СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1. социализация личности — умение работать в коллективе и группе, активно участвовать в общении по поводу искусства, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы;
2. развитие патриотизма, формирование чувства гордости за свою родину и историю России, вклад народов России и родного народа ученика в культуру человечества и художественное наследие мира, интерес к истории своей семьи, рода, населенного пункта, стране;
3. сформированность потребности к творческой самореализации, в общении с искусством и по поводу искусства, интереск явлениям культуры и искусства, понимание искусство формой познания мира и самосознания и самовыражения;
4. умение принять существование иной, отличной точки зрения, способность согласиться с объективными доводами и примерами и отказаться от своего ошибочного мнения;
5. сформированность способности самостоятельного вычленений (постановки) перед собой художественной задачи и еерешения всеми доступными средствами, обладание пониманием личностного смысла учения и творчества;
6. бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному наследию, повышение мотивации к освоению искусства и культуры;
7. развитие воображения и фантазии, композиционного и проектного мышления; творческого потенциала и применение знаний, полученных на занятиях изобразительным искусствомв жизни и освоении других учебных дисциплин;
8. духовное возвышение личности и обогащение чувств ребенка, формирование нравственных основ, способности эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, эмоционально-образному восприятию мира природы и своего непосредственного окружения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
1. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания личности школьника;
2. сформированность основ изобразительного искусства, устойчивого интереса к нему, понимания роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
3. потребность к творчеству; способность адекватного восприятия произведения изобразительного и других видов искусства, уметь аргументировано обосновывать собственные взгляды и давать эстетическую оценку произведениям искусства, работать в коллективе и группе;
4. развитие индивидуального чувство формы и цвета, коммуникативного и художественно-образного и композиционного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания, сознательного использование цвета и формы, композиционного решения в творческих работах;
5. освоение графической грамоты в опоре культуры родного края, знание ее и традиций, особенностей, своеобразия и бережное сохранение образцов народной культуры;
6. способность создавать проекты и вести исследовательскую работу, работать с разнообразными источниками информации, использовать знания разных областей наук в собственных работах в создании образов, создание на основе воображения и фантазии, (разнообразия цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов);
7. наличие представлений о видах пластических искусств,об их специфике; знаниях выразительных особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна), использование этих знаний в работе при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
8. сформированность художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, мира природы, художественно организованную действительность, умение выражать свое отношение к художественному произведению, используя термины и понятия изобразительного искусства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения изобразительной деятельности , ученики научатся:
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
• создавать образы природы и человека в живописи и графике;
• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
• понимать форму как одно из средств выразительности;
• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
В результате изучения изобразительной деятельности , ученики получат возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
- знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
- иметь представление о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения;
-- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
В конце 2 класса обучающиеся получат возможность узнать:
- что такое искусство и как оно говорит со зрителем;
- основные виды и жанры произведений изобразительного искусства;
- чем и как работает художник;
- что такое цветовой круг и как работать кистью;
-- как работать с пластилином;
-- что такое аппликация;
-- что такое украшения;
- простейшие формы в изображении;
- холодные и теплые цвета.
В конце 2 класса обучающиеся научатся:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства;
- определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
- составлять аппликационные композиции из разных материалов;
- уметь различать теплые и холодные цвета;
- уметь украшать свои композиции.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
3 класс
Личностные планируемые результаты:
- социализация личности – умение работать в коллективе и группе, активно участвовать в общении по поводу искусства, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы;
- развитие патриотизма, формирование чувства гордости за свою Родину и историю России, вклад народов России и родного народа в культуру человечества, художественное наследие, формирование интереса к истории своей семьи, рода, населённого пункта, страны;
- сформированность потребности к творческой самореализации, в общении с искусством, интерес к явлениям культуры и искусства, понимание искусства как формы познания мира, самосознания и самовыражения;
- сформированность способности самостоятельного вычленения (постановки) художественной задачи и её решения доступными средствами, понимание личностного смысла учения и творчества;
- бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному наследию, повышение мотивации к освоению искусства и культуры;
- развитие воображения и фантазии, композиционного и проектного мышления; творческого потенциала и применение знаний, полученных на занятиях изобразительным искусством, в жизни и освоении других учебных дисциплин;
- духовное возвышение личности и обогащение чувств ребёнка, формирование нравственных основ, способности эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, эмоционально-образному восприятию мира природы и своего непосредственного окружения.
