СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10 класс профильный уровень

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для классов химико-биологического профиля.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс профильный уровень»

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»




«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2019

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

/

/

/А.А. Миронов

Подпись /расшифровка

Подпись /расшифровка

Подпись /расшифровка


Дата «_____»______2019

Дата «_____»________2019

Приказ №_____________













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: химия

10 «А» класса среднего общего образования


Срок реализации программы 2019/2020 учебный год









Разработчик рабочей программы:

Матыцин Алексей Юрьевич

учитель химии

высшей категории








г. Барнаул, 2019





Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе ООП основного общего образования МБОУ «Гимназия №80», в соответствии с ФК ГОС СОО, авторской программы:

«Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений»/ О.С.Габриелян. -8-е изд., стереотип .-.М. ; Дрофа , 2011.-78,[2] c.

Учебно-методический комплект:

1.Химия.10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян и др.-7-е изд.,стереотипное-.:Дрофа,2009.

2.Габриелян О.С.Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах ,задачах,упражнениях.10кл.-М.:Дрофа.

3. Химия. 10 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. профильный уровень» / О.С.Габриелян и др.-3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа,2010.-253.

4.Химия. 10 класс. Профильный уровень : метод. Пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.-6-е изд., перераб.- М.: Дрофа,2006.





В учебном плане МБОУ «Гимназия 80 » на 2019/2020 учебный год определено:

Часов по программе в год – 105

Часов по программе в неделю- _3__, из них: федеральный компонент –1



школьный компонент –2

Авторская программа рассчитана на 102 часа в год (из них 5 часов резервного времени), 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №80» и годовым календарным графиком на 2019-2020 учебный год.

Ррабочая программа составлена на 105 часов в год , в связи с чем добавлено 3 часа на тему «Окислительно-восстановительные реакции в органической химии». Резервное время используется по усмотрению учителя.

Контрольные работы и уроки обобщения включены в рабочую программу в соответствии с методическими рекомендациями автора.



Виды контроля: ( в скобках формы контроля).

ТК- текущий(УО- устный опрос, ПО- письменный опрос, Т-тест, СР- самостоятельная работа, ПР- практическая работа)

ТМ- тематический(К.Р.- контрольная работа)

И- итоговый(К.Р.- контрольная работа)

Требования к уровню подготовки :
1.НАЗЫВАТЬ: вещества по их формулам, типы реакций, общие свойства классов, положения теории строения органических веществ, виды гибридизации, функциональные группы, гомологи и изомеры, природные источники углеводородов, виды пластмасс, каучуков, волокон, области применения практически значимых органических веществ, способы получения важнейших орг.веществ.

2.ОПРЕДЕЛЯТЬ: принадлежность вещества к классу, по структурным формулам изомеры и гомологи, вид гибридизации, возможность образования водородной связи.

3.СОСТАВЛЯТЬ: уравнения реакций характеризующих свойства органических веществ, генетическую связь между ними, способы их получения.

4.ОБЪЯСНЯТЬ: сущность положений теории строения орг. веществ, зависимость свойств от строения, взаимное влияние атомов в молекулах, механизмы реакций замещения и присоединения, причины многообразия орг. веществ.

5.ПРОВОДИТЬ: определение предельных и непредельных орг. соединений, опыты, подтверждающие свойства веществ, распознавание орг.веществ,

нахождение формулы вещества по массовым долям элементов и по массам продуктов сгорания вещества.

6.СОБЛЮДАТЬ правила техники безопасности при обращении с веществами, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.Экологически грамотного поведения в окружающей среде.

2.Оценки влияния химического загрязнения среды на организм человека

3.Критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема . Введение(5ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строениеи свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ иπ. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние — sр3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.

Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, Н2О, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.



Тема 1. Строение и классификация органических соединений (10ч)

Тема 1. Строение и классификация органических соединений (10 часов)

Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий, органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях.

Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели молекул органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.

Практическая работа №1 Качественный анализ органических соединений.

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений»



Тема 2. Химические реакции в органической химии (6ч)

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2.Комбинированные задачи.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом.

Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом).


Тема 3 Углеводороды(24ч)

Понятие об углеводородах.

Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. По­ляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.

Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов.Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука.Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам ссопряженными π-связями.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации СбН12. Изомерияциклоалканов (по «углеродному скелету», цис , транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойствациклопропана, циклобутана.

Арен ы. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи наэлектронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.

Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метайа и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.

Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.

Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.

Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).

Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.

Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.

Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4.Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»



Тема 4. Спирты и фенолы(6ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола изфенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола сформальдегидом.

Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II).



Тема 5. Альдегиды и кетоны.(7ч)

Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

Лабораторные опыты. 10. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 11. Реакция «серебряного зеркала». 12. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 13. Окисление бензальдегида кислородом воздуха

Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры.(10ч)

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).

Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).

Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.

Лабораторные опыты. 14. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 15. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 16. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 17. Взаимодействие карбоновых кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 18. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.



Тема 7. Углеводы.(7ч)

Тема 7 Углеводы (7 часов)

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.

Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (IIпри нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.

Лабораторные опыты. 19. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 20. Взаимо­действие глюкозы с гидроксидом меди (IIпри обычных условиях и при нагревании. 21. Взаи­модействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 22. Кислотный гидролиз сахарозы. 23. Качественная реакция на крахмал. 24. Знакомство с коллекцией волокон.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.



Тема 8.Азотсодержащие органические вещества.(9ч)

Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.

Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

Лабораторные опыты. 25. Построение моделей молекул изомерных аминов. 26. Смешиваемость анилина с водой. 27. Образование солей аминов с кислотами. 28. Качественные реакции на белки.



Тема 9. Биологически активные вещества (6ч)

Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, Е). Их биологическая роль.

Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.

Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.

Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnО2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Лабораторные опыты. 29. Обнаружение витамина А, С, D в продуктах питания. 30. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 31. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 32. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 33. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 34. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).



Тема 10 Практикум(7ч)

Практическая работа № 1: «Качественный анализ органических соединений». Практическая работа №2: «Углеводороды». Практическая работа № 3: «Спирты и фенолы». Практическая работа № 4: «Альдегиды и кетоны». Практическая работа № 5: «Карбоновые кислоты». Практическая работа № 6: «Углеводы». Практическая работа № 7: «Амины, аминокислоты, белки».



Формы организации учебных занятий и основных видов деятельности: практикумы, семинары, дискуссии, работа с информационными ресурсами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение

5

2

Строение и классификация органических соединений

10

3

Химические реакции в органической химии

6

4

Углеводороды

24

5

Спирты и фенолы

6

6

Альдегиды и кетоны

7

7

Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры

10

8

Углеводы

7

9

Азотсодержащие органические соединения

9

10

Биологически активные вещества

6

11

Практикум

7

12

Окислительно- восстановительные реакции в органической химии

3

13

Резервное время (повторение основных вопросов курса органической химии)

5


Итого


100+5часов резерв=105







календарно-тематическое планирование



№ п/п

Наименование раздела программы и темы урока

Дата

Вид контроля


Тема: .Введение



1

Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе.



2

Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова


тк

3

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова



4

Строение атома углерода


тк

5

Валентные состояния атома углерода.


тк


Тема1 . Строение и классификация органических веществ



6

Классификация органических соединений


тк

7

Классификация органических соединений



8

Основы номенклатуры органических веществ


тк

9

Основы номенклатуры органических веществ


тк

10

Изомерия в органической химии и её виды



11

Изомерия в органической химии и её виды


тк

12

Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений


тк

13

Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений


тк

14

Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений


тк

15

Контрольная работа №1 по теме «строение и классификация органических веществ»


Тм(к.р.)


Тема2 . Химические реакции в органической химии



16

Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения, отщепления и изомеризации.



17

Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения, отщепления и изомеризации.


тк

18

Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения, отщепления и изомеризации.



19

Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах.


тк

20

Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц


тк

21

Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц


тк


Тема3 . Углеводороды



22

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь



23

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь



24

Алканы : строение, номенклатура, получение и физические свойства


тк

25

Химические свойства алканов


тк

26

Химические свойства алканов


тк

27

Алкены: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства, получение


тк

28

Алкены : химические свойства.



29

Алкены : химические свойства


тк

30

Обобщение и систематизация знаний по темам: «алканы» и «алкены»


тк

31

Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства. Получение.



