Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А. Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Шевченко Л. Б. «_____» _____________ 2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 ________С.И. Тухватулина Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(УМК «Школа России»)
4В, 4Г, 4Д, 4Е, 4Ж, 4З , 4И классы
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составители:
учителя начальных классов
Ильменейкина Надежда Сергеевна,
Завьялова Мария Андреевна,
Сергеева Людмила Григорьевна,
Смирнова Вита Васильевна,
Твёрдая Валентина Николаевна,
Фефелова Ксения Олеговна,
Щеглова Ирина Ивановна.
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1 | Общие цели и задачи предмета «Изобразительное искусство» на начальной ступени образования. | 3 |
2 | Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство». | 4 |
3 | Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство». | 7 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы. | 8 |
5 | Календарно – тематическое планирование. | 9 |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и программы по предмету «Изобразительное искусство» УМК «Школа России» 1-4 класс: сборник рабочих программ «Школа России» / Б. М. Неменского — М.: Просвещение, 2016 г.
В 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели и задачи предмета «Изобразительное искусство» на начальной ступени образования.
Основные цели изучения изобразительного искусства в школе:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачами изучения изобразительного искусства являются:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное
искусство».
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся научится:
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
использовать элементарные приемы изображения пространства;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
называть разные типы музеев;
сравнивать различные виды изобразительного искусства;
называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
использовать различные художественные материалы.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Раздел 1.
Искусство нашего народа. 9 ч
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Раздел 2.
Искусство разных народов. 7 ч
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Раздел 3.
Каждый народ Земли – художник. 10 ч
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Раздел 4.
Представление народов о духовной красоте человека. 8 ч
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1. | Искусство нашего народа | 9 |
2. | Искусство разных народов | 7 |
3. | Каждый народ Земли - художник | 10 |
4. | Представление народов о духовной красоте человека | 8 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Искусство нашего народа – 9 ч |
1 | 1 четверть ИОТ-016-2017 Каждый народ строит, украшает, изображает. | 03.09 | |
2 | Пейзаж родной земли. Художественные материалы. | 10.09 | |
3 | Красота природы в произведениях русской живописи. Изображение осеннего пейзажа. | 17.09 | |
4 | Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы. | 24.09 | |
5 | Деревня – деревянный мир. Создание коллективного панно "Деревенька". | 01.10 | |
6 | Красота человека. Русская красавица. Изображение портрета женского сказочного персонажа в традиционном головном уборе. | 08.10 | |
7 | Образ русского человека в произведениях художников. Выполнение рисунка человека в русском народном костюме. | 15.10 | |
8 | Календарные праздники. Создание панно на тему народного праздника. | 22.10 | |
9 | 2 четверть ИОТ-016-2017 Деревянная храмовая архитектура. Конструирование: архитектурные объемы из бумаги. Коллективная объёмная постройка деревни. | 12.11 | |
Раздел 2. Искусство разных народов – 7 ч |
10 | Родной угол. Изображение древнерусского города графическими материалами (внутренний и внешний вид города). Тематическое рисование. | 19.11 | |
11 | Древние соборы. Особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Лепка древнерусского храма. | 26.11 | |
12 | Города русской земли. Экскурсия – презентация «Золотое кольцо». | 03.12 | |
13 | Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры. Зарисовка интерьера зала музея. | 10.12 | |
14 | Древнерусские воины – защитники. Выполнение эскиза в технике (графика) древнерусских воинов (князя и его дружину). | 17.12 | |
15 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат (зарисовка по наблюдениям). | 24.12 | |
16 | 3 четверть ИОТ-016-2017 Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Многофигурная композиция в коллективном панно «Княжеский пир». | 14.01 | |
Раздел 3. Каждый народ Земли – художник – 10 ч |
17 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Страна восходящего солнца. Панно «Праздник цветущей сакуры». | 21.01 | |
18 | Образ японских построек. Рисование по представлению «Путешествие по Японии». | 28.01 | |
19 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. | 04.02 | |
20 | Искусство народов степей. Конструирование. Юрта как произведение архитектуры. | 11.02 | |
21 | Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент. Эскиз восточного орнамента. | 18.02 | |
22 | Древнегреческая архитектура. Древняя Эллада. Знакомство с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи. Эскиз (пастель) «Древнегреческие вазы». | 25.02 | |
23 | Античное искусство Древней Греции. Конструирование рельефного образа афинского Акрополя. | 04.03 | |
24 | Древнегреческий праздник. Проект «Олимпийские игры в Древней Греции». | 11.03 | |
25 | Средневековая архитектура Европы. Образ готического храма и его декор. Пастель, изображение готического собора. | 18.03 | |
26 | 4 четверть ИОТ-016-2017 Многообразие художественных культур в мире. Образ архитектуры и образ человека в каждой культуре. Экскурсия в музей искусства. | 01.04 | |
Раздел 4. Представление народов о духовной красоте человека – 8 ч |
27 | Все народы воспевают материнство. Рисование портрета «Улыбка мамы». | 08.04 | |
28 | Все народы воспевают материнство. Образ богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Открытка. «Подарок маме». | | |
29 | Все народы воспевают мудрость старости. Выполнение портрета пожилого человека «В гостях у бабушки (дедушки)». | 15.04 | |
30 | Сопереживание-великая тема искусства. Иллюстрирование книги Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». | 22.04 | |
31 | Герои, борцы и защитники. Открытка «Слава победителям!» | 29.04 | |
32 | Роль искусства в воспевании мужества и героизма. Монументальная скульптура. Создание героического образа. Разработка проекта памятника героям войны. | 06.05 | |
33 | Юность и надежды. Воплощение темы детства и юности в искусстве всех народов. Игра в художников и зрителей, экскурсоводов на выставке детских работ. Выставка достижений. Коллективный проект «Здравствуй, лето!» | 13.05 | |
34 | Искусство народов мира. Искусствоведческая викторина «Искусство вокруг нас». | 20.05 | |
Материально-техническое обеспечение
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
18