СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-4класс , УМК "Начальная инновационная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-4класс , УМК "Начальная инновационная школа"»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

1 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. социализация личности — умение работать в коллективе и группе, активно участвовать в общении по поводу искусства, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы;

2. развитие патриотизма, формирование чувства гордости за свою родину и историю России, вклад народов России и родного народа ученика в культуру человечества и художественное наследие мира, интерес к истории своей семьи, рода, населенного пункта, стране;

3. сформированность потребности к творческой самореализации, в общении с искусством и по поводу искусства, интереск явлениям культуры и искусства, понимание искусство формой познания мира и самосознания и самовыражения;

4. умение принять существование иной, отличной точки зрения, способность согласиться с объективными доводами и примерами и отказаться от своего ошибочного мнения;

5. сформированность способности самостоятельного вычленений (постановки) перед собой художественной задачи и еерешения всеми доступными средствами, обладание пониманием личностного смысла учения и творчества;

6. бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному наследию, повышение мотивации к освоению искусства и культуры;

7. развитие воображения и фантазии, композиционного и проектного мышления; творческого потенциала и применение знаний, полученных на занятиях изобразительным искусствомв жизни и освоении других учебных дисциплин;

8. духовное возвышение личности и обогащение чувств ребенка, формирование нравственных основ, способности эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, эмоционально-образному восприятию мира природы и своего непосредственного окружения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

1. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания личности школьника;

2. сформированность основ изобразительного искусства, устойчивого интереса к нему, понимания роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

3. потребность к творчеству; способность адекватного восприятия произведения изобразительного и других видов искусства, уметь аргументировано обосновывать собственные взгляды и давать эстетическую оценку произведениям искусства, работать в коллективе и группе;

4. развитие индивидуального чувство формы и цвета, коммуникативного и художественно-образного и композиционного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания, сознательного использование цвета и формы, композиционного решения в творческих работах;

5. освоение графической грамоты в опоре культуры родного края, знание ее и традиций, особенностей, своеобразия и бережное сохранение образцов народной культуры;

6. способность создавать проекты и вести исследовательскую работу, работать с разнообразными источниками информации, использовать знания разных областей наук в собственных работах в создании образов, создание на основе воображения и фантазии, (разнообразия цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов);

7. наличие представлений о видах пластических искусств,об их специфике; знаниях выразительных особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна), использование этих знаний в работе при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;

8. сформированность художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, мира природы, художественно организованную действительность, умение выражать свое отношение к художественному произведению, используя термины и понятия изобразительного искусства.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо­циональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех­нологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориен­тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • •Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно­ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель­но выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните­ля, критика).


В результате изучения изобразительной деятельности , ученики научатся:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

•  работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

•  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

•  выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

•  создавать образы природы и человека в живописи и графике;

•  выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

•  понимать форму как одно из средств выразительности;

•  отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

•  видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

•  использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

•  передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

•  использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

•  создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

•  понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

•  понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;    

•  понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

•  понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

•  приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

В результате изучения изобразительной деятельности , ученики получат возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

•  выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

•  видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

•  понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

•  активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

•  переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

•  участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

•  выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

•  использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

2 класс

Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

- знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

- иметь представление о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения;

-- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

- создавать творческие работы на основе собственного замысла;

- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

В конце 2 класса обучающиеся получат возможность узнать:

- что такое искусство и как оно говорит со зрителем;

- основные виды и жанры произведений изобразительного искусства;

- чем и как работает художник;

- что такое цветовой круг и как работать кистью;

-- как работать с пластилином;

-- что такое аппликация;

-- что такое украшения;

- простейшие формы в изображении;

- холодные и теплые цвета.