32

Химические свойства алкинов


тк

33

Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Каучук.


тк

34

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.



35

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.


тк

36

Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства



37

Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства



38

Арены: строение молекулы бензола. физические свойства и способы получения аренов.


тк

39

Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реакции замещения. Применение бензола и его гомологов.


тк

40

Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реакции замещения. Применение бензола и его гомологов.



41

Генетическая связь между классами углеводородов


тк

42

Генетическая связь между классами углеводородов


тк

43

Обобщение по теме «углеводороды». Подготовка к контрольной работе


тк

44

Обобщение по теме «углеводороды». Подготовка к контрольной работе



45

Контрольная работа №2 по теме «углеводороды»


Тм(кр)


Тема4 . Спирты и фенолы



46

Спирты: состав, классификация, изомерия,



47

Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов.


тк

48

Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов.


тк

49

Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов.


тк

50

Фенолы. Фенол. Строение, физические и химические свойства фенола. Применение фенола.


тк

51

Фенолы. Фенол. Строение, физические и химические свойства фенола. Применение фенола




Тема5. Альдегиды и кетоны



52

Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекулы и физические свойства альдегидов.



53

Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды


тк

54

Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды


тк

55

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях


тк

56

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях


тк

57

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях


тк

58

Контрольная работа № 3 по теме «спирты, фенолы и карбонильные соединения».


Тм(кр)


Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры



59

Карбоновые кислоты: строение, классификация, и номенклатура. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.



60

Карбоновые кислоты: химические свойства


тк

61

Карбоновые кислоты: химические свойства


тк

62

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.



63

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства


тк

64

Жиры. Состав и строение молекул. Физические свойства и химические свойства. Мыла и СМС.


тк

65

Жиры. Состав и строение молекул. Физические свойства и химические свойства. Мыла и СМС.


тк

66

Обобщение по теме «карбоновые кислоты»


тк

67

Обобщение по теме «карбоновые кислоты»


тк

68

Контрольная работа № 4 по теме : «Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры»


Тм(кр)


Тема 7.углеводы



69

Углеводы: их состав и классификация



70

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза.


тк

71

Дисахариды .Важнейшие представители.


тк

72

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.



73

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.


тк

74

Систематизация и обобщение знаний по теме: «углеводы»


тк

75

Систематизация и обобщение знаний по теме: «углеводы»


тк


Тема8 . Азотсодержащие органические вещества



76

Амины: строение, классификация, номенклатура, получение. Химические свойства аминов



77

Амины: строение, классификация, номенклатура, получение. Химические свойства аминов


тк

78

Аминокислоты: состав и строение молекул. Свойства аминокислот, номенклатура. Получение.



79

Аминокислоты: состав и строение молекул. Свойства аминокислот, номенклатура. Получение


тк

80

Белки как биополимеры. Биологические функции. Значение белков.



81

Белки как биополимеры. Биологические функции. Значение белков.


тк

82

Нуклеиновые кислоты



83

Обобщение и систематизация знаний об азотсодержащих органических соединениях.



84

Контрольная работа № 5 по теме: «азотсодержащие органические соединения»


Тм(кр)


Тема 9. Биологически активные вещества



85

Витамины



86

Ферменты



87

Ферменты


тк

88

Гормоны



89

Лекарства


тк

90

Лекарства




Тема: химический практикум



91

Практическая работа № 1: «Качественный анализ органических соединений»


Тк(пр)

92

Практическая работа №2: «Углеводороды».


Тк(пр)

93

Практическая работа № 3: «Спирты и фенолы».


Тк(пр)

94

Практическая работа № 4: «Альдегиды и кетоны».


Тк(пр)

95

Практическая работа № 5: «Карбоновые кислоты».


Тк(пр)

96

Практическая работа № 6: «Углеводы».


Тк(пр)

97

Практическая работа № 7: «Амины, аминокислоты, белки».


Тк(пр)

98-100

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии



101-105

Резервное время ( итоговое повторение основных вопросов курса органической химии)




100 часов +5 часа резерв: итого 105 часов












ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «_________________» в ________классе

Учитель _______________________

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу



дата

тема

дата

тема
























































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!