СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кабардинсому языку Адыгэбзэ

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа по  «Адыгэбзэ» Кабардино-черкесский язык (родной) для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 (с дополнениями и изменениями) и положением о структуре  порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов и программ внеурочной деятельности, МКОУ «СОШ» с.п.Зольское и примерной программой  Таова Ж.К.

1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа по  «Адыгэбзэ» Кабардино-черкесский язык (родной) для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 (с дополнениями и изменениями) и положением о структуре  порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов и программ внеурочной деятельности, МКОУ «СОШ» с.п.Зольское и примерной программой  Таова Ж.К.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кабардинсому языку Адыгэбзэ»

1.Пояснительная записка


Рабочая программа по «Адыгэбзэ» Кабардино-черкесский язык (родной) для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 (с дополнениями и изменениями) и положением о структуре порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов и программ внеурочной деятельности, МКОУ «СОШ» с.п.Зольское и примерной программой Таова Ж.К.

Цели и задачи учебного предмета:

формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

- развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

  • развитие речи на кабардино-черкесском языке, формирование мотивации к изучению родного языка;

  • развитие этнического самосознания, воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;

  • формирование гражданских, патриотических чувств;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике кабардино-черкесского языка;

  • овладение умениями правильного чтения и письма;

  • формирование умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию на родном языке;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение кабардино-черкесским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.



Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:Таов Ж.К. «Адыгэбзэ» учебник для 2 класса, издательства «Эльбрус»2015г.

Согласно учебному плану МКОУ «СОШ» с.п. Зольское на 2018-2019 уч.год, на изучение «Адыгэбзэ» Кабардино-черкесский язык(родной) во 2 классе отводится 2 часа в неделю из расчёта 34 учебные недели, что составляет 68 часов в году.


2.Планируемые результаты освоения учебной программы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.



Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­-познавательного интереса кновым-общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение и классификацию позаданным критериям;

  • устанавливать причинно-­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Предметные результаты

В результате изучения кабардинского языка при получении начального общего образования обучающиеся овладеют начальными представлениями о нормах кабардинского языка (фонетических, лексических, грамматических). Учебный предмет «Кабардинский язык» направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Обучение родному языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса родного языка заключается в его тесной взаимосвязи с родной речью. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Обучение родному языку основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс родного языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. В результате изучения кабардинского языка на уровне начального общего образования обучающиеся овладеют:

- речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- знаниями из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

- каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными навыками, речевыми умениями, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме.

Выпускник научится:

-находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово;

-понимать и порождать высказывания на кабардинском языке в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- осуществлять речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности носителей кабардинского языка;

- формировать интерес и положительное отношение к кабардинскому языку, к культуре своего народа;

-понимать себя как личность, принадлежащая к определенному языковому и культурному сообществу;

-понимать важность изучения кабардинского языка как государственного Кабардино-Балкарской Республики.

В аудировании: понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов построенных на изученном языковом материале. В чтении: читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание, находить в тексте нужную информацию. В письменной речи владеть техникой письма; писать с опорой на образец. Языковая компетенция (владение языковыми средствами) адекватное произношение и различение на слух всех звуков кабардинского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типов предложений; применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы.

В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления русского и кабардинского языка на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке; умение систематизировать слова; умение пользоваться языковой догадкой; совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.); умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы; умение пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил.

Выпускник научится: различать и сравнивать: простое и сложное предложение; главные и второстепенные члены предложения; лексика – грамматические признаки изученных частей речи; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление; разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы; безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (65-80слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах.

Развитие речи:тхыгъэр, абы хэлъгупсысэнэхъыщхьэхэм тещ1ыхьауэ 1ыхьэурэ зэпыудын, а 1ыхьэхэм псалъащхьэ хуэщ1ын. Тхыгъэм и план зэхэлъхьэфын, ар зэра1уатэ псалъэухауи зэрыупщ1э псалъэухауизэхэту. Тхыгъэрзейм къыжимы1э гупсысэнэхъыщхьэу абы хэлъыркъыхэгъуэтэн. Тхыгъэм и ухуэк1эр. Зыгуэр къызыщы1уэта тхыгъэмыиныризложенэутхын, план хьэзырым е зэгъусэузэхалъхьамтету. Жьэры1уатэуи тхыгъэуисочиненэзэхэлъхьэн ик1и ятхын, зысурэтым е сурэтзыбжанэмтеухуауэ).

Обучающиеся должны знать:

–признаки простого и сложного предложения;

– признаки главных членов предложения ( подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);

– признаки однородных членов предложения;

–лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;

Обучающиеся должны различать и сравнивать: простое и сложное предложение; главные и второстепенные члены предложения; –лексика – грамматические признаки изученных частей речи;

Обучающиеся должны уметь:

–расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

–устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

–разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;

–правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

– оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

– находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

– развивать на уроках и во внеклассной работе умение осуществлять связь с жизнью, межпредметную связь;

– безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (65-75слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах .


3.Содержание учебного предмета

Фонетика и орфоэпия - 34ч.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твѐрдости, мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика-22ч.

Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова

как единства звучания и значения. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова — имена собственные (наименование единичных предметов),имена

нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлѐнных и неодушевлѐнных предметов. Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием«родственные(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и разных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение).

Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имѐн существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Морфологический разбор имѐн существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные при-

знаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Морфологический разбор имѐн прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные место имения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (ауэ,арщхьэк1э, н.), их роль в речи.

Синтаксис-8ч.

Различение предложения, словосочетания, слова(осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия«орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания: перенос слов;

заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами, сложных предложениях.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания

определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Освоение позитивной духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании.


4.Календарнэ-тематическэ план


Темэхэр

Сыхьэтбжыгъэр.

Махуэр

План

факт

Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ (34)


1

Бзэмрэ псалъэухамрэ.Псалъэуха. Макъ.Хьэрф.

1

5.09.


2

Макъзешэхэр.

1

8.09.


3

Макъ дэк1уашэхэр.

1

12.09.


4

Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ лэжьыгъэхэр щ1ыгъуу. «Бжьыхьэ»

1

15.09.


5

Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

19.09.


6

Пычыгъуэ. Псалъэр зэрырахьэк1ыр.

1

22.09.


7

Псалъэр зэрырахьэк1ым теухуа лэжьыгъэхэр.

1

26.09.


8

Къызэрапщытэ диктант.

1

29.09.


9

Макъзешэ э-рхьэрфзешэ а-к1э къызэрагъэлъагъуэр

1

3.10


10

Хьэрфзешэа-м и тхык1эр.

1

6.10.


11

П1,т1 макъ дэк1уашэхэр.

1

9.10.


12

Зэпэщ1эзых ы.

1

12.10.


13

Хьэрфзешэ ы.

1

17.10.


14

Бзэм зезыгъэужь сочиненэ.

1

19.10.


15

Хьэрф у-р.

1

24.10.


16

Хьэрф у-м и ужьк1э ы-зэрамытхыр.

1

26.10.


17

Хьэрф ы-р щамытхыр.

1

7.11.


18

Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ лэжьыгъэхэр щ1ыгъуу.

1

9.11.


19

Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

14.11.


20

Хьэрф и,е –хэр.

1

16.11.


21

Хьэрф э-р къызэрык1уэр.

1

21.11.


22

Хьэрф ю, я-хэр.

1

23.11.


23

Хьэрф ё-р.

1

28.11.


24

Хьэрф ё,ю,я-хэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

30.11.


25

Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ.

1

5.12.


26

Изложенэ.

1

7.12.


27

Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ

1

12.12.


28

Хьэрф зэгуэтк1э къагъэлъагъуэ макъхэр.

1

14.12.


29

Ударенэ

1

19.12


30

Ударенэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

21.12.


31

Къызэрапщытэ диктант.

1

26.12.


32

Щыуагъэхэм елэжьын.

1

28.12.


33

Бзэм зезыгъэужь сочиненэ.

1

11.01.


34

Адыгэ алфавит.

1

16.01.


Псалъэ (23)


35

Унэц1эмрэ ц1эхэмрэ хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр

1

18.01.



36

Изложенэ.

1

23.01.


37

Унэц1эмрэ ц1эхэмрэ хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр

1

25.01.


38

Псэущхьэхэм ф1ащ ц1эхэр хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр

1

30.01.


39

Къалэхэм, къуажэхэм, уэрамхэм, псыежэххэм я ц1эхэр хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр

1

1.02.


40

Къызэрапщытэ диктант.

1

6.02.


41

Щыуагъэхэм елэжьыжын.




42

Хэт? Сыт? упщ1эхэм жэуап хуэхъу псалъэхэр

1

8.02.


43

Хэт? Сыт? упщ1эхэм жэуап хуэхъу псалъэхэр

1

13.02.


44

Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр

1

15.02.


45

Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр.

1

20.02.


46

Сыт ищ1эрэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр

1

22.02.


47

Сыт ищ1эрэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр

1

27.02.


48

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэхэр щ1ыгъуу.

1

1.03.


49

Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

6.03.


50

Послелогхэр.

1

13.03.


51

Послелогхэр.

1

15.03.


52

Бзэм зезыгъэужь сочиненэ.

1

20.03.


53

Псалъэ лъабжьэ.

1

22.03.


54

Псалъэ зэлъэбжьэгъухэр.

1

3.04.


55

Псалъэ лъабжьэм,псалъэ зэлъэбжьэгъухэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

5.04.


56

Изложенэ.

1

10.04.


57

Щхьэ закъуэ лэжьыгъэ. Псалъэ лъабжьэ. Псалъэ зэлъабжьэгъухэр.

1

12.04.


58

Къызэрапщытэ диктант.

1

17.04.



59

Бзэр псалъэухаурэ зэрызэхэтыр

1

19.04.


60

Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэр

1

24.04.


61

Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэр

1

26.04.


62

Псалъэухам хэт псалъэхэр зэрызэпхам теухуа лэжьыгъэхэр.

1

3.05.


63

Зэра1уатэ,зэрыупщ1э, хэ1этык1а псалъэухахэр.

1

8.05.


64

Зэра1уатэ, зэрыупщ1э, хэ1этык1а псалъэухахэр.

1

10.05.


65

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэхэр щ1ыгъуу.

1

15.05.



Яджам къытегъэзэжын (4)

66

Щыуагъэм елэжьын. Яджам къытегъэзэжын.

1

17.05.


67

Псалъэуха зэмыл1эужьыгъуэхэр къэпщытэжын.

1

25.05.


68

Илъэсым яджам къытегъэзэжын.

1

29.05