В конце 2 класса обучающиеся научатся:

- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства;

- определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;

- составлять аппликационные композиции из разных материалов;

- уметь различать теплые и холодные цвета;

- уметь украшать свои композиции.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

3 класс

Личностные планируемые результаты:

- социализация личности – умение работать в коллективе и группе, активно участвовать в общении по поводу искусства, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы;

- развитие патриотизма, формирование чувства гордости за свою Родину и историю России, вклад народов России и родного народа в культуру человечества, художественное наследие, формирование интереса к истории своей семьи, рода, населённого пункта, страны;

- сформированность потребности к творческой самореализации, в общении с искусством, интерес к явлениям культуры и искусства, понимание искусства как формы познания мира, самосознания и самовыражения;

- сформированность способности самостоятельного вычленения (постановки) художественной задачи и её решения доступными средствами, понимание личностного смысла учения и творчества;

- бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному наследию, повышение мотивации к освоению искусства и культуры;

- развитие воображения и фантазии, композиционного и проектного мышления; творческого потенциала и применение знаний, полученных на занятиях изобразительным искусством, в жизни и освоении других учебных дисциплин;

- духовное возвышение личности и обогащение чувств ребёнка, формирование нравственных основ, способности эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, эмоционально-образному восприятию мира природы и своего непосредственного окружения.

У обучающихся будут сформированы:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознания ответственности человека за общее благополучие; осознания своей этнической принадлежности;

- общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- установка на здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- основ устойчивых эстетических предпочтений и ориентации;

- отношения к искусству как значимой сфере человеческой жизни;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей;

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- дифференциации моральных и конвенциональных норм; развития морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциальному уровню;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Метапредметные планируемые результаты должны отражать:

- умение ставить и решать задачи исследовательского характера, предвидеть результат творческих усилий и цель выполнения работы как показатели развитости проектного мышления, творческого потенциала личности;

- умение поэтапно выполнять творческую работу (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для работы, осуществлять личностный контроль

за учебными действиями, оценивать их успешность в соответствии с поставленной задачей;

- умение анализировать причины успеха (неуспеха) в учебной и творческой деятельности, находить формы и методы исправления сложившихся ситуаций, брать инициативу на себя

в нестандартных ситуациях и в процессе коллективных работ и приводить группу к успеху; умение работать в коллективе, группе;

- потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками в процессе освоения искусства и других областей знаний;

- потребность в художественно-эстетической организации ближайшего окружения; эстетическое восприятие природы, бережное к ней отношение, понимание значения цикличности и ритма в природе и в жизни, географической, климатической, национальной и культурной составляющих социума;

- развитие культуры восприятия, эмоциональной отзывчивости ребёнка, способности эмоционально откликаться на художественное, эстетическое в природе, искусстве, социуме и своём ближайшем окружении;

- развитие культуры речи и обогащение словарного запаса, владение терминами и понятиями, принятыми в искусстве, выразительными средствами разных искусств;

- развитие восприятия и проектно-поисковых форм мышления, позволяющих работать с информационными и коммуникационными технологиями; зрительной, музыкальной, моторной памяти, позволяющей обогащать копилку зрительных образов и использовать её в собственном творчестве;

- воспитание культуры общения, готовности слушать, вести диалог на языке искусства, принимать существование иных точек зрения; находить нужные аргументы при изложении своего мнения, высказывать самостоятельные суждения;

- развитие умения переносить художественный образ из одного вида искусства в другой, использовать в работе поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, совершать логические действия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- развитие пространственного ощущения мира, представления о взаимосвязи любого объекта, цвета, пластики движений, слова, звука, формы с окружением.

В области регулятивных УУД:

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Обучающиеся получат возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В области познавательных УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

В области коммуникативных УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология проблемного (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.

Обучающиеся научатся:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные планируемые результаты должны отражать:

- нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания личности школьника;

- сформированность основ изобразительного искусства, устойчивого интереса к нему, понимания роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

- потребность к творчеству; способность адекватно воспринимать произведения изобразительного и других видов искусства, уметь аргументированно обосновывать собственные взгляды и давать эстетическую оценку произведениям искусства, работать в коллективе и группе;

- развитие индивидуального чувства формы и цвета, коммуникативного, художественно-образного и композиционного мышления детей в условиях полихудожественного воспита-ния, сознательного использования цвета и формы, композиционного решения в творческих работах;

- освоение графической грамоты в процессе знакомства с культурой родного края, знание её традиций, особенностей, своеобразия и бережное сохранение образцов народной

культуры;

- способность создавать проекты и вести исследовательскую работу, работать с разнообразными источниками информации, использовать знания, полученные из разных областей наук, в создании образов;

- наличие представлений о видах пластических искусств, об их специфике; знаний выразительных особенностей языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна), использование этих знаний в работе при создании композиций;

- сформированность художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, мира природы, умения выражать своё отношение к художественному произведению, используя термины и понятия изобразительного искусства.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности.