У обучающихся будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознания ответственности человека за общее благополучие; осознания своей этнической принадлежности;
- общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- основ устойчивых эстетических предпочтений и ориентации;
- отношения к искусству как значимой сфере человеческой жизни;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей;
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- дифференциации моральных и конвенциональных норм; развития морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциальному уровню;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Метапредметные планируемые результаты должны отражать:
- умение ставить и решать задачи исследовательского характера, предвидеть результат творческих усилий и цель выполнения работы как показатели развитости проектного мышления, творческого потенциала личности;
- умение поэтапно выполнять творческую работу (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для работы, осуществлять личностный контроль
за учебными действиями, оценивать их успешность в соответствии с поставленной задачей;
- умение анализировать причины успеха (неуспеха) в учебной и творческой деятельности, находить формы и методы исправления сложившихся ситуаций, брать инициативу на себя
в нестандартных ситуациях и в процессе коллективных работ и приводить группу к успеху; умение работать в коллективе, группе;
- потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками в процессе освоения искусства и других областей знаний;
- потребность в художественно-эстетической организации ближайшего окружения; эстетическое восприятие природы, бережное к ней отношение, понимание значения цикличности и ритма в природе и в жизни, географической, климатической, национальной и культурной составляющих социума;
- развитие культуры восприятия, эмоциональной отзывчивости ребёнка, способности эмоционально откликаться на художественное, эстетическое в природе, искусстве, социуме и своём ближайшем окружении;
- развитие культуры речи и обогащение словарного запаса, владение терминами и понятиями, принятыми в искусстве, выразительными средствами разных искусств;
- развитие восприятия и проектно-поисковых форм мышления, позволяющих работать с информационными и коммуникационными технологиями; зрительной, музыкальной, моторной памяти, позволяющей обогащать копилку зрительных образов и использовать её в собственном творчестве;
- воспитание культуры общения, готовности слушать, вести диалог на языке искусства, принимать существование иных точек зрения; находить нужные аргументы при изложении своего мнения, высказывать самостоятельные суждения;
- развитие умения переносить художественный образ из одного вида искусства в другой, использовать в работе поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, совершать логические действия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- развитие пространственного ощущения мира, представления о взаимосвязи любого объекта, цвета, пластики движений, слова, звука, формы с окружением.
В области регулятивных УУД:
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Обучающиеся получат возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В области познавательных УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
В области коммуникативных УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология проблемного (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.
Обучающиеся научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные планируемые результаты должны отражать:
- нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания личности школьника;
- сформированность основ изобразительного искусства, устойчивого интереса к нему, понимания роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- потребность к творчеству; способность адекватно воспринимать произведения изобразительного и других видов искусства, уметь аргументированно обосновывать собственные взгляды и давать эстетическую оценку произведениям искусства, работать в коллективе и группе;
- развитие индивидуального чувства формы и цвета, коммуникативного, художественно-образного и композиционного мышления детей в условиях полихудожественного воспита-ния, сознательного использования цвета и формы, композиционного решения в творческих работах;
- освоение графической грамоты в процессе знакомства с культурой родного края, знание её традиций, особенностей, своеобразия и бережное сохранение образцов народной
культуры;
- способность создавать проекты и вести исследовательскую работу, работать с разнообразными источниками информации, использовать знания, полученные из разных областей наук, в создании образов;
- наличие представлений о видах пластических искусств, об их специфике; знаний выразительных особенностей языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна), использование этих знаний в работе при создании композиций;
- сформированность художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, мира природы, умения выражать своё отношение к художественному произведению, используя термины и понятия изобразительного искусства.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально – ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно – образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Обучающиеся научатся:
- создавать простые композиции а заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, цвет, ритм, линию, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно – творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно – творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно – творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающиеся научатся:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно – творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
4 класс
Личностные результаты:
- социализация личности — умение работать в коллективе и группе, активно участвовать в общении по поводу искусства, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы;
- развитие патриотизма, формирование чувства гордости за свою родину и историю России, интерес к истории своей семьи, рода, населенного пункта, стране;
