Введение:
1.1 Вводная часть: Рисование – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющих важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков у детей развиваются аккуратность, самостоятельность в работе.
Пояснительная записка:
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры и рисование на темы. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные занятия.
1.Подготовительные занятия: в ходе них дети учатся слушать, выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно – практической деятельностью учащихся.
На подготовительных занятиях большее место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.д. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.
Большое внимание в работе с глубоко умственно отсталыми детьми следует уделять упражнениями, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
2)Декоративное рисование: на уроках декоративного рисования дети под руководством учителя составляют простейшие узоры в полосе, круге, квадрате и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенном порядке. Причем вначале детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур, а затем из растительных форм.
На младших годах обучения при составлении узоров ив полосе из геометрических форм или растительных, деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
3)Рисование с натуры: большое место при проведение данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Учащиеся тренируются в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся, целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного вида постройки.
4)Рисование на темы: на уроках рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи детей. С помощью учителя учащиеся должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанной работе.
На уроках тематического рисования дети рассматривают и пересказывают по вопросам содержания картин, изображающих времена года, даты календаря, различные детские сказки.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими предметами, и в частности с уроками письма и предметно – практической деятельности.
Тематическое планирование уроков курса
изобразительного искусства на 2018 - 2019 учебный год.
Наименование темы | Количество часов | формы контроля |
по плану | дано фактически |
I четверть | | | |
Тема: «Рисование на заданную тему» | 16 | | |
II четверть | | | |
Тема: «Рисование на заданную тему» | 15 | | |
III четверть | | | |
Тема: «Рисование на заданную тему» | 20 | | |
IV четверть | | | |
Тема: «Рисование на заданную тему» Тема: «Рисование по сказке» | 14 1 | | |
Всего за год: | 68 | 68 | |
Календарно-тематическое планирование уроков курса
изобразительного искусства 5 «И» класса
№ п/п | Тема или раздел | Кол-во часов | Дата |
| I четверть | 16 | |
1 | Рисование на тему «Мои каникулы» | 1 | 3.09 |
2 | Рисование с натуры осеннего листа клена | 1 | 5.09 |
3 | Рисование с натуры листа тополя | 1 | 10.09 |
4 | Беседа по картинкам об осени (И. Левитан) «Золотая осень» | 1 | 12.09 |
5 | Рисование в полосе узора из веточек с листочками | 1 | 17.09 |
6 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями | 1 | 19.09 |
7 | Рисование на тему «Ветка рябины» | 1 | 24.09 |
8 | Рисование на тему: «Парк осенью» Беседа по картинке И. Хруцкого «Цветы и фрукты» | 1 | 26.09 |
9 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета | 1 | 1.10 |
10 | Рисование с натуры досок с узором для овощей | 1 | 3.10 |
11 | Рисование с натуры морских сигнальных флажков | 1 | 8.10 |
12 | Рисование грибов (сыроежка, подосиновик) | 1 | 10.10 |
13 | Рисование на тему «В нашем саду» | 1 | 15.10 |
14 | Рисование на тему»Овощи и фрукты» | 1 | 17.10 |
15 | Рисование на тему «Лес в осеннем наряде» | 1 | 22.10 |
16 | Рисование на тему «Грустные дни поздней осени» | 1 | 24.10 |
Календарно-тематическое планирование уроков курса
изобразительного искусства 5 «И» класса
№ п/п | Тема или раздел | Кол-во часов | Дата |
| II четверть | 15 | |
1 | Иллюстрирование сказки «Теремок» (по образцу) | 2 | 07.11 12.11 |
2 | Рисование с натуры письменного стола | 1 | 14.11 |
3 | Рисование с натуры шкафа | 1 | 19.11 |
4 | Рисование по шаблону дорожных знаков | 1 | 21.11 |
5 | Составление узора в полосе (шарф) | 1 | 26.11 |
6 | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» | 1 | 28.11 |
7 | Составление узора в полосе (шапка) | 1 | 03.12 |
8 | Рисование узора по образцу | 1 | 05.12 |
9 | Рисование шахматного узора в квадрате | 1 | 10.12 |
10 | Рисование с натуры школьного пенала | 1 | 12.12 |
11 | Рисование с натуры школьной линейки | 1 | 17.12 |
12 | Рисование узора в квадрате | 1 | 19.12 |
13 | Декоративное рисование «Закладка для книги» | 2 | 24.12 26.12 |
Календарно-тематическое планирование уроков курса
изобразительного искусства 5 «И» класса
№ п/п | Тема или раздел | Кол-во часов | Дата |
| III четверть | 20 | |
1 | Рисование на тему: «Моя любимая сказка» | 2 | 14.01 16.01 |
2 | Составление и рисование узора на ткани | 2 | 21.01 23.01 |
3 | Рисование с натуры телевизора | 1 | 28.01 |
4 | Знакомство с работами гжельских мастеров. | 1 | 30.01 |
5 | Рисование узора для гжельской тарелки | 2 | 04.02 06.02 |
6 | Рисование с натуры будильника круглой формы | 1 | 11.02 |
7 | Рисование узора в полосе (снежинки и веточки) | 1 | 13.02 |
8 | Беседа по картинкам «Пришла зима» | 1 | 18.02 |
9 | Рисование на тему: «Нарядная елка» | 1 | 20.02 |
10 | Рисование с натуры елочных игрушек | 1 | 25.02 |
11 | Рисование узора на рукавичке | 1 | 27.02 |
12 | Рисование симметричного узора по образцу | 1 | 04.03 |
13 | Рисование на тему: «Ёлка в зимой в лесу» | 1 | 06.03 |
14 | Рисование с натуры молотка | 1 | 11.03 |
15 | Рисование с натуры несложного инструмента | 1 | 13.03 |
16 | Беседа по картинкам «Конец зимы» | 1 | 18.03 |
17 | Рисование по образцу орнамента из квадратов | 1 | 20.03 |
Календарно-тематическое планирование уроков курса
изобразительного искусства 5 «И» класса
№ п/п | Тема или раздел | Кол-во часов | Дата |
| IV четверть | 17 | |
1 2 | Беседа по картинкам о весне (И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели» | 2 | 01.04 03.04 |
3 | Рисование с натуры весенней веточки | 1 | 08.04 |
4 | Рисование с натуры игрушечного домика | 1 | 10.04 |
5 6 | Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой» | 2 | 15.04 17.04 |
7 | Рисование с натуры двухцветного мяча | 1 | 22.04 |
8 | Беседа о дымковской игрушке | 1 | 24.04 |
9 10 | Рисование с натуры игрушки - неваляшки | 2 | 29.04 06.05 |
11 | Рисование узора для кружки | 1 | 08.05 |
12 13 | Рисование с натуры рабочих инструментов | 2 | 13.05 15.05 |
14 | Рисование на тему: «Дерево весной» | 1 | 20.05 |
15 | Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют) | 1 | 22.05 |
16 17 | Беседа по картинкам на тему: «Разноцветные краски лета» | 2 | 27.05 29.05 |
Список литературы
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюпов; под ред. А.Т.Смирнова). – М.: Просвещение, 2007.
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. /А.Л.Рыбин, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.:Просвещение, 2008..
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.