Обучающиеся научатся:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально – ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно – образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение

Обучающиеся получат возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

-видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Обучающиеся научатся:

- создавать простые композиции а заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, цвет, ритм, линию, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно – творческого замысла;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно – творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно – творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Обучающиеся научатся:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно – творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

4 класс

Личностные результаты:

- социализация личности — умение работать в коллективе и группе, активно участвовать в общении по поводу искусства, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы;

- развитие патриотизма, формирование чувства гордости за свою родину и историю России, интерес к истории своей семьи, рода, населенного пункта, стране;

- умение принять существование иной, отличной точки зрения, способность согласиться с объективными доводами и примерами и отказаться от своего ошибочного мнения;

- бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному наследию, повышение мотивации к освоению искусства и культуры;

- развитие воображения и фантазии; творческого потенциала и применение знаний, полученных на занятиях изобразительным искусством в жизни и освоении других учебных дисциплин;

- духовное возвышение личности и обогащение чувств ребенка, формирование нравственных основ, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.


Метапредметные результаты:

- умение ставить и решать задачи исследовательского характера; умение предвидеть результат творческих усилий и цель выполнения работы, самостоятельной постановки творческой задачи;

- умение поэтапного выполнения творческой работы (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для конкретной деятельности и работы, осуществлять личностный контроль за учебными действиями, оценивать их успешность и соответствие поставленной задачи, определять оптимальные пути ее реализации способы решения;

- умение анализировать причины успеха (неуспеха) в учебной и творческой деятельности, находить формы и методы исправления сложившихся ситуаций, умение работать в коллективе, группе;

- потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками;

- потребность художественно-эстетической организации ближайшего окружения, эстетическое восприятие природы, бережного к ней отношения;

- развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, культуры восприятия, способности эмоционально откликаться на художественное, эстетическое в природе, искусстве, социуме и своем ближайшем окружении;

- развитие культуры речи и обогащение словарного запаса;

- развитие восприятия и проектно-поисковых форм мышления, позволяющих работать с информационными и коммуникационными технологиями;

- обогащать память знаниями об искусстве своего народа и общемировых памятниках искусства;

- воспитание культуры общения, готовности слушать, вести диалог по поводу искусства и на языке искусства, принимать существование иных точек зрения; находить нужные аргументы при изложении своего мнения высказывать самостоятельные рассуждения;

- развитие эстетических, духовных, творческих начал, патриотизма и способности откликаться на происходящее в мире.


Предметные результаты:


Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы , и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать

- в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно -образного языка;

- узнавать, воспринимать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев Россиии художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура ,дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство ?»

Выпускник научится:

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта.

Выпускник получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи ,графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы,различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Раint

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


II. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

1класс

В программе представлены основные направления художественной деятельности учащихся.

1. Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства)-13ч

Освоение школы изобразительной грамоты в процессе создания ребёнком полноценной творческой работы в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Овладение навыками графической грамоты в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображение планов), передачи законов ритмического построения композиции, в работе с объёмом, в обогащении цветовой гаммы.

Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления в процессе освоения таких тем, как: «Ритм и настроение», «Движение», «Композиция», «Пространство города и земли», «Люди будущего в народных фантазиях, легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства» и др. 1 класс. Знакомство с выразительными средствами изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, пространство. Овладение навыками работы с художественными материалами и инструментами.

2. Восприятие (развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности)9ч

Формирование представления о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических

пространств и многообразия культур и культурных проявлений на этих пространствах. Формирование художественного восприятия учащихся как первоосновы взгляда на мир: своеобразие «национальных образов мира» (Г.Д. Гачев), особенность культуры народов России и других стран (родная природа, язык, обычаи).

1 класс. Развитие художественного мышления на основе пространственного восприятия искусства и действительности. Развитие эмоционально-образного мировоззрения, индивидуально-личностного восприятия. Формирование способности общения с искусством и оценки произведений искусства и действительности; обогащение сознания учащихся художественными образами, творческое развитие детей (эстетический отклик на воспринимаемые явления).

3. Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств)7ч

Соединение разных видов искусства в процессе освоения одной темы, проблемы или понятия (сравнение, проведение параллелей и поиск отличий). Всё это позволяет раскрыть широту и разнообразие деятельности человека, показать возможности творческого проявления и художественного самовыражения в любом виде искусства с учётом его уникальных особенностей, обнаружить и осознать взаимосвязь и единство образных художественных средств изобразительного творчества с другими видами искусства.