- умение принять существование иной, отличной точки зрения, способность согласиться с объективными доводами и примерами и отказаться от своего ошибочного мнения;
- бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному наследию, повышение мотивации к освоению искусства и культуры;
- развитие воображения и фантазии; творческого потенциала и применение знаний, полученных на занятиях изобразительным искусством в жизни и освоении других учебных дисциплин;
- духовное возвышение личности и обогащение чувств ребенка, формирование нравственных основ, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Метапредметные результаты:
- умение ставить и решать задачи исследовательского характера; умение предвидеть результат творческих усилий и цель выполнения работы, самостоятельной постановки творческой задачи;
- умение поэтапного выполнения творческой работы (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для конкретной деятельности и работы, осуществлять личностный контроль за учебными действиями, оценивать их успешность и соответствие поставленной задачи, определять оптимальные пути ее реализации способы решения;
- умение анализировать причины успеха (неуспеха) в учебной и творческой деятельности, находить формы и методы исправления сложившихся ситуаций, умение работать в коллективе, группе;
- потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками;
- потребность художественно-эстетической организации ближайшего окружения, эстетическое восприятие природы, бережного к ней отношения;
- развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, культуры восприятия, способности эмоционально откликаться на художественное, эстетическое в природе, искусстве, социуме и своем ближайшем окружении;
- развитие культуры речи и обогащение словарного запаса;
- развитие восприятия и проектно-поисковых форм мышления, позволяющих работать с информационными и коммуникационными технологиями;
- обогащать память знаниями об искусстве своего народа и общемировых памятниках искусства;
- воспитание культуры общения, готовности слушать, вести диалог по поводу искусства и на языке искусства, принимать существование иных точек зрения; находить нужные аргументы при изложении своего мнения высказывать самостоятельные рассуждения;
- развитие эстетических, духовных, творческих начал, патриотизма и способности откликаться на происходящее в мире.
Предметные результаты:
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы , и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать
- в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно -образного языка;
- узнавать, воспринимать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев Россиии художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура ,дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство ?»
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи ,графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы,различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Раint
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
II. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
1класс
В программе представлены основные направления художественной деятельности учащихся.
1. Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства)-13ч
Освоение школы изобразительной грамоты в процессе создания ребёнком полноценной творческой работы в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Овладение навыками графической грамоты в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображение планов), передачи законов ритмического построения композиции, в работе с объёмом, в обогащении цветовой гаммы.
Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления в процессе освоения таких тем, как: «Ритм и настроение», «Движение», «Композиция», «Пространство города и земли», «Люди будущего в народных фантазиях, легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства» и др. 1 класс. Знакомство с выразительными средствами изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, пространство. Овладение навыками работы с художественными материалами и инструментами.
2. Восприятие (развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности)9ч
Формирование представления о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических
пространств и многообразия культур и культурных проявлений на этих пространствах. Формирование художественного восприятия учащихся как первоосновы взгляда на мир: своеобразие «национальных образов мира» (Г.Д. Гачев), особенность культуры народов России и других стран (родная природа, язык, обычаи).
1 класс. Развитие художественного мышления на основе пространственного восприятия искусства и действительности. Развитие эмоционально-образного мировоззрения, индивидуально-личностного восприятия. Формирование способности общения с искусством и оценки произведений искусства и действительности; обогащение сознания учащихся художественными образами, творческое развитие детей (эстетический отклик на воспринимаемые явления).
3. Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств)7ч
Соединение разных видов искусства в процессе освоения одной темы, проблемы или понятия (сравнение, проведение параллелей и поиск отличий). Всё это позволяет раскрыть широту и разнообразие деятельности человека, показать возможности творческого проявления и художественного самовыражения в любом виде искусства с учётом его уникальных особенностей, обнаружить и осознать взаимосвязь и единство образных художественных средств изобразительного творчества с другими видами искусства.
1 класс. Формирование умения видеть и замечать выразительные возможности разных видов искусства. Формирование представлений об искусстве как специфической форме отражения мира в разных видах искусства. Решению этих проблем помогают темы практической работы с детьми, которые связаны с освоением языка разных видов искусства на основе художественного образа, композиции, формы, ритма, динамики.
4. Компьютерный проект.4ч
Освоение компьютерных технологий. (Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с современными требованиями времени и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учётом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство — алгоритмизацию деятельности.
