Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федерального закона от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);
- приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
- приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
- приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;
- приказа от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
- письма Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- письма Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- письма от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;
- письма Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
- письма Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);
- приказа РОО Администрации Чертковского района № 150 от 27.04.2016 г. «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2016-2017 учебном году»;
- Устава общеобразовательного учреждения.
- Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы О. С. Габриелян, А. В. Купцова – М.: Дрофа, 2015
- Индивидуального учебного плана образовательного учреждения.
Программа ориентирована на использование следующих учебных и учебно-методических пособий:
- Химия. 9 класс: учебник / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2016
- Химия. 8-9 кл. Методическое пособие / О. С. Габриелян, А. В. Купцова. – М.: Дрофа, 2017
- Контрольные и самостоятельные работы по химии: 9 класс: к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Н. С. Павлова. М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Цель данной программы
• усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символики;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Задачи:
• систематизировать сведения при изучении следующих разделов химии: вещество, химическая реакция, элементарные основы неорганической химии, экспериментальные основы химии, химия и жизнь;
• познакомить учащихся с правилами работы в химической лаборатории, лабораторной посудой и оборудованием, методами синтеза и анализа неорганических веществ;
• развивать у учащихся умения мыслить, анализировать, выделять проблему, прогнозировать результат, делать выводы на основании проведенных экспериментов;
• формировать навыки и умения работы с химическими реактивами, лабораторной посудой и оборудованием; навыки и умения решения расчетных и экспериментальных задач различных типов;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета «химия» с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
На изучение химии в 9 классе выделяется 68 часа (2 ч. в неделю). Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Знать/Понимать
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, относительные атомные и молекулярные массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения;
Уметь
• называть: изученные вещества, признаки и условия осуществления изученных химических реакций; общие химические свойства основных классов неорганических веществ; типы химических реакций;
• определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений, валентность и степень окисления химических элементов, вид химической связи в соединениях, тип химической реакции; заряд иона, окислитель и восстановитель;
• характеризовать: химическикие элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева, строение и общие химические свойства металлов и неметаллов, их соединений, свойства основных классов неорганических соединений.
• объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств химических элементов в пределах: малых периодов, главных подгрупп; схемы строения атомов; формулы веществ, изученных классов неорганических соединений по степени окисления элементов; природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; использование метода электронного баланса для подбора коэффициентов в схемах окислительно-восстановительных реакций;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ;
• проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту, экологически грамотного поведения в окружающей среде, безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, приготовление растворов заданной концентрации в быту
Содержание учебного предмета
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций (10 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций»
Тема 1. Металлы(14 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидрокисды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
Контрольная работа №2 по теме «Металлы»
Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (2 часа)
Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»
Тема 3. Неметаллы (25 часа)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народом хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»
Тема 4. Практикум № 2. Свойства соединений неметаллов (3 часа)
Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Практическая работа № 5. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»
Практическая работа № 6. «Получение, собирание и распознавание газов»
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) (9 часов)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Химия и жизнь (резервное время) – (5 часов)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Знакомство учащихся с лекарственными препаратами и проблемами, связанными с их применением.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблема химического загрязнения планеты. Кислотные осадки. Парниковый эффект. Общее загрязнение атмосферы. Озоновая дыра. Радиоактивное загрязнение.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Название темы | К–во часов |
| | Общая характеристика химических элементов и химических реакций | 10 |
1 | 05.09 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева | 1 |
2 | 07.09 | Амфотерные оксиды и гидроксиды | 1 |
3 | 12.09 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений | 1 |
4 | 14.09 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 |
5 | 19.09 | Химическая организация природы | 1 |
6 | 21.09 | Классификация химических реакций | 1 |
7 | 26.09 | Понятие о скорости химической реакции | 1 |
8 | 28.09 | Катализаторы и катализ | 1 |
9 | 03.10 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Общая характеристика элементов и химических реакций» | 1 |
10 | 05.10 | Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» | 1 |
| | Металлы | 14 |
11 | 10.10 | Век медный, бронзовый, железный | 1 |
12 | 12.10 | Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строение их атомов | 1 |
13 | 17.10 | Физические свойства металлов | 1 |
14 | 19.10 | Сплавы | 1 |
15 | 24.10 | Химические свойства металлов | 1 |
16 | 26.10 | Получение металлов | 1 |
17 | 07.11 | Коррозия металлов | 1 |
18 | 09.11 | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы | 1 |
19 | 14.11 | Щелочные металлы | 1 |
20 | 16.11 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы | 1 |
21 | 21.11 | Алюминий | 1 |
22 | 23.11 | Железо | 1 |
23 | 28.11 | Обобщение знаний по теме «Металлы» | 1 |
24 | 30.11 | Контрольная работа №2 по теме «Металлы» | 1 |
| | Практикум 1. Свойства металлов и их соединений | 2 |
25 | 05.12 | Пр. р. №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению металлов» | 1 |
26 | 07.12 | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению металлов | 1 |
| | Неметаллы | 25 |
27 | 12.12 | Общая характеристика неметаллов | 1 |
28 | 14.12 | Общие химические свойства неметаллов | 1 |
29 | 19.12 | Водород | 1 |
30 | 21.12 | Вода | 1 |
31 | 26.12 | Вода в жизни человека | 1 |
32 | 28.12 | Галогены | 1 |
33 | 09.01 | Соединения галогенов | 1 |
34 | 11.01 | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов | 1 |
35 | 16.01 | Кислород | 1 |
36 | 18.01 | Сера, ее физические и химические свойства | 1 |
37 | 23.01 | Соединения серы | 1 |
38 | 25.01 | Серная кислота, ее получение и свойства | 1 |
39 | 30.01 | Азот | 1 |
40 | 01.02 | Аммиак | 1 |
41 | 06.02 | Соли аммония | 1 |
42 | 08.02 | Кислородные соединения азота | 1 |
43 | 13.02 | Фосфор и его соединения | 1 |
44 | 15.02 | Углерод | 1 |
45 | 20.02 | Кислородные соединения углерода | 1 |
46 | 22.02 | Соли угольной кислоты. Жесткость воды и способы ее устранения | 1 |
47 | 27.02 | Кремний и его соединения | 1 |
48 | 01.03 | Соединения кремния. Силикатная промышленность | 1 |
49 | 06.03 | Применение кремния | 1 |
50 | 13.03 | Обобщение знаний по теме «Неметаллы» | 1 |
51 | 15.03 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | 1 |
| | Практикум 2. Свойства соединений неметаллов | 3 |
52 | 20.03 | Пр. р. №4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» | 1 |
53 | 22.03 | Пр. р. №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода» | 1 |
54 | 03.04 | Пр. р. № 6 «Получение, собирание и распознавание газов» | 1 |
| | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) | 9 ч |
55 | 05.04 | Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома | 1 |
56 | 10.04 | Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома | 1 |
57 | 12.04 | Виды химических связей и типы кристаллических решеток | 1 |
58 | 17.04 | Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества | 1 |
59 | 19.04 | Классификация химических реакций. Скорость химической реакции | 1 |
60 | 24.04 | Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций | 1 |
61 | 26.04 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 |
62 | 03.05 | Неорганические вещества, их номенклатура и классификация | 1 |
63 | 08.05 | Характерные химические свойства неорганических веществ | 1 |
| | Химия и жизнь | 5 |
64 | 10.05 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | 1 |
65 | 15.05 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | 1 |
66 | 17.05 | Итоговая контрольная работа | 1 |
67 | 22.05 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 |
68 | 24.05 | Викторина «Занимательная химия» | 1 |