1 класс. Формирование умения видеть и замечать выразительные возможности разных видов искусства. Формирование представлений об искусстве как специфической форме отражения мира в разных видах искусства. Решению этих проблем помогают темы практической работы с детьми, которые связаны с освоением языка разных видов искусства на основе художественного образа, композиции, формы, ритма, динамики.

4. Компьютерный проект.

Освоение компьютерных технологий. (Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с современными требованиями времени и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учётом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство — алгоритмизацию деятельности.

1 класс. Развитие представлений о технических средствах выражения — знакомство с персональным компьютером. (Организация процесса освоения этого устройства осуществляется в форме сближенных по времени занятий, где каждый урок последовательно развивает предыдущий.) Практическое освоение простейших компьютерных программных средств для художественной деятельности. (Блок занятий направлен на освоение локального объёма представлений и навыков. Организация художественной деятельности может быть эффективна только в форме последовательно выстроенной проектной организации.)



Направления работы и виды художественной деятельности

Работа на плоскости направлена на освоение всей поверхности листа, выбор формата для творческой работы, овладение композиционными навыками, обогащение цветовидения и цветовой палитры, освоение работы с художественными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладная деятельность решает задачи освоения декоративных форм, ритмов, цвета, принципов стилизации на основе обобщения природных форм, сочинения орнаментов, декоративных композиций, использования элементов украшения и объектов (представители флоры и фауны), работы с природными и другими поделочными материалами, глиной, пластилином, освоения навыков работы в бумажной пластике, выполнения коллажей, аппликаций с использованием разнообразия текстур и фактур применяемых художественных материалов.

Работа в объёме и в пространстве — создание творческих работ в объёме из бумаги, скульптуры из глины или пластилина; развитие навыков художественного конструирования, знакомство с дизайном как видом изобразительного и конструкторского искусства (художественное конструирование), выполнение дизайнерских работ — создание несложных геометрических форм из бумаги, природного и другого поделочного материала, а также с использованием готовых упаковок разных видов, величины и формы.

Художественное восприятие произведений изобразительного искусства рассматривается как один из видов творческой деятельности, который реализуется в обсуждении произведений искусства разных видов и жанров, творческих работ одноклассников, организации экспозиции из работ учащихся, проведении исследований по проблемам искусства (творчество художника; история создания одной картины; экспозиция,

музей в родном городе, селе; знание музеев мира, знакомство с творчеством известных художников), участии в экскурсиях, выполнении групповых и индивидуальных проектов и исследований.



Тема курса изобразительного искусства в 1 классе «Мы под радугой живём»

Ученики начальной школы активно познают мир вокруг. Одной из форм познания выступает активная созидательная деятельность, которая реализуется в продуктивном изобразительном творчестве (приобщение детей к красоте, развитие чувства радости при созерцании окружающего мира и искусства, получение удовольствия от восприятия и участия в творческой деятельности и коллективном художественном событии).

Наблюдение за объектами окружающей действительности — природой, людьми, животными — должно быть пространственным, т. е. наполненным цветом, движением, музыкой и звуками, ароматами и разнообразными формами. Результаты наблюдения должны реализоваться в творческих работах учащихся, это поможет осознать им увиденное, прийти к пониманию, что каждый человек является частью окружающего мира.

Основные направления деятельности

1. Развитие эмоционально-чувственной сферы (каналов восприятия) через освоение разнообразия формы, цвета, звука, живого и литературного слова, движения, природной и художественно-организованной среды (пространства).

2. Развитие художественного восприятия, наблюдательности и чувства радости от совершаемого художественного действия; умения слушать и слышать, видеть и замечать.

3. Создание собственного художественного продукта на основе наблюдений за окружающей действительностью и по представлению.

4. Развитие фантазии и воображения на основе жизненного опыта и обогащения художественными образами.

5. Формирование навыков владения графической грамотой (художественными инструментами и материалами) при выражении чувств, цвета, формы, звука, слова, действия.

6. Формирование навыков работы в программе Paint.


Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

2класс

1.Графическая грамота-13ч

Освоение школы изобразительной грамоты в процессе создания ребёнком полноценной творческой работы в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Овладение навыками графической грамоты в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображение планов), передачи законов ритмического построения композиции, в работе с объёмом, в обогащении цветовой гаммы.

Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления в

процессе освоения таких тем, как: «Ритм и настроение», «Движение», «Композиция», «Пространство города и земли», «Люди будущего в народных фантазиях, легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства» и др. Освоение разных видов изобразительного искусства, графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура) в процессе изучения явлений наглядной перспективы, изменения цвета в пространстве, освоения законов размещения предметов в открытом и замкнутом пространства.

2.Восприятие-9ч

Формирование представления о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических пространств и многообразия культур и культурных проявлений на этих пространствах. Путешествия по музеям мира, в том числе виртуальным (ИКТ). Развитие у детей потребности общения с искусством и умения выражать своё видение и точку зрения в общем обсуждении (дискуссии на тему искусства).

3.Хоровод искусств-6ч

Соединение разных видов искусства в процессе освоения одной темы, проблемы или понятия (сравнение, проведение параллелей и поиск отличий). Всё это позволяет раскрыть широту и разнообразие деятельности человека, показать возможности творческого проявления и художественного само- выражения в любом виде искусства с учётом его уникальных особенностей, обнаружить и осознать взаимосвязь и единство образных художественных средств изобразительного творчества с другими видами искусства. Формирование представления о художественном образе в разных видах искусства. Освоение выразительных средств в разных видах искусства на основе разнообразия ритмов и мотивов в природе и искусстве. Выражение образа в од- ном виде искусства средствами другого, с использованием общих художественных выразительных средств (ритм, форма, композиция, интонация, настроение, характер

4.Компьютерный проект-4ч

Освоение компьютерных технологий. (Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с современными требованиями времени и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учётом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство— алгоритмизацию деятельности. В соответствии с этим для эффективного освоения компьютерных технологий выбрана организация художественной деятельности в форме последовательно выстроенной проектной организации.)

Углубление знаний о стандартных функциях компьютерных программ. Получение навыков создания и сохранения файлов. Знакомство с возможностями инструментов программы Paint. Работа с инструментами «Карандаш», «Заливка», «Текст». Выполнение упражнений на знание стандартных функций компьютерных программ.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

3класс

1. Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства). – 13 часов

Освоение школы изобразительной грамоты в процессе создания ребёнком полноценной творческой работы в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Овладение навыками графической грамоты в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображение планов), передачи законов

ритмического построения композиции, в работе с объёмом, в обогащении цветовой гаммы. Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления в процессе освоения таких тем, как: «Ритм и настроение», «Движение», «Композиция», «Пространство города и земли», «Люди будущего в народных фантазиях, легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства» и др.

В 3 классе освоение выразительного языка изобразительного искусства (форма, цвет, линия, пятно) через проблемы: композиция, пространство, ритм, динамика, симметрия, асимметрия. Формирование умения композиционной организации изобразительной плоскости, определение собственной манеры изображения, цветовое и пространственное решение работы, осознанный отбор объектов изображения. Общие законы построения композиции рисунка, композиционные закономерности в изобразительном искусстве, соответствие содержания, формы и материала сюжетному изображению. Развитие художественного восприятия как основы прочтения выразительных возможностей и освоения языка изобразительного искусства.

2. Восприятие (развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности). – 9 часов

Формирование представления о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических пространств и многообразия культур и культурных проявлений на этих пространствах. Формирование художественного восприятия учащихся как первоосновы взгляда на мир: своеобразие «национальных образов мира» (Г.Д. Гачев), особенность культуры народов России и других стран (родная природа, язык, обычаи).

В 3 классе развитие художественного восприятия на основе знакомства с произведениями искусства и окружающей действительностью. Восприятие художественных произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик музыкальных, поэтических произведений, живописи и графики. Формирование умения находить, объяснять сходство и различие в языке разных видов искусства.

3. Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств). – 7 часов

Соединение разных видов искусства в процессе освоения одной темы, проблемы или понятия (сравнение, проведение параллелей и поиск отличий). Всё это позволяет раскрыть широту и разнообразие деятельности человека, показать возможности творческого проявления и художественного самовыражения в любом виде искусства с учётом его уникальных особенностей, обнаружить и осознать взаимосвязь и единство образных художественных средств изобразительного творчества с другими видами искусства. В 3 классе развитие представлений о художественном образе в разных видах искусства и о выразительных средствах искусства слова, музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, танца, театра, кино (звучание русского слова в поэзии, былине, песне; слово и цвет, интонация, форма, звук, характер, образ). Звук и мелодия в музыкальном произведении, краски и линии в живописи и графике, объём и пластика в скульптуре. Отображение природы в разных видах искусства: музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.