1 класс. Развитие представлений о технических средствах выражения — знакомство с персональным компьютером. (Организация процесса освоения этого устройства осуществляется в форме сближенных по времени занятий, где каждый урок последовательно развивает предыдущий.) Практическое освоение простейших компьютерных программных средств для художественной деятельности. (Блок занятий направлен на освоение локального объёма представлений и навыков. Организация художественной деятельности может быть эффективна только в форме последовательно выстроенной проектной организации.)
Направления работы и виды художественной деятельности
Работа на плоскости направлена на освоение всей поверхности листа, выбор формата для творческой работы, овладение композиционными навыками, обогащение цветовидения и цветовой палитры, освоение работы с художественными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно-прикладная деятельность решает задачи освоения декоративных форм, ритмов, цвета, принципов стилизации на основе обобщения природных форм, сочинения орнаментов, декоративных композиций, использования элементов украшения и объектов (представители флоры и фауны), работы с природными и другими поделочными материалами, глиной, пластилином, освоения навыков работы в бумажной пластике, выполнения коллажей, аппликаций с использованием разнообразия текстур и фактур применяемых художественных материалов.
Работа в объёме и в пространстве — создание творческих работ в объёме из бумаги, скульптуры из глины или пластилина; развитие навыков художественного конструирования, знакомство с дизайном как видом изобразительного и конструкторского искусства (художественное конструирование), выполнение дизайнерских работ — создание несложных геометрических форм из бумаги, природного и другого поделочного материала, а также с использованием готовых упаковок разных видов, величины и формы.
Художественное восприятие произведений изобразительного искусства рассматривается как один из видов творческой деятельности, который реализуется в обсуждении произведений искусства разных видов и жанров, творческих работ одноклассников, организации экспозиции из работ учащихся, проведении исследований по проблемам искусства (творчество художника; история создания одной картины; экспозиция,
музей в родном городе, селе; знание музеев мира, знакомство с творчеством известных художников), участии в экскурсиях, выполнении групповых и индивидуальных проектов и исследований.
Тема курса изобразительного искусства в 1 классе «Мы под радугой живём»
Ученики начальной школы активно познают мир вокруг. Одной из форм познания выступает активная созидательная деятельность, которая реализуется в продуктивном изобразительном творчестве (приобщение детей к красоте, развитие чувства радости при созерцании окружающего мира и искусства, получение удовольствия от восприятия и участия в творческой деятельности и коллективном художественном событии).
Наблюдение за объектами окружающей действительности — природой, людьми, животными — должно быть пространственным, т. е. наполненным цветом, движением, музыкой и звуками, ароматами и разнообразными формами. Результаты наблюдения должны реализоваться в творческих работах учащихся, это поможет осознать им увиденное, прийти к пониманию, что каждый человек является частью окружающего мира.
Основные направления деятельности
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы (каналов восприятия) через освоение разнообразия формы, цвета, звука, живого и литературного слова, движения, природной и художественно-организованной среды (пространства).
2. Развитие художественного восприятия, наблюдательности и чувства радости от совершаемого художественного действия; умения слушать и слышать, видеть и замечать.
3. Создание собственного художественного продукта на основе наблюдений за окружающей действительностью и по представлению.
4. Развитие фантазии и воображения на основе жизненного опыта и обогащения художественными образами.
5. Формирование навыков владения графической грамотой (художественными инструментами и материалами) при выражении чувств, цвета, формы, звука, слова, действия.
6. Формирование навыков работы в программе Paint.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
2класс
1.Графическая грамота-13ч
Освоение школы изобразительной грамоты в процессе создания ребёнком полноценной творческой работы в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Овладение навыками графической грамоты в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображение планов), передачи законов ритмического построения композиции, в работе с объёмом, в обогащении цветовой гаммы.
Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления в
процессе освоения таких тем, как: «Ритм и настроение», «Движение», «Композиция», «Пространство города и земли», «Люди будущего в народных фантазиях, легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства» и др. Освоение разных видов изобразительного искусства, графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура) в процессе изучения явлений наглядной перспективы, изменения цвета в пространстве, освоения законов размещения предметов в открытом и замкнутом пространства.
2.Восприятие-9ч
Формирование представления о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических пространств и многообразия культур и культурных проявлений на этих пространствах. Путешествия по музеям мира, в том числе виртуальным (ИКТ). Развитие у детей потребности общения с искусством и умения выражать своё видение и точку зрения в общем обсуждении (дискуссии на тему искусства).
