СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии.

Цель данной программы

• усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символики;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федерального закона от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

- приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);

- приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

- приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказа от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

- письма Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письма Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письма от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

- письма Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письма Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);

- приказа РОО Администрации Чертковского района № 150 от 27.04.2016 г. «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2016-2017 учебном году»;

- Устава общеобразовательного учреждения.

- Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы О. С. Габриелян, А. В. Купцова – М.: Дрофа, 2015

- Индивидуального учебного плана образовательного учреждения.

Программа ориентирована на использование следующих учебных и учебно-методических пособий:

- Химия. 9 класс: учебник / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2016

- Химия. 8-9 кл. Методическое пособие / О. С. Габриелян, А. В. Купцова. – М.: Дрофа, 2017

- Контрольные и самостоятельные работы по химии: 9 класс: к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Н. С. Павлова. М.: Издательство «Экзамен», 2015.


Цель данной программы

• усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символики;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде

Задачи:

• систематизировать сведения при изучении следующих разделов химии: вещество, химическая реакция, элементарные основы неорганической химии, экспериментальные основы химии, химия и жизнь;

• познакомить учащихся с правилами работы в химической лаборатории, лабораторной посудой и оборудованием, методами синтеза и анализа неорганических веществ;

• развивать у учащихся умения мыслить, анализировать, выделять проблему, прогнозировать результат, делать выводы на основании проведенных экспериментов;

• формировать навыки и умения работы с химическими реактивами, лабораторной посудой и оборудованием; навыки и умения решения расчетных и экспериментальных задач различных типов;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета «химия» с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

На изучение химии в 9 классе выделяется 68 часа (2 ч. в неделю). Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов














Планируемые результаты освоения учебного предмета


Знать/Понимать

• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, относительные атомные и молекулярные массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;

• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения;

Уметь

называть: изученные вещества, признаки и условия осуществления изученных химических реакций; общие химические свойства основных классов неорганических веществ; типы химических реакций;

определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений, валентность и степень окисления химических элементов, вид химической связи в соединениях, тип химической реакции; заряд иона, окислитель и восстановитель;

характеризовать: химическикие элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева, строение и общие химические свойства металлов и неметаллов, их соединений, свойства основных классов неорганических соединений.

объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств химических элементов в пределах: малых периодов, главных подгрупп; схемы строения атомов; формулы веществ, изученных классов неорганических соединений по степени окисления элементов; природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; использование метода электронного баланса для подбора коэффициентов в схемах окислительно-восстановительных реакций;

выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ;

проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту, экологически грамотного поведения в окружающей среде, безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, приготовление растворов заданной концентрации в быту

Содержание учебного предмета


Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций (10 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций»

Тема 1.  Металлы(14 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидрокисды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

Контрольная работа №2 по теме «Металлы»


Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (2 часа)

Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»

Тема 3. Неметаллы (25 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народом хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»

Тема 4.  Практикум № 2. Свойства соединений неметаллов (3 часа)

Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Практическая работа № 5.  «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Практическая работа № 6. «Получение, собирание и распознавание газов»

Тема 5.  Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) (9 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Химия и жизнь (резервное время) – (5 часов)

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Знакомство учащихся с лекарственными препаратами и проблемами, связанными с их применением.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблема химического загрязнения планеты. Кислотные осадки. Парниковый эффект. Общее загрязнение атмосферы. Озоновая дыра. Радиоактивное загрязнение.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека




Календарно – тематическое планирование


Дата

Название темы

К–во часов



Общая характеристика химических элементов и химических реакций

10

1

05.09

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева

1

2

07.09

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

3

12.09

Характеристика химического элемента по кислотно-основным

свойствам образуемых им соединений

1

4

14.09

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1

5

19.09

Химическая организация природы

1

6

21.09

Классификация химических реакций

1

7

26.09

Понятие о скорости химической реакции

1

8

28.09

Катализаторы и катализ

1

9

03.10

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Общая характеристика элементов и химических реакций»

1

10

05.10

Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика

химических элементов и химических реакций»

1



Металлы

14

11

10.10

Век медный, бронзовый, железный

1

12

12.10

Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строение их атомов

1

13

17.10

Физические свойства металлов

1

14

19.10

Сплавы

1

15

24.10

Химические свойства металлов

1

16

26.10

Получение металлов

1

17

07.11

Коррозия металлов

1

18

09.11

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы

1

19

14.11

Щелочные металлы

1

20

16.11

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы

1

21

21.11

Алюминий

1

22

23.11

Железо

1

23

28.11

Обобщение знаний по теме «Металлы»

1

24

30.11

Контрольная работа №2 по теме «Металлы»

1



Практикум 1. Свойства металлов и их соединений

2

25

05.12

Пр. р. №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению металлов»

1

26

07.12

Экспериментальные задачи по распознаванию и получению металлов

1



Неметаллы

25

27

12.12

Общая характеристика неметаллов

1

28

14.12

Общие химические свойства неметаллов

1

29

19.12

Водород

1

30

21.12

Вода

1

31

26.12

Вода в жизни человека

1

32

28.12

Галогены

1

33

09.01

Соединения галогенов

1

34

11.01

Получение галогенов. Биологическое значение и применение

галогенов

1

35

16.01

Кислород

1

36

18.01

Сера, ее физические и химические свойства

1

37

23.01

Соединения серы

1

38

25.01

Серная кислота, ее получение и свойства

1

39

30.01

Азот

1

40

01.02

Аммиак

1

41

06.02

Соли аммония

1

42

08.02

Кислородные соединения азота

1

43

13.02

Фосфор и его соединения

1

44

15.02

Углерод

1

45

20.02

Кислородные соединения углерода

1

46

22.02

Соли угольной кислоты. Жесткость воды и способы ее

устранения

1

47

27.02

Кремний и его соединения

1

48

01.03

Соединения кремния. Силикатная промышленность

1

49

06.03

Применение кремния

1

50

13.03

Обобщение знаний по теме «Неметаллы»

1

51

15.03

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»

1



Практикум 2. Свойства соединений неметаллов

3

52

20.03

Пр. р. №4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

1

53

22.03

Пр. р. №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»

1

54

03.04

Пр. р. № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»

1



Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ)


9 ч

55

05.04

Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома

1

56

10.04

Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома

1

57

12.04

Виды химических связей и типы кристаллических решеток

1

58

17.04

Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества

1

59

19.04

Классификация химических реакций. Скорость химической реакции

1

60

24.04

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций

1

61

26.04

Окислительно-восстановительные реакции

1

62

03.05

Неорганические вещества, их номенклатура и классификация

1

63

08.05

Характерные химические свойства неорганических веществ

1



Химия и жизнь

5

64

10.05

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

1

65

15.05

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

1

66

17.05

Итоговая контрольная работа

1

67

22.05

Анализ итоговой контрольной работы

1

68

24.05

Викторина «Занимательная химия»

1














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!