4. Компьютерный проект. – 5 часов

Освоение компьютерных технологий. (Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с современными требованиями времени и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учётом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство — алгоритмизацию деятельности.

В 3 классе работа с текстом, разнообразными шрифтами, символами, изменение их размеров и стиля написания. Работа в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами. Графический коллаж и шрифтовая композиция. Создание художественного образа в результате последовательной работы в нескольких графических программах. Работа над выразительностью графического силуэта.


Направления работы реализуются в следующих видах художественной деятельности:


Работа на плоскости направлена на освоение всей поверхности листа, выбор формата для творческой работы, овладение композиционными навыками, обогащение цветовидения и цветовой палитры, освоение работы с художественными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладная деятельность решает задачи освоения декоративных форм, ритмов, цвета, принципов стилизации на основе обобщения природных форм, сочинения орнаментов, декоративных композиций, использования элементов украшения и объектов (представители флоры и фауны), работы с природными и другими поделочными материалами, глиной, пластилином, освоения навыков работы в бумажной пластике, выполнения коллажей, аппликаций с использованием разнообразия текстур и фактур применяемых художественных материалов.

Работа в объёме и в пространстве — создание творческих работ в объёме из бумаги, скульптуры из глины или пластилина; развитие навыков художественного конструирования, знакомство с дизайном как видом изобразительного и конструкторского искусства (художественное конструирование), выполнение дизайнерских работ — создание несложных геометрических форм из бумаги, природного и другого поделочного материала, а также с использованием готовых упаковок разных видов, величины и формы.

Художественное восприятие произведений изобразительного искусства рассматривается как один из видов творческой деятельности, который реализуется в обсуждении произведений искусства разных видов и жанров, творческих работ одноклассников, организации экспозиции из работ учащихся, проведении исследований по проблемам искусства (творчество художника; история создания одной картины; экспозиция, музей в родном городе, селе; знание музеев мира, знакомство с творчеством известных художников), участие в экскурсиях, выполнении групповых и индивидуальных проектов и исследований.


Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

4класс

1. Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства)-13ч

Освоение школы изобразительной грамоты в процессе создания ребёнком полноценной творческой работы в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Овладение навыками графической грамоты в работе с форматом, в процессе передачи изобразительной условности пространства (изображение планов), передачи законов

ритмического построения композиции, в работе с объёмом, в обогащении цветовой гаммы. Развитие фантазии и воображения, пространственного и проектного мышления в процессе освоения таких тем, как: «Ритм и настроение», «Движение», «Композиция», «Пространство города и земли», «Люди будущего в народных фантазиях, легендах, мифах, волшебных мечтах, сказаниях и сказках, разных видах искусства» и др.

В 4 классе освоение выразительного языка изобразительного искусства (форма, цвет, линия, пятно) через проблемы: композиция, пространство, ритм, динамика, симметрия, асимметрия. Формирование умения композиционной организации изобразительной плоскости, определение собственной манеры изображения, цветовое и пространственное решение работы, осознанный отбор объектов изображения. Общие законы построения композиции рисунка, композиционные закономерности в изобразительном искусстве, соответствие содержания, формы и материала сюжетному изображению. Развитие художественного восприятия как основы прочтения выразительных возможностей и освоения языка изобразительного искусства.

2. Восприятие (развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности). – 9 часов

Формирование представления о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических пространств и многообразия культур и культурных проявлений на этих пространствах. Формирование художественного восприятия учащихся как первоосновы взгляда на мир: своеобразие «национальных образов мира» (Г.Д. Гачев), особенность культуры народов России и других стран (родная природа, язык, обычаи).

В 4 классе развитие художественного восприятия на основе знакомства с произведениями искусства и окружающей действительностью. Восприятие художественных произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик музыкальных, поэтических произведений, живописи и графики. Формирование умения находить, объяснять сходство и различие в языке разных видов искусства.

3. Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств)-7ч

Соединение разных видов искусства в процессе освоения одной темы, проблемы или понятия (сравнение, проведение параллелей и поиск отличий). Всё это позволяет раскрыть широту и разнообразие деятельности человека, показать возможности творческого проявления и художественного самовыражения в любом виде искусства с учётом его уникальных особенностей, обнаружить и осознать взаимосвязь и единство образных художественных средств изобразительного творчества с другими видами искусства. В 4 классе развитие представлений о художественном образе в разных видах искусства и о выразительных средствах искусства слова, музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, танца, театра, кино (звучание русского слова в поэзии, былине, песне; слово и цвет, интонация, форма, звук, характер, образ). Звук и мелодия в музыкальном произведении, краски и линии в живописи и графике, объём и пластика в скульптуре. Отображение природы в разных видах искусства: музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.

4. Компьютерный проект 5ч

Освоение компьютерных технологий. (Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с современными требованиями времени и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учётом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство — алгоритмизацию деятельности.

В 4 классе работа с текстом, разнообразными шрифтами, символами, изменение их размеров и стиля написания. Работа в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами. Графический коллаж и шрифтовая композиция. Создание художественного образа в результате последовательной работы в нескольких графических программах. Работа над выразительностью графического силуэта.



III.Тематическое планирование, 1 класс (33ч)


урока

Название темы урока

Кол – во
часов

1

Какими были первые рисунки?

1

2

Чем и как рисует художник?

1

3

Окружающий мир в картине

1

4

Мир вокруг наполнен цветом

1

5

Художник и его палитра

1

6

Гуашевые краски

1

7

Где живут картины?

1

8

Жанры изобразительного искусства

1

9

Художник-скульптор

1

10

Что такое рельеф?

1

11

Мастерская художника

1

12

Твоя творческая мастерская

1

13

Художник-прикладник

1

14

Ритм и узор

1

15

Где живет ритм?

1

16

Композиция

1

17

Рождение сюжета. Эскиз

1

18

Картинная плоскость и формат

1

19

Какое бывает пространство?

1

20

Добежать до горизонта

1

21

Настроение в картине

1

22

Художник и его картины

1

23

Художник-архитектор

1

24

Художник-дизайнер

1

25

Быть волшебником интересно

1

26

Нарисованная сказка

1

27

Живой мир в узоре

1

28

Главный герой картины

1

29

Мы рисуем человека

1

30

Художник и компьютер

1

31

Волшебное превращение

1

32

Буквица

1

33

Электронная азбука

1



Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2 класс – 33ч

урока

Название темы урока

Кол – во
часов

Картина — это рассказ о мире вокруг.

1

Цвет и форма в картине

1

Впечатления художника

1

Наброски, зарисовки и этюды.

1

Фактура и соразмерность

1

Что такое цветовая гамма.

1

Контраст и нюанс в искусстве

1

Симметрия — когда стороны равны.

1

Симметрия природных форм. Симметрия в природе.

1

Знаменитые музеи России.

1

История, написанная в камне.

1

Орнамент в архитектуре.

1

Путешествие вглубь картины.

1

Секреты изображения комнаты.

1

Сцена и секреты ее оформления

1

Художник-анималист

1

Стилизация в искусстве.

1

Сюжет и композиция.

1

Песни умелых рук.

1

Музыкальные инструменты.

1

Как поет природа.

1

Как передать движение в рисунке.

1

Художники-фантазеры.

1

Весенний пейзаж. Акварель

1

Весна шагает по планете.

1

Какая она весна.

1

Цветок живой и нарисованный

1

Природа и творчество.

1

Карнавал цветов.

1

Путешествие в Древнюю Грецию (компьютерный проект)

1

Природные мотивы в вазописи (компьютерный проект)

1

Как жили Древние Греки

(компьютерный проект)

1

Древние вазы говорят

(компьютерный проект)

1


Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3 класс -33ч


урока

Тема

Кол-во часов

1.

Природа глазами художника (восприятие)

1

2.

В разных уголках планеты (восприятие)

1

3.

Архитектура и природная среда (восприятие)

1

4.

Архитектурный проект (восприятие)

1

5.

О чем рассказывает интерьер (графическая грамота)

1

6.

По законам линейной перспективы (графическая грамота)

1

7.

Воздух тоже имеет цвет (графическая грамота)

1

8.

Художник и пейзаж (восприятие)

1

9.

Почему картины такие разные (восприятие)

1

10.

Работаем с формой (графическая грамота)

1

11.

Как передавать объем в рисунке (графическая грамота)

1

12.