3.Хоровод искусств-6ч
Соединение разных видов искусства в процессе освоения одной темы, проблемы или понятия (сравнение, проведение параллелей и поиск отличий). Всё это позволяет раскрыть широту и разнообразие деятельности человека, показать возможности творческого проявления и художественного само- выражения в любом виде искусства с учётом его уникальных особенностей, обнаружить и осознать взаимосвязь и единство образных художественных средств изобразительного творчества с другими видами искусства. Формирование представления о художественном образе в разных видах искусства. Освоение выразительных средств в разных видах искусства на основе разнообразия ритмов и мотивов в природе и искусстве. Выражение образа в од- ном виде искусства средствами другого, с использованием общих художественных выразительных средств (ритм, форма, композиция, интонация, настроение, характер
4.Компьютерный проект-4ч
Освоение компьютерных технологий. (Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с современными требованиями времени и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учётом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство— алгоритмизацию деятельности. В соответствии с этим для эффективного освоения компьютерных технологий выбрана организация художественной деятельности в форме последовательно выстроенной проектной организации.)
Углубление знаний о стандартных функциях компьютерных программ. Получение навыков создания и сохранения файлов. Знакомство с возможностями инструментов программы Paint. Работа с инструментами «Карандаш», «Заливка», «Текст». Выполнение упражнений на знание стандартных функций компьютерных программ.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
3класс
1. Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства). – 13 часов
Освоение школы изобразительной грамоты в процессе создания ребёнком полноценной творческой работы в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Овладение навыками графической грамоты в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображение планов), передачи законов
ритмического построения композиции, в работе с объёмом, в обогащении цветовой гаммы. Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления в процессе освоения таких тем, как: «Ритм и настроение», «Движение», «Композиция», «Пространство города и земли», «Люди будущего в народных фантазиях, легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства» и др.
В 3 классе освоение выразительного языка изобразительного искусства (форма, цвет, линия, пятно) через проблемы: композиция, пространство, ритм, динамика, симметрия, асимметрия. Формирование умения композиционной организации изобразительной плоскости, определение собственной манеры изображения, цветовое и пространственное решение работы, осознанный отбор объектов изображения. Общие законы построения композиции рисунка, композиционные закономерности в изобразительном искусстве, соответствие содержания, формы и материала сюжетному изображению. Развитие художественного восприятия как основы прочтения выразительных возможностей и освоения языка изобразительного искусства.
2. Восприятие (развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности). – 9 часов
Формирование представления о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических пространств и многообразия культур и культурных проявлений на этих пространствах. Формирование художественного восприятия учащихся как первоосновы взгляда на мир: своеобразие «национальных образов мира» (Г.Д. Гачев), особенность культуры народов России и других стран (родная природа, язык, обычаи).
В 3 классе развитие художественного восприятия на основе знакомства с произведениями искусства и окружающей действительностью. Восприятие художественных произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик музыкальных, поэтических произведений, живописи и графики. Формирование умения находить, объяснять сходство и различие в языке разных видов искусства.
3. Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств). – 7 часов
Соединение разных видов искусства в процессе освоения одной темы, проблемы или понятия (сравнение, проведение параллелей и поиск отличий). Всё это позволяет раскрыть широту и разнообразие деятельности человека, показать возможности творческого проявления и художественного самовыражения в любом виде искусства с учётом его уникальных особенностей, обнаружить и осознать взаимосвязь и единство образных художественных средств изобразительного творчества с другими видами искусства. В 3 классе развитие представлений о художественном образе в разных видах искусства и о выразительных средствах искусства слова, музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, танца, театра, кино (звучание русского слова в поэзии, былине, песне; слово и цвет, интонация, форма, звук, характер, образ). Звук и мелодия в музыкальном произведении, краски и линии в живописи и графике, объём и пластика в скульптуре. Отображение природы в разных видах искусства: музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.
4. Компьютерный проект. – 5 часов
Освоение компьютерных технологий. (Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с современными требованиями времени и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учётом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство — алгоритмизацию деятельности.
В 3 классе работа с текстом, разнообразными шрифтами, символами, изменение их размеров и стиля написания. Работа в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами. Графический коллаж и шрифтовая композиция. Создание художественного образа в результате последовательной работы в нескольких графических программах. Работа над выразительностью графического силуэта.
