1.Пояснительная записка
Рабочая программа по «Адыгэбзэ» Кабардино-черкесский язык (родной) для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 (с дополнениями и изменениями) и положением о структуре порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов и программ внеурочной деятельности, МКОУ «СОШ» с.п.Зольское и примерной программой Таова Ж.К.
Цели и задачи учебного предмета:
формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
- развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
развитие речи на кабардино-черкесском языке, формирование мотивации к изучению родного языка;
развитие этнического самосознания, воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
формирование гражданских, патриотических чувств;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике кабардино-черкесского языка;
овладение умениями правильного чтения и письма;
формирование умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию на родном языке;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение кабардино-черкесским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:Таов Ж.К. «Адыгэбзэ» учебник для 2 класса, издательства «Эльбрус»2015г.
Согласно учебному плану МКОУ «СОШ» с.п. Зольское на 2018-2019 уч.год, на изучение «Адыгэбзэ» Кабардино-черкесский язык(родной) во 2 классе отводится 2 часа в неделю из расчёта 34 учебные недели, что составляет 68 часов в году.
2.Планируемые результаты освоения учебной программы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса кновым-общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные результаты
В результате изучения кабардинского языка при получении начального общего образования обучающиеся овладеют начальными представлениями о нормах кабардинского языка (фонетических, лексических, грамматических). Учебный предмет «Кабардинский язык» направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Обучение родному языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса родного языка заключается в его тесной взаимосвязи с родной речью. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Обучение родному языку основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс родного языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. В результате изучения кабардинского языка на уровне начального общего образования обучающиеся овладеют:
- речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- знаниями из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными навыками, речевыми умениями, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме.
Выпускник научится:
-находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово;
-понимать и порождать высказывания на кабардинском языке в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- осуществлять речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности носителей кабардинского языка;
- формировать интерес и положительное отношение к кабардинскому языку, к культуре своего народа;
-понимать себя как личность, принадлежащая к определенному языковому и культурному сообществу;
-понимать важность изучения кабардинского языка как государственного Кабардино-Балкарской Республики.
В аудировании: понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов построенных на изученном языковом материале. В чтении: читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание, находить в тексте нужную информацию. В письменной речи владеть техникой письма; писать с опорой на образец. Языковая компетенция (владение языковыми средствами) адекватное произношение и различение на слух всех звуков кабардинского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типов предложений; применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы.
В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления русского и кабардинского языка на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке; умение систематизировать слова; умение пользоваться языковой догадкой; совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.); умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы; умение пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил.
Выпускник научится: различать и сравнивать: простое и сложное предложение; главные и второстепенные члены предложения; лексика – грамматические признаки изученных частей речи; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление; разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы; безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (65-80слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах.
Развитие речи:тхыгъэр, абы хэлъгупсысэнэхъыщхьэхэм тещ1ыхьауэ 1ыхьэурэ зэпыудын, а 1ыхьэхэм псалъащхьэ хуэщ1ын. Тхыгъэм и план зэхэлъхьэфын, ар зэра1уатэ псалъэухауи зэрыупщ1э псалъэухауизэхэту. Тхыгъэрзейм къыжимы1э гупсысэнэхъыщхьэу абы хэлъыркъыхэгъуэтэн. Тхыгъэм и ухуэк1эр. Зыгуэр къызыщы1уэта тхыгъэмыиныризложенэутхын, план хьэзырым е зэгъусэузэхалъхьамтету. Жьэры1уатэуи тхыгъэуисочиненэзэхэлъхьэн ик1и ятхын, зысурэтым е сурэтзыбжанэмтеухуауэ).
Обучающиеся должны знать:
–признаки простого и сложного предложения;
– признаки главных членов предложения ( подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
– признаки однородных членов предложения;
–лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
Обучающиеся должны различать и сравнивать: простое и сложное предложение; главные и второстепенные члены предложения; –лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
Обучающиеся должны уметь:
–расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
–устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
–разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
–правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
– оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
– находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– развивать на уроках и во внеклассной работе умение осуществлять связь с жизнью, межпредметную связь;
– безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (65-75слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах .
3.Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия - 34ч.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твѐрдости, мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика-22ч.
Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова
как единства звучания и значения. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова — имена собственные (наименование единичных предметов),имена
нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлѐнных и неодушевлѐнных предметов. Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием«родственные(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и разных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение).
Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имѐн существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Морфологический разбор имѐн существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные при-
знаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Морфологический разбор имѐн прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные место имения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (ауэ,арщхьэк1э, н.), их роль в речи.
Синтаксис-8ч.
Различение предложения, словосочетания, слова(осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия«орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания: перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами, сложных предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Освоение позитивной духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании.
