1 | | |
8. | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 1 | | |
9. | Обобщающий урок по теме «Современное выставочное декоративное искусство». Викторина. | 1 | | |