Направления работы реализуются в следующих видах художественной деятельности:
Декоративно-прикладная деятельность решает задачи освоения декоративных форм, ритмов, цвета, принципов стилизации на основе обобщения природных форм, сочинения орнаментов, декоративных композиций, использования элементов украшения и объектов (представители флоры и фауны), работы с природными и другими поделочными материалами, глиной, пластилином, освоения навыков работы в бумажной пластике, выполнения коллажей, аппликаций с использованием разнообразия текстур и фактур применяемых художественных материалов.
Работа в объёме и в пространстве — создание творческих работ в объёме из бумаги, скульптуры из глины или пластилина; развитие навыков художественного конструирования, знакомство с дизайном как видом изобразительного и конструкторского искусства (художественное конструирование), выполнение дизайнерских работ — создание несложных геометрических форм из бумаги, природного и другого поделочного материала, а также с использованием готовых упаковок разных видов, величины и формы.
Художественное восприятие произведений изобразительного искусства рассматривается как один из видов творческой деятельности, который реализуется в обсуждении произведений искусства разных видов и жанров, творческих работ одноклассников, организации экспозиции из работ учащихся, проведении исследований по проблемам искусства (творчество художника; история создания одной картины; экспозиция, музей в родном городе, селе; знание музеев мира, знакомство с творчеством известных художников), участие в экскурсиях, выполнении групповых и индивидуальных проектов и исследований.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
4класс
1. Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства)-13ч
Освоение школы изобразительной грамоты в процессе создания ребёнком полноценной творческой работы в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Овладение навыками графической грамоты в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображение планов), передачи законов
ритмического построения композиции, в работе с объёмом, в обогащении цветовой гаммы. Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления в процессе освоения таких тем, как: «Ритм и настроение», «Движение», «Композиция», «Пространство города и земли», «Люди будущего в народных фантазиях, легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства» и др.
В 4 классе освоение выразительного языка изобразительного искусства (форма, цвет, линия, пятно) через проблемы: композиция, пространство, ритм, динамика, симметрия, асимметрия. Формирование умения композиционной организации изобразительной плоскости, определение собственной манеры изображения, цветовое и пространственное решение работы, осознанный отбор объектов изображения. Общие законы построения композиции рисунка, композиционные закономерности в изобразительном искусстве, соответствие содержания, формы и материала сюжетному изображению. Развитие художественного восприятия как основы прочтения выразительных возможностей и освоения языка изобразительного искусства.
2. Восприятие (развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности). – 9 часов
Формирование представления о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических пространств и многообразия культур и культурных проявлений на этих пространствах. Формирование художественного восприятия учащихся как первоосновы взгляда на мир: своеобразие «национальных образов мира» (Г.Д. Гачев), особенность культуры народов России и других стран (родная природа, язык, обычаи).
В 4 классе развитие художественного восприятия на основе знакомства с произведениями искусства и окружающей действительностью. Восприятие художественных произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик музыкальных, поэтических произведений, живописи и графики. Формирование умения находить, объяснять сходство и различие в языке разных видов искусства.
3. Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств)-7ч
Соединение разных видов искусства в процессе освоения одной темы, проблемы или понятия (сравнение, проведение параллелей и поиск отличий). Всё это позволяет раскрыть широту и разнообразие деятельности человека, показать возможности творческого проявления и художественного самовыражения в любом виде искусства с учётом его уникальных особенностей, обнаружить и осознать взаимосвязь и единство образных художественных средств изобразительного творчества с другими видами искусства. В 4 классе развитие представлений о художественном образе в разных видах искусства и о выразительных средствах искусства слова, музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, танца, театра, кино (звучание русского слова в поэзии, былине, песне; слово и цвет, интонация, форма, звук, характер, образ). Звук и мелодия в музыкальном произведении, краски и линии в живописи и графике, объём и пластика в скульптуре. Отображение природы в разных видах искусства: музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.
4. Компьютерный проект 5ч
Освоение компьютерных технологий. (Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с современными требованиями времени и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учётом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство — алгоритмизацию деятельности.
В 4 классе работа с текстом, разнообразными шрифтами, символами, изменение их размеров и стиля написания. Работа в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами. Графический коллаж и шрифтовая композиция. Создание художественного образа в результате последовательной работы в нескольких графических программах. Работа над выразительностью графического силуэта.