Колорит и настроение (графическая грамота)

1

13.

О чем говорит искусство (восприятие)

1

14.

Цвет и форма (графическая грамота)

1

15.

Выразительный силуэт (графическая грамота)

1

16.

Как о многом рассказать просто (хоровод искусств)

1

17.

Города и время (хоровод искусств)

1

18.

Композиция в скульптуре (графическая грамота)

1

19.

Рельеф можно прочитать (графическая грамота)

1

20.

Парадный интерьер (хоровод искусств)

1

21.

Книга и ее оформление (хоровод искусств)

1

22.

Искусство шрифта (графическая грамота)

1

23.

Наши космические приключения (графическая грамота)

1

24.

Библиотека как центр культуры (восприятие)

1

25.

Портретный жанр (хоровод искусств)

1

26.

В поисках композиции (графическая грамота)

1

27.

Хоровод искусств в театре (хоровод искусств)

1

28.

В залах музея (восприятие)

1

29.

Шрифты – прошлое и настоящее (компьютерный проект)

1

30

Новое искусство (компьютерный проект)

1

31.

Игры с буквами (компьютерный проект)

1

32.

Монограммы (компьютерный проект)

1

33.

Экслибрисы (компьютерный проект)

1

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4класс -34ч


урока

Тема

Кол-во часов

1.

Человек и природа. (Восприятие) Эскиз дома в природной среде.

1

2.

Природа в народном эпосе (хоровод искусств).

Наши исследовательские проекты.

1

3.

Народная архитектура (восприятие).

Эскиз деревянной прорезной резьбы.

1

4.

Изображаем дом по правилам (графическая грамота). Трёхмерное изображение.

1

5.

Деревенская изба (восприятие).Групповой проект.

1

6.

Боярские терема (восприятие).

Композиция по мотивам сказок А. С. Пушкина с описанием терема.

1

7.

Кремль и храмовая архитектура.

Коллективная композиция «Архитектурный ансамбль кремля»

1

8.

Народные мотивы в творчестве (хоровод искусств).

Создание музыкального образа.

1

9.

Сезонные народные праздники (восприятие).

Коллективная работа. Сюжетная композиция «Ярмарка».

1

10.

Художественные промыслы(хоровод искусств).

Заочная экскурсия по музеям

1

11.

Природные мотивы в росписи (восприятие).

Закладка для книги.

1

12.

Игрушка – серьезная забава (хоровод искусств).

Народный промысел – изготовление игрушки.

1

13.

Дымка (графическая грамота).

Лепка из пластилина и роспись дымковской игрушки.

1

14.

Филимоновские игрушки (хоровод искусств).

Работа в малых группах. Силуэты игрушек.

1

15.

Народные орнаменты (графическая грамота). Ритмическая композиция.

Узор в полосе.

1

16.

Анималистический жанр(графическая грамота). Из пластилина

«Человек и животное»

1

17.

Сказочный лес Берендея ( хоровод искусств).

Коллективное панно «Сказочный зимний лес».

1

18.

Что такое праздник (хоровод искусств). Праздники родного края.

Аппликация «Люди в праздничных одеждах»

1

19.

Мифы глазами художника (восприятие).

1

20.

Пространство в картине (графическая грамота). Воздушное пространство в картине.

1

21.

«Простые» предметы (графическая грамота).

Натюрморт по представлению.

1

22.

Натюрморты бывают разными (графическая грамота). Тематический натюрморт.

1

23.

Рисуем музыку (хоровод искусств). Музыка в картине.

1

24.

Искусство дизайна (восприятие).

Коллективная композиция «Детская площадка».

1

25.

Учимся рисовать человека (графическая грамота). Аппликация «Человек в движении».

1

26.

Что такое асимметрия (графическая грамота). Карнавал костюмов.

1

27.

«Все дело в шляпе» (восприятие). Необычная шляпа.

1

28.

Весеннее настроение (хоровод искусств). Исследовательский проект. Картины весны.

1

29.

Рисунки- знаки (компьютерный проект).

Письмо другу.

1

30.

История в картинках(компьютерный проект). Динамичный рассказ.

1

31.

Образ героя (компьютерный проект). Комикс. Клоун.

1

32.

Промежуточная аттестация.

1

33.

Волшебный фонарь (компьютерный проект).История в трёх кадрах.

Работа над ошибками.

1

34.

Диафильм (компьютерный проект).


1