4.Календарнэ-тематическэ план
№ | Темэхэр | Сыхьэтбжыгъэр. | Махуэр |
План | факт |
Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ (34) |
1 | Бзэмрэ псалъэухамрэ.Псалъэуха. Макъ.Хьэрф. | 1 | 5.09. | |
2 | Макъзешэхэр. | 1 | 8.09. | |
3 | Макъ дэк1уашэхэр. | 1 | 12.09. | |
4 | Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ лэжьыгъэхэр щ1ыгъуу. «Бжьыхьэ» | 1 | 15.09. | |
5 | Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр. | 1 | 19.09. | |
6 | Пычыгъуэ. Псалъэр зэрырахьэк1ыр. | 1 | 22.09. | |
7 | Псалъэр зэрырахьэк1ым теухуа лэжьыгъэхэр. | 1 | 26.09. | |
8 | Къызэрапщытэ диктант. | 1 | 29.09. | |
9 | Макъзешэ э-рхьэрфзешэ а-к1э къызэрагъэлъагъуэр | 1 | 3.10 | |
10 | Хьэрфзешэа-м и тхык1эр. | 1 | 6.10. | |
11 | П1,т1 макъ дэк1уашэхэр. | 1 | 9.10. | |
12 | Зэпэщ1эзых ы. | 1 | 12.10. | |
13 | Хьэрфзешэ ы. | 1 | 17.10. | |
14 | Бзэм зезыгъэужь сочиненэ. | 1 | 19.10. | |
15 | Хьэрф у-р. | 1 | 24.10. | |
16 | Хьэрф у-м и ужьк1э ы-зэрамытхыр. | 1 | 26.10. | |
17 | Хьэрф ы-р щамытхыр. | 1 | 7.11. | |
18 | Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ лэжьыгъэхэр щ1ыгъуу. | 1 | 9.11. | |
19 | Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр. | 1 | 14.11. | |
20 | Хьэрф и,е –хэр. | 1 | 16.11. | |
21 | Хьэрф э-р къызэрык1уэр. | 1 | 21.11. | |
22 | Хьэрф ю, я-хэр. | 1 | 23.11. | |
23 | Хьэрф ё-р. | 1 | 28.11. | |
24 | Хьэрф ё,ю,я-хэм теухуа лэжьыгъэхэр. | 1 | 30.11. | |
25 | Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ. | 1 | 5.12. | |
26 | Изложенэ. | 1 | 7.12. | |
27 | Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ | 1 | 12.12. | |
28 | Хьэрф зэгуэтк1э къагъэлъагъуэ макъхэр. | 1 | 14.12. | |
29 | Ударенэ | 1 | 19.12 | |
30 | Ударенэм теухуа лэжьыгъэхэр. | 1 | 21.12. | |
31 | Къызэрапщытэ диктант. | 1 | 26.12. | |
32 | Щыуагъэхэм елэжьын. | 1 | 28.12. | |
33 | Бзэм зезыгъэужь сочиненэ. | 1 | 11.01. | |
34 | Адыгэ алфавит. | 1 | 16.01. | |
Псалъэ (23) |
35 | Унэц1эмрэ ц1эхэмрэ хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр | 1 | 18.01. | |
36 | Изложенэ. | 1 | 23.01. | |
37 | Унэц1эмрэ ц1эхэмрэ хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр | 1 | 25.01. | |
38 | Псэущхьэхэм ф1ащ ц1эхэр хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр | 1 | 30.01. | |
39 | Къалэхэм, къуажэхэм, уэрамхэм, псыежэххэм я ц1эхэр хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр | 1 | 1.02. | |
40 | Къызэрапщытэ диктант. | 1 | 6.02. | |
41 | Щыуагъэхэм елэжьыжын. | | | |
42 | Хэт? Сыт? упщ1эхэм жэуап хуэхъу псалъэхэр | 1 | 8.02. | |
43 | Хэт? Сыт? упщ1эхэм жэуап хуэхъу псалъэхэр | 1 | 13.02. | |
44 | Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр | 1 | 15.02. | |
45 | Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр. | 1 | 20.02. | |
46 | Сыт ищ1эрэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр | 1 | 22.02. | |
47 | Сыт ищ1эрэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр | 1 | 27.02. | |
48 | Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэхэр щ1ыгъуу. | 1 | 1.03. | |
49 | Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр. | 1 | 6.03. | |
50 | Послелогхэр. | 1 | 13.03. | |
51 | Послелогхэр. | 1 | 15.03. | |
52 | Бзэм зезыгъэужь сочиненэ. | 1 | 20.03. | |
53 | Псалъэ лъабжьэ. | 1 | 22.03. | |
54 | Псалъэ зэлъэбжьэгъухэр. | 1 | 3.04. | |
55 | Псалъэ лъабжьэм,псалъэ зэлъэбжьэгъухэм теухуа лэжьыгъэхэр. | 1 | 5.04. | |
56 | Изложенэ. | 1 | 10.04. | |
57 | Щхьэ закъуэ лэжьыгъэ. Псалъэ лъабжьэ. Псалъэ зэлъабжьэгъухэр. | 1 | 12.04. | |
58 | Къызэрапщытэ диктант. | 1 | 17.04. | |
|
59 | Бзэр псалъэухаурэ зэрызэхэтыр | 1 | 19.04. | |
60 | Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэр | 1 | 24.04. | |
61 | Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэр | 1 | 26.04. | |
62 | Псалъэухам хэт псалъэхэр зэрызэпхам теухуа лэжьыгъэхэр. | 1 | 3.05. | |
63 | Зэра1уатэ,зэрыупщ1э, хэ1этык1а псалъэухахэр. | 1 | 8.05. | |
64 | Зэра1уатэ, зэрыупщ1э, хэ1этык1а псалъэухахэр. | 1 | 10.05. | |
65 | Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэхэр щ1ыгъуу. | 1 | 15.05. | |
Яджам къытегъэзэжын (4) |
66 | Щыуагъэм елэжьын. Яджам къытегъэзэжын. | 1 | 17.05. | |
67 | Псалъэуха зэмыл1эужьыгъуэхэр къэпщытэжын. | 1 | 25.05. | |
68 | Илъэсым яджам къытегъэзэжын. | 1 | 29.05 | |