III.Тематическое планирование, 1 класс (33ч)
№ урока | Название темы урока | Кол – во |
1 | Какими были первые рисунки? | 1 |
2 | Чем и как рисует художник? | 1 |
3 | Окружающий мир в картине | 1 |
4 | Мир вокруг наполнен цветом | 1 |
5 | Художник и его палитра | 1 |
6 | Гуашевые краски | 1 |
7 | Где живут картины? | 1 |
8 | Жанры изобразительного искусства | 1 |
9 | Художник-скульптор | 1 |
10 | Что такое рельеф? | 1 |
11 | Мастерская художника | 1 |
12 | Твоя творческая мастерская | 1 |
13 | Художник-прикладник | 1 |
14 | Ритм и узор | 1 |
15 | Где живет ритм? | 1 |
16 | Композиция | 1 |
17 | Рождение сюжета. Эскиз | 1 |
18 | Картинная плоскость и формат | 1 |
19 | Какое бывает пространство? | 1 |
20 | Добежать до горизонта | 1 |
21 | Настроение в картине | 1 |
22 | Художник и его картины | 1 |
23 | Художник-архитектор | 1 |
24 | Художник-дизайнер | 1 |
25 | Быть волшебником интересно | 1 |
26 | Нарисованная сказка | 1 |
27 | Живой мир в узоре | 1 |
28 | Главный герой картины | 1 |
29 | Мы рисуем человека | 1 |
30 | Художник и компьютер | 1 |
31 | Волшебное превращение | 1 |
32 | Буквица | 1 |
33 | Электронная азбука | 1 |
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 класс – 33ч
№ урока | Название темы урока | Кол – во |
| Картина — это рассказ о мире вокруг. | 1 |
| Цвет и форма в картине | 1 |
| Впечатления художника | 1 |
| Наброски, зарисовки и этюды. | 1 |
| Фактура и соразмерность | 1 |
| Что такое цветовая гамма. | 1 |
| Контраст и нюанс в искусстве | 1 |
| Симметрия — когда стороны равны. | 1 |
| Симметрия природных форм. Симметрия в природе. | 1 |
| Знаменитые музеи России. | 1 |
| История, написанная в камне. | 1 |
| Орнамент в архитектуре. | 1 |
| Путешествие вглубь картины. | 1 |
| Секреты изображения комнаты. | 1 |
| Сцена и секреты ее оформления | 1 |
| Художник-анималист | 1 |
| Стилизация в искусстве. | 1 |
| Сюжет и композиция. | 1 |
| Песни умелых рук. | 1 |
| Музыкальные инструменты. | 1 |
| Как поет природа. | 1 |
| Как передать движение в рисунке. | 1 |
| Художники-фантазеры. | 1 |
| Весенний пейзаж. Акварель | 1 |
| Весна шагает по планете. | 1 |
| Какая она весна. | 1 |
| Цветок живой и нарисованный | 1 |
| Природа и творчество. | 1 |
| Карнавал цветов. | 1 |
| Путешествие в Древнюю Грецию (компьютерный проект) | 1 |
| Природные мотивы в вазописи (компьютерный проект) | 1 |
| Как жили Древние Греки (компьютерный проект) | 1 |
| Древние вазы говорят (компьютерный проект) | 1 |
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3 класс -33ч
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1. | Природа глазами художника (восприятие) | 1 |
2. | В разных уголках планеты (восприятие) | 1 |
3. | Архитектура и природная среда (восприятие) | 1 |
4. | Архитектурный проект (восприятие) | 1 |
5. | О чем рассказывает интерьер (графическая грамота) | 1 |
6. | По законам линейной перспективы (графическая грамота) | 1 |
7. | Воздух тоже имеет цвет (графическая грамота) | 1 |
8. | Художник и пейзаж (восприятие) | 1 |
9. | Почему картины такие разные (восприятие) | 1 |
10. | Работаем с формой (графическая грамота) | 1 |
11. | Как передавать объем в рисунке (графическая грамота) | 1 |
12. | Колорит и настроение (графическая грамота) | 1 |
13. | О чем говорит искусство (восприятие) | 1 |
14. | Цвет и форма (графическая грамота) | 1 |
15. | Выразительный силуэт (графическая грамота) | 1 |
16. | Как о многом рассказать просто (хоровод искусств) | 1 |
17. | Города и время (хоровод искусств) | 1 |
18. | Композиция в скульптуре (графическая грамота) | 1 |
19. | Рельеф можно прочитать (графическая грамота) | 1 |
20. | Парадный интерьер (хоровод искусств) | 1 |
21. | Книга и ее оформление (хоровод искусств) | 1 |
22. | Искусство шрифта (графическая грамота) | 1 |
23. | Наши космические приключения (графическая грамота) | 1 |
24. | Библиотека как центр культуры (восприятие) | 1 |
25. | Портретный жанр (хоровод искусств) | 1 |
26. | В поисках композиции (графическая грамота) | 1 |
27. | Хоровод искусств в театре (хоровод искусств) | 1 |
28. | В залах музея (восприятие) | 1 |
29. | Шрифты – прошлое и настоящее (компьютерный проект) | 1 |
30 | Новое искусство (компьютерный проект) | 1 |
31. | Игры с буквами (компьютерный проект) | 1 |
32. | Монограммы (компьютерный проект) | 1 |
33. | Экслибрисы (компьютерный проект) | 1 |
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4класс -34ч
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1. | Человек и природа. (Восприятие) Эскиз дома в природной среде. | 1 |
2. | Природа в народном эпосе (хоровод искусств). Наши исследовательские проекты. | 1 |
3. | Народная архитектура (восприятие). Эскиз деревянной прорезной резьбы. | 1 |
4. | Изображаем дом по правилам (графическая грамота). Трёхмерное изображение. | 1 |
5. | Деревенская изба (восприятие).Групповой проект. | 1 |
6. | Боярские терема (восприятие). Композиция по мотивам сказок А. С. Пушкина с описанием терема. | 1 |
7. | Кремль и храмовая архитектура. Коллективная композиция «Архитектурный ансамбль кремля» | 1 |
8. | Народные мотивы в творчестве (хоровод искусств). Создание музыкального образа. | 1 |
9. | Сезонные народные праздники (восприятие). Коллективная работа. Сюжетная композиция «Ярмарка». | 1 |
10. | Художественные промыслы(хоровод искусств). Заочная экскурсия по музеям | 1 |
11. | Природные мотивы в росписи (восприятие). Закладка для книги. | 1 |
12. | Игрушка – серьезная забава (хоровод искусств). Народный промысел – изготовление игрушки. | 1 |
13. | Дымка (графическая грамота). Лепка из пластилина и роспись дымковской игрушки. | 1 |
14. | Филимоновские игрушки (хоровод искусств). Работа в малых группах. Силуэты игрушек. | 1 |
15. | Народные орнаменты (графическая грамота). Ритмическая композиция. Узор в полосе. | 1 |
16. | Анималистический жанр(графическая грамота). Из пластилина «Человек и животное» | 1 |
17. | Сказочный лес Берендея ( хоровод искусств). Коллективное панно «Сказочный зимний лес». | 1 |
18. | Что такое праздник (хоровод искусств). Праздники родного края. Аппликация «Люди в праздничных одеждах» | 1 |
19. | Мифы глазами художника (восприятие). | 1 |
20. | Пространство в картине (графическая грамота). Воздушное пространство в картине. | 1 |
21. | «Простые» предметы (графическая грамота). Натюрморт по представлению. | 1 |
22. | Натюрморты бывают разными (графическая грамота). Тематический натюрморт. | 1 |
23. | Рисуем музыку (хоровод искусств). Музыка в картине. | 1 |
24. | Искусство дизайна (восприятие). Коллективная композиция «Детская площадка». | 1 |
25. | Учимся рисовать человека (графическая грамота). Аппликация «Человек в движении». | 1 |
26. | Что такое асимметрия (графическая грамота). Карнавал костюмов. | 1 |
27. | «Все дело в шляпе» (восприятие). Необычная шляпа. | 1 |
28. | Весеннее настроение (хоровод искусств). Исследовательский проект. Картины весны. | 1 |
29. | Рисунки- знаки (компьютерный проект). Письмо другу. | 1 |
30. | История в картинках(компьютерный проект). Динамичный рассказ. | 1 |
31. | Образ героя (компьютерный проект). Комикс. Клоун. | 1 |
32. | Промежуточная аттестация. | 1 |
33. | Волшебный фонарь (компьютерный проект).История в трёх кадрах. Работа над ошибками. | 1 |
34. | Диафильм (компьютерный проект